Радиобуй подводной лодки



Владельцы патента RU 2688544:

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (RU)

Система для выхода подводной лодки на связь с пунктом управления содержит подводную лодку, оборудованную устройством для хранения и выпуска радиобуя и буксируемой лодочной катушки с проводной или оптоволоконной линией связи, и радиобуй подводной лодки, имеющий плавучесть и противовес, источник тока и средства радиосвязи, управляющее устройство, которое управляет работой радиобуя в соответствии с командами, поступающими с борта подводной лодки, устройство изменения плавучести, катушку с проводной или оптоволоконной линией связи, приемник и преобразователь оптической информации в радиосигналы, приемник системы географического позиционирования, видеокамеру и устройство самоликвидации. Обеспечивается возможность выхода подводной лодкой на связь с пунктом управления, не раскрывая противнику своего истинного местонахождения.

 

Изобретение относится к области морской техники и предназначено для осуществления радиосвязи между подводной лодкой и пунктом управления.

Известно, что радиосвязь, как род электрической связи, осуществляется между двумя или несколькими пунктами путем излучения и приема электромагнитных волн с помощью радиостанций. Она предназначена для передачи и приема телефонных, телеграфных и факсимильных сообщений, а также передачи данных в автоматизированные системы управления силами и оружием [1 - Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 355].

Подводная лодка представляет собой корабль, способный погружаться и действовать в подводном положении, основным тактическим свойством которого является скрытность [2 - Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 322].

При выполнении своих задач подводная лодка периодически должна выходить на связь с пунктом управления, чтобы получать и передавать необходимую информацию. Использование средств радиосвязи снижает скрытность подводной лодки и раскрывает ее местонахождение, что ограничивает возможности их применения и является существенным недостатком.

Известно устройство, обеспечивающее передачу данных о подводных измерениях на береговые, надводные или воздушные объекты, представляющее собой океанографический дрейфующий буй, принятый за прототип изобретения. Буй имеет плавучесть и противовес, оснащается измерительными приборами и средствами радиосвязи [3 - Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 62]. Буй работает автономно, не связан с подводной лодкой и при передаче радиоинформации не требует скрытности, поэтому его использование подводной лодкой для радиосвязи с пунктом управления не возможно.

Известен подводный аппарат с переменной плавучестью - подводный планер или глайдер. В глайдерах движущую силу получают за счет использования устройства изменения плавучести, в состав которого входят электронасос с арматурой и клапанами, внутренний и внешний резервуары, а также рабочая жидкость, например, масло. Внутренний резервуар находится в герметическом корпусе глайдера, а внешний - снаружи в затопляемой его части. Для придания глайдеру отрицательной плавучести из внешнего резервуара жидкость перекачивают во внутренний, после чего глайдер погружают. Для всплытия глайдера увеличивают его плавучесть, перекачивая жидкость обратно из внутреннего резервуара во внешний и т.д. [4 - Новый подводный робот: экономный и бесшумный. http://www.infuture.ru/article/294], [5 - И. Белоусов. Современные и перспективные необитаемые подводные аппараты ВМС США // Зарубежное военное обозрение №5, 2013. С. 79-88]. Устройство глайдера приводится в описании самотранспортирующейся мины, в которой глайдер выступает в роли транспортировщика. Он оборудуется пустотелым крылом, бортовой системой управления, устройством приема сигналов телеуправления, источником тока, устройством самоликвидации, устройством для обозначения местонахождения и органами управления движением в составе водозаборника с решетчатой крышкой, цилиндра с поршнем и электроприводом, перемещаемого контейнера с грузом, горизонтальных и вертикальных рулей, курсоуказателя, гидростата, датчика гидродинамического давления, горизонтальных и вертикальных рулей, датчиков дифферента и крена, регулировочной емкости с заливной горловиной, навигационных приборов с GPS/ГЛОНАСС-приемником [6 - Заявка на изобретение №2014104395. Самотранспортирующаяся мина-глайдер и способ ее постановки/ В.И. Поленин, А.В. Новиков, В.В. Быстрое, A.M. Попов. - М.: ФИПС, 2015. Бюл. №23].

При большой своей автономности и дальности плавания, глайдеры не имеют связи ни с подводной лодкой, ни с другими носителями, поэтому не могут использоваться ими в качестве средств радиосвязи.

Известно устройство, имеющее связь с подводной лодкой, причем на таком расстоянии, что, при его обнаружении противником, местонахождение подводной лодки остается неизвестным. Это устройство - телеуправляемая торпеда, представляющая самодвижущийся подводный снаряд, оснащенный зарядом взрывчатого вещества, взрывателем, бортовой системой управления, источником энергии, двигателем, движителем, приводами рулевых машинок, наружным оперением с рулями и системой телеуправления с проводной линией связи [7 -Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 431], [8 - В.В. Сурнин, Ю.Н. Пелевин, В.Л. Чулков Противолодочные средства иностранных флотов. - М.: Воениздат, 1991. - 128 с. С. 79]. Дальность действия проводных телеуправляемых торпед достигает 26 км, как, например, у германской торпеды DM2A3 [9 - Б.А. Коптев, А.Л. Гусев. Тенденции развития зарубежного торпедного оружия // Морская радиоэлектроника, №3, 2006 г. С. 58-63], а системы телеуправления с волоконно-оптической линией связи (ВОЛС) позволяют получать данные от системы самонаведения торпед на дальностях до 60 км и со скоростью 10 Мб/с [10 - Ф.Р. Сагайдаков, Н.А. Чернецова. Состояние и перспективы развития торпед зарубежных флотов/ Морское подводное оружие. Перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: ФГУП «Крыловский государственный научный центр», 2015. - 128 с: ил. С. 112-118]. Для телеуправления используются две проводные катушки корабельная (лодочная) и торпедная [11 - А.Б. Широкорад Оружие отечественного флота 1945-2000 ЛТод общ. ред. А.Е. Тараса. - Минск: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 655 с. С. 313-321].

Применение торпед не предполагает их выхода в эфир и обозначения тем самым своего местоположения, так как главное их предназначение состоит в поражении морских объектов противника. Поэтому торпеды не могут использоваться подводной лодкой в качестве средств радиосвязи.

Целью изобретения является разработка устройства, которое позволит подводной лодке при необходимости выходить на связь с пунктом управления, не раскрывая противнику своего истинного местонахождения.

Для достижения цели изобретения предлагается радиобуй подводной лодки, имеющий плавучесть и противовес, источник тока и средства радиосвязи, отличающийся тем, что дополнительно радиобуй оснащается управляющим устройством, устройством изменения плавучести, катушкой с проводной или оптоволоконной линией связи, приемником и преобразователем оптической информации в радиосигналы, приемником системы географического позиционирования, видеокамерой и устройством самоликвидации, подводная лодка дополнительно оборудуется устройством для хранения и выпуска радиобуя, а также буксируемой лодочной катушкой с проводной или оптоволоконной линией связи.

Управляющее устройство управляет работой радиобуя в соответствии с программой и/или командами, поступающими с борта подводной лодки.

Устройство изменения плавучести регулирует плавучесть радиобуя для его всплытия на поверхность и осуществления сеанса радиосвязи подводной лодки с пунктом управления, или погружения радиобуя на заданную глубину.

Катушки с проводной или оптоволоконной линиями связи обеспечивают связь подводной лодки с радиобуем и предупреждают ее разрыв путем разматывания провода или оптоволоконного кабеля по мере удаления от радиобуя.

Приемник системы географического позиционирования служит для определения географических координат радиобуя для передачи их на подводную лодку.

Видеокамера позволяет оператору визуально оценивать обстановку вокруг радиобуя и при необходимости задействовать устройство самоликвидации, в результате чего затапливать радиобуй или разрушать его конструкцию.

Техническим результатом использования подводной лодкой предлагаемого радиобуя является обеспечение ей возможности выходить на связь с пунктом управления, не раскрывая противнику своего истинного местонахождения.

Система для выхода подводной лодки на связь с пунктом управления, содержащая подводную лодку, оборудованную устройством для хранения и выпуска радиобуя и буксируемой лодочной катушки с проводной или оптоволоконной линией связи, и радиобуй подводной лодки, имеющий плавучесть и противовес, источник тока и средства радиосвязи, управляющее устройство, которое управляет работой радиобуя в соответствии с командами, поступающими с борта подводной лодки, устройство изменения плавучести, катушку с проводной или оптоволоконной линией связи, приемник и преобразователь оптической информации в радиосигналы, приемник системы географического позиционирования, видеокамеру и устройство самоликвидации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к океанологии и может быть использовано для гидроакустических исследований. Технический результат - повышение точности определения горизонта источника звука за счет маневра планера по глубине с синхронным измерением максимума ротора вектора интенсивности, повышение точности определения пеленга на источник за счет использования вихревой составляющей вектора интенсивности и увеличение дальности его обнаружения путем применения системы активного гашения собственной вибрационной помехи и повышения помехоустойчивости измерительного комплекса планера за счет увеличения числа информативных параметров.
Изобретение относится к ледокольным работам. Предложен способ разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающийся в том, что подводное судно начинают перемещать подо льдом на безопасной глубине с резонансной скоростью, возбуждая изгибно-гравитационные волны, при этом во время движения судна открывают крышки торпедных аппаратов.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из подводного судна, снабженного якорем, диаметр раскрытия лап которого должен быть больше длины рубки, обеспечивающим при помощи троса прикрепление судна ко льду, и балластными цистернами, заполнение которых забортной водой обеспечивает возникновение отрицательной силы плавучести, достаточной для разрушения ледяного покрова заданной толщины.

Изобретение относится к управлению беспилотным подводным транспортным средством под водой. Для управления автономным подводным транспортным средством в месте, находящемся под водой, согласно способу опускают по меньшей мере одну корзину автономного подводного транспортного средства к месту, находящемуся под водой возле по меньшей мере одной заранее установленной подводной конструкции, которая имеет средства обеспечения ее электрической энергией.

Изобретение относится к области техники устойчивых к давлению конструкций корпусов, в частности батискафов. Предложена самобалансирующаяся устойчивая к давлению конструкция корпуса, которая содержит сферические внутренний (1, 2), промежуточный (3, 4) и внешний(5, 6) корпуса, последовательно расположенные изнутри наружу относительно центра сферы; указанные внутренний и промежуточный корпуса, а также промежуточный и внешний корпуса соединены друг с другом посредством пары симметричных коаксиальных соединительных осей (15, 16, 17, 18) в сборе, при этом осевые линии двух пар соединительных осей в сборе взаимно перпендикулярные, что обеспечивает возможность поворота внутреннего и промежуточного корпусов, а также промежуточного и внешнего корпусов относительно друг друга; на каждой из соединительных осей в сборе установлено амортизирующее средство (151, 161, 171, 181) для противодействия биению соседних корпусов друг о друга в осевом направлении.

Изобретение относится к подводным техническим средствам для исследования и освоения мирового океана. Предложен малогабаритный многофункциональный автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА), предназначенный для выполнения широкого круга исследовательских, поисковых и подводно-технических работ на шельфе.

Изобретение относится к области кораблестроения, в частности к корпусным конструкциям подводных технических средств. Предложена межотсечная переборка подводного технического средства, которая содержит внутренний сферический и наружный тороидальный участки полотна, при этом выпуклость внутреннего сферического участка полотна обращена в направлении оконечности прочного корпуса подводного технического средства, а выпуклость тороидального участка обращена противоположно этой оконечности.

Изобретение относится к области подводного кораблестроения, в частности к пропульсивным электроэнергетическим установкам с гребными электродвигателями, и может быть использовано в судостроении.

Изобретение относится к области подводной робототехники, в частности к телеуправляемым (по кабелю) необитаемым подводным аппаратам (ТИПА) разового применения, предназначенным для уничтожения подводных, стационарных, потенциально опасных объектов, включая морские донные и якорные мины.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из подводного судна, снабженного якорем, диаметр раскрытия лап которого должен быть больше длины рубки, обеспечивающим при помощи троса прикрепление судна ко льду, и балластными цистернами, заполнение которых забортной водой обеспечивает возникновение отрицательной силы плавучести, достаточной для разрушения ледяного покрова заданной толщины.

Изобретение относится к самовсплывающим подповерхностным океанографическим буйковым станциям, которые могут быть использованы в покрытых льдом акваториях, преимущественно в условиях Арктики.

Изобретение относится к плавучим средствам навигационного оборудования, а именно к буям. Навигационный буй содержит герметичный корпус, который разделен водонепроницаемыми переборками на отсеки, светооптическую аппаратуру на светодиодах и стабилизирующий балласт.

Изобретение относится к технике освоения океана, а именно к подводным аппаратам с изменяемой плавучестью. Устройство изменения плавучести подводного аппарата расположено в герметичном корпусе и содержит гидравлический приводной насос, перемещаемую рабочую жидкость, трубопроводы, управляемые клапаны и внутренний ресивер переменного объема, а также гидравлический цилиндр.

Изобретение относится к технике освоения океана, а именно к подводным аппаратам с изменяемой плавучестью. Предложено устройство для изменения плавучести подводного аппарата, содержащее герметичный корпус, гидравлический приводной насос, перемещаемую рабочую жидкость, трубопроводы, управляемые клапаны, гидравлический цилиндр с размещенными в нем поршнем со штоком и пружиной, заполненный рабочей жидкостью и инертным газом и соединенный посредством трубопроводов и управляемых клапанов с гидравлическим приводным насосом.

Изобретение относится к области гидрологических, гидрофизических и океанографических исследований, может быть использовано в разработке океанологических и океанографических подводных аппаратов, а также техники поиска и спасения под водой.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным аппаратам, используемым при решении исследовательских и поисковых задач в незамерзающих акваториях морей и внутренних водоемов.

Изобретение относится к гидроакустике, а именно к устройствам регистрации акустических сигналов, и может быть использовано для обнаружения, определения местонахождения и классификации движущихся подводных объектов.

Изобретение относится к области функционирования морских радиогидроакустических буев (РГБ), предназначенных для приема/передачи информации о подводной обстановке по гидроакустическому каналу и радиоканалу.

Изобретение относится к области подводной робототехники, в частности к технике изучения и освоения морей, океанов и внутренних водоемов, к автономным и автоматизированным подводным профилирующим зондам.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано для исследований гидроакустических полей объектов шумоизлучения в натурном водоеме. Предложен носитель аппаратуры (НА) измерительного гидроакустического комплекса, выполненный в виде торпедообразного тела с хвостовым стабилизатором, в центре масс которого расположен гидрофон.

Самоходный поисковый подводный аппарат имеет бортовую систему обнаружения, в состав которой входит устройство оптического обнаружения спутного вихревого следа подвижных морских объектов и вычислительное устройство, которое рассчитывает скоростной режим и траекторию движения самоходного поискового подводного аппарата для догона морского объекта после обнаружения его спутного вихревого следа, а двигательная установка имеет механизм переключения скорости движения. Обеспечивается возможность обнаружения морского объекта на значительном удалении по его спутному вихревому следу и сближения с ним вплотную.
Наверх