Комплекс по обнаружению взрывоопасных предметов на железнодорожных путях



Комплекс по обнаружению взрывоопасных предметов на железнодорожных путях
Комплекс по обнаружению взрывоопасных предметов на железнодорожных путях
Комплекс по обнаружению взрывоопасных предметов на железнодорожных путях
Комплекс по обнаружению взрывоопасных предметов на железнодорожных путях
Комплекс по обнаружению взрывоопасных предметов на железнодорожных путях

Владельцы патента RU 2746852:

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ имени генерала армии А.В. Хрулева" (RU)

Изобретение относится к области технических средств для обнаружения мин, невзорвавшихся боеприпасов и взрывчатых веществ на железных дорогах. Устройство включает в себя облегченную путевую тележку из композитных материалов, оснащенную датчиками поиска взрывчатых веществ, видеоаппаратуру, соединенную жесткой сцепкой с проложенными по ней кабелями с бронированным транспортным средством на комбинированном ходу, оборудованным устройствами вывода информации, станцией, обеспечивающей радиоэлектронное прикрытие путем создания помех в широком спектре, рабочим местом оператора и грузовым отсеком для перевозки оборудования. Комплект оборудования для выявления взрывчатых веществ смонтирован на единой платформе, используется газоанализатор, размещенный в кожухе для концентрации паров взрывчатых веществ, а передача информации и управление ведется дистанционно на безопасном расстоянии. Технический результат заключается в повышении надежности обнаружения взрывоопасных предметов и снижении вероятности гибели личного состава. 4 ил.

 

Изобретение относится к области технических средств для обнаружения мин, невзорвавшихся боеприпасов и взрывчатых веществ на железных дорогах.

Задача, решаемая в представляемом изобретении, заключается в повышении надежности обнаружения взрывоопасных предметов и снижении вероятности гибели личного состава.

Известны устройства для обнаружения взрывчатых веществ, использующих различные принципы поиска: газоаналитические 1 (патент №84124); ядерно-физические 2 (патенты №: 65650, 3 - 100271); индукционные 4 (ИМС-3, ИМП-С2); радиоволновые по отраженному сигналу 5 (миноискатель ММП), по нелинейной радиолокации 6 (Коршун, ИНВУ-3М), механические (различные виды щупов, тралы), оптические (визуальное наблюдение, мультиспектральная и видеосъемка). Недостатком всех перечисленных устройств является то, что каждый из них в отдельности надежно и эффективно работает только при определенных условиях: устройства, использующие газоаналитический способ в закрытом пространстве - при отсутствии веществ, излучающих сильные запахи, индукционные - при наличии металлической оболочки на взрывоопасном предмете, радиоволновые по отраженному сигналу и по нелинейной радиолокации - при отсутствии помех.

Наиболее близким прототипом предлагаемого комплекса является передвижной широкозахватный индукционный миноискатель (ШИМ), установленный на путевую тележку, основными недостатками которого является ведение поиска взрывоопасных предметов лишь одним индукционным способом и осуществление его движения по железнодорожному пути за счет физической силы личного состава. Непосредственное нахождение людей вблизи путей является небезопасным и повышает вероятность поражения от взрывоопасных предметов.

В изобретении предлагается комплекс, позволяющий осуществлять поиск на железной дороге взрывоопасных предметов с использованием средств видеонаблюдения, мультиспектральной съемки, газоаналитического, индукционного, нелинейно-радиолокационного способов, аппаратуры обработки, а также радиоэлектронного устройства постановки помех в широком диапазоне, соединенных между собой и находящихся в функционально-конструктивном единстве.

Основными элементами данного комплекса являются:

1 - Оборудование для определения наличия взрывоопасных предметов видеонаблюдения и мультиспектральной съемки, газоаналитического, индукционного, нелинейно-радиолокационного способов обнаружения взрывчатых веществ, аппаратуры обработки.

2 - Пункт управления работой оборудования поиска взрывоопасных предметов, состоящего из аппаратуры обработки сигналов и информации, поступающей от датчиков, передачи управляющих сигналов (команд) от операторов - минеров, постановки электромагнитных помех.

3 - Линии, по которым осуществляется электропитание, а также передача информации и управляющих команд между оборудованием поиска взрывоопасных предметов и пунктом управления.

Основные элементы и принцип взаимодействия между составными частями комплекса приведен на схеме (фиг. 4).

Датчики и приборы обнаружения устанавливаются на облегченную путевую тележку из композитных материалов, которая в отличие от металлической тележки, не создает дополнительных помех для приборов, нацеленных на поиск взрывоопасных предметов (фиг. 1). Тележка приводится в движение за счет жесткой сцепки, соединенной с бронированным транспортным средством на комбинированном ходу. Расстояние между тележкой и бронированным транспортным средством изменяется за счет регулируемой длины жесткой сцепки с помощью дополнительных жестких вставок и подпорных тележек, имеющихся в комплекте для безопасности личного состава.

Аппаратура пункта управления стационарно монтируется в фургоне бронированного транспортного средства на комбинированном ходу (фиг. 1 поз. 10). Оборудование для поиска ВП устанавливается на путевой тележке (фиг. 1 поз. 1). В транспортном положении тележка с оборудованием поиска ВП, сигнальные и питающие кабели, дополнительные подпорные тележки (фиг. 1 поз. 9) и средства их жесткой сцепки (фиг. 1 поз. 7) закрепляются в соответствующих отсеках. На крыше бронированного транспортного средства имеются запасные элементы жесткой сцепки (фиг. 1 поз. 12). В рабочем положении путевая тележка с оборудованием поиска ВП выставляется на железнодорожный путь, жестко соединяется с транспортным средством на комбинированном ходу, который обеспечивает перемещение по железнодорожному пути. На элементах жесткой сцепки имеются конструктивные элементы для монтажа соединительных кабелей (фиг. 1 поз. 6). При встрече с препятствиями на железнодорожном пути (завалами, разобранной РШР и т.д.) все оборудование переводится в транспортное положение и перемещается на следующий участок, в зависимости от условий, по железнодорожным путям или автомобильным дорогам. В условиях организации перемещения только по железнодорожным путям заявленное устройство для поиска, взрывоопасных предметов можно стационарно размещать на железнодорожном подвижном составе.

Сигналы от датчиков, фото и видеоаппаратуры и команды управления передаются по кабелям (фиг. 1 поз. 8), закрепленным на конструкции жесткой сцепки. Информация о наличии или отсутствии взрывоопасных предметов посылается на оборудование обработки и вывода информации в виде звуковых, световых сигналов (фиг. 2 поз. 13), фото и видеоизображения на экран монитора, размещенных в бронированном транспортном средстве.

Последовательность работы минеров с заявленным устройством включает выполнение следующих операций. При визуальном обнаружении или приеме сигналов от датчиков о возможном наличии взрывоопасных предметов комплекс останавливается оператором. Если поступили сигналы от датчиков о наличии нелинейных полупроводниковых элементов, содержащихся в радиоэлектронных устройствах, включается источник электромагнитных помех (фиг. 2 поз. 11). Далее в точке возможного нахождения взрывоопасных предметов производится обследование с использованием всех имеющихся способов. Колпак с установленным газоанализатором (фиг. 1 поз. 2) прижимают к месту вероятного нахождения невзорвавшегося боеприпаса или взрывчатого предмета на железнодорожном полотне для плотного контакта. Газоанализатор производит анализ воздуха на наличие паров взрывчатых веществ. Прибор нелинейной радиолокации (фиг. 1 поз. 3) определяет местоположение взрывоопасных устройств с электронными взрывателями и взрывателями, управляемыми по радиоканалу. Видеокамера и мультиспектральная съемка с механизмом поворота (фиг. 1 поз. 4) позволяет производить визуальный осмотр железнодорожного пути с целью обнаружения установленных взрывоопасных предметов и демаскирующих признаков. Оборудование индукционного сканирования (фиг. 1 поз. 5) определяет наличие в железнодорожном полотне металлических деталей мин (корпуса, элементов взрывателя). В соответствии с уточненными данными в зависимости от результатов производится разминирование, подрыв или обозначение места нахождения взрывоопасного предмета, либо дальнейшее движение по железнодорожному пути.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

На фигуре 1 показан общий вид (вид сбоку) комплекса:

поз. 1 - путевая тележка с размещенной на ней аппаратурой;

поз. 2 - колпак с установленным газоанализатором.

поз. 3 - прибор нелинейной радиолокации;

поз. 4 - видеокамера и мультиспектральная съемка с механизмом поворота;

поз. 5 - оборудование индукционного сканирования;

поз. 6 - разъем для кабелей;

поз. 7 - жесткая сцепка;

поз. 8 - кабели линий управления и передачи данных;

поз. 9 - подпорная тележка;

поз. 10 - бронированное транспортное средство;

поз. 11 - радиоэлектронное устройство постановки помех;

поз. 12 - запасные элементы жесткой сцепки;

На фигуре 2 показан вид сверху комплекса:

поз. 1 - путевая тележка с размещенной на ней аппаратурой;

поз. 9 - подпорная тележка;

поз. 11 - радиоэлектронное устройство постановки помех;

поз. 13 - оборудование обработки и вывода информации;

На фигуре 3 показан вид сверху комплекса:

поз. 2 - колпак с установленным газоанализатором;

поз. 3 - прибор нелинейной радиолокации;

поз. 4 - видеокамера и мультиспектральная съемка с механизмом поворота;

поз. 5 - оборудование индукционного сканирования;

На фигуре 4 показана схема, изображающая основные элементы и принцип взаимодействия между составными частями комплекса.

Список используемых источников:

1. Устройство для обнаружения следовых количеств взрывчатых веществ от 11.12.2008 г. (патент №84124).

2. Устройство для обнаружения скрытых взрывчатых веществ от 05.03.2007 г. (патент №65650).

3. Устройство для обнаружения взрывчатых веществ от 30.07.2010 г. (патент №100271).

4. Стационарный индукционный миноискатель ИМС-3 и селективный переносной индукционный миноискатель ИМП-С2.

5. Многоканальный переносной миноискатель ММП для поиска противотанковых и противопехотных мин.

6. Искатели неконтактных взрывных устройств ИНВУ «Коршун» и ИНВУ-3М.

Комплекс по обнаружению взрывоопасных предметов на железнодорожных путях, включающий в себя облегченную путевую тележку из композитных материалов, оснащенную датчиками поиска взрывчатых веществ, фото- и видеоаппаратурой, соединенную жесткой сцепкой с проложенными по ней кабелями с бронированным транспортным средством на комбинированном ходу, оборудованным устройствами вывода информации, станцией, обеспечивающей радиоэлектронное прикрытие, рабочим местом оператора и грузовым отсеком для перевозки оборудования, находящимися в функционально-конструктивном единстве, отличающийся тем, что комплект оборудования для выявления взрывчатых веществ смонтирован на единой платформе, а передача информации и управление ведется дистанционно на безопасном расстоянии, что позволяет снизить потери времени и ресурсов при минной разведке, а также имеется возможность быстрой погрузки на транспортное средство и перемещения комплекса на новый участок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам для анализа многокомпонентных газовых сред, содержащих различные газы и летучие органические соединения, и может применяться, например, для анализа выдыхаемого человеком воздуха с целью диагностики заболеваний или для анализа воздуха жилых и производственных помещений.

Изобретение относится к области газового анализа, в частности к детектирующим устройствам, применяемым для регистрации и измерения содержания микропримесей диоксида азота.

Изобретение относится к системам мониторинга и защиты торфяников от возгорания в любой период года с возможностью конкретизации места и площади возгорания и может найти применение в работе (ЕДДС) города и области, а также в системе «Безопасный город».

Изобретение относится к области электротехники, а именно к пространственному и временному мониторингу материала, и может быть использовано в промышленности и экспериментальных процессах.

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для высокопроизводительного контроля качества, включающего сканирование поверхности контролируемого объекта.

Изобретение относится к области исследования свойств веществ, а именно к определению тока электрически заряженных частиц в выхлопной струе авиационного газотурбинного двигателя (ГТД) в полете.

Изобретение относится к области физико-химических измерений и может быть использовано для контроля качества гальванических покрытий изделий, в частности для изделий, имеющих внутреннюю полость.

Изобретение может быть использовано для онлайн-наблюдения промышленных процессов, затрагивающих многофазные текучие среды. Система для наблюдения по крайней мере одного характеристического свойства многофазной текучей среды содержит по меньшей мере одну пару электродов, погруженных в многофазную текучую среду и определяющих область выборки, расположенную между ними, средство формирования сигнала, сконфигурированное, чтобы формировать и прикладывать электрический сигнал, по меньшей мере, между одной парой электродов, средство измерения, сконфигурированное для измерения электрического параметра многофазной текучей среды в области выборки, измеренный электрический параметр принудительно изменяется в ответ на протекание электрического тока по меньшей мере между одной парой электродов, и процессор, сконфигурированный, чтобы вычислять данные относительного импеданса, соответствующие отношению величины электрического импеданса по меньшей мере одной фазовой составляющей многофазной текучей среды в области выборки, измеренной при первом выбранном значении частоты, относительно величины электрического импеданса по меньшей мере одной другой фазовой составляющей, измеренной при втором выбранном значении частоты, при этом значение или степень изменения данных относительного импеданса является пропорциональным по меньшей мере одному характеристическому свойству по меньшей мере одной фазовой составляющей многофазной текучей среды.

Изобретение относится к области дефектоскопии, в частности к устройствам для усовершенствования внутритрубного обследования газопроводов. Заявленный внутритрубный диагностический снаряд с устройством защиты объектива видеокамеры от загрязнений содержит диагностические, навигационную, энергетическую секции, манжеты и подпружиненные колеса, движется по трубопроводу под действием перекачиваемого природного газа, воздействующего на манжеты.

Изобретение может быть использовано для контроля газа в различных средах, при производстве материалов и сплавов, в металлургии, в высокотемпературных камерах сгорания, при производстве датчиков контроля.

Изобретение относится к средствам контроля состояний перегонных рельсовых линий. Контроль осуществляется приборами, которые размещены на посту ЭЦ и линейных установках ЛУ, приборы которых размещены в трансформаторных ящиках.
Наверх