Кольцевой судовой движитель

Изобретение относится к судостроению, а именно к кольцевым судовым движителям для надводных кораблей и судов, а также для подводных средств движения. Кольцевой судовой движитель содержит корпус и размещенное в нем круговое кольцо с возможностью вращения с закрепленными на его внутренней стороне лопастями и выполненное как единое целое с ротором реверсивного электродвигателя погружного исполнения, где ротор закреплен с наружной стороны кругового кольца, а статор прикреплен к корпусу. С наружной стороны круговое кольцо выполнено с двумя скошенными внешними гранями, в свою очередь, с внутренней стороны корпус выполнен с двумя скошенными внутренними гранями. Форма внутренней поверхности корпуса соответствует форме наружной поверхности кругового кольца. Круговое кольцо подвешено в корпусе посредством системы магнитных подвесов, состоящей из постоянных магнитов с противоположной полярностью, установленных радиально, по окружности, соответственно, на скошенных внешних гранях кругового кольца и на скошенных внутренних гранях корпуса. В зазорах между постоянными магнитами одной полярности закреплены плотно, с натягом, вставки из немагнитного материала. Достигается повышение КПД кольцевого судового движителя, уменьшение акустических шумов и вибраций. 3 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, а именно, к кольцевым судовым движителям для надводных кораблей и судов, а также для подводных средств движения, и может быть использовано в устройствах активного управления плавательными средствами.

Известен кольцевой судовой движитель, конструктивное исполнение которого защищено патентом РФ №2526303 «Кольцевой судовой движитель», В63Н 5/00, В63Н 5/14, опубл. 20.08.2014. Известный судовой движитель включает кольцевой статор, соединенный с корпусом судна при помощи опоры, кольцевой ротор, снабженный лопастной системой, и обтекаемый кожух, закрепленный на кольцевом статоре через амортизаторы. Опора виброизолирована от кольцевого статора и обтекаемого кожуха, который может быть выполнен составным из нескольких виброизолированных между собой частей и изготовлен из вибропоглащающего материала.

Основной недостаток известного движителя - высокое гидравлическое сопротивление в водопроточном канале из-за наличия центрального осевого тела.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является кольцевой судовой движитель по патенту РФ №2204502 «Водометный движительно-двигательный комплекс», В63Н 25/42, В63Н 1/16, В63Н 5/14 опубл. 20.05.2003, который содержит корпус и круговое кольцо с закрепленными на внутренней стороне кольца лопастями, размещенное в корпусе с возможностью вращения. Круговое кольцо выполнено как единое целое с ротором реверсивного электродвигателя погружного исполнения, где ротор закреплен с наружной стороны кольца, а статор прикреплен к корпусу. Кольцо подвешено на опорно-упорных конструкциях, защищенных эластичными сепараторами. Длина лопастей составляет 0,4-0,5 внутреннего радиуса кольца, а образующая внутренней поверхности носовой части корпуса на входе потока имеет форму синусоиды. В кормовой части движитель содержит поворотное сопло с регулируемым сечением. Внутренняя поверхность сопла имеет многослойное покрытие из гибких материалов с возможностью осуществления и регулировки колебаний покрытия, которое выступает в корму судна за пределы сопла. Пустоты конструкций комплекса заполнены вибропоглощающими материалами. При использовании прототипа уменьшаются акустические шумы, появляется возможность расширения допустимых мест размещения комплекса на судне.

Основным недостатком известного движительного комплекса является пониженный КПД за счет механических потерь на шаровых катках в опорно-упорных конструкциях. Помимо этого, в вышеперечисленных известных технических решениях присутствуют достаточно сложные системы снижения акустических шумов и вибраций.

Задача изобретения - повышение КПД кольцевого судового движителя, уменьшение акустических шумов и вибраций.

Техническим результатом изобретения является разработка инновационного конструктивного исполнения кольцевого судового движителя, позволяющего значительно повысить КПД движителя, уменьшающего акустические шумы и вибрации.

Поставленная задача и требуемый технический результат достигаются за счет того, что кольцевой судовой движитель содержит корпус и размещенное в нем круговое кольцо с возможностью вращения с закрепленными на его внутренней стороне лопастями и выполненное как единое целое с ротором реверсивного электродвигателя погружного исполнения, где ротор закреплен с наружной стороны кругового кольца, а статор прикреплен к корпусу. С наружной стороны круговое кольцо выполнено с двумя скошенными внешними гранями, в свою очередь, с внутренней стороны корпус выполнен с двумя скошенными внутренними гранями, причем форма внутренней поверхности корпуса соответствует форме наружной поверхности кругового кольца. Круговое кольцо подвешено в корпусе посредством системы магнитных подвесов, состоящей из постоянных магнитов с противоположной полярностью, установленных радиально, по окружности, соответственно, на скошенных внешних гранях кругового кольца и на скошенных внутренних гранях корпуса. В зазорах между постоянными магнитами одной полярности закреплены плотно, с натягом, вставки из немагнитного материала.

Кольцевой судовой движитель отличается от прототипа тем, что вместо шаровых катков с водяной смазкой и эластичных сепараторов в качестве опоры кольцевого ротора используется магнитный подвес, состоящий из системы постоянных магнитов с противоположной полярностью на кольцевом статоре и кольцевом роторе. Исключая применение в кольцевом судовом движителе шаровых катков с водяной смазкой и эластичных сепараторов, достигаются увеличение ресурса работы кольцевого судового движителя, улучшение экологической обстановки. Отсутствие трения в металлических телах качения значительно повышает КПД кольцевого судового движителя, уменьшаются акустические шумы и вибрации.

Настоящее изобретение и его преимущества будут более понятны путем ссылки на последующее подробное описание и прилагаемые чертежи. На фигуре 1 показан главный вид конструктивного исполнения кольцевого судового движителя, на фигуре 2 показан вертикальный разрез кольцевого судового движителя, на фигуре 3 показан возможный вариант закрепления плотно, с натягом, вставок из немагнитного материала в зазорах между постоянными магнитами одной полярности.

Кольцевой судовой движитель (фиг. 1, 2) содержит корпус 1, круговое кольцо 2 с лопастями 3, ротор 4 реверсивного электродвигателя погружного исполнения, статор 5. Круговое кольцо 2 выполнено как единое целое с ротором 4 реверсивного электродвигателя погружного исполнения, причем ротор 4 закреплен с наружной стороны кругового кольца 2, а статор 5 выполнен как единое целое с корпусом 1. На скошенных внешних гранях кругового кольца 2 и на скошенных внутренних гранях корпуса 1 установлена радиально, по окружности, система постоянных магнитов 6. В зазорах между постоянными магнитами 6 одной полярности закреплены, например, но не ограничиваясь этим, винтами, плотно, с натягом, вставки 7 из немагнитного материала. Вариант закрепления вставок 7 из немагнитного материала в зазорах между постоянными магнитами 6 одной полярности показан на фигуре 3.

Магниты, установленные на скошенных внешних гранях кругового кольца 2 и на скошенных внутренних гранях корпуса 1 имеют противоположную полярность.

Кольцевой судовой движитель работает следующим образом. При подаче электропитания на кольцевой статор 5, на кольцевом роторе 4 создается вращающий момент. Кольцевой ротор 4 с закрепленными на нем лопастями 3 начинает вращаться. Кольцевой ротор 4 за счет системы постоянных магнитов 6 находится в подвешенном состоянии относительно кольцевого статора 5. Вращение кольцевого ротора 4 с закрепленными на нем лопастями 3 обеспечивает движение или маневрирование судна, на котором установлен этот движитель. В зазорах между постоянными магнитами 6 одной полярности закреплены, например, но не ограничиваясь этим, винтами, плотно, с натягом, вставки 7 из немагнитного материала.

Благодаря тому, что в качестве опоры кольцевого ротора 4 используется система магнитных подвесов, состоящая из постоянных магнитов 6, существенно уменьшаются акустические шумы, что значительно улучшает экологическую обстановку. Снижение виброактивности движителя повышает его долговечность, что увеличивает ресурс работы кольцевого судового движителя. Отсутствие трения в металлических телах качения повышает КПД движителя, уменьшая его нагрев.

Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о выполнении при использовании данного изобретения следующей совокупности условий:

- средство, воплощающее данное изобретение при его осуществлении, относится к кольцевым судовым движителям и может быть использовано в конструкциях надводных кораблей и судов, подводных средств движения, в устройствах активного управления плавательными средствами;

- для вышеприведенного устройства в том виде, как оно охарактеризовано в независимом пункте формулы изобретения, подтверждена возможность его осуществления;

- средство, воплощающее изобретение при его осуществлении способствует увеличению ресурса работы движителя, улучшению экологической обстановки, улучшению основных технических характеристик судового движителя, а именно: повышению КПД, уменьшению акустических шумов и вибраций.

Следовательно, данное изобретение соответствует условию «промышленная применимость».

Кольцевой судовой движитель, содержащий корпус и размещенное в нем круговое кольцо с возможностью вращения с закрепленными на его внутренней стороне лопастями и выполненное как единое целое с ротором реверсивного электродвигателя погружного исполнения, где ротор закреплен с наружной стороны кругового кольца, а статор прикреплен к корпусу, отличающийся тем, что с наружной стороны круговое кольцо выполнено с двумя скошенными внешними гранями, в свою очередь, с внутренней стороны корпус выполнен с двумя скошенными внутренними гранями, причем форма внутренней поверхности корпуса соответствует форме наружной поверхности кругового кольца, при этом, круговое кольцо подвешено в корпусе посредством системы магнитных подвесов, состоящей из постоянных магнитов с противоположной полярностью, установленных радиально, по окружности, соответственно, на скошенных внешних гранях кругового кольца и на скошенных внутренних гранях корпуса, причем в зазорах между постоянными магнитами одной полярности закреплены плотно, с натягом, вставки из немагнитного материала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, а именно к скоростным водоизмещающим судам, движущимся по поверхности воды и под водой. Для создания вдоль продольных поверхностей корпуса судна активного водяного потока при помощи судовой силовой установки вдоль корпуса судна выполняют продольные выемки парных, симметрично расположенных относительно диаметральной плоскости судна участков вогнутого сечения в виде лекально сочлененных овальных поверхностей.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования надводно-подводного аппарата. Предложен надводно-подводный аппарат, содержащий верхний корпус крыльевого типа, два боковых и центральный корпуса крыльевого типа, в кормовых оконечностях которых установлены рули, два боковых и центральный подводные торпедообразные корпуса, в кормовых оконечностях которых установлены водометные движители насосного типа, причем каждый боковой и центральный корпуса крыльевого типа жестко соединены с соответствующими боковыми и центральным торпедообразными корпусами, отличающийся тем, что боковые и центральный корпуса крыльевого типа жестко соединены с верхним корпусом крыльевого типа, в кормовой оконечности которого на торпедообразной наделке установлен водометный движитель насосного типа.

Изобретение относится к судостроению с подруливающими устройствами для продвижения плавучих средств. Подруливающее устройство для продвижения плавучего средства содержит по меньшей мере один движитель на выполненном с возможностью вращения валу движителя и двигатель для приведения в движение вала движителя посредством приводного устройства.

Изобретение относится к водному транспорту, а именно к силовым комбинированным электроэнергетическим установкам глиссирующих морских и речных судов. Для разгона глиссирующего судна, приводят во вращение гребной винт посредством главного двигателя с разобщительной муфтой перед суммирующим редуктором гребного вала, а также посредством ускорительного гребного электродвигателя, кинематически связанными через суммирующий редуктор с гребным винтом судна.

Изобретение относится к водным транспортным средствам и предназначено для крепления лодочного мотора к лодке, а в частности к байдарке. Кронштейн для крепления лодочного мотора к байдарке содержит металлическую арматуру с опорными элементами.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции быстроходных судов на воздушной каверне. Предложено быстроходное судно на воздушной каверне, содержащее корпус, в котором выполнена днищевая выемка для образования в ней в процессе движения судна искусственной воздушной каверны.

Изобретение относится к гидроэнергетике, а именно к гидродвигателям с горизонтальной осью вращения колеса. Гребной винт теплохода содержит горизонтальный вал, закрепленное на нем многолопастное дисковое колесо с наружной и внутренней обечайками, между которыми расположены лопасти с возрастающим углом атаки водному потоку.

Изобретение относится к системе рулевого управления азимутальной движительной системы. Система рулевого управления азимутальной движительной системы содержит по меньшей мере один гидромотор, контур циркуляции текучей среды, блок защиты от перегрузок и блок сброса давления.

Изобретение относится к судостроению, а именно к двигательным установкам. Двигательная установка содержит полый кронштейн, прикрепленный с возможностью поворота к корпусу судна, вал гребного винта, имеющий осевую центральную линию, расположенный и поддерживаемый в нижней части кронштейна подшипниками, гребной винт, прикрепленный по меньшей мере к одному концу вала гребного винта, выходящего из нижней части кронштейна, и электрический двигатель, приводящий в движение вал гребного винта.

Изобретение относится к подводным и воздушным судам с роторными движителями. Подводное или воздухоплавательное судно содержит прочный герметичный корпус и движитель, который выполнен в виде генератора вихревой пары.
Наверх