Система для гравитационного самостоятельного спуска людей с большой высоты

Изобретение относится к индивидуальным средствам спасения людей при их самостоятельной эвакуации при пожарах и других чрезвычайных ситуациях в многоэтажных зданиях и других высотных строительных конструкциях. Технический результат заключается в возможности самостоятельного спуска людей с большой высоты с автоматическим регулированием равномерной скорости спуска, с возможностью экстренного ручного торможения в процессе спуска, повышении безопасности и надежности. Система для гравитационного самостоятельного спуска людей с большой высоты содержит бокс с установленными в его внутренней полости в несколько ярусов полками и зигзагообразно уложенным на них фалом, ограничитель скорости спуска, включающий электрогенератор, выполненный с функцией автоматического торможения вращения вала при превышении допустимой скорости его вращения. Также система содержит подвесное устройство, снабженное посадочным местом и зажимом, и тормозной трос, верхний конец которого соединен с механизмом ручного торможения, подключенным к электрогенератору. 8 ил.

 

Изобретение относится к средствам спасения людей при пожарах и других чрезвычайных ситуациях в многоэтажных зданиях и других высотных объектах.

Для сохранения жизни людей во время пожаров и других чрезвычайных ситуациях первостепенную важность имеет их своевременная массовая эвакуация из зданий и других высотных объектов, до прибытия спасательных подразделений. В настоящее время в качестве основного средства спасения в условиях отсутствия возможностей для использования лифтов и лестничных маршей внутри здания предусматриваются спасательные лестницы, устраиваемые по высоте между балконами и лоджиями. Однако в современном домостроении все чаще либо вообще отказываются от устройства балконов и лоджий, либо выполняют их таким образом, что исключается возможность установки между ними спасательных лестниц. В таких условиях приоритетное значение приобретает использование средства для гравитационного самостоятельного спуска людей с большой высоты.

При рассмотрении технической литературы выявлен ряд технических решений, относящихся к указанной проблематике.

Известно устройство для гравитационного спуска вдоль троса, содержащее трос, направляющую, выполненную в виде трубчатого витка цилиндрической спирали, образующего кольцо для размещения эвакуируемого человека и выполняющего функцию фрикционного барабана, трос размещен внутри трубки, которая в верхней части изогнута таким образом, что сопрягается с окружностью спирали и вертикалью, проходящей через центр окружности (патент на изобретение RU 2648191, кл. А62В 1/14, опубл. 22.03.2018 г., бюл. №9).

Недостатками данного устройства являются:

- отсутствие страховочных элементов для предотвращения падения эвакуируемого человека, помещенного внутри кольца, при отсутствии у него физической способности для поддержания равновесия в процессе спуска;

- необходимость использования специально обученного человека, находящегося на земле, для натяжения троса с целью регулирования скорости спуска, что связано с задержкой начала эвакуации, вызванной сроком прибытия этого человека к месту чрезвычайной ситуации, и несвоевременностью спасения людей;

- отсутствие возможности для повторного использования устройства при необходимости эвакуации нескольких человек.

Известно устройство для гравитационного спуска людей и грузов, содержащее корпус, гибкий грузоноситель, выполненный в виде упругой стальной ленты, размещенной на барабане, подвижные и неподвижные шпильки, между которыми перемещается грузоноситель, ограничитель скорости, расположенный между двумя неподвижными шпильками и состоящий из планки, посаженной на ось, правой и левой шпилек, расположенных на планке по разные стороны от оси, штока с поршнем, перемещаемого вниз левой шпилькой, пружины, сжимаемой поршнем и болта, служащего для регулировки упругости пружины, а также набор шестерен, передающих вращение с барабана на зубчатое колесо, взаимодействующее через ось балансира с маятником и маятниковым грузом, при этом балансир может быть также и пружинным (патент на изобретение RU 2538515, кл. А62В1/14, опубл. 10.01.2015 г., бюл. №1).

Недостатками данного устройства являются:

- сложность настройки автоматического регулирования скорости спуска людей и грузов, имеющих различную массу;

- отсутствие механизма для автоматической обратной намотки упругой стальной ленты на барабан для обеспечения спуска каждого очередного эвакуируемого человека или груза;

- отсутствие возможности для экстренного ручного торможения в процессе спуска, что может привести к травматизму эвакуируемых людей.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является устройство для спуска людей из зданий и сооружений при пожарах и других чрезвычайных ситуациях, содержащее фал, пропущенный сквозь корпус устройства, тормозной механизм, включающий тормозной элемент, опирающийся через фал на корпус и обеспечивающий автоматическую стабилизацию безопасной скорости спуска спасаемого человека за счет его расположения с возможностью смещения параллельно и перпендикулярно фалу и размещения пружины между тормозным элементом и винтом, прижимающим тормозной элемент к фалу (патент на изобретение RU 2416440, кл. А62В 1/14, опубл. 20.04.2011 г., бюл. №11).

Недостатками данного устройства являются:

- отсутствие возможности для автоматического регулирования скорости спуска нескольких человек на общем фале, одновременно эвакуируемых при пожаре и других чрезвычайных ситуациях, что не обеспечивает равномерность их спуска и может вызвать затруднения при использовании устройства человеком, не обладающим способностью контролировать собственную скорость спуска и управлять ею вручную;

- сложность индивидуальной настройки синхронизированной скорости спуска по фалу одновременно нескольких человек, что может привести к возникновению помех как в процессе спуска, так и на его завершающей стадии;

- отсутствие возможности для экстренного ручного торможения в процессе спуска, что может привести к травматизму эвакуируемых людей.

Задача, решаемая в изобретении, заключается в устранении указанных недостатков путем разработки системы для гравитационного самостоятельного спуска людей с большой высоты, обеспечивающей в автоматическом режиме равномерную, синхронную скорость спуска одновременно нескольких человек и возможность экстренного ручного торможения в процессе спуска.

Технический результат изобретения заключается в повышении безопасности и надежности самостоятельного одновременного спуска нескольких эвакуируемых людей при пожарах и других чрезвычайных ситуациях в многоэтажных зданиях и других высотных строительных конструкциях.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается в результате того, что, согласно изобретению, система для гравитационного самостоятельного спуска людей с большой высоты содержит бокс с установленными в его внутренней полости в несколько ярусов полками и зигзагообразно уложенным на них фалом, оба конца которого выведены из нижней части бокса и соединены между собой, ограничитель скорости спуска, включающий электрогенератор, выполненный с функцией автоматического торможения вращения вала при превышении допустимой скорости его вращения, и жестко закрепленный на валу шкив с намотанным на нем по меньшей мере одним витком фала, подвесное устройство, снабженное посадочным местом и зажимом с фрикционными накладками, фиксирующими неподвижное соединение зажима с фалом посредством прижимной планки, приводимой в действие под воздействием прижимного эксцентрика с жестко присоединенным к нему рычагом, на конце которого закреплено посадочное место, тормозной трос, верхний конец которого соединен с механизмом ручного торможения, подключенным к электрогенератору.

Изобретение поясняется фиг. 1 - 8.

На фиг. 1 схематично изображена система для гравитационного самостоятельного спуска людей с большой высоты, общий вид.

На фиг. 2 изображена схема укладки фала на полке внутри бокса, вид в разрезе сверху.

На фиг. 3 изображена схема укладки фала на полках внутри бокса, вид в разрезе сбоку (в исходном положении).

На фиг. 4 изображено положение фала в завершающей стадии его выпуска из бокса, вид в разрезе сбоку.

На фиг. 5 изображен ограничитель скорости спуска, вид в разрезе сбоку.

На фиг. 6 изображен зажим в исходном положении, вид в разрезе сбоку.

На фиг. 7 изображен зажим в рабочем положении, вид в разрезе сбоку.

На фиг. 8 изображен зажим, вид в разрезе сверху.

На фиг. 1 - 8 применены следующие обозначения:

1 - фал;

2 - бокс;

3 - катушка;

4 - ограничитель скорости спуска;

5 - зажим;

6 - подвесное посадочное место;

7 - тормозной трос;

8 - полка;

9 - электрогенератор;

10 - шкив;

11 - вал;

12 - механизм ручного торможения;

13 - подвес;

14 - фрикционная накладка;

15 - прижимная планка;

16 - рычаг;

17 - прижимной эксцентрик;

18 - направляющая;

19 - пружина;

20 - заслонка;

21 - фиксатор.

Система для гравитационного самостоятельного спуска людей с большой высоты работает следующим образом.

При сборке бокса 2 в его внутренней полости устанавливают в несколько ярусов полки 8. На углу каждой полки 8 над местом выхода фала 1 из бокса 2, противоположного месту выхода фала 1 из бокса 2 во внутреннюю полость ограничителя скорости спуска 4, закрепляют по одной катушке 3, располагая их на одной вертикальной оси. На внутренней поверхности дна бокса 2 две катушки 3 устанавливают перед местами выхода фала 1 из бокса 2. Начиная с внутренней поверхности дна бокса 2 и далее - на каждой последующей полке 8 зигзагообразно укладывают фал 1, предотвращая тем самым образование на нем перехлестов и/или узлов процессе выведения из бокса 2, которые могут привести к серьезным помехам в процессе спуска эвакуируемых людей.

Во внутренней полости ограничителя скорости спуска 4, устанавливают электрогенератор 9, выполненный с функцией автоматического торможения вращения вала 11 при превышении допустимой скорости его вращения. На валу 11 жестко закрепляют шкив 10. К электрогенератору 9 подключают механизм ручного торможения 12 с присоединенным к нему верхним концом тормозного троса 7. Ограничитель скорости спуска 4 неподвижно присоединяют к дну бокса 2 в месте выхода из него фала 1. Концевую часть фала 1 заводят во внутреннюю полость ограничителя скорости спуска 4, по меньшей мере одним витком наматывают на шкив 10, выводят из нижней части внутренней полости ограничителя скорости спуска 4 и соединяют с концом фала 1, выведенным из места бокса 2, противоположного месту выхода фала 1 из бокса 2 во внутреннюю полость ограничителя скорости спуска 4. Собранную в клубок свободную часть тормозного троса 7 закрепляют подвесами 13 на нижней части ограничителя скорости спуска 4.

Корпус зажима 5 выполняют из согнутой под прямыми углами металлической полосы высокой прочности, который в поперечном сечении имеет G-образный вид. На внутренней стороне зажима 5, ближней к проему для заведения в зажим 5 фала 1 и перпендикулярной ему, закрепляют по меньшей мере четыре фрикционные накладки 14, удаленные друг от друга на расстояние, равное длине фрикционной накладки 14. Между выполненными во внутренней полости зажима 5 параллельными направляющими 18 устанавливают прижимную планку 15 с тремя фрикционными накладками 14, размещенными в горизонтальной плоскости напротив соответствующих трех промежутков между фрикционными накладками 14, закрепленными на внутренней стороне зажима 5, ближней к проему для заведения в зажим 5 фала 1 и перпендикулярной ему. К верхней и нижней частям тыльной стороны прижимной планки 15 присоединяют по две пружины 19, противоположные концы которых закрепляют на внутренней стороне зажима 5, противоположной стороне зажима 5 с закрепленными на ней фрикционными накладками 14. Устанавливают прижимной эксцентрик 17 с жестко присоединенным к нему рычагом 16. На внешней поверхности зажима 5, в месте проема для заведения в зажим 5 фала 1, устанавливают заслонку 20, выполненную в виде дверцы на петле, и фиксатор 21, который выполняют подпружиненным. Верхнюю часть подвесного посадочного места 6 присоединяют к рычагу 16.

Бокс 2 с неподвижно присоединенным к его дну ограничителем скорости спуска 4 жестко закрепляют на стене здания или другого высотного объекта в месте экстренного выхода людей при пожаре и других чрезвычайных ситуациях. Длину фала 1 определяют исходя из удвоенного расстояния от места установки бокса 2 до поверхности земли, диаметра шкива 10 и количества выполняемых на нем витков фала 1 и расстояния между местами выхода фала 1 из бокса 2. В свою очередь, габариты бокса 2 и количество размещаемых в его внутренней полости полок 8 определяют с учетом длины фала 1 и удобства крепления бокса 2 на стене здания или другого высотного объекта.

В начальной фазе эвакуации на теле эвакуируемого человека закрепляют подвесное посадочное место 6, открывают на зажиме 5 заслонку 20, заводят зажим 5 через его проем на фал 1, закрывают заслонку 20 и закрепляют ее положение фиксатором 21. Снимают подвесы 13 с клубка тормозного троса 7, обеспечивая спуск его свободного конца параллельно направлению спуска эвакуируемого человека.

Затем выводят эвакуируемого человека наружу, под воздействием веса которого рычаг 16 зажима 5 поворачивает прижимной эксцентрик 17, который, в свою очередь, перемещает прижимную планку 15 по направляющим 18, фрикционные накладки 14 зажимают фал 1 между их поверхностями и обеспечивают надежное крепление зажима 5 и установленного на нем подвесного посадочного места 6 на фале 1. Под воздействием веса эвакуируемого человека фал 1 вращает установленный в ограничителе скорости спуска 4 шкив 10 и через вал 11 переводит электрогенератор 9 в рабочее состояние, который в процессе спуска посредством его механизма (не показан) автоматического торможения вращения вала 11 регулирует скорость спуска. Одновременно в процессе спуска в месте выхода из бокса 2, со стороны присоединенного к дну бокса 2 ограничителя скорости спуска 4 выводят сначала часть фала 1, зигзагообразно уложенную на внутренней поверхности дна бокса 2, затем, через катушку 3, выводят часть фала 1, зигзагообразно уложенную на первой снизу полке 8, и далее, в таком же порядке, - части фала 1, зигзагообразно уложенные на последующих полках 8. После окончания выведения фала 1 с поверхностей полок 8 его перемещение внутри бокса 2 происходит между катушками 3, установленными на внутренней поверхности дна бокса 2 перед местами выхода фала 1 из бокса 2. При возникновении ситуации, требующей экстренного торможения, дергают за тормозной трос 7, который посредством механизма ручного торможения 12 останавливает вращение вала 11 электрогенератора 9 и, тем самым, -перемещение фала 1.

После достижения эвакуируемым человеком земли рычаг 16 переводят в крайнее верхнее положение, обеспечивая перемещение прижимной планки 15 под воздействием пружин 19 в исходное положение, перемещают фиксатор 21 на зажиме 5, открывают заслонку 20 и отсоединяют зажим 5 через его проем от фала 1. Для каждого другого эвакуируемого человека перечисленные операции выполняют в такой же последовательности.

Таким образом, в результате реализации предложенного технического решения обеспечивается возможность выполнения системы для гравитационного самостоятельного спуска людей с большой высоты с автоматическим регулированием равномерной, синхронной скорости спуска, одновременно нескольких человек, с возможностью экстренного ручного торможения в процессе спуска, повышение безопасности и надежности самостоятельного одновременного спуска нескольких эвакуируемых людей при пожарах и других чрезвычайных ситуациях в многоэтажных зданиях и других высотных строительных конструкциях.

Система для гравитационного самостоятельного спуска людей с большой высоты, содержащая бокс с установленными в его внутренней полости в несколько ярусов полками и зигзагообразно уложенным на них фалом, оба конца которого выведены из нижней части бокса и соединены между собой, ограничитель скорости спуска, включающий электрогенератор, выполненный с функцией автоматического торможения вращения вала при превышении допустимой скорости его вращения, и жестко закрепленный на валу шкив с намотанным на нем по меньшей мере одним витком фала, подвесное устройство, снабженное посадочным местом и зажимом с фрикционными накладками, фиксирующими неподвижное соединение зажима с фалом посредством прижимной планки, приводимой в действие под воздействием прижимного эксцентрика с жестко присоединенным к нему рычагом, на конце которого закреплено посадочное место, тормозной трос, верхний конец которого соединен с механизмом ручного торможения, подключенным к электрогенератору.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области конструирования и эксплуатации противопожарных средств для жизнеобеспечения проживающих и работающих на высоких этажах зданий при экстремальных пожарных условиях.

Самоспасатель относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания и может быть использован для обеспечения безопасной массовой эвакуации людей при пожарах в гостиницах, офисных зданиях, многоэтажных жилых домах, подземных тоннелях и метро.

Изобретение относится к военному делу и находится при этом на стыке областей: человеческие надувные муляжи (куклы); способы ведения военных или иных специальных операций; средства наступления или обороны, не отнесенные к другим группам МПК.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к подъемным средствам для транспортировки пожарных расчетов с пожарно-техническим вооружением, а также спасения и эвакуации людей, и может быть использовано при чрезвычайной ситуации (например, в случае пожара) на различных сооружениях, в том числе и высотных.

Изобретение относится к способам и устройствам для аварийной эвакуации людей из многоэтажных зданий, высотных сооружений и буровых платформ при возникновении пожарной опасности.

Изобретение относится к области поиска и спасения субъектов в пространстве. Технический результат заключается в обеспечении эффективного поиска и спасения.

Устройство относится к области автомобильных спасательных средств. Устройство для спасения людей содержит автотранспортное средство с поворотной платформой 1, на которой размещены корпус стрелы 2 с телескопическими секциями 3 с гидроприводом их перемещения, на оси последней секции корзина 5 с ограждением 6, проемом в полу, закрываемым от привода заслонкой 7, магазином 8 для спускаемых капсул 10 с механизмом 11 захвата троса 12, перекинутого через блок 13 и соединенного с рабочей и вспомогательными лебедками.

Изобретение относится к индивидуальным средствам спасения людей при их самостоятельной эвакуации при пожарах и других чрезвычайных ситуациях в многоэтажных зданиях и других высотных строительных конструкциях.

Изобретение относится к средствам перемещения грузов под действием гравитационной силы и может быть использовано в экстремальных ситуациях для эвакуации людей и грузов, находящихся на большой высоте.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройству для эвакуации пассажиров с ограниченной способностью к самостоятельному передвижению. Устройство для самостоятельной эвакуации пассажиров с ограниченными возможностями из железнодорожных вагонов включает кожух хранения, в котором размещен мат, связанный с баллончиком газонаполнения.
Наверх