Аэрозольная смазка

Изобретение относится к созданию композиции многоцелевой пластичной смазки, применяемой в виде аэрозоля в труднодоступных узлах трения механизмов различного назначения мобильной техники и стационарного оборудования. Сущность: аэрозольная смазка содержит мас. %: базовое масло - 3,75-28,5, загуститель - 0,2-7,5, антиокислитель - 0,01-0,15, ингибитор коррозии - 0,01-0,60, присадку с противоизносными и/или противозадирными свойствами - 0,02-1,5, растворитель - 15,0-60,0, пропеллент - до 100. Технический результат заключается в обрыве цепи окислительных реакций молекулами антиокислителя, формировании пассивирующей пленки в зоне контакта при взаимодействии антикоррозионных присадок с молекулами конструкционных металлов, упрочнении масляной пленки и модификации поверхности трения за счет воздействия активных полярных компонентов, входящих в состав противоизносных и/или противозадирных присадок. 2 табл.

 

Изобретение относится к созданию композиции многоцелевой пластичной смазки, применяемой в виде аэрозоля в труднодоступных узлах трения механизмов различного назначения мобильной техники и стационарного оборудования.

Существует большое количество узлов трения, нанесение консистентных пластичных смазок в которые значительно затруднено, либо невозможно без их демонтажа и разборки. Проведение работ по техническому обслуживанию, демонтажу и разборке/сборке подобных механизмов требует значительных трудо-временных затрат и предъявляет особые требования к квалификации исполнителей. Для облегчения обслуживания неразборных и труднодоступных узлов трения разработаны смазочные композиции, обладающие способностью легко проникать в плотно прилегающие контактные зоны и образовывать слой пластичного смазочного материала после испарения легкокипящего углеводородного компонента.

Известен аэрозольный состав (SU1 082 789, 1982), содержащий следующие компоненты, мас. %:

Касторовое масло 10-16
Этиловый спирт 8-12
Пропеллент Остальное

Изобретение относится к аэрозольным смазкам, предназначенным для смазки пресс-форм при изготовлении пластмассовых деталей электротехнического назначения. Целью изобретения является снижение переходного контактного сопротивления, повышение надежности и качества соединения контактируемых поверхностей. Недостатком данного состава являются ограниченность области его применения.

Известен смазочный состав (CN109 880 678, 2019), содержащий следующие компоненты, мас. %:

Обычная консистентная смазка для стального каната 25 - 67
Модификатор адгезии 1,4-5,2
Дисперсионные добавки 1,2-5,4
Разбавитель 5,3-13,4
Смачивающий агент 0,1-1,0
Аэрозольный пропеллент 25,0-50,0

Настоящее изобретение относится к виду консистентной смазки для поверхности проволочного каната, которая может быть нанесена распылением. Целью данного изобретения является защита проволочных канатов от износа и негативных воздействий окружающей среды во время эксплуатации и технического обслуживания. Недостатком данного состава является ограниченность области его применения.

Известна аэрозольная композиция (JP 5236913 В2, 2013), содержащая следующие компоненты, мас. %:

Загуститель 0,01-10,0
Разбавитель на основе фтора 50,0-96,0
Пропеллент 0,2-8,0
Базовое масло до 100

Загуститель представляет собой политетрафторэтилен (ПТФЭ) или тетрафторэтилен-гексафторпропиленовый сополимер (FEP) со средним размером первичных зерен 10 мкм или менее. В качестве пропеллента может быть использован газообразный диоксид углерода, газообразный азот или газообразный оксид азота. Разбавитель на основе фтора представляет собой гидрофторэфир или тетрафторпентан. В качестве базового масла предложено использовать перфторполиэфирное масло с кинематической вязкостью при 40°С 75-1200 мм2/с. Указанное изобретение относится к экологически чистой аэрозольной композиции с превосходными смазывающими свойствами и термостойкостью, а также нейтральным отношением к резиновым материалам. Недостатками данной композиции является плохая адгезия и низкая водостойкость.

Известен смазочный спрей для оборудования пищевой промышленности (JP 6093992 В2, 2017), содержащий в определенных соотношениях следующие компоненты: стеарат кальция, жидкое пищевое масло, этанол и газ. В качестве жидкого пищевого масла используются триглицериды жирных кислот. В качестве газа (пропеллента) может быть использован газообразный диоксид углерода, газообразный азот, газообразный оксид азота, сжиженный нефтяной газ или их смесь. Настоящее изобретение относится к безопасному смазочному спрею для пищевого оборудования с улучшенными адгезией и стойкостью к пенообразованию. Недостатком данного состава является низкая термоокислительная стабильность.

Известна композиция аэрозольной смазки (US 5614478 А, 1997), содержащая следующие компоненты, мас. %:

Базовое масло и загуститель 10-82
Пропеллент 18- 90

В качестве базового масла могут быть использованы нефтяные масла, синтетические углеводороды, эфиры различного строения или их смеси в любых соотношениях. В качестве загустителя - полимочевина, литиевые и кальциевые мыла, комплексные алюминиевые мыла, глина или их смеси в любых соотношениях. В качестве пропеллента - изобутан, бутан, пропан, азот, диоксид углерода или их смеси в любых соотношениях. Целью настоящего изобретения является получение распыляемой композиции консистентной смазки с использованием минимального количества химических компонентов и без использования растворителей. Недостатками данного состава являются низкая проникающая способность в труднодоступные узлы трения, неудовлетворительные трибологические характеристики и невысокая адгезия к поверхностям трения.

Наиболее близкой к изобретению является защитная смазочная композиция (US 4443348 А, 1984), содержащая следующие компоненты, мас. %:

Смазочная композиция 37,5
состоящая из:
минеральное масло 50-64
спирт 15-25
алюминиевое мыло 3-6
нафтенат цинка 5-10
метилалкилполисилоксан 8-16
сульфированное масло 0,2-1,0
эмульгатор 1-4
Метиленхлорид 37,5
Пропан 25,0

Указанное изобретение относится к защитной смазочной композиции с улучшенной адгезией и проникающей способностью. Недостатками данного состава является низкая термическая стабильность образуемого на поверхности фрикционных деталей защитного слоя и невысокие трибологические характеристики.

Техническая проблема настоящего изобретения заключается в улучшении трибологических характеристик, термоокислительной стабильности и защитных свойств многоцелевой пластичной смазки, обладающей высокой проникающей способностью.

Технический результат заключается в обрыве цепи окислительных реакций молекулами антиокислителя, формировании пассивирующей пленки в зоне контакта при взаимодействии антикоррозионных присадок с молекулами конструкционных металлов, упрочнении масляной пленки и модификации поверхности трения за счет воздействия активных полярных компонентов, входящих в состав противоизносных и/или противозадирных присадок.

Технический результат достигается за счет создания композиции многоцелевой пластичной смазки, применяемой в виде аэрозоля и содержащей многофункциональный пакет присадок.

Указанная аэрозольная смазка включает в себя пропеллент, растворитель, базовое масло, загуститель, антиокислитель, ингибитор коррозии, присадку с противоизносными и/или противозадирными свойствами при следующих соотношениях компонентов, мас. %:

Базовое масло 3,75-28,50
Загуститель 0,20-7,50
Антиокислитель 0,01-0,15
Ингибитор коррозии 0,01-0,60
Присадка с противоизносными
и/или противозадирными свойствами 0,02-1,50
Растворитель 15,00-60,00
Пропеллент до 100.

Отличительной особенностью заявленной композиции является применение в составе аэрозольной смазки многофункционального пакета присадок, значительно улучшающих ее эксплуатационные характеристики.

Антиокислитель за счет взаимодействия со свободными радикалами, перекисями и другими инициаторами процессов окисления обрывает цепь окислительных реакций, что приводит к значительному повышению термоокислительной стабильности смазочного материала.

Применение ингибитора коррозии способствует образованию в зоне контакта пассивирующей пленки, препятствующей диффузии корродирующих агентов к поверхности металла и снижающей его каталитическую активность.

Вводимые в состав композиции присадки с противоизносными и/или противозадирными свойствами, состоящие из молекул, обладающих высокой полярностью, адсорбируются на поверхности металла, способствуя повышению прочности масляной пленки («расклинивающее» действие) и снижению износа деталей. При увеличении нагрузок и температуры в зоне контакта происходит химическая реакция активных элементов присадки с металлом с образованием слоя эвтектики, обладающего значительно более низкой температурой плавления, в результате чего происходит выравнивание поверхности («полирующее» действие) и предотвращается задир пар трения.

Сущность изобретения заключается в следующем.

В описываемой смазке используют следующие компоненты:

- в качестве базового масла: минеральные, гидропроцессинговые, синтетические (полиальфаолефиновые, на основе эфиров, производные силоксанов), растительные, или их смеси в любых соотношениях;

- в качестве загустителя: простые и комплексные мыла щелочных, щелочноземельных и иных металлов и органических кислот различного строения (мыльный загуститель), производные мочевины (уреатный загуститель), полимеры неполярного строения (полимерный загуститель), твердые углеводороды различного строения (углеводородный загуститель) и неорганические загустители различного строения (диоксид кремния и его производные, сажа, бентонитовые глины) или их смеси в любых соотношениях;

- в качестве антиокислителя: аминного типа (дифениламин, фенил-α-нафтиламин, фенил-β-нафтиламин и их производные), фенольного типа (4-метил-2,6-дитретбутилфенол, 2,2-метилен-бис(4-метил-6-третбутилфенол), 4,4-метилен-бис(2,6-дитретбутилфенол);

- в качестве ингибитора коррозии - производные бензотриазола, производные алкилянтарных кислот, окисленные парафины и церезины, соли и сложные эфиры карбоновых и сульфоновых кислот, триэтаноламин и его производные, производные алкенилсукцинимидов, производные димеркаптотиадиазола;

- в качестве присадки с противоизносными и/или противозадирными свойствами - эфиры фосфорной кислоты различного строения, серо-фосфорсодержащие органические соединения, хлорсодержащие органические соединения или их смеси в любых соотношениях;

- в качестве растворителя - углеводороды С512 различного строения, галогенпроизводные углеводородов С14 различного строения, простые и сложные эфиры различного строения, спирты и кетоны различного строения или их смеси в любых соотношениях;

- в качестве пропеллента - изобутан, бутан, пропан, азот, диоксид углерода, диоксид азота, гидрофторуглероды, гидрохлорфторуглероды, диметиловый эфир и инертные газы, или их смеси в любых соотношениях.

Описываемую смазку готовят следующим образом:

Основа аэрозольной смазки, состоящей из базового масла, загустителя и многофункционального пакета присадок, производится по стандартной технологии в соответствии с выбранным типом загустителя.

В реактор с перемешивающим устройством, оборудованный системой обогрева и охлаждения, загружают расчетные количества основы смазки и растворителя, после чего смесь перемешивают до образования гомогенного раствора. Температура смешения подбирается в зависимости от типа растворителя и его растворяющей способности по отношению к основе смазки. Полученный гомогенный раствор основы смазки в растворителе фасуется в аэрозольные баллоны с добавлением заданного количества пропеллента.

Таким образом, в процессе применения настоящей аэрозольной композиции образуется тонко распыленная дисперсия многоцелевой пластичной смазки в легкокипящем растворителе, обладающая высокой проникающей способностью в труднодоступные узлы трения и образующая слой высокоэффективного пластичного смазочного материала после испарения растворителя.

Пример.

Готовят 10 образцов аэрозольных смазок с различным содержанием указанных компонентов, охватывающим весь спектр заявляемых концентраций.

Также по технологии, описанной в US 4443348 А, готовят образец смазочной композиции.

Составы приготовленных образцов аэрозольных смазок представлены в таблице 1, а свойства этих образцов - в таблице 2.

Из приведенных данных следует, что заявленная композиция обладает улучшенными противоизносными и противозадирными характеристиками, а также повышенной термоокислительной стабильностью.

Аэрозольная смазка, содержащая базовое масло, загуститель, антиокислитель, ингибитор коррозии, присадку с противоизносными и/или противозадирными свойствами, растворитель и пропеллент при следующих соотношениях компонентов, мас. %:

Базовое масло 3,75-28,50
Загуститель 0,20-7,50
Антиокислитель 0,01-0,15
Ингибитор коррозии 0,01-0,60
Присадка с противоизносными
и/или противозадирными свойствами 0,02-1,50
Растворитель 15,00-60,00
Пропеллент до 100



 

Похожие патенты:
В настоящем изобретении описана композиция консистентной смазки, содержащая от 40 до 90 мас.% компонента в виде базового масла, которое представляет собой полиальфаолефин и имеет кинематическую вязкость при 100°C от 1 до 5 мм2/с, где массовый процент основан на массе композиции консистентной смазки, а также содержащая загуститель, который представляет собой кальциевую соль C13-C21 жирной кислоты, при этом количество загустителя составляет от 2 до 18 мас.% в расчете на массу композиции консистентной смазки.

Настоящее изобретение относится к применению ароматического амина в смазочной композиции для обеспечения установки опережения зажигания двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием, которое составляет 0,5 или более CAD (угла поворота коленчатого вала), где смазочная композиция содержит (i) базовое масло и (ii) от 3 до 20 мас.% ароматического амина, в качестве антидетонационной присадки, причём ароматический амин выбирают из анилина и алкилзамещенных соединений анилина, 1,2,3,4-тетрагидрохинолина, дифениламина и алкилзамещенных соединений дифениламина, 2-этилгексил-4-(диметиламино)бензоата, индолина, N,N-диметил-1,4-фенилендиамина, o-толуидина, p-толуидина, p-анизидина, p-фенетидина и их смесей.

Настоящее изобретение относится к применению беззольного модификатора трения, содержащего С12-С24 жирную кислоту и С12-С24 жирный амин, в моторном масле, содержащем базовое масло, для использования в картере двигателя для получения пониженного износа, а также для получения пониженного износа в присутствии нагара.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу и способу получения пакета присадок к всесезонным гидравлическим маслам для гидросистем промышленного оборудования и всесезонному гидравлическому маслу, содержащему этот пакет.

Изобретение относится к области смазочных материалов и, более конкретно, к пластичным смазкам, применяемым в узлах трения различных машин или механизмов, эксплуатируемых в условиях экстремально низких температур.

В настоящем изобретении раскрыт способ применения производного саркозиновой кислоты, производного аспарагиновой кислоты, или производного диэтаноламина, или их смеси для ингибирования адсорбции α-олефина, присутствующего в смазочной композиции, на поверхности металла, когда смазочная композиция содержит в качестве базового масла любое из масел из группы III, группы IV и полиизобутилены, отнесенные к группе V в соответствии с классификацией базовых масел по API, или их смесь, и α-олефин, присутствующий в количестве 1 мас.

Настоящее изобретение относится к смазывающей композиции для смазывания двигателя внутреннего сгорания, содержащей (i) базовое масло и (ii) свободное от металла фосфонатное соединение, которое представляет собой диамиламилфосфонат (DAAP), в количестве в диапазоне от 0,4 до 1,2 мас.% при расчете на совокупную массу композиции смазочного масла.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла для направляющей поверхности скольжения, продемонстрировавшей превосходные характеристики низкого коэффициента трения и противозадирные характеристики с тем, чтобы обеспечить высокую точность обработки на станке.

Настоящее изобретение относится к применению полученного в результате процесса Фишера-Тропша базового масла в смазочной композиции, представляющей собой моторное масло для легковых автомобилей, для снижения вероятности возникновения раннего зажигания на низких оборотах (РЗНО) в двигателе внутреннего сгорания, причем полученное в результате процесса Фишера-Тропша базовое масло имеет кинематическую вязкость при 100°С по меньшей мере 2,5 мм2/с и не более 8,5 мм2/с.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла и ее применению для смазывания поверхности направляющей скольжения, продемонстрировавшей превосходные характеристики низкого коэффициента трения и противозадирные характеристики с тем, чтобы обеспечить высокую точность обработки на станке.

Изобретение относится к области смазочных материалов и, более конкретно, к пластичным смазкам, применяемым в узлах трения различных машин или механизмов, эксплуатируемых в условиях экстремально низких температур.

Изобретение относится к экологичным (биоразлагаемым) низкотемпературным смазкам и может применяться в узлах трения машин и механизмов в условиях Крайнего Севера, при температурах окружающей среды до минус 50°С.

Настоящее изобретение относится к применению полученного в результате процесса Фишера-Тропша базового масла в смазочной композиции, представляющей собой моторное масло для легковых автомобилей, для снижения вероятности возникновения раннего зажигания на низких оборотах (РЗНО) в двигателе внутреннего сгорания, причем полученное в результате процесса Фишера-Тропша базовое масло имеет кинематическую вязкость при 100°С по меньшей мере 2,5 мм2/с и не более 8,5 мм2/с.

Изобретение относится к области смазочных композиций, предназначенных для агрегатов трансмиссий авиационного транспорта. Предложено трансмиссионное масло, содержащее в своем составе масло авиационное Б-3В, состоящее из концентрата антиокислительных присадок в базовом пентаэритритовом масле НА-10 по СТП 002-2005, меркаптобензтиазола гранулированного (каптакс) в качестве противозадирной присадки и пентаэритритового базового масла по СТП 001-2005.

Изобретение относится к нефтехимической области, а конкретнее к смазкам, применяемым в узлах трения машин и механизмов, эксплуатируемых в условиях Крайнего Севера и Арктики.

Изобретение относится к способам применения целлюлозы, более конкретно, к способам получения дисперсий целлюлозы как органического биоразлагаемого загустителя для смазочных материалов, в том числе пластичных смазок.

Изобретение относится к области смазочных материалов и, более конкретно, к биоразлагаемым пластичным смазкам, применяемым в узлах трения различных машин или механизмов, эксплуатируемых в условиях низких температур.

Изобретение относится к созданию многоцелевой низкотемпературной пластичной смазки для узлов трения, работающих в диапазоне температур от минус 60 до плюс 150°С, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности.

Настоящее изобретение относится к композиции консистентной смазки, характеризующейся высокой износостойкостью. Композиция консистентной смазки содержит базовое масло, загуститель и поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, причем указанный загуститель представляет собой мочевиновое соединение, полученное в результате проведения реакции между изоцианатом и первичным амином, и указанный поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, представляет собой сополимер, включающий в качестве составных мономеров алкил(мет)акрилат, содержащий C1-20 алкильную группу, и винильный мономер, содержащий гидроксильную группу.

Настоящее изобретение относится к экологически чистому смазочному материалу для лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» рельсового транспорта, содержащему в качестве базового масла биоразлагаемое масло или смесь по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа минерального масла, синтетического смазочного базового масла и биоразлагаемого смазочного базового масла, при этом смазка в качестве загустителя содержит литий-кальциевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, в качестве присадок, улучшающих триботехнические свойства, - натрия тетраборат и осерненное масло, кроме того, смазка содержит глицерин, при следующих соотношениях компонентов, % масс.: 12-оксистеариновая кислота - 7,3-10,3; кальция гидроокись - 0,3-0,5; лития гидроокись - 0,2-0,7; натрия тетраборат - 2,0-4,3; глицерин - 0,9-2,1; осерненное масло - 6,8-9,0; масло базовое ВМГ3 - 0-9,1; масло синтетическое БЗВ - 0-6,5; масло растительное (например, подсолнечное нерафинированное) - до 100.
В настоящем изобретении описана композиция консистентной смазки, содержащая от 40 до 90 мас.% компонента в виде базового масла, которое представляет собой полиальфаолефин и имеет кинематическую вязкость при 100°C от 1 до 5 мм2/с, где массовый процент основан на массе композиции консистентной смазки, а также содержащая загуститель, который представляет собой кальциевую соль C13-C21 жирной кислоты, при этом количество загустителя составляет от 2 до 18 мас.% в расчете на массу композиции консистентной смазки.

Изобретение относится к созданию композиции многоцелевой пластичной смазки, применяемой в виде аэрозоля в труднодоступных узлах трения механизмов различного назначения мобильной техники и стационарного оборудования. Сущность: аэрозольная смазка содержит мас. : базовое масло - 3,75-28,5, загуститель - 0,2-7,5, антиокислитель - 0,01-0,15, ингибитор коррозии - 0,01-0,60, присадку с противоизносными иили противозадирными свойствами - 0,02-1,5, растворитель - 15,0-60,0, пропеллент - до 100. Технический результат заключается в обрыве цепи окислительных реакций молекулами антиокислителя, формировании пассивирующей пленки в зоне контакта при взаимодействии антикоррозионных присадок с молекулами конструкционных металлов, упрочнении масляной пленки и модификации поверхности трения за счет воздействия активных полярных компонентов, входящих в состав противоизносных иили противозадирных присадок. 2 табл.

Наверх