Комплексная присадка к автомобильным бензинам

Изобретение раскрывает комплексную присадку к автомобильным бензинам для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, включающую метил-трет-бутиловый эфир и изобутиловый спирт, характеризующуюся тем, что дополнительно содержит азотсодержащее ароматическое соединение ММА и антикоррозионную присадку DCI-11 при следующем соотношении компонентов: ИБС – 20-80 мас.%, ММА – 0,5 мас.%, антикоррозионная присадка DCI-11 – 0,015 мас.%, МТБЭ – остальное. Технический результат: повышение антидетонационных и антикоррозионных свойств присадки. 1 табл., 2 пр.

 

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности, к антидетонационным присадкам, используемым при производстве высокооктановых бензинов - автомобильного топлива для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием.

Из уровня техники известна композиция углеводородного топлива, которая в качестве добавки содержит кислородсодержащее органическое соединение – метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) [SU № 1838383, МПК С10L 1/18, опубликовано 30.08.93]. Добавление МТБЭ в бензиновые фракции в количестве 10-15 % позволяет существенно повысить октановое число топлива и удовлетворить экологическим требованиям.

Общими признаками является то, что используется для повышения октанового числа, и содержит в составе МТБЭ.

Недостаток аналога заключается, в ограничении вовлечение МТБЭ при производстве некоторых марок автомобильных бензинов, из-за низкой температуры кипения и высокого давления насыщенных паров. При хранении топлива в летние периоды возможна потеря его октанового числа в результате испарения эфира, что также может создать трудности при эксплуатации автотранспорта.

Известна также антидетонационная этиловая жидкость (RU № 2111233, МПК С10L 1/10, опубликовано 20.05.1998), содержащая тетраэтилсвинец, бромистый этил или дибромпропан, наполнитель, параоксидифениламин, краситель, 2,6-ди-третбутил-4-метилфенол.

Общими признаками является то, что используется для повышения октанового числа.

Недостаток аналога заключается в том, что из-за высокой токсичности тетраэтилсвинца использование его в качестве присадки в автомобильных бензинах на территории Российской Федерации запрещено.

В качестве кислородсодержащих антидетонационных присадок используются спирты различной молекулярной массы и их смеси друг с другом [RU № 99104324, опубликовано 20.01.2001, RU № 99104324, опубликовано 20.01.2001].

Общими признаками является то, что представленные топливные композиции в своем составе содержат спиртовые фракции и используется для повышения октанового числа.

Недостаток аналогов заключается в том, что спирты имеют низкую фазовую стабильность (в условиях попадания воды или при понижении температуры) и коррозионная агрессивность. Наличие в спирте гидроксильной группы обуславливает их коррозионную активность, что приводит снижению эксплуатационных показателей топлива и загрязнению топливной системы автомобиля. Несмотря на то, что спирты в качестве антидетонационных присадок удовлетворяют экологическим требованиям предъявляемым к автобензинам, повышенное содержание спиртов в последних приводит к перерасходу топлива, что объясняется низкой теплотой сгорания спиртов.

Наиболее близким по технической сущности решением (прототипом) является кислородсодержащая антидетонационная присадка к автомобильным бензинам (КАДП) полученная путем смешения метил-трет-бутилового- эфира (МТБЭ) и изо-бутилового спирта (ИБС) [RU № 2641286, МПК С10L 10/10, опубликовано 17.01.2018]. Добавление данной присадки в бензиновые фракции в количестве 10-15 % позволяет существенно повысить октановое число топлива и удовлетворить экологическим требованиям.

Общими признаками является то, что КАДП в своем составе содержит МТБЭ и ИБС.

Недостатком данной присадки является фазовая нестабильность и коррозионная активность, а также меньший прирост октанового числа по сравнению с известными азотсодержащими ароматическими антидетонационными присадками. Вместе с тем использование ММА и ароматических соединений в качестве антидетонационных присадок в настоящее время ограничено, а их содержание в бензинах строго нормируется.

Цель изобретения - создание комплексной присадки к автомобильным бензинам для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, обладающей антидетонационными и антикоррозионными свойствами.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении антидетонационных и антикоррозионных свойств присадки.

Указанный технический результат достигается тем, что комплексная присадка к автомобильным бензинам для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, состоящая из метил-трет-бутилового эфира, изобутилового спирта, согласно изобретению, дополнительно содержит азотсодержащее ароматическое соединение ММА и антикоррозионную присадку DCI-11 при следующем соотношении компонентов: ИБС – 20-80 % мас., ММА – 0,5 % мас., антикоррозионной присадки DCI-11 – 0,015 % мас., МТБЭ – остальное.

Заявляемая комплексная присадка к автомобильным бензинам дает больший прирост октанового числа по сравнению с прототипом, отсутствие коррозионной активности в присутствии воды. Заявляемая присадка экологична, т.к. продуктами ее полного сгорания являются углекислый газ и вода, не являющимися токсичными соединениями. Способ эффективен и прост в исполнении, не требует специального оборудования, больших энергетических и сырьевых затрат, дорогостоящих реагентов и катализаторов, работы под давлением либо в вакууме, необходимости очистки, утилизации и регенерации растворителей и побочных продуктов.

Для установления оптимального состава присадки варьировалось соотношение компонентов (ИБС, МТБЭ, ММА и антикоррозионной присадки DCI-11). Показателем к оптимизации служила антидетонационная стойкость модельной топливной базы (изооктана − 70 % об. и н-гептана – 30 % об.) и коррозионная устойчивость. Мерой антидетонационной стойкости являлось октановое число, полученное по моторному и исследовательскому методу (табл. 1). Присадка разного компонентного состава добавлялась в количестве 10 % об. к искусственной топливной базе.

Сущность изобретения поясняется примерами:

Пример 1.

Для подтверждения возможности осуществления изобретения и получения заявленного результата в рамках улучшения антидетонационных свойств были проведены лабораторные испытания по определению октанового числа. Для этого в топливную базу добавляли 10 % об. присадки состоящей из ИБС, ММА, антикоррозионной присадки DCI-11 и МТБЭ и определяли увеличение октанового числа по моторному и исследовательскому методам. Соотношение компонентов меняли согласно таблице 1. Из приведенных в таблице 1 данных видно, что добавление к топливной базе образцов присадок № 9, 10, 11, 12 дает большее повышение октанового числа как по моторному, так и по исследовательскому методам, чем добавление образцов № 1, 2, 3, 4, 5, 6 того же объема. Полученные результаты доказывают существование улучшенных антидетонационных характеристик, позволяющих повысить октановое число автомобильных бензинов.

Таблица 1. Результаты испытаний топливной базы при добавке к ней 10 % об.

присадок различного компонентного состава

№ образца Компоненты присадки, % мас. Антидетонационная
стойкость
Коррозионная устойчивость
Увеличение октанового числа для топливной базы Визуальное обследование Степень коррозии (балл)
ИБС МТБЭ ММА DCI-11 моторный метод исследовательский метод
образцы с отсутствием компонентов ММА и DCI-11
1 20,0 80,0 нет нет 6,0 7,8 Пятна и потускнения занимают не более 5 % площади поверхности стержня 2
2 80,0 20,0 нет нет 6,6 8,0
образцы с низким содержанием ИБС и МТБЭ
3 15,0 84,485 0,5 0,015 7,4 8,6 Отсутствуют видимые следы коррозии в виде пятен и точек 0
4 85,0 14,485 0,5 0,015 7,3 8,4
образцы с низким содержанием ММА
5 20,0 79,685 0,3 0,015 7,4 8,6 Отсутствуют видимые следы коррозии в виде пятен и точек 0
6 80,0 19,685 0,3 0,015 7,0 8,2
образцы с низким содержанием DCI-11
7 20,0 79,490 0,5 0,010 8,0 9,2 Пятна и потускнения занимают не более 5 % площади поверхности стержня 2
8 80,0 19,49 0,5 0,010 7,5 8,7
образцы с оптимальным компонентным составом (патентуемым)
9 20,0 79,485 0,5 0,015 8,0 9,2 Отсутствуют видимые следы коррозии в виде пятен и точек 0
10 30,0 69,485 0,5 0,015 7,8 9,0
11 50,0 49,485 0,5 0,015 7,6 8,9
12 80,0 19,485 0,5 0,015 7,5 8,7

Пример 2.

Для подтверждения возможности осуществления изобретения и получения заявленного результата в рамках улучшения антикоррозионных свойств были проведены лабораторные испытания по определению коррозионной устойчивости. Для этого в топливную базу добавляли 10 % об. присадки состоящей из ИБС, ММА, антикоррозионной присадки DCI-11 и МТБЭ и определяли коррозионную устойчивость. Соотношение компонентов меняли согласно таблице 1. Сущность используемого метода заключалась в качественной оценке коррозионного поражения стального стержня, погруженного в смесь испытуемого лабораторного образца и дистиллированной воды. Процедура исследований предусматривала выдерживание полированного стального стержня в смеси 300 мл испытуемого образца и 30 мл дистиллированной воды при 35±1 °С в течение 4 часов при постоянном перемешивании. Степень коррозии стержня оценивалась визуальным обследованием его поверхности с присвоением баллов по шкале от «0» до «3», где балл «0» характеризовал отсутствие видимых следов коррозии, а балл «3» − наличие признаков сильной коррозионной активности (пятна и потускнения на поверхности стержня занимали более 5 % площади). Результаты испытаний, приведенные в таблице 1, показывают, что при добавлении 10 % об. присадок образцов присадок № 4, 5, 6, 7 к топливной базе степень коррозии составляет 0 баллов. Отсутствие (образцы № 1, 2) или уменьшение содержания антикоррозионной присадки (образцы № 7, 8) приводит к повышению степени коррозии.

Полученные результаты доказывают существование улучшенных антикоррозионных свойств, позволяющих повысить коррозионную устойчивость автомобильных бензинов.

Комплексная присадка к автомобильным бензинам для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, состоящая из метил-трет-бутилового эфира, изобутилового спирта, отличающаяся тем, что дополнительно содержит азотсодержащее ароматическое соединение ММА и антикоррозионную присадку DCI-11 при следующем соотношении компонентов: ИБС – 20-80 мас.%, ММА – 0,5 мас.%, антикоррозионная присадка DCI-11 – 0,015 мас.%, МТБЭ – остальное.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к композиции, содержащей изопропанол в количестве от 60 до 70 об.%, дизельное топливо и бензин, каждый в количестве от 10 до 20 об.%, и воду в количестве от 1 до 5 об.%.

Изобретение относится к применению сополимера олефина с карбоновой кислотой, причем сополимер содержит по меньшей мере одну свободную боковую группу карбоновой кислоты, или применению соединения азота, кватернизированного эпоксидом в присутствии сополимера олефина с карбоновой кислотой, причем сополимер содержит по меньшей мере одну свободную боковую группу карбоновой кислоты, в качестве присадки к дизельным топливам для уменьшения и/или предотвращения внутренних отложений в дизельных форсунках (IDID) дизельных двигателей с непосредственным впрыскиванием топлива.

Изобретение раскрывает применение комбинации a) по меньшей мере одного моющего средства - основания Манниха, и b) по меньшей мере одного полиизобутиленамина для улучшения борьбы с образованием отложений на клапане от композиции топлива в двигателе внутреннего сгорания с прямым впрыскиванием топлива с искровым зажиганием, причем клапаном является клапан впуска воздуха, выхлопной клапан или клапан системы рециркуляции отработавших газов.

Изобретение раскрывает применение продукта реакции, содержащего кватернизированное соединение азота или содержащего кватернизированное соединение азота частичной фракции, полученной из продукта реакции посредством очистки, в качестве топливной присадки в количестве от 10 до 5000 ч.н.м.

Изобретение относится к композиции полиалкиламинов, которая подходит для применения в смазочных маслах для машин, в качестве деэмульгаторов для эмульсий типа масло-в-воде, ингибитора коррозии, присадки к топливу, агента против образования накипи, добавки к асфальту, добавки к смазочно-охлаждающей жидкости, антистатика или при интенсификации извлечения нефти из нефтяных скважин.

Изобретение относится к сополимеру, способу его получения, его применению, а также к нефтетопливу, содержащему такой сополимер. Способ получения сополимера заключается в том, что проводят полимеризацию по меньшей мере одной малеиновой кислоты или ее производных (А), по меньшей мере одного α-олефина, имеющего по меньшей мере от 6 до включительно 20 атомов углерода (В), по меньшей мере одного от C3- до C20-алкилэфира акриловой кислоты или метакриловой кислоты или смеси таких алкилэфиров (С) и необязательно одного или более дополнительных сополимеризуемых мономеров (D).

Изобретение описывает применение продукта реакции, содержащего кватернированное соединение азота, причем продукт реакции получен путем взаимодействия кватернируемого соединения азота, содержащего по меньшей мере одну кватернируемую, в частности третичную, аминогруппу, со средством кватернирования, преобразующим по меньшей мере одну кватернируемую, в частности третичную, аминогруппу, в группу четвертичного аммония, причем средством кватернирования является гидрокарбилэпоксид в комбинации с замещенной гидрокарбилом свободной поликарбоновой кислотой, в качестве присадки к топливам, смазочным материалам или керосину, причем кватернируемое соединение азота выбрано из группы, включающей: по меньшей мере один алкиламин следующей общей формулы (3): в которой по меньшей мере один из остатков Ra, Rb и Rc является неразветвленным или разветвленным, насыщенным или ненасыщенным гидрокарбильным остатком с 8-40 атомами углерода (в частности, неразветвленным или разветвленным алкилом с 8-40 атомами углерода), а прочие остатки являются одинаковыми или разными, неразветвленными или разветвленными, насыщенными или ненасыщенными гидрокарбильными остатками с 1-6 атомами углерода (в частности, алкилами с 1-6 атомами углерода), или в которой все остатки Ra, Rb и Rc являются одинаковыми или разными неразветвленными или разветвленными, насыщенными или ненасыщенными гидрокарбильными остатками с 8-40 атомами углерода, в частности неразветвленными или разветвленными алкилами с 8-40 атомами углерода.

Изобретение относится к новым применениям ингибиторов коррозии в топливах и смазочных материалах. В качестве ингибиторов коррозии в дизельных и карбюраторных топливах, содержащих по меньшей мере 0,1 част.

Изобретение описывает способ изготовления маркера для горюче-смазочных материалов путем введения концентрата в минеральное моторное масло, отличающийся тем, что приготовление концентрата проводят путем введения в минеральное моторное масло УНМ «Таунит-М» с последующим перемешиванием в мешалке в течение 1 ч, поле чего раствор подвергают диспергированию с помощью ультразвука в течение 1 ч при частоте 22 кГц и мощности 1 кВт, после чего в раствор вводят ПАВ «Супротек» и перемешивают в мешалке в течение 30 мин.

Изобретение относится к способу гидрооблагораживания предварительно обработанных триглицеридов жирных кислот (ТЖК) и прямогонной дизельной фракции при повышенной температуре и давлении водорода на сульфидных катализаторах MoS2/Al2O3 и NiMoS2/Al2O3 в две стадии, на первой из которых проводят гидроочистку прямогонной дизельной фракции в присутствии сульфидного NiMoS2/Al2O3 катализатора.

Изобретение относится к композиции, содержащей изопропанол в количестве от 60 до 70 об.%, дизельное топливо и бензин, каждый в количестве от 10 до 20 об.%, и воду в количестве от 1 до 5 об.%.

Изобретение относится к применению сополимера олефина с карбоновой кислотой, причем сополимер содержит по меньшей мере одну свободную боковую группу карбоновой кислоты, или применению соединения азота, кватернизированного эпоксидом в присутствии сополимера олефина с карбоновой кислотой, причем сополимер содержит по меньшей мере одну свободную боковую группу карбоновой кислоты, в качестве присадки к дизельным топливам для уменьшения и/или предотвращения внутренних отложений в дизельных форсунках (IDID) дизельных двигателей с непосредственным впрыскиванием топлива.

Изобретение раскрывает применение комбинации a) по меньшей мере одного моющего средства - основания Манниха, и b) по меньшей мере одного полиизобутиленамина для улучшения борьбы с образованием отложений на клапане от композиции топлива в двигателе внутреннего сгорания с прямым впрыскиванием топлива с искровым зажиганием, причем клапаном является клапан впуска воздуха, выхлопной клапан или клапан системы рециркуляции отработавших газов.

Изобретение раскрывает противоизносную присадку к топливу для реактивных двигателей, которая содержит композицию жирных кислот растительных масел с легкой углеводородной фракцией гидрокрекинга при следующем соотношении компонентов, % мас.: жирные кислоты растительных масел - 70-90; легкая углеводородная фракция гидрокрекинга - до 100.

Применение сополимеров, которые имеют в статистически среднем значении: по меньшей мере четыре кислотные группы на полимерную цепь, причем кислотными группами являются карбоксильные группы, соотношение атомов углерода на кислотную группу от 7 до 35 и кислотное число от 80 до 320 мг КОН/г, определенное потенциографическим титрованием 0,5-молярной водной соляной кислотой после трехчасового нагревания в 0,5-молярном этанольном растворе гидроксида калия; в качестве топливной присадки для сокращения расхода топлива дизельными двигателями с непосредственным впрыскиванием и для минимизации потери мощности (power loss) в дизельных двигателях с непосредственным впрыскиванием, в качестве присадки к дизельным топливам для уменьшения и/или предотвращения отложений в системах питания и/или в качестве присадки к бензинам для уменьшения отложений в системе впуска бензинового двигателя с непосредственным впрыскиванием и искровым зажиганием (DISI) и бензинового двигателя с форсунками для распределительного впрыскивания (PFI), сополимеры обладают растворимостью в толуоле при 20°С по меньшей мере 5 г/100 мл.

Изобретение раскрывает применение полимеров, которые статистически в среднем имеют по меньшей мере 4 кислотные группы на полимерную цепь, соотношение атомов углерода на кислотную группу от 7 до 35 и кислотное число от 80 до 320 мг КОН/г, определенное при помощи потенциографического титрования с 0,5-молярной водной соляной кислотой после трехчасового нагревания в 0,5-молярном этанольном растворе едкого калия, в качестве ингибиторов коррозии в топливах, которые имеют содержание щелочных и/или щелочно-земельных металлов и/или цинка по меньшей мере 0,1 мас.ч./млн, причем топливо представляет собой дизельное или бензиновое топливо.

Изобретение относится к системе приготовления этилированного авиационного бензина. Система содержит блок хранения базовой смеси в виде неэтилированного бензина, выполненный со средством перекачивания базовой смеси из емкости перевозчика, или канал для перекачивания базовой смеси из емкости перевозчика, или блок приготовления базовой смеси из углеводородных жидкостей для получения неэтилированного бензина, сообщенный через гидравлический насос с главным трубопроводом для подачи смеси в блок гомогенизации, выход которого сообщен с каналом выдачи готового этилированного авиационного бензина, блок подготовки корректора детонационных свойств в виде тетраэтилсвинца, включающий в себя по крайней мере один резервуар со средством перекачивания концентрированного тетраэтилсвинца из емкости перевозчика в этот резервуар и со средством его дозированной подачи через узел ввода в главный трубопровод на участке до входа в блок гомогенизации, блок подачи добавок, включающий в себя по крайней мере два дозатора импульсного типа для разведенных до жидкого состояния сухих веществ, относящихся к антиоксиданту и красителю, которые сообщены через узел ввода каждый с главным трубопроводом на участке между местом ввода тетраэтилсвинца и до входа в блок гомогенизации.

Изобретение относится к системе приготовления этилированного авиационного бензина, содержащей блок приготовления базовой смеси из углеводородных жидкостей для получения неэтилированного бензина, сообщенный через гидравлический насос с главным трубопроводом для подачи смеси в блок гомогенизации, выход которого сообщен с каналом выдачи готового этилированного авиационного бензина, блок подготовки корректора детонационных свойств в виде тетраэтилсвинца, включающий в себя по крайней мере один резервуар со средством перекачивания концентрированного тетраэтилсвинца из емкости перевозчика в этот резервуар и со средством его дозированной подачи через узел ввода в главный трубопровод на участке до входа в блок гомогенизации, блок подачи добавок, включающий в себя по крайней мере два дозатора импульсного типа для разведенных до жидкого состояния сухих веществ, относящихся к антиоксиданту и красителю, которые сообщены через узел ввода каждый с главным трубопроводом на участке между местом ввода тетраэтилсвинца и до входа в блок гомогенизации.

Настоящее изобретение относится к системе приготовления этилированного авиационного бензина (вариантам). Один из вариантов системы содержит блок приготовления базовой смеси из углеводородных жидкостей для получения неэтилированного бензина, сообщенный через гидравлический насос с главным трубопроводом для подачи смеси в блок гомогенизации, выход которого сообщен с каналом выдачи готового этилированного бензина, блок подготовки корректора детонационных свойств в виде тетраэтилсвинца, включающий в себя по крайней мере один резервуар со средством перекачивания концентрированного тетраэтилсвинца из емкости перевозчика в этот резервуар и со средством его дозированной подачи через узел ввода в главный трубопровод на участке до входа в блок гомогенизации, блок подачи добавок, включающий в себя по крайней мере два дозатора импульсного типа для разведенных до жидкого состояния сухих веществ, относящихся к антиоксиданту и красителю, которые сообщены через узел ввода каждый с главным трубопроводом на участке между местом ввода тетраэтилсвинца и до входа в блок гомогенизации.
Изобретение раскрывает состав экологически чистого дизельного топлива (ЭЧДТ), включающий исходное дизельное топливо и эфирную добавку, при этом в качестве базового дизельного топлива используют гидроочищенное дизельное топливо, а в качестве эфирной добавки используют продукты этерификации жирных кислот растительного масла двухатомным спиртом – этиленгликолем, при следующем соотношении: гидроочищенное дизельное топливо 90-99; эфирная добавка 1-10.

Изобретение относится к композиции, содержащей изопропанол в количестве от 60 до 70 об.%, дизельное топливо и бензин, каждый в количестве от 10 до 20 об.%, и воду в количестве от 1 до 5 об.%.
Наверх