Состав фибросодержащей асфальтобетонной смеси для покрытий

Изобретение относится к сфере дорожно-строительных смесей и может быть использовано для создания современных асфальтобетонных материалов для устройства дорог. Состав фибросодержащей асфальтобетонной смеси включает следующие компоненты: щебень 20-60%, минеральный порошок 4-12%, полиакрилонитрильное волокно с плотностью 0,17-0,77 текс и длиной нарезки 6-18 мм 0,07-0,6%, органическое вяжущее 4-12%, песок - остальное. При этом органическое вяжущее является составным из двух видов битумов нефтяных дорожных вязких, в % от общего количества вяжущего в смеси: битум одной из марок: БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 - 85-95% совместно с битумом одной из марок: БНД 200/300, БНД 130/200 - 5-15%. Технический результат: получение смеси с повышенными сдвигоустойчивостью, водостойкостью, трещиностойкостью и пределом прочности для создания прочного асфальтобетонного покрытия. 2 табл.

 

Изобретение относится к сфере дорожно-строительных смесей и может быть использовано для создания современных асфальтобетонных материалов для устройства дорог.

Асфальтобетонные смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке покрытия на дороге подразделяют на горячие и холодные. Интерес для данного патентуемого решения представляют холодные смеси, приготавливаемые с использованием нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не ниже +5°С, так как они значительно дешевле остальных смесей и применяются в широком диапазоне климатических и географических широт практически круглый год, за исключением 2-3 месяцев самого холодного сезонного периода в зависимости от региона применения асфальтобетонных смесей.

Важными составляющими частями любой асфальтобетонной смеси являются: состав группы наполнителей, которая содержит, как правило – щебень, песок, минеральный порошок (RU №2560364, RU №2351561, RU №2310621, RU № 2182136, RU №2351703, авторское свидетельство СССР №707945), а также состав группы вяжущего. Причём описываемые ниже как наполнители, так и вяжущие аналогов в данном описании входят в смесь горячими.

Среди групп вяжущих в составах материалов для изготовления асфальтобетонных покрытий известны вяжущие, представленные одним видом битума: см. ГОСТы, а также ряд изобретений из названных выше патентных документов (RU №2310621, RU № 2182136, RU №2351703, авторское свидетельство СССР №707945) и д.р.

Известны составные вяжущие в асфальтобетонных смесях, в которые входят жидкие или вязкие битумы с различными модифицирующими добавками - моторное масло (патенты: RU № 2623748, RU № 2625353), нефтяной шлам (патент RU № 2535325), стабилизированное вяжущее, содержащее наряду с эпоксидной смолой полиэтиленполиамин, дивинилстерольный термопласт и талловое масло (патент RU №2647740). Такие добавки вводятся в битум для корректировки не только его свойств, но и будущего дорожного покрытия, а именно расширения температурного интервала работоспособности асфальтобетонного покрытия, понижения хрупкости, повышения параметров трещиностойкости или препятствия к образованию колеи.

Недостатками представленных выше смесей является не просто увеличивающееся количество компонентов, но и необходимость использования специального оборудования для их соединения с учетом сложных свойств некоторых из них. Как следствие, увеличение трудозатрат влечёт добавление стоимости изготавливаемой смеси.

Особый интерес представляют составы для асфальтобетонного покрытия с волокнистыми наполнителями, которые позволяют получить армированные асфальтобетоны, обладающие повышенной устойчивостью в отношении образования деформаций.

Известно использование в составе смеси для асфальтобетонного покрытия (патент на изобретение CN 101081725) волокнистого наполнителя, представляющего собой полиакрилонитрильное волокно (ПАН-волокно) 1,5-2,5 децитекс длиной 6 мм, добавляемого в количестве 0,2-0,3% от массы смеси на основе известняковой руды и шлака.

Известен также состав смеси для асфальтобетонного покрытия (патент на изобретение CN 1908069), включающий минеральный наполнитель на основе известняка и битума. Состав дополнительно содержит 0,1-0,5% полого или пористого полимерного волокна с особой сложной формой поперечного сечения. Полимерное волокно представлено волокном на основе сложного полиэфира, ПАН-волокном или композициями из этих волокон.

Однако формирование сложной формы поперечного сечения волокна дополнительно удорожает процесс получения асфальтобетонной смеси без заметного улучшения свойств покрытия.

Известен также состав фибродобавки в асфальтобетонную смесь (патент CN 101798196), содержащий группу волокон: 15-35% волокон на основе сложного полиэфира, 35-55% древесного волокна, 15-35% ПАН-волокна и 15-35% нейлонового волокна. Общее содержание армирующей добавки составляет 0,3-0,6% от массы смеси.

Однако используемая в вышеописанном патентном документе смесь волокон содержит волокна из материалов, которые резко ограничивают температуру процесса получения асфальтобетонной смеси, так как температура их плавления или разложения гораздо ниже, чем температура приготовления большинства асфальтобетонов, обычно составляющая порядка 160°C. Тем самым, применение фибродобавки смешанного состава становится невозможным либо малоэффективным.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является состав асфальтобетонной не содержащей воды смеси (патент RU 2465231), который содержит щебень, мелкий заполнитель, минеральный порошок, а также битумное вяжущее и армирующий волокнистый наполнитель, при следующем соотношении компонентов, мас.%: щебень - 30-70, мелкий заполнитель - 10-65, минеральный порошок - 5-40, битумное вяжущее - 3-15 (сверх 100% от минерального материала), ПАН-фибра - 0,1-0,15 (сверх 100% от массы минерального материала) и углеродное волокно - 0,01-0,15 (сверх 100% от массы минерального материала). В качестве углеродного волокна смесь содержит мелконарезанные углеродные волокна длиной от 3 до 40 мм и со средним диаметром 20-22 мкм из непрерывного углеродного волокна.

Однако слабое адгезионное взаимодействие, как оказалось, на границе раздела волокна и битума из-за отсутствия химических связей связующего с наполнителем не всегда приводит к ожидаемому повышению прочностных характеристик асфальтобетонной смеси.

Задачей заявляемого изобретения является получение холодной смеси с повышенной сдвигоустойчивостью, водостойкостью, трещиностойкостью и пределом прочности для создания прочного асфальтобетонного покрытия с учётом природно-климатических факторов и воздействия статических и динамических транспортных нагрузок.

Сущность заявляемого изобретения характеризуется тем, что состав фибросодержащей асфальтобетонной смеси для покрытий включает горячие - нагретые до температуры 140-180°С щебень, песок, минеральный порошок, вяжущее с температурой 110-160°С и полиакрилонитрильное волокно, %:

щебень 20-60
минеральный порошок 4-12
органическое вяжущее 4-12
полиакрилонитрильное волокно с плотностью
0,17-0,77 текс и длиной нарезки 6-18 мм 0,07-0,6
песок остальное,

при этом органическое вяжущее - составное из двух видов битумов

нефтяных дорожных вязких, в % от общего количества вяжущего в смеси:

одной из марок: БНД 90/130, БНД 60/90,
БНД 40/60 совместно с 85-95
битумом одной из марок: БНД 200/300, БНД 130/200 5-15

Технический результат заявляемого изобретения.

Применение горячего вяжущего в виде пары битумов нефтяных дорожных вязких: одной из марок: БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 с одной из марок БНД 200/300, БНД 130/200, причём в сочетании с армирующим материалом - ПАН-волокном с плотностью 0,17-0,77 текс и длиной нарезки 6-18 мм является отличительной особенностью предложенного состава смеси. Сочетание любой из составленных Заявителем пар битумов, представленных выше, с ПАН-волокном одновременно, причём названного вида его плотности и нарезки, не известно. Набор всех компонентов заявляемой асфальтобетонной смеси, в том числе нагретых до 140-180°С щебня, песка и минерального порошка, среди наборов компонентов смесей, описанных в литературе и применяемых в промышленности, в заявляемых диапазонах концентраций также ранее не описывался и не применялся.

Именно перечисленные отличия заявляемой смеси обеспечивают решение поставленной в изобретении задачи. В этом заключается технический результат заявляемого решения.

Последующее изложение материала изобретения показано с использованием таблиц 1.1; 1.2; 1.3; 2, демонстрирующих физико-механические показатели фибросодержащего асфальтобетона с добавлением и без добавления ПАН-волокна, а именно в таблице 1.1 - показатель предела прочности при сжатии при температуре 50°С в МПа, в таблице 1.2 - показатель сдвигоустойчивости по коэффициенту внутреннего трения в МПа, таблице 1.3 - сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50 °С в МПа, в таблице 2 - сравнение вышеназванных показателей для различных составов смеси за счет меняющегося состава вяжущего и фиброволокна.

Проведенные Заявителем исследования по подбору оптимальных количеств входящих в вяжущее битумов и сравнению с существующими композициями вяжущего показали преимущества заявляемого вяжущего в асфальтобетонной смеси. Любая из отобранных пар битумов с разными пенетрациями битумов в паре, эмпирически подобранных Заявителем, марок: БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 с одной из марок БНД 200/300, БНД 130/200, как оказалось, оптимально решает задачу смачивания и образования битумной плёнки на поверхности минеральных элементов и ПАН-волокон в объёме фибросодержащей асфальтобетонной смеси. Вследствие этого устраняется и проблема образования комков в смеси, что было стойким браком при применении не оптимально подобранных длин частиц фиброволокна и обычных, неподготовленных специальной обработкой фиброматериалов, например, без вспушивания волокон.

Выбор армирующего ПАН-волокна осуществлен по пути нахождения оптимально требуемой плотности и размера волокон, не образующих комков из путающихся нитей, а равномерно распределяющихся по слоям асфальтобетонной смеси. По результатам исследований композиционных асфальтобетонных смесей, изготовленных с использованием ПАН-волокна, можно сделать вывод, что с увеличением длины нарезки ПАН-волокна, превышающей выше рекомендуемые Заявителем размеры, качество смеси ухудшалось. Например, при длине нарезки, приближающейся к 19 мм, в смеси уже замечались комочки, что вызывало ухудшение качества смеси. С уменьшением длины нарезки от 6мм и меньше – не проявлялось улучшение свойств. Оптимальными для обеспечения качества смеси оказалось ПАН-волокно плотностью 0,17 - 0,77 текс с длиной нарезки 6-18 мм. Вследствие этого достигалась полная гармония и совместимость ПАН-фибры с другими компонентами смеси, с горячим битумом в частности, и её более равномерное и однородное распределение между горячими (до 140-180°С) минеральными компонентами смеси с последующим повышением показателей предела прочности и сдвигоустойчивости (таблицы 1.1, 1.2, 1.3).

Таблица 1.1

Таблица 1.2

Таблица 1.3

В ходе испытаний заявляемого технического результата в ниже описанном примере была приготовлена асфальтобетонная смесь, в которой в качестве материалов использовались:

- щебень гранитный Потаповского карьера Ростовской области и известняковый щебень Жигулёвского карьера Самарской области фракций от 5 мм до 10 мм, св. 10 мм до 15 мм, св. 15 мм до 20 мм, соответствующий требованиям ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 31015-2002;

- известняковый минеральный порошок Озинского завода Саратовской области, соответствующий требованиям ГОСТ Р 52129-2003;

- речной песок производства ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие»», соответствующий требованиям ГОСТ 8735-88, ГОСТ 8736 – 2014, ГОСТ 9128;

- битумы Саратовского нефтеперерабатывающего завода, относящиеся к вязким нефтяным дорожным битумам марок БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БНД 200/300, БНД 130/200, соответствующие требованиям ГОСТ;

- ПАН-волокно с плотностью 0,17-0,77 текс и длиной нарезки 6-18 мм.

Состав асфальтобетонной смеси компонентов в примере включал:

щебень – 48,5%;

песок – 40,7%;

минеральный порошок – 5,1%;

вязкий битум БНД 60/90 – 4,95%

вязкий битум БНД 130/200 - 0,55 %;

ПАН-волокно– 0,2%.

Таблица 2 демонстрирует сравнительные характеристики смеси с вышеназванным составом и эталонными:

- без добавления фиброволокна;

- с добавлением ПАН-волокна и всего одним видом битума марки БНД 60/90;

- с добавлением ПАН-волокна с оптимальной длиной нарезки 12 мм и плотностью 0,56 текс и вяжущего, состоящего из пары битумов марок БНД 60/90 и БНД 130/200 разной пенетрации.

Таблица 2

Из таблицы 2 видно, что показатель трещиностойкости асфальтобетона увеличивается в среднем на 32%, сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С увеличивается на 77%, сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения увеличивается на 16%, коэффициент водостойкости увеличивается на 5%, предел прочности на сжатие увеличивается примерно на 94,5% в сравнении с фибросодержащими асфальтобетонными смесями с применением только одного из известных видов битумов.

Для обработки фиброволокна применяли разработанный в Поволжском учебно-исследовательском центре «ВОЛГОДОРТРАНС» ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.» опытный образец установки для производства композиционных фибросодержащих асфальтобетонных смесей, которая позволяет подготовить волокнистые материалы (базальтовая, полиакрилонитрильная и др. виды фиброволокна) для введения их в состав асфальтобетонных смесей с целью армирования, увеличения показателей физико-механических свойств и долговечности дорожных покрытий. В состав установки входит устройство для вспушения (расщепления) фиброволокна и устройство для его вдувания в смеситель асфальтобетонного завода.

Состав фибросодержащей асфальтобетонной смеси для покрытий, характеризующийся тем, что он включает горячие нагретые до температуры 140-180°С щебень, песок, минеральный порошок, вяжущее с температурой 110-160°С и полиакрилонитрильное волокно, %:

щебень 20-60
минеральный порошок 4-12
органическое вяжущее 4-12
полиакрилонитрильное волокно с плотностью
0,17-0,77 текс и длиной нарезки 6-18 мм 0,07-0,6
песок остальное,

при этом органическое вяжущее - составное из двух видов битумов

нефтяных дорожных вязких, в % от общего количества вяжущего в смеси:

одной из марок: БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 85-95
совместно с битумом одной из марок: БНД 200/300, БНД 130/200 5-15



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сфере дорожно-строительных материалов и может быть использовано в дорожно-строительной отрасли для создания современных асфальтобетонных покрытий.
Фибросодержащая композиционная смесь для дорожных покрытий, характеризующаяся тем, что она включает следующие компоненты при их соотношении, %: щебень 20-60; минеральный порошок 4-12; вода 3-12; органическое вяжущее 4-12; армирующий материал, состоящий из базальтового волокна плотностью 54-240 текс с длиной нарезки 12-18 мм и полиакрилонитрильного волокна плотностью 0,17-0,77 текс с длиной нарезки 6-18 мм 0,07-0,6; песок остальное, при этом органическое вяжущее – составное из двух видов нефтяных битумов дорожных, в % от общего количества вяжущего в смеси: одной из марок вязкого битума: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 85-95, совместно с одной из марок жидкого медленногустеющего битума: МГ 40/70, МГ 70/130 5-15, а базальтовое волокно и полиакрилонитрильное волокно при следующем соотношении компонентов от общего количества введенного армирующего материала в смеси, %: полиакрилонитрильное волокно 60-95; базальтовое волокно 5-40.

Изобретение относится к сфере дорожно-строительных смесей и может быть использовано для создания современных асфальтобетонных материалов для устройства дорог. Состав органоминерального материала включает следующие компоненты: щебень 20-60%, минеральный порошок 4-12%, базальтовое волокно 0,07-0,6%, органическое вяжущее 4-12%, песок остальное.
Изобретение относится к дорожно-строительным смесям может быть использовано при создании асфальтобетонных материалов для устройства дорог. Состав фибросодержащего композиционного материала включает, %: щебень 20-60, минеральный порошок 4-12, армирующий материал 0,07-0,6, органическое вяжущее 4-12, песок остальное, где органическое вяжущее является составным из двух видов битумов нефтяных дорожных вязких, в % от общего количества вяжущего в смеси: битум одной из марок: БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 - 85-95 совместно с битумом одной из марок: БНД 200/300, БНД 130/200 - 5-15, а армирующий материал является совокупностью базальтового волокна плотностью 54-240 текс с длиной нарезки 12-18 мм в количестве 5-40% от общего количества армирующего материала и полиакрилонитрильного волокна плотностью 0,17-0,77 текс с длиной нарезки 6-18 мм в количестве 60-95% от общего количества армирующего материала.
Изобретение относится к строительно-дорожным технологиям для получения состава поверхностного дорожного покрытия и может быть использовано для нанесения и прессования покрытия с последующим отвердеванием.
Изобретение относится к производству дорожно-строительных материалов. В способе приготовления асфальтобетонной смеси для покрытий, включающем введение фиброволокон, в смеситель вводят сухие, предварительно нагретые до температуры 140-180°С в соотношении %: щебень 20-20, фиброволокно одного из видов: базальтовое, полиакрилонитрильное, смесь базальтового и полиакрилонитрильного волокон при их соотношении от их общей массы, %: иакрилонитрильное волокно 60-95, базальтовое волокно 5-40, песок - остальное, продолжают перемешивание в течение 30-60 секунд, затем вводят битум нефтяной дорожный вязкий одной из марок: БНД 200/300, БНД 130/200, при его температуре 110-140°С в количестве 0,2-1,8%, продолжая перемешивание в течение 15-20 секунд; после чего в смеситель, продолжая перемешивание в течение 10-15 секунд, вводят нагретый до температуры порядка 180°С минеральный порошок в количестве 4-12% от общего количества производимой смеси; завершают процесс введением нагретого до температуры 140-160°С битума нефтяного дорожного вязкого одной из марок: БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 в количестве 3,4-11,4%, после чего перемешивают смесь в течение 20-30 секунд.

Изобретение относится к созданию битумных вяжущих, которые могут быть использованы при строительстве дорог. Вяжущее содержит в маc.%: глубокоокисленный гудрон 45-55; нефтяной диспегирующий агент 4,5-9,0; резиновую крошку 0,5-1,0; серу элементную 0,02-0,05, полимер СБС 0-3,0; прямогонный гудрон до 100.
Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, в частности к получению холодной асфальтобетонной всепогодной смеси из старого асфальтобетона для использования при ремонте асфальтобетонного дорожного покрытия и получению покрытия с улучшенными физико-механическими свойствами.

Группа изобретений относится к эластомерным модификаторам нефтяных битумов, полученных из регенератов резинотехнических изделий, которые могут быть использованы для изготовления эластомерно-битумных вяжущих, а также относится к самим эластомерно-битумным вяжущим, изготовленным с применением упомянутых модификаторов и предназначенным для применения, преимущественно, в дорожном и гражданском строительстве для асфальтобетонных покрытий дорог, строительства аэродромов.

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления асфальтобетонных смесей для проведения ямочного ремонта дорожного полотна, а также устройства оснований и покрытий автомобильных дорог.
Фибросодержащая композиционная смесь для дорожных покрытий, характеризующаяся тем, что она включает следующие компоненты при их соотношении, %: щебень 20-60; минеральный порошок 4-12; вода 3-12; органическое вяжущее 4-12; армирующий материал, состоящий из базальтового волокна плотностью 54-240 текс с длиной нарезки 12-18 мм и полиакрилонитрильного волокна плотностью 0,17-0,77 текс с длиной нарезки 6-18 мм 0,07-0,6; песок остальное, при этом органическое вяжущее – составное из двух видов нефтяных битумов дорожных, в % от общего количества вяжущего в смеси: одной из марок вязкого битума: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 85-95, совместно с одной из марок жидкого медленногустеющего битума: МГ 40/70, МГ 70/130 5-15, а базальтовое волокно и полиакрилонитрильное волокно при следующем соотношении компонентов от общего количества введенного армирующего материала в смеси, %: полиакрилонитрильное волокно 60-95; базальтовое волокно 5-40.
Изобретение относится к дорожно-строительным смесям может быть использовано при создании асфальтобетонных материалов для устройства дорог. Состав фибросодержащего композиционного материала включает, %: щебень 20-60, минеральный порошок 4-12, армирующий материал 0,07-0,6, органическое вяжущее 4-12, песок остальное, где органическое вяжущее является составным из двух видов битумов нефтяных дорожных вязких, в % от общего количества вяжущего в смеси: битум одной из марок: БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 - 85-95 совместно с битумом одной из марок: БНД 200/300, БНД 130/200 - 5-15, а армирующий материал является совокупностью базальтового волокна плотностью 54-240 текс с длиной нарезки 12-18 мм в количестве 5-40% от общего количества армирующего материала и полиакрилонитрильного волокна плотностью 0,17-0,77 текс с длиной нарезки 6-18 мм в количестве 60-95% от общего количества армирующего материала.
Изобретение относится к строительно-дорожным технологиям для получения состава поверхностного дорожного покрытия и может быть использовано для нанесения и прессования покрытия с последующим отвердеванием.
Изобретение относится к производству дорожно-строительных материалов. В способе приготовления асфальтобетонной смеси для покрытий, включающем введение фиброволокон, в смеситель вводят сухие, предварительно нагретые до температуры 140-180°С в соотношении %: щебень 20-20, фиброволокно одного из видов: базальтовое, полиакрилонитрильное, смесь базальтового и полиакрилонитрильного волокон при их соотношении от их общей массы, %: иакрилонитрильное волокно 60-95, базальтовое волокно 5-40, песок - остальное, продолжают перемешивание в течение 30-60 секунд, затем вводят битум нефтяной дорожный вязкий одной из марок: БНД 200/300, БНД 130/200, при его температуре 110-140°С в количестве 0,2-1,8%, продолжая перемешивание в течение 15-20 секунд; после чего в смеситель, продолжая перемешивание в течение 10-15 секунд, вводят нагретый до температуры порядка 180°С минеральный порошок в количестве 4-12% от общего количества производимой смеси; завершают процесс введением нагретого до температуры 140-160°С битума нефтяного дорожного вязкого одной из марок: БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 в количестве 3,4-11,4%, после чего перемешивают смесь в течение 20-30 секунд.

Группа изобретений относится к производству изделия из волокнистого цемента, в частности листов или панелей из волокнистого цемента, и таких изделий из волокнистого цемента, как листы из волокнистого цемента или панели из волокнистого цемента.

Изобретение относится к области строительства, а именно к цементно-стружечным плитам, и может найти применение при устройстве ограждающих конструкций зданий. Технический результат заключается в снижении водопоглощения, повышении прочности, долговечности и эксплуатационной надежности плиты.

Изобретение относится к сухим строительным смесям и может быть использовано для выравнивания бетонных и металлических оснований, включая палубы судов и морских нефтедобывающих платформ.

Сухая строительная смесь и твердофазный состав для ее изготовления относятся к безусадочным водонепроницаемым и морозостойким сухим строительным смесям, используемым для ремонта и защиты строящихся и существующих бетонных, кирпичных, каменных и иных минеральных конструкций.

Сухая строительная смесь и твердофазный состав для ее изготовления относятся к безусадочным водонепроницаемым и морозостойким сухим строительным смесям, используемым для ремонта и защиты строящихся и существующих бетонных, кирпичных, каменных и иных минеральных конструкций.

Изобретение относится к производству строительных материалов, а именно к приготовлению сухих смесей, и может быть использовано в строительстве - монолитном домостроении для изготовления стеновых конструкций методом мокрого торкретирования.

Изобретение относится к сфере дорожно-строительных материалов и может быть использовано в дорожно-строительной отрасли для создания современных асфальтобетонных покрытий.
Наверх