Приводная пластинчатая цепь

Изобретение относится к области машиностроения. Приводная пластинчатая цепь содержит наружные и внутренние пластины, установленные на единых валиках, которые имеют возможность поворачиваться в шарнирах вокруг своей оси и контактировать с зубьями звездочек непосредственно или через втулки. Одни из пластин, например внутренние, неподвижно соединены с валиками, а наружные пластины соединены с валиками шарнирно. Диаметры шарниров находятся в соотношении от диаметров и длины шарниров стандартной цепи соответствующего шага, а также от наибольшей нагрузки в цепной передаче. Обеспечивается увеличение долговечности и прочности цепи. 2 ил.

 

Известна роликовая цепь, выполненная по ГОСТ 13568-97 [ГОСТ 13568-97. Цепи приводные роликовые и втулочные. Общие технические условия]. Основными недостатками данной цепи являются: сложность изготовления, ввиду наличия пяти типоразмеров деталей и, по меньшей мере, двух посадок с натягом, а также повышенная шумность, вызываемая свободно установленными роликами.

Наиболее близкой к предлагаемому решению, выбранной в качестве прототипа, является приводная пластинчатая цепь с внутренним зацеплением, включающая одинаковые пластины, свободно установленные проушинами на, например, полые свертные валики, концы которых развальцованы для ограничения их осевого перемещения. Цепь и состоит из двух отдельных цепных контуров, выполненных на единых валиках, имеющих возможность поворачиваться в шарнирах вокруг своей оси пропорционально углам и количеству перегибов цепи на контуре. Валики выполнены с возможностью контактировать с зубьями звездочек непосредственно или через дистанционные втулки участками, расположенными во внутренних, свободных от пластин зонах, диаметр каждого из которых в этих зонах ограничен диапазоном:

dв≤D≤Dс,

где D - диаметр валика в свободной от пластин зоне;

dв - диаметр валика в зоне шарниров;

Dc - диаметр впадины между зубьями звездочки соответствующего шага,

а на каждом из участков валиков, занятых шарнирами, диаметр которых ограничен диапазоном:

0,5dc≤dв≤Dc,

где dc - наружный диаметр валика стандартной цепи соответствующего шага, установлены проушинами наружные и внутренние пластины, контактирующие с ними. Каждая из пластин образует независимый шарнир с поверхностями этих участков валиков [2. Патент на изобретение RU 2598115 С1, МПК F16H 7/06. Приводная пластинчатая цепь с внутренним зацеплением/ Усов А.С., Усова Е.В. 31.03.2015].

Основным недостатком известного решения [2] является низкая долговечность цепи ввиду большого суммарного износа шарниров, приводящего к сильному удлинению цепи и, вследствие этого, к потере зацепления цепи со звездочкой, поскольку каждая из наружных и внутренних пластин образует независимый шарнир с поверхностью валиков. В процессе работы на внутренние и наружные пластины каждого звена цепи действуют одинаковые разнонаправленные силы. В результате будет происходить износ шарниров в зоне контакта валиков как с внутренними, так и наружными пластинами цепи. А суммарный износ будет равен сумме износа шарниров наружных и внутренних пластин.

Другой причиной, вызывающей повышенный износ цепи в известном решении

[2], является недостаточный диаметр валика в зоне расположения шарниров, который в прототипе может быть уменьшен даже до половины наружного диаметра валика стандартной цепи dc. Поскольку длина втулки стандартной цепи, равная длине ее шарнира, больше суммарной ширины внутренних или наружных пластин цепи, то диаметр валика в прототипе не может быть меньше наружного диаметра валика стандартной цепи dc из условия необходимой износостойкости шарниров цепи.

Другим недостатком известного решения [2] является недостаточная прочность валика цепи ввиду его малого диаметра. В прототипе валик полый, и недостаточный его диаметр может привести к разрушению валика в результате среза.

Цель заявляемого изобретения - увеличение долговечности и прочности цепи.

Поставленная цель достигается тем, что на каждом из участков валиков, где установлены проушинами наружные и внутренние пластины, одни из пластин, например, внутренние, неподвижно соединены с валиком, а наружные пластины соединены с ним шарнирно, причем диаметр шарниров ограничен диапазоном:

где dш - диаметр валика в зоне шарнира;

dc, lс - диаметр и длина шарнира стандартной цепи соответствующего шага;

δ - толщина пластины;

Dc - диаметр впадины между зубьями звездочки соответствующего шага;

- диаметр полого валика в зоне шарнира, мм;

- диаметр сплошного валика в зоне шарнира, мм;

F - наибольшая нагрузка в цепной передаче, Н,

при этом dв>dн, где dв - диаметр валика в зоне установки внутренних пластин; dн - диаметр валика в зоне установки наружных пластин.

Кроме того, диаметр каждого из валиков во внутренних, свободных от пластин зонах D, где он входит в контакт с зубьями звездочек, не зависит от диаметров валика в зоне установки пластин. Краткое описание фигур и чертежей:

Фиг. 1 - показан фрагмент предлагаемой цепи. Цепь состоит из полых или сплошных валиков 1, внутренних пластин 2, наружных пластин 3.

Фиг. 2 - показан фрагмент предлагаемой цепи, содержащей гладкие цилиндрические валики 1, внутренние пластины 2, наружные пластины 3 и дистанционные втулки 5.

Для ограничения осевого перемещения валиков их концы могут быть расклепаны, развальцованы (для полых валиков), в предлагаемой цепи с этой целью на концах валиков установлены шплинты 4.

Преимущество предлагаемой цепи в основном варианте состоит в том, что количество шарниров здесь сокращено вдвое по сравнению с прототипом. Это позволит значительно увеличить долговечность цепи. Уменьшение количества шарниров даст возможность снизить уровень шума, возникающего при работе передачи. В предлагаемой цепи валик в зоне расположения шарниров имеет достаточный диаметр, который может быть определен по формулам (1) - (3). Формула (1) позволяет выбрать необходимый диапазон диаметров шарниров цепи из условия их износостойкости и размещения зубьев звездочки в звеньях цепи. Формулы (2) и (3) устанавливают размеры шарниров цепи для сплошных и полых валиков из условия их необходимой прочности на срез. Проверка шарниров на смятие не требуется. Отсутствие смятия обеспечивается выполнением условия, определяемого формулой (1).

При неподвижном соединении внутренних пластин с валиками, наружные и внутренние пластины могут быть выполнены одинаковыми и установлены на валики по посадкам в системе отверстия. При этом внутренние пластины будут установлены на валики по посадке с натягом, а наружные - по посадке с зазором или по переходной посадке, в которой зазоры и натяги сравнительно невелики. При установке наружных пластин на валики, за счет срезания микронеровностей с контактных поверхностей, натяг в этом соединении практически исчезает, так как он примерно равен величине обмятия (среза) микронеровностей при сборке [3. Белоусов Ю.В., Страшное С.В. Определение контактных напряжений и зазоров в шарнирах цепных передач // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2018. Т. 19. №2. С. 147-154]. В данном случае диаметр каждого из валиков во внутренних, свободных от пластин зонах D, где он контактирует с зубьями звездочек, может быть больше, меньше или равным диаметру внутренних пластин dв.

При неподвижном соединении с валиками наружных пластин, валики в зоне установки как наружных, так и внутренних пластин могут иметь одинаковые диаметры, и соответствующие посадки пластин на валики: внутренних - с зазором или переходных, наружных - с натягом, могут быть получены в системе вала. Тогда диаметр каждого из валиков во внутренних, свободных от пластин зонах D. где он контактирует с зубьями звездочек, может быть больше или равным диаметру внутренних пластин dв. В последнем случае между внутренними пластинами должны быть установлены дистанционные втулки, как показано на фиг. 2.

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в приводных устройствах, например, транспортных, сельскохозяйственных машин и оборудования, а также в других отраслях промышленности.

Приводная пластинчатая цепь, содержащая пластины, установленные проушинами на полые или сплошные валики, и состоящая из двух отдельных цепных контуров, выполненных на единых валиках, имеющих возможность поворачиваться в шарнирах вокруг своей оси пропорционально углам и количеству перегибов цепи на контуре, причем валики выполнены с возможностью контактировать с зубьями звездочек непосредственно или через дистанционные втулки участками, расположенными во внутренних свободных от пластин зонах, отличающаяся тем, что диаметр каждого из валиков в этих зонах D не зависит от диаметров валика в зоне установки пластин, а на каждом из участков валиков, где установлены проушинами наружные и внутренние пластины, одни из пластин, например внутренние, неподвижно соединены с валиком, а наружные пластины соединены с ним шарнирно, причем диаметр шарниров ограничен диапазоном:

где dm - диаметр валика в зоне шарниров;

dc, lс - диаметр и длина шарнира стандартной цепи соответствующего шага;

δ - толщина пластины;

Dc - диаметр впадины между зубьями звездочки соответствующего шага;

- диаметр полого валика в зоне шарнира, мм;

- диаметр сплошного валика в зоне шарнира, мм;

F - наибольшая нагрузка в цепной передаче, Н,

при этом dв≥dн, где dв - диаметр валика в зоне установки внутренних пластин; dн - диаметр валика в зоне установки наружных пластин.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. Пластинчатая цепь состоит из пластин и ступенчатых валиков.

Изобретение относится к машиностроению. Многорядная разборная цепь для передачи с бандажными шкивами состоит из нескольких однорядных разборных цепей, имеющих ступенчатые валики, снабженные на торцах фиксирующими буртиками увеличенной длины, например, с одной стороны, и одинаковых пластин, имеющих монтажные отверстия и выемки на них, причем радиус выемок равен радиусу канавки валика и расстояние между центрами окружностей выемок равно шагу цепи.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к редукторам или мультипликаторам. Волновая передача содержит входной и выходной валы, многорядную роликовую цепь, корпус с зубьями, звездочку для зацепления с роликами роликовой цепи, а также генератор волн.

Изобретение относится к эскалатору с лестничным полотном или к движущемуся тротуару с лентой для поддонов, причем лестничное полотно или лента для поддонов содержат, по меньшей мере, одну шарнирную цепь (8), которая на теоретически равных расстояниях между местами зацепления содержит последовательно расположенные места (27) зацепления.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к приводным цепям. Многорядная приводная пластинчатая цепь, состоящая из полых или сплошных валиков, одинаковых пластин и дистанционных втулок.

Изобретение относится к общему машиностроению, а более конкретно к механизмам преобразования движения. Механизм преобразования возвратно-поступательного движения в непрерывное вращательное содержит два ведомых вала, передающий вал, ведущее звено в виде разомкнутой цепи, а также замкнутую гибкую цепную связь.

Изобретение относится к цепной трансмиссии с разделением потока мощности. В способе используются две универсальные самоцентрирующиеся системы, состоящие из внутреннего основания (1) и внешнего основания (2), разделенные подшипником (15).

Изобретение относится к общему машиностроению, к конструкции сельскохозяйственных передач, и может быть использовано в приводах рабочих органов, например, сельскохозяйственных машин и орудий, а также в других отраслях.

Изобретение относится к общему машиностроению, к конструкции передач, и может быть использовано в приводах рабочих органов, например сельскохозяйственных машин и орудий, а также в других отраслях.

Изобретение относится к области военной инженерной техники и может быть использовано в качестве механизированной аппарели понтонного моста. Механизированная аппарель содержит связанные с корпусом плавсредства секции, соединённые шарнирно и снабжённые механизмом подъёма.
Наверх