Способ использования транспортного комплекса из наземной бронированной машины и вертолета

Изобретение относится к области вооружения, в частности к конструкциям боевых машин и способам их использования совместно с вертолетами. Транспортный комплекс военного назначения включает в себя наземную бронированную машину (НБМ), состоящую из оперативно отделяемых модулей - шасси (1), боевого отделения или его фрагмента для боеукладки (2), и бронекапсулы (3) для размещения в ней экипажа. Способ использования комплекса включает предварительное размещение экипажа НБМ в бронекапсуле (3). При необходимости эвакуации экипажа последнюю осуществляют путем отделения бронекапсулы (3) посредством фиксаторов (4) от НБМ, захвата бронекапсулы (3) вертолетом и последующего ее удаления, транспортировкой по воздуху. Обеспечивается повышение тактико-технических характеристик и возможностей комплекса, безопасности экипажа. 2 ил.

 

Группа изобретений относится к области вооружения, с комплексным использованием наземных бронированных машин модульной конструкции (танков, самоходных артиллерийских установок, разведывательно-дозорных машин, штабных машин и т.д.) и летательных аппаратов вертикального взлета и посадки в качестве средств обеспечения.

Известны наземные бронированные машины модульной конструкции, при этом принцип модульности составляет современную приоритетную концепцию. Наиболее «расхожий» тому пример - российский танк на базе модульной платформы «Армата» [1. Виктор Баранец // Комсомольская правда. - URL http://www.kp.md/daily/26381.4/3259466/?geoid=26 (Дата выкладки 14.05.2015)] и предшествующие проекты [2. RU 2274819, МПК F41H 7/00, 20.04.2006].

Модульный принцип позволяет оперативно выбирать/изменять состав и тактико-технические характеристики (ТТХ) машины, варьируя их возможностями, а капсульная концепция существенно повышает живучесть экипажа.

Тем ни менее, проблема эвакуации экипажа вышедшей/выведенной из строя машины в экстремальной ситуации остается серьезной проблемой [3. Семенов А.Г. Концепция наземного транспортного комплекса с эвакокапсулой / А.Г. Семенов. - СПб.: Изд-во политехн, ун-та, 2017. - 242 с. - С. 7-8].

Известен ряд технических решений по «самостоятельной» (автономной) эвакуации бронекапсул с дееспособным экипажем «самоходом по грунту» [4. RU 2504728 С1, МПК F41H 7/00, 20.01.2014; 5. RU 2617016 С1, МПК F41H 7/00, B62D 63/00. 19.04.2017; 6. RU 2612070 С1, МПК F41H 7/00, B62D 63/00, 02.03.2017].

Однако они относительно сложны с точки зрения механики и в чрезвычайных ситуациях не исключены несрабатывания из-за вероятных повреждений. А в случае недееспособного экипажа эвакуация «своим ходом» вообще исключена.

В последние годы заметное развитие получила и концепция комплекса военного назначения в составе танка и дрона обеспечения при этом танке [7. Проект БПЛА «Птеродактиль»: дополнительное средство наблюдения для танков. - URL: https://topwar.ru/104653-proekt-bpla-pterodaktil-dopolnitelnoe-sredstvo-nablyudeniya-dlya-tankov.html; 8. Создаваемый привязной беспилотник будет работать с разной бронетехникой. - URL: https://ria.ru/arms/20161125/1482216781.html].

Однако дрон обеспечения, будучи малогабаритным беспилотным летающим аппаратом (БПЛА), эффективен как средство наблюдения и разведки, но имеет, естественно, весьма малую грузоподъемность (как недостаток в свете последующей формулировки проблемы и задачи заявляемой группы изобретений).

Наиболее близким к заявляемой группе изобретений по назначению и совокупности существенных признаков аналогом (прототипом) является группа изобретений «Боевой комплекс из танка и вертолета, способ его использования», защищенный патентом Российской Федерации [9. RU 2662568 С1, МПК F41H 13/00; F41H 7/00, 26.07.2018].

Им защищены и в нем описаны взаимосвязанные общим изобретательским замыслом два объекта промышленной собственности - устройство и способ.

Известное устройство-прототип (см. п. 1 формулы прототипа 4), названное «боевым комплексом», состоит из танка и вертолета обеспечения, при этом танк выполнен из двух модулей: транспортно-управляющего и модуля вооружения, совмещаемого с транспортно-управляющим, с возможностью замены модуля вооружения вертолетом обеспечения, а вертолет обеспечения выполнен с возможностью оснащения танка резервным модулем вооружения и возможностью дозаправки танка. А за рамками формулы, в описании устройства поминается наличие бронекапсулы в составе транспортно-управляющего модуля.

Здесь ограничение возможных наземных объектов и комплексов в целом только «боевыми» вполне коррелирует с признаком «модуль вооружения» (с боекомплектом). Это же можно сказать и о сужении «танк», но не столь оправданно. Приданные вертолету две функции, а именно пополнения боекомплекта и дозаправки топливом, полезны, не исключаются с позиций заявляемого изобретения, но и в данном случае имеют косвенное к нему отношение. Главным же недостатком, с позиций заявляемого изобретения, является обозначенная выше (см. [2]) проблема эвакуации экипажа в экстремальных условиях, особенно на «нейтральной полосе» поля боя и в тылу противника. Бронекапсула не отнесена к «отсоединяемым модулям» с возможностью транспортировки вертолетом обеспечения. Более того, о такой проблеме даже не упоминается.

Проблемой (и, соответственно, задачей) первого изобретения из заявляемой группы является создание такого устройства (совокупности существенных конструктивных признаков) комплекса, причем с расширенным спектром самого наземного объекта в его составе, которое позволило бы в экстремальных ситуациях эвакуировать экипаж обездвиженной наземной машины прямо в бронекапсуле, независимо от того, живы ли еще эвакуируемы или нет. Это было бы полезно и по соображениям не допустить захвата противником «закрытой» (секретной) документации и матчасти, находящейся в бронекапсуле, особенно в случае, если речь идет о штабной машине. Таким образом, в более общей формулировке, задача - улучшить ТТХ комплекса путем обеспечения возможности эвакуации экипажа непосредственно в бронекапсуле «собственным» вертолетом обеспечения.

Обозначенная проблема снимается (задача решается) тем, что в комплексе военного назначения, включающем в себя наземную бронированную машину, состоящую из оперативно отделяемых модулей, с бронекапсулой для экипажа, а также вертолета обеспечения, выполненного с возможностью удаления модуля вертолетом обеспечения, согласно заявляемому изобретению-устройству, бронекапсула выполнена как один из упомянутых модулей наземной бронированной машины, с возможностью ее эвакуации, вместе с экипажем, вертолетом обеспечения.

Суть изобретения проиллюстрирована: на фиг. 1 упрощенно показаны наземная бронированная машина с отделяемой бронекапсулой как одним из модулей и вертолет обеспечения в составе комплекса; на фиг. 2 - процесс эвакуации экипажа наземной бронированной машины не-посредственно в капсуле вертолетом обеспечения (по воздуху).

Заявляемый комплекс военного назначения включает в себя (см. фиг. 1), во-первых, наземную бронированную машину (НБМ), состоящую из оперативно отделяемых модулей - как правило, шасси 1 (гусеничного, колесного или иного), боевого отделения (съемного вынесенного вооружения с боекомплектом или боекомплекта отдельно) 2, и (в обязательном порядке) бронекапсулы 3 (как один из упомянутых модулей НБМ) для размещения в ней экипажа НБМ. Отделяемые модули (в том числе бронекапсула 3, боевого отделения и/или его фрагмента 2) взаимосвязаны фиксаторами 4.

Так как конкретное конструктивное обеспечение возможности оперативного отсоединения/присоединения (стыковки/расстыковки) модуля 3 здесь не имеет принципиальных отличий от других модулей, например 2), представляется не обязательным идти дальше описания прототипа в этой части. Тем более что способы и устройства таких взаимосвязей широко известны для специалистов не только транспортных отраслей, но и инженеров-машиностроителей вообще. Тем ни менее, они показаны условно на фиг. 1, 2 (поз. 4).

Во-вторых, комплекс включает в себя второй объект - вертолет обеспечения (ВО) 5, выполненный с возможностью удаления (в данном случае правильнее сказать - эвакуации), по крайней мере, бронекапсулы 3. Как правило, вместе с экипажем, независимо от физического (физиологического) состояния членов экипажа.

Известный способ-прототип, названный, «способом использования боевого комплекса», включает

- во-первых (см. п. 2 формулы прототипа), первоначальное оснащение модуля вооружения танка возимым боезапасом и размещением модуля вооружения на транспортно-управляющем модуле, причем после израсходования первоначального боезапаса модуль вооружения удаляют с транспортно-управляющего модуля танка вертолетом обеспечения, заменяют новым боевым модулем, доставляемым и устанавливаемым вертолетом обеспечения, а использованный модуль вооружения захватывают вертолетом и доставляют для переоснащения;

- во-вторых (см. п. 3 формулы прототипа), включает первоначальную заправку танка топливом, причем после исчерпания запаса топлива танка вертолет стыкуют с танком обеспечения и выполняют дозаправку танка топливом.

Поскольку способ-прототип тесным образом привязан к описанному выше устройству-прототипу, то и его недостатки и нюансы соответствуют перечисленным в характеристике устройства-прототипа. Способу-прототипу также свойственны недостаточно высокие ТТХ и возможности, несмотря на все его положительные качества.

Соответственно, аналогичны и проблема с задачей.

В приложении к способу, обозначенная проблема снимается (задача решается) тем, что (см. фиг. 2) в способе использования комплекса военного назначения, включающем предварительное размещение экипажа НБМ в бронекапсуле 3, согласно заявляемому изобретению-способу, при необходимости эвакуации экипажа, последнюю осуществляют путем отделения (с расстыковкой разъемов межмодульных коммуникаций и расфиксацией фиксаторов 4) бронекапсулы 3 от НБМ, захвата бронекапсулы 3 посредством ВО 5 и последующего ее (бронекапсулы 3) удаления им (т.е. вертолетом 5) транспортировкой по воздуху, преимущественно на гибкой(их) связи(ях).

Технический и специальный (военный) результаты от использования заявляемой группы изобретений заключаются в создании устройства комплекса, причем с расширенным спектром самого наземного объекта в его составе, которое позволяет в экстремальных ситуациях эвакуировать экипаж обездвиженной наземной машины прямо в бронекапсуле. При этом немаловажно и то, что снижается вероятность захвата противником «закрытой» (секретной) документации и матчасти, находящейся в бронекапсуле, особенно в случае, если речь идет о штабной машине. Таким образом, в более общей формулировке, улучшаются ТТХ комплекса путем обеспечения возможности эвакуации экипажа непосредственно в бронекапсуле «собственным» вертолетом обеспечения.

Способ использования транспортного комплекса из наземной бронированной машины и вертолета, включающий предварительное размещение экипажа наземной бронированной машины в бронекапсуле, отличающийся тем, что при необходимости эвакуации экипажа последнюю осуществляют путем отделения бронекапсулы от наземной бронированной машины, захвата бронекапсулы вертолетом и последующего ее удаления им по воздуху.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам повышения герметичности обитаемых отделений экипажа от воздействия поражающих факторов ядерного оружия. Устройство в виде клина затвора, закрывающего канал ствола снабжается дополнительно стопорным механизмом, пружиной и защитной крышкой и возвратным механизмом.

Изобретение относится к области военной техники, в частности к снижению загазованности обитаемых отделений пороховыми газами. При совершении выстрела из вооружения казенник движется в двух направлениях.

Изобретение относится к области вооружений. Боевой комплекс содержит подвесной управляемый вооруженный модуль, выполненный в виде бронированной боевой капсулы, вертолет или кран, к которым подвешен модуль на тросе и стропах.

Изобретение относится к области военной техники, в частности к способам повышения интенсивности воздухообмена в обитаемых отделениях. Способ заключается в том, что датчиком наличия пороховых газов фиксируют наличие пороховых газов в воздухе, автоматически передают сигнал по электропроводам через блок управления на электродвигатели, передают крутящий момент с валов двигателей на крыльчатки, расположенные между обитаемыми и моторно-трансмиссионным отделениями, при вращении крыльчаток осуществляют принудительную подачу очищенного фильтром воздуха в обитаемые отделения и его принудительный отвод в моторно-трансмиссионное отделение, повышают циркуляцию воздуха, снижают загазованность пороховыми газами.

Изобретение относится к области военной техники, в частности к способам снижения загазованности обитаемых отделений пороховыми газами, источником которых является вооружение.

Изобретение относится к области военной техники, в частности к оборудованию для подводного вождения танка. Оборудование для подводного вождения танка включает предназначенную для подачи атмосферного воздуха для членов экипажа и работы двигателя загерметизированного танка при движении под водой и на суше воздухопитающую трубу из секций, закрепленную на танке.

Изобретение относится к области военной техники. Способ удаления пороховых газов от орудия образца бронетанкового вооружения с газотурбинным двигателем заключается в том, что казенник помещают в изолированный объем, в котором при нажатии электроспуска появляются пороховые газы, определяемые датчиком уровня загазованности, передающим сигнал по электропроводам через реле времени на исполнительный элемент, воздействуют на обратный клапан, расположенный в трубопроводе, соединяющем изолированный объем с блоком воздухоочистителя газотурбинного двигателя, и с помощью разрежения воздуха удаляют по трубопроводу воздух с пороховыми газами из изолированного объема и обитаемых отделений.

Изобретение относится к области военной техники. Способ удаления пороховых газов от орудия объекта бронетанкового вооружения заключается в том, что казенник помещают в изолированный объем, в котором при нажатии электроспуска появляются пороховые газы, определяемые датчиком уровня загазованности, передающим сигнал по электропроводам через реле времени на исполнительный элемент, при этом воздействуют на обратный клапан, расположенный в трубопроводе, соединяющем воздушную систему с изолированным объемом, открывают трубопровод, стравливают воздух из воздушной системы в изолированный объем, где находится казенник, осуществляют его продувку и удаляют газы по трубопроводу из изолированного объема и обитаемых отделений.

Изобретение относится к военной технике, а именно к технике для проведения специальной обработки наружных поверхностей образцов вооружения и военной техники. Мобильный комплекс специальной обработки образцов вооружения и военной техники содержит герметичный сборно-разборный ангар, генератор интенсивного конвективно-радиационного теплового потока, кислородную станцию, систему аспирации, автономный генератор электроэнергии, систему управления, силовые цепи, сигнальные цепи, высоковольтный блок, систему распыления легко сублимирующего раствора, сильфон, регулятор скорости течения пороховых газов, рукоятки, распылительные сопла, элементы инициирования реакции окисления порошкообразного вещества, датчик контроля, две панели, датчик концентрации.

Изобретение относится к бронетехнике. Боевая машина содержит боевой модуль, закрепленный с помощью шарового погона на шасси, и устройство подачи воздуха с воздухозаборной трубой.

Группа изобретений относится к системе и способу предотвращения нарушений правил полетов беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Система содержит наземный центр контроля, наземные средства обнаружения подозреваемого БПЛА, БПЛА-перехватчик, содержащий бортовые средства обнаружения и средства захвата подозреваемого БПЛА.

Изобретение относится к области бесконтактных способов ведения боевых действий. Способ бесконтактного ведения боевых действий включает этап осуществления разведывательных действий, этап подготовки сил и средств для нанесения поражения разведанных объектов противника и этап доставки с использованием ракетоносцев-доставщиков в зону поражающего радиуса действия вооружения для уничтожения разведанных целей противника.

Изобретение относится к способу функционального подавления беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Для реализации способа определяют координаты местоположения БПЛА, доставляют при помощи пускового устройство в область расположения БПЛА контейнер с элементами функционального подавления, осуществляют генерацию серии сверхкоротких СВЧ радиоимпульсов для нарушения работоспособности радиоэлектронных элементов БПЛА, после полного разряда источника электропитания осуществляют подрыв заряда самоликвидации контейнера для образования облака красителя в целях образования непрозрачной пленки на поверхности элементов БПЛА и в целях образования поля поражающих элементов, которые приводят к физическому повреждению БПЛА.

Изобретение относится к способу функционального подавления беспилотных летательных аппаратов. Для реализации способа обнаруживают беспилотный летательный аппарат, в область на расстоянии 50-100 метров от него при помощи пускового устройства доставляют патрон, выполненный с возможностью генерации серии сверхкоротких сверхвысокочастотных радиоимпульсов в определенном диапазоне частот, производят генерацию этих импульсов в сторону беспилотного летательного аппарата до полного разряда источника электропитания, после этого выполняют самоуничтожение патрона путем его подрыва для создания поля поражающих элементов для физического повреждения беспилотного летательного аппарата и его уничтожения.

Изобретение относится к экзоскелету для оказания человеку помощи для поддержки и передачи нагрузки. Экзоскелет выполнен с возможностью ношения пользователем с возможностью воспринимать и передавать нагрузку, воспринимаемую головой, шеей и/или туловищем пользователя, вниз на опорную поверхность.

Изобретение относится к системам защиты акваторий от подводных диверсантов и других подводных объектов. Предложен способ активной защиты акватории ударно-волновым воздействием на подводный объект, включающий электродинамическое инициирование излучателем ударно-волнового импульса сжатия излучаемого в направлении подводного объекта импульсного луча, фокусируемого периферийной и центральной компонентами излучателя с образованием динамического звукового канала, причем импульс сжатия от центральной компоненты инициируют позже импульса сжатия от периферийной компоненты, а сдвиг между временами начала инициации от компонентов больше длительности фронта импульса сжатия от периферийной компоненты, при этом длительность волны от периферийного импульса сжатия больше длительности волны от центрального импульса сжатия.

Способ обнаружения и поражения малозаметных боевых мини- и микро беспилотных летательных аппаратов, заключающийся в том, что с помощью средств радиолокации и пассивных акустических приемников обнаруживают беспилотный летательный аппарат, определяют расстояние от артиллерийского орудия до аппарата, производят выстрел из орудия изготовленным определенным образом корпусным снарядом со взрывчатым веществом и дистанционным взрывателем, установленным на подрыв при прохождении им расчетного времени, и осколками корпуса разорвавшегося снаряда поражают летательный аппарат.

Изобретение относится к области активной и пассивной локации и может быть использовано для высокоточного определения текущих координат артиллерии противника в интересах эффективной контрбатарейной борьбы.

Изобретение относится к инженерным комплексам оборонного назначения для их функционирования и защиты от средств нападения вероятного противника. Инженерный комплекс содержит базовую позицию, организованную в сооружении с оборудованными воротами входом в него и выходом из него.

Изобретение относится к системе физической защиты потенциально опасного объекта хранения боеприпасов и взрывчатых веществ и предназначено для предотвращения проникновения посторонних лиц (нарушителей) к местам их хранения.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения. Воздухоплавательный роботизированный аппарат (1) для мониторинга и внесения средств защиты растений и удобрений в точном земледелии содержит два жестких дирижабля (2 и 3) в виде остовов (4 и 5) с оболочками (6 и 7).
Наверх