Корпус судна

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях надводных судов. Корпус судна содержит борта, днище, кормовую оконечность и носовую оконечность, которая снабжена выступающим в носовом направлении за пределы нулевого теоретического шпангоута заостренным волнопротыкающим образованием в виде бульба с очертаниями нижних частей батоксов и вытянутых в вертикальном направлении шпангоутных сечений в виде клинообразных заострений. Бульб выполнен с расположенными выше конструктивной ватерлинии такими острыми скулами, что угол наклона касательных к шпангоутному контуру, расположенных в районе 0-1 теоретических шпангоутов, изменяется в скуловых точках скачкообразно на величину не менее 28°. Скуловые линии начинаются в крайней носовой точке бульба и продолжаются на корпусе, снижаясь по высоте, до 7-9 теоретических шпангоутов, а выше скуловых линий расположены желоба вплоть до района 7-9 теоретических шпангоутов. Длина части бульба, выступающей в носовом направлении за положение нижней точки форштевня, составляет не более 1,25 от высоты этой части бульба. Поперечные сечения корпуса от 7-12 теоретических шпангоутов до 13-15 теоретических шпангоутов выполнены со скруглениями, причем радиусы скруглений увеличиваются в кормовом направлении. Изобретение позволяет снизить сопротивление воды движению судна на волнении, интенсивность качки, нагрузок, действующих на судовые конструкции в условиях волнения, общую вибрацию судна и материалоемкость конструкций, а также повысить комфортабельность и экономическую эффективность судна. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения и преимущественно может быть использовано в конструкциях однокорпусных и многокорпусных надводных судов.

Известны носовые оконечности судна (SU 1199697 А1, 1985; RU 2067942 С1, 1996), которые в общей для них части содержат бульбовую наделку с боковыми стенками, клиновидно сходящимися книзу и состыкованными с корпусом судна по линии слома, причем боковые поверхности клиновидно сходящихся книзу боковых стенок выполнены вогнутыми и образующими закругленный профиль бульбовой наделки в районе диаметральной плоскости, а линия стыкования этих стенок с остальной частью корпуса судна наклонена к носовому перпендикуляру, благодаря чему достигается повышение маневренности судна и уменьшение трудоемкости изготовления носовой оконечности.

Наиболее близкими по технической сущности к настоящему изобретению являются известные корпуса катамарана «Барракуда», разработанного проектно-дизайнерским бюро по катамаранам «Дискат», г. Новороссийск (http://discat.net/index.html, найдено в сети Интернет 17.10.2019). Каждый корпус этого катамарана содержит борта, днище, кормовую оконечность и носовую оконечность, которая имеет выступающие в носовом направлении за пределы нулевого теоретического шпангоута заостренные волнопротыкающие образования в виде бульбов с очертаниями нижних частей шпангоутных сечений и батоксов в виде клинообразных заострений. Поэтому носовая оконечность приспособлена к прорезанию волны, причем шпангоутные сечения в ней вытянуты в вертикальном направлении.

Недостатками упомянутых аналогов являются:

- относительно высокий уровень амплитуд качки в условиях интенсивного морского волнения и повышенный уровень волновой вибрации, обусловленные большой протяженностью носовой оконечности из-за наличия бульба и действием на оконечность интенсивных волновых нагрузок. Высокий уровень амплитуд качки и вибрации вызывают низкую комфортабельность плавания;

- повышенное сопротивление воды движению судна, обусловленное наличием протяженных по длине носовой оконечности судна заостренных волнопротыкающих образований, увеличивающих площадь смоченной поверхности судна, а также высоким уровнем амплитуд качки в условиях интенсивного морского волнения;

- вызванный интенсивной качкой высокий уровень ударного взаимодействия с волнами конструкций носовой оконечности судна (днища и бульба), приводящий к повышению материалоемкости судна и снижению усталостной долговечности конструкций.

Задачей настоящего изобретения явилось создание корпуса судна, который обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в снижении сопротивления воды движению судна на волнении, интенсивности качки, нагрузок, действующих на судовые конструкции в условиях волнения, общей вибрации судна и материалоемкости конструкций, а также в повышении комфортабельности и экономической эффективности судна.

Поставленная задача решена и технический результат достигнут тем, что предлагаемый корпус судна, содержащий, в соответствии с ближайшим аналогом, борта, днище, кормовую оконечность и носовую оконечность, снабженную выступающим в носовом направлении за пределы нулевого теоретического шпангоута заостренным волнопротыкающим образованием в виде бульба с очертаниями нижних частей батоксов и вытянутых в вертикальном направлении шпангоутных сечений в виде клинообразных заострений, отличается от ближайшего аналога тем, что бульб выполнен с расположенными выше конструктивной ватерлинии такими острыми скулами, что угол наклона касательных к шпангоутному контуру, расположенных в районе 0-1 теоретических шпангоутов, изменяется в скуловых точках скачкообразно на величину не менее 28°, скуловые линии начинаются в крайней носовой точке бульба и продолжаются на корпусах, снижаясь по высоте, до 7-9 теоретических шпангоутов, а выше скуловых линий расположены желобы вплоть до района 7-9 теоретических шпангоутов, длина части бульба, выступающей в носовом направлении за положение нижней точки форштевня, составляет не более 1,25 от высоты этой части бульба, а поперечные сечения корпуса от 7-12 теоретических шпангоутов до 13-15 теоретических шпангоутов выполнены со округлениями в районе плоскостей симметрии, причем радиусы скруглений увеличиваются в кормовом направлении.

При этом на носовой части бульба на уровне скуловых линий могут быть установлены стреловидные крылья с удлинением до 5.

На скуловых образованиях в промежутке между 0-1 теоретическими шпангоутами и 4-8 теоретическими шпангоутами могут быть установлены скуловые кили.

Поскольку длина части бульба, выступающей в носовом направлении за положение нижней точки форштевня, составляет не более 1,25 от высоты этой части бульба, обеспечивается незначительная смоченная площадь бульба, что приводит к снижению сопротивления воды при протыкании волн корпусом судна.

Наличие на бульбе и корпусе судна скуловых образований, расположенных выше конструктивной ватерлинии от крайней носовой точки бульба до 7-9 теоретических шпангоутов со снижением по высоте, а также желобов, расположенных выше скуловых линий вплоть до района 7-9 теоретических шпангоутов, в условиях качки на волнении и погружении скуловых линий в воду обеспечивает интенсивное вихреобразование в зоне желобов и образование срыва потока при больших скоростях вертикальных перемещений поперечных сечений корпуса судна относительно взволнованной поверхности воды. В конечном итоге вихреобразование и срывы потоков приводят к рассеянию в жидкости энергии судна, совершающего качку, и к ее демпфированию. Такие процессы интенсифицируются при наличии значительных скачкообразных изменений углов наклона касательных к шпангоутным контурам в скуловых точках, имеющих значения не менее 28°, и при увеличении глубины желоба, расположенного выше скуловой линии.

Выполнение шпангоутов, расположенных от крайней носовой точки бульба до 7-9 теоретических шпангоутов, с клинообразными заострениями в их нижней части способствует уменьшению вертикальных нагрузок на корпус в условиях волнения.

Выполнение поперечных сечений средней части корпуса от 7-12 теоретических шпангоутов до 13-15 теоретических шпангоутов со округлениями в районе плоскостей симметрии, когда радиусы скруглений увеличиваются в кормовом направлении, обеспечивает снижение смоченной поверхности корпуса судна и вязкостной составляющей сопротивления воды его движению.

Установка на носовой части бульба стреловидных крыльев с удлинением до 5 обеспечивает снижение интенсивности продольной и бортовой качки благодаря повышению демпфирования этих видов качки, а также увеличению продольной остойчивости судна при значительных скоростях хода.

Наличие скуловых килей на скуловых образованиях в промежутке между 0-1 теоретическими шпангоутами и 4-8 теоретическими шпангоутами обеспечивает повышение демфирования продольной и бортовой качки, а также общей вибрации корпуса судна, что способствует снижению внешних сил, действующих на судовые конструкции, повышению комфортабельности и скорости хода судна в условиях волнения.

Отмеченное свидетельствует о решении декларированной задачи настоящего изобретения и достижении сформулированного технического результата благодаря наличию у заявляемого корпуса судна перечисленных выше отличительных признаков.

На фиг. 1 приведено трехмерное изображение носовой оконечности корпуса судна с установленными на ней крыльями.

На фиг. 2 приведено трехмерное изображение носовой оконечности корпуса судна с установленными на ней скуловыми килями.

На фиг. 3 показана часть теоретического чертежа корпуса судна (корпус) с очертаниями шпангоутных сечений, где ОП - основная плоскость.

На фиг. 4 показана часть теоретического чертежа корпуса судна (бок) с изображением скуловой линии, начинающейся в крайней носовой точке бульба, а также линии излома батоксов, где КВЛ - конструктивная ватерлиния, ОП - основная плоскость.

На фиг. 5 показано шпангоутное сечение бульба в его носовой части.

На фиг. 6 показано поперечное сечение бульба с установленными на нем скуловыми килями.

Заявляемый корпус 1 судна содержит борта, днище, кормовую оконечность и носовую оконечность. Носовая оконечность снабжена относительно коротким волнопротыкающим образованием в виде бульба 2 (см. фиг. 1 и 2), поперечные сечения которого вытянуты в вертикальном направлении, поскольку длина а части бульба 2, выступающей в носовом направлении за пределы форштевня, составляет не более 1,25 от высоты b этой части (см. фиг. 4).

Боковые поверхности корпуса 1 судна снабжены с двух их сторон острыми скуловыми образованиями, расположенными от крайней носовой точки бульба 2 до 7-9 теоретических шпангоутов, с образованием скуловых линий 4, в точках которых батоксы 3 корпуса 1 судна имеют изломы. Упомянутые изломы выполнены такими, что углы наклона касательных к шпангоутному контуру в точках скуловых линий 4 изменяются скачкообразно. В поперечных сечениях (см. фиг. 5), расположенных в районе 0-1 теоретических шпангоутов, скачкообразное изменение β угла между двумя касательными к шпангоутному контуру составляет не менее 28°. На корпусе 1 судна выше скуловых линий 4 расположены желобы в виде протяженных впадин, на поверхности которых имеются линии 5 излома батоксов 3.

Шпангоуты от крайней носовой точки бульба 2 до 7-9 теоретических шпангоутов выполнены с клинообразными заострениями в их нижней части (см. фиг. 5).

Поперечные сечения корпуса 1 судна от 7-12 теоретических шпангоутов до 13-15 теоретических шпангоутов выполнены со округлениями 8 в районе плоскостей симметрии, причем радиусы скруглений 8 увеличиваются в кормовом направлении (см. фиг. 3).

При наилучшем осуществлении настоящего изобретения на носовой части бульба 1 могут быть установлены не выше скуловых линий 4 стреловидные крылья 6 с удлинением до 5 (см. фиг. 1). Кроме того, вдоль скуловых линий 4 могут быть установлены скуловые кили 7 (см. фиг. 2 и 6).

Таким образом, использование заявляемого корпуса судна позволяет снизить сопротивление воды движению судна на волнении, интенсивность качки, нагрузок, действующих на судовые конструкции в условиях волнения, общую вибрацию судна и материалоемкость конструкций, а также повысить комфортабельность и экономическую эффективность судна.

1. Корпус судна, содержащий борта, днище, кормовую оконечность и носовую оконечность, снабженную выступающим в носовом направлении за пределы нулевого теоретического шпангоута заостренным волнопротыкающим образованием в виде бульба с очертаниями нижних частей батоксов и вытянутых в вертикальном направлении шпангоутных сечений в виде клинообразных заострений, отличающийся тем, что бульб выполнен с расположенными выше конструктивной ватерлинии такими острыми скулами, что угол наклона касательных к шпангоутному контуру, расположенных в районе 0-1 теоретических шпангоутов, изменяется в скуловых точках скачкообразно на величину не менее 28°, скуловые линии начинаются в крайней носовой точке бульба и продолжаются на корпусе, снижаясь по высоте, до 7-9 теоретических шпангоутов, а выше скуловых линий расположены желоба вплоть до района 7-9 теоретических шпангоутов, длина части бульба, выступающей в носовом направлении за положение нижней точки форштевня, составляет не более 1,25 от высоты этой части бульба, а поперечные сечения корпуса от 7-12 теоретических шпангоутов до 13-15 теоретических шпангоутов выполнены со скруглениями, причем радиусы скруглений увеличиваются в кормовом направлении.

2. Корпус судна по п. 1, отличающийся тем, что на носовой части бульба на уровне скуловых линий установлены стреловидные крылья с удлинением до 5.

3. Корпус судна по п. 1, отличающийся тем, что на скуловых образованиях в промежутке между 0-1 теоретическими шпангоутами и 4-8 теоретическими шпангоутами установлены скуловые кили.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, касается вопроса круглогодичной эксплуатации рыбопромыслового судна как в тяжелых ледовых условиях, так и в условиях интенсивного морского волнения.

Изобретение относится к покрытиям, снижающим отражательную способность наружных поверхностей транспортного средства, в частности летательных аппаратов, в т.ч. самолетов.

Изобретение относится к области транспортного судостроения, средствам морской транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) и касается вопроса создания судна-газовоза и грузовой емкости для транспортировки и хранения СПГ.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования надводно-подводного аппарата. Предложен надводно-подводный аппарат, содержащий верхний корпус крыльевого типа, два боковых и центральный корпуса крыльевого типа, в кормовых оконечностях которых установлены рули, два боковых и центральный подводные торпедообразные корпуса, в кормовых оконечностях которых установлены водометные движители насосного типа, причем каждый боковой и центральный корпуса крыльевого типа жестко соединены с соответствующими боковыми и центральным торпедообразными корпусами, отличающийся тем, что боковые и центральный корпуса крыльевого типа жестко соединены с верхним корпусом крыльевого типа, в кормовой оконечности которого на торпедообразной наделке установлен водометный движитель насосного типа.

Изобретение относится к области судостроения и касается технологии постройки корпусов плавсредств из композиционных материалов. Предложен способ изготовления корпуса плавучего средства, в ходе которого на установленные шаблоны, копирующие контуры корпуса плавучего средства, укладывают обшивку, на образовавшуюся поверхность укладывают арматуру, затем наносят композитную матрицу.
Изобретение относится к области судостроения и касается изготовления понтонов для строительства плавучих сооружений из вторичного пластика, что позволит обратить на пользу значительный объем промышленных и бытовых отходов без больших трудозатрат на их переработку.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к нескольким вариантам конструкций надувных лодок с подвесными двигателями. Надувная моторная лодка содержит корпус U-образной формы в план с незамкнутым контуром надувных бортов и носовой части, присоединенное к корпусу надувное днище, разделенное, по крайней мере, на три продольных сегмента.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции корпусов глиссирующих судов. Корпус судна (КС) имеет днище с бортовыми скулами и носовую оконечность, борта которой снабжены, каждый, двумя скулами: верхней, поднимающейся у форштевня до уровня верхней палубы КС, и нижней, расположенной выше стояночной ватерлинии КС в непосредственной близости от нее с наклоном к плоскости ходовой ватерлинии КС в сторону носа КС.

Изобретение относится к маломерным плавучим суднам, а именно к конструкции корпуса. Корпус маломерного судна из листового материала состоит из днища, транцевой плиты, фартука, скамеек и продольных объемных элементов, заполненных вспененным материалом и образующих борта.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к проектированию и строительству корпусов глиссирующих судов, использующих подачу под днище сжатого воздуха или выхлопных газов для снижения гидродинамического сопротивления.
Наверх