Модернизированное периферийное уплотнение рабочего колеса

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в качестве сигнализатора предаварийного состояния в связи с уменьшением величины радиального зазора в проточной части турбомашины в уплотнениях на периферии ступеней или в концевых (промежуточных) уплотнениях валов. Модернизированное периферийное уплотнение рабочего колеса включает в себя датчики-сигнализаторы перемещения сотовых вставок при задеваниях, которые установлены над сегментами с сотовыми вставками в зоне охлаждающего воздуха, а не в проточной части, причем нет специального охлаждения для датчиков-сигнализаторов. Достигается повышение надежности системы диагностики и сигнализации задеваний в проточной части и по валу работающей машине в процессе эксплуатации, а также использование недорогого и надежного оборудования в системе сигнализации и диагностики задеваний. 1 ил.

 

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в качестве сигнализатора предаварийного состояния в связи с уменьшением величины радиального зазора в проточной части турбомашины в уплотнениях на периферии ступеней или в концевых (промежуточных) уплотнениях валов.

Одним из перспективных направлений повышения надежности высокотемпературных газовых турбин при возможных задеваниях уплотнений в проточной части газовых турбин и уплотнений на валу является использование сотовых уплотнений, допускающих ограниченное врезание ротора в сотовую структуру без потер ее целостности. Однако выборка зазора при задеваниях является весьма опасным явлением для вращающихся частей ротора. Задевания деталей ротора при вращении элементов статора создает проблему надежной (безаварийной) работы всей установки.

Известные способы [1, 2 ,3] измерения радиальных зазоров в работающих турбинах, использующие датчики перемещения: емкостные, токовихревые, оптические, эндоскопические и другие. Их точность и принцип действия соответствуют физическим режимным параметрам рабочего тела, протекающего в лопаточной машине.

Характерной особенностью указанных методов является их относительная дороговизна, нестабильность показаний (ненадежность как сигнализаторов аварийного состояния). Кроме того возникают, например, проблемы использования датчиков в высокотемпературных газовых турбинах из-за их недостаточной надежности в условиях высокой температуры в проточной части турбины (до 1500 К). Конструкция охлаждаемых датчиков весьма сложна и недостаточно надежная.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, рассматривается система с сотовыми уплотнением над рабочим колесом с бандажной полкой [4], в котором измерение радиального зазора является косвенным, использование которого в системе защиты является проблематичным. Применение изобретения для рабочих колес без бандажных полос неприемлемо.

Задача изобретения это повышение надежности системы диагностики и сигнализации задеваний в проточной части и по валу работающей машине в процессе эксплуатации, а также использование недорогого и надежного оборудования в системе сигнализации и диагностики задеваний.

Указанная задача достигается тем, что модернизированное периферийное уплотнение рабочего колеса, включающее в себя датчики-сигнализаторы перемещения сотовых вставок при задеваниях, отличающееся тем, что датчики-сигнализаторы установлены над сегментами с сотовыми вставками в зоне охлаждающего воздуха, а не в проточной части, причем нет специального охлаждения для датчиков -сигнализаторов

В предлагаемом изобретении датчики-сигнализаторы задевания установлены над сегментами с сотовыми вставками, которые подпружинены в радиальном направлении и при возможном задевании перемещаются, ликвидируя зазор между датчиками-сигнализаторами и сегментами с сотовой вставкой, что повышает надежность регистрации возможных аварийных ситуаций при контакте с вращающимися частями на работающем двигателе, как в бандажных так и безбандажных турбинных ступенях. Так как датчики находятся в зоне охлаждающего воздуха, а не в проточной части, и не обтекаются газом высокой температуры, что повышает их эксплуатационную надежность и не требует специального охлаждения их. Сигнал перемещения сотовых вставок при касании с рабочей лопаткой, при δ=0, где δ-радиальный зазор между рабочей лопаткой и сотовым уплотнением, вырабатывается в бандажных и безбандажных ступенях, так как передается через подвижную вставку. Вырабатываемый сигнал (емкостной, токовихревой) поступает в систему аварийной сигнализации или схему автоматического регулирования зазора.

На рисунке показан общий вид уплотнения рабочего колеса.

Предлагаемое изобретение состоит из рабочего колеса, которое содержит обойму 1 с отверстием для подачи охлаждающего воздуха, сегмент с сотовой вставкой 2 с каналами для пропуска охлаждающего воздуха, плоскую пружину 3, датчик-сигнализатор 4, регистрирующий изменение радиального зазора, и указывающий прибор 5.

Диагностический признак задевания используется не только в системе защиты и регулирования зазора, но и как диагностический фактор состояния проточной части, используемый в процессе ремонта.

Источники информации

1. Эванс Д.М., Глезер Б. «Критический радиальный зазор рабочих лопаток газовой турбины: теория теплопередачи и эксперимент». (Evans D.M., Glezer В. «Critical gas turbine blade tip clearance: heat transfer analisis and experiment. Head and mass transfer rotation machinery. (1984).)

2. Щербаков В.Ф., Ивченко Д.Ф., Шатагин Л.Н., Богатов Э.Я. Измерение радиальных зазоров и осевого перемещения ротора в турбинах ГТД оптическим методом в сборнике «Метрологическое обеспечение испытаний авиационных двигателей».М. Труды ЦИАМ, №1090, 1984 г.

3. Шевченко И.В., Черный М.С., Бутонов В.В. «Методы измерения величины радиального зазора турбины на работающем двигателе». - М: «Техника воздушного флота». №6, 2002. г.

4. Патент на изобретение №2261994 «Способ регулирования демпфирующей силы в сотовом уплотнении для ротора турбомашин» FO1D 11/06.

Модернизированное периферийное уплотнение рабочего колеса, включающее в себя датчики-сигнализаторы перемещения сотовых вставок при задеваниях, отличающееся тем, что датчики-сигнализаторы установлены над сегментами с сотовыми вставками в зоне охлаждающего воздуха, а не в проточной части, причем нет специального охлаждения для датчиков-сигнализаторов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам оперативного бортового контроля технического состояния работающего газотурбинного двигателя (ГТД) на наличие магнитных и немагнитных частиц металла в потоке масла системы смазки.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения радиальных зазоров (РЗ) между торцами рабочих лопаток турбомашины и чувствительным элементом (ЧЭ) одновиткового вихретокового датчика, установленного на статорной оболочке турбомашины, а также измерения температуры рабочей среды в проточной части.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для местонахождения межламельного промежутка коллектора электрической машины постоянного тока, например, при восстановлении тяговых двигателей в условиях ремонтного производства электровозного депо.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для преобразования линейного перемещения в пропорциональный ему фазовый сдвиг между выходным напряжением и опорным напряжением генератора.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для одновременной регистрации температуры и взаимного предельного перемещения составных частей изделия в условиях высокой температуры.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения радиальных зазоров и скорости вращения ротора в турбомашинах. Сущность изобретения заключается в том, что способ измерения радиальных зазоров между торцами лопаток рабочего колеса в процессе его вращения и статорной оболочкой турбомашины дополнительно содержит этапы способа, на которых обеспечивают управляемую статистическую обработку цифровых кодов для вычисления величин экстремальных кодов с заданной точностью.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при измерении радиальных зазоров в турбомашинах. Технический результат: устранение аппаратурной избыточности за счет удаления датчика синхронизации и замены его функций операциями обработки измерительной информации.

Использование: для измерения радиальных зазоров в компрессорах газотурбинных установок. Сущность изобретения заключается в том, что фиксируется экстремальное значение кода с измерительного преобразователя при прохождении центра зоны чувствительности датчика торцом контролируемой лопатки; вычисляется радиальный зазор для контролируемой лопатки, отличающийся тем, что с целью повышения точности измерения регистрируют массив цифровых кодов измерительного преобразователя за полный оборот колеса и одновременно, в процессе регистрации, находят минимальное значение кода; формируют массив статистического распределения зарегистрированных кодов, где индекс массива - величина кода, значение элемента массива - частота появления кода в зарегистрированном массиве; выделяют в массиве статистического распределения коридор индексов, соответствующий размаху кодов при прохождении центра зоны чувствительности датчика центрами межлопаточных промежутков, фиксируют начало коридора по минимальному значению кода, конец коридора определяют по величине размаха; вычисляют выборочное среднее значение кодов для элементов массива, попавших в выделенный коридор, которое принимают за единое экстремальное значение кода для всех межлопаточных промежутков; вычисляют радиальный зазор для контролируемой лопатки по разности зафиксированного экстремального значения кода с измерительного преобразователя при прохождении центра зоны чувствительности датчика торцом контролируемой лопатки и единого экстремального значения кода для всех межлопаточных промежутков.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения радиального зазора (РЗ) между торцами лопаток рабочего колеса (РК) и статорной оболочкой газотурбинного двигателя (ГТД).

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения радиальных зазоров и скорости вращения ротора в турбомашинах. С торцами лопаток работающей турбомашины вводят во взаимодействие вихретоковый преобразователь, возбуждаемый последовательностью импульсов питания.

Изобретение относится к области турбостроения. Способ восстановления работоспособности сотового уплотнения при ремонте, отличающийся тем, что толщина стенок сот более 0,3 мм, обработку торцевых поверхностей сот выполняют шлифованием до остроты прямоугольной формы торцов стенок сот, при этом восстановление величины монтажного зазора в сотовом уплотнении осуществляется за счет смещения сотоблока в радиальном направлении боковыми пластинами, в которых крепятся сегменты уплотнения.

Узел ротора газовой турбины содержит корпус ротора, стопорную пластину и уплотнительную проволоку. Корпус ротора содержит участок елочного типа, выполненный с возможностью размещения соответствующего участка елочного типа лопатки, и окружную канавку, выполненную вблизи участка елочного типа ротора.

Изобретение относится к способу изготовления лопатки (100) газотурбинного двигателя из композиционного материала, содержащей волокнистое усиление, уплотненное матрицей.

Компрессор (10') газотурбинного двигателя, содержащий по меньшей мере один кольцевой ряд лопаток (12) статора с изменяемым углом установки, причем эти лопатки являются, по существу, радиальными и содержат на своих радиальных концах цапфы (22, 24), при этом радиально наружные цапфы лопаток установлены в первых отверстиях корпуса (20) статора и радиально внутренние цапфы установлены во вторых отверстиях плавающего кольца (60), которое окружает ротор (18) компрессора, отличающийся тем, что между плавающим кольцом и ротором компрессора вставлена кольцевая деталь (62) статора, и тем, что между деталью статора и ротором компрессора установлены первые уплотнительные средства и между плавающим кольцом и деталью статора установлены вторые уплотнительные средства.

Объектом изобретения является камера (Е) опорного подшипника газотурбинной установки, содержащей неподвижную стенку (9), вращающийся вал (5), первую и вторую уплотнительные прокладки (10, 20) между стенкой и валом и полость (Cam) между неподвижной стенкой (9) и элементом (19) статора, питаемую воздухом через отверстие (19а) вблизи упомянутого вала (5).

Уплотнительная система, расположенная в полости (C) канала вентилятора и турбины (VC, VT) между оболочкой SI статора и оболочкой VI ротора турбомашины, содержащая сектор (10) статора и элемент (11) ротора, причем полость (C) находится между основанием (SI) неподвижной спрямляющей лопатки (PS) сектора (10) статора и дополняющим его элементом (11) ротора.

Газовая турбина включает уплотнительный элемент для уплотнения зазора между переходной частью и торцевой стенкой сопел в сопловой решетке первой ступени турбины, причем торцевая стенка сопел имеет уплотнительную канавку.

Изобретение относится к энергетике, а именно к истираемым уплотнениям для газовой турбины, имеющим ячеистые металлические структуры, применяемым для уплотнения зазоров между лопатками вращающегося колеса и статором турбомашин.

Изобретение относится к теплоэнергетике, к устройствам уплотнения паровых турбин. Разработаны высокоэкономичные радиально-осевые концевые, промежуточные, надбандажные, корневые и диафрагменные уплотнения для многоступенчатых осевых паровых турбин, имеющих статор с горизонтальным разъемом, с концентричными осевыми гребнями, расположенными на боковых поверхностях статора и ротора.

Система (1) питания воздухом под давлением, установленная в авиационном газотурбинном двигателе, выполненная с возможностью питания воздухом наддува части использования сжатого воздуха летательного аппарата при помощи воздуха наддува, отбираемого из части (12) отбора сжатого воздуха, отличающаяся тем, что содержит устье (30) отбора, выполненное на картере (12с) части (12) отбора сжатого воздуха, орган (32) отбора, соединенный с устьем (30) отбора, проходное устье (38) для прохождения органа (32) отбора, выполненное на картере (39) отсека (ZC) газотурбинного двигателя, при этом упомянутый картер (39) может незначительно перемещаться относительно картера (12с) части (12) отбора сжатого воздуха, при этом орган (32) отбора проходит через проходное устье (38) со свободой движения относительно последнего во время упомянутых незначительных перемещений, области (33) высокого давления, через которую проходит орган (32) отбора, которая находится между картером (12с) части (12) отбора сжатого воздуха и картером (39) отсека (ZC) и которая содержит воздух под давлением, превышающим давление отбираемого воздуха наддува, при этом система (1) питания воздухом под давлением дополнительно содержит средства (2) герметизации, находящиеся по существу между картером (12с) части (12) отбора сжатого воздуха и картером (39) отсека (ZC), образуя по существу герметичную перегородку между областью (33) высокого давления и свободным пространством (40), сообщающимся с отсеком (ZC) и оставленным вокруг органа (32) отбора, чтобы предотвращать попадание воздуха под давлением из области (33) высокого давления внутрь органа (32) отбора в случае его разрыва.

Изобретение относится к области турбостроения. Способ восстановления работоспособности сотового уплотнения при ремонте, отличающийся тем, что толщина стенок сот более 0,3 мм, обработку торцевых поверхностей сот выполняют шлифованием до остроты прямоугольной формы торцов стенок сот, при этом восстановление величины монтажного зазора в сотовом уплотнении осуществляется за счет смещения сотоблока в радиальном направлении боковыми пластинами, в которых крепятся сегменты уплотнения.
Наверх