Устройство для продольного перемещения и фиксации сиденья в салоне транспортного средства

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к области безопасности пассажиров во время движения на колесных транспортных средствах (ТС), а именно к механическим устройствам для продольного перемещения и фиксации сидений в салоне ТС. Устройство для продольного перемещения и фиксации сиденья в салоне ТС содержит направляющую, основание, перемещающееся по направляющей, и запирающий механизм, содержащий кулачок, жестко соединенный с рычагом, при воздействии на который происходит движение кулачка вокруг своей оси вращения, и поворотный элемент, связанный с прижимной планкой. При этом оси вращения кулачка и поворотного элемента расположены на ползуне. Направляющая выполнена в виде двух С-образных профилей, один из которых вставлен в другой, жестко связанных между собой и обращённых открытой стороной к основанию. При этом в полках открытой стороны внутреннего С-образного профиля выполнены выемки, а прижимная планка размещена внутри С-образных профилей и связана с поворотным элементом не менее чем двумя болтами, на каждом из которых выполнено уширение, соответствующее выемкам на полках открытой стороны внутреннего С-образного профиля. Повышается безопасность при эксплуатации ТС. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к области безопасности пассажиров во время движения на колесных транспортных средствах, а именно к механическим устройствам для продольного перемещения и фиксации сидений в салоне транспортного средства, относящегося к категории M1; N1 в соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) о безопасности колесных транспортных средств.

Известно устройство для регулировки и крепления сиденья транспортного средства, особенно пассажирского сиденья в автобусе (DE102004022916B3), включающее в себя рычаг блокировки с кулачковым механизмом, вращающийся на элементе рамы, пластину давления и болт, закрепленный на базовой пластине элемента рамы. Перемещение рамы (при отсутствии стопорения) происходит по С-образной направляющей. Стопорение осуществляется поворотом рычага блокировки с кулачковым механизмом и прижимом стопорящих элементов к с-образной направляющей.

Использование для стопорения только сил трения создаёт риск несоответствия требованиям ТР ТС 018/2011 при статических испытаниях с нагрузкой 10 тон на разрушение, что соответствует транспортным средствам категорий M1 и N1.

В качестве прототипа выбрано устройство фиксации передвижного сиденья транспортного средства с трансформируемым салоном (RU2673209С1), содержащее направляющую, ползун, перемещающийся по направляющей, и запирающий механизм, включающий рычаг, ползун охватывает направляющую зацепами, а запирающий механизм содержит кулачок, жестко соединенный с рычагом, при воздействии на который происходит движение кулачка вокруг своей оси вращения, и поворотный элемент, содержащий прижимную планку, которая прижимается к направляющей при взаимодействии с кулачком, при этом оси вращения кулачка и поворотного элемента расположены на ползуне. Кроме того, в одном из предпочтительных вариантов реализации прижимная планка снабжена выступающим элементом, а направляющая снабжена ответными для выступающего элемента выемками. В данном варианте, при воздействии на рычаг вперед до упора, ползун (основание, с которым жестко соединяется с опора, на которой крепят каркас сиденья транспортного средства) приподнимается и за счёт силы прижатия прижимной планки и зацепов обеспечивается сцепление ползуна с направляющей, а возникающая сила трения между прижимной планкой направляющей удерживает ползун от продольного смещения. В момент фиксации выступающий элемент, расположенный на прижимной планке, входит в ответную ему выемку на направляющей, в результате чего возникает дополнительная сила, удерживающая ползун от продольного смещения.

В данном известном решении основная сила фиксации – это сила трения, что также создаёт риск сдвига при статических испытаниях с нагрузкой 10 тонн. Дополнительного механизма стопорения в виде одного (или двух для двух направляющих) выступающего элемента на прижимной планке и ответной выемки на направляющей также может быть недостаточно для удержания нагрузки в 10 тонн. Кроме того, в данной конструкции кулачковый механизм подвержен сильному износу, так как он участвует в подъеме/опускании всей массы ползуна с опорой, каркасом сиденья и сиденьем.

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключалась в разработке устройства для продольного перемещения и фиксации сиденья в салоне транспортного средства, соответствующего требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) о безопасности колесных транспортных средств категории M1; N1.

Технический результат: повышение надёжности устройства, в частности механизма фиксации, способного выдержать нагрузку не менее 10 тонн.

Указанная задача решается устройство для продольного перемещения и фиксации сиденья в салоне транспортного средства, содержащим по меньшей мере одну направляющую, основание, перемещающееся по направляющей, и запирающий механизм, содержащий кулачок, жестко соединенный с рычагом, при воздействии на который происходит движение кулачка вокруг своей оси вращения, и поворотный элемент, связанный с прижимной планкой, которая прижимается к направляющей при взаимодействии поворотного элемента с кулачком, при этом оси вращения кулачка и поворотного элемента расположены на ползуне, в котором, согласно предложению, направляющая выполнена в виде двух С-образных профилей, один из которых вставлен в другой, жестко связанных между собой и обращённых открытой стороной к основанию, при этом в полках открытой стороны внутреннего С-образного профиля выполнены выемки, а прижимная планка размещена внутри С-образных профилей и связана с поворотным элементом не менее чем двумя болтами, на каждом из которых выполнено уширение, соответствующее выемкам на полках открытой стороны внутреннего С-образного профиля.

Для обеспечения плавного перемещения основания по направляющей основание может быть снабжено роликами.

Целесообразно также предусмотреть дополнительные горизонтальные упоры (стабилизаторы), размещённые, например, внутри С-образных профилей на дополнительных болтах, закрепленных на основании.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 показан вид сверху на устройство для продольного перемещения и фиксации сиденья с двумя направляющими в зафиксированном положении.

На фиг. 2 показано сечение А-А на фиг. 1.

На фиг. 3 показано сечение Б-Б на фиг. 2.

На фиг. 4 показан вид сверху на устройство для продольного перемещения и фиксации сиденья с двумя направляющими в расфиксированном положении.

На фиг. 5 показано сечение Д-Д на фиг. 4.

На фиг. 3 показано сечение Е-Е на фиг. 5.

Устройство для продольного перемещения и фиксации сиденья в салоне транспортного средства содержит две направляющих 1, каждая выполнена в виде двух С-образных профилей – 1.1 и 1.2, один из которых вставлен в другой (профиль 1.1 – наружный, 1.2 – внутренний). Профиль 1.1 крепится к полу транспортного средства, например, посредством кронштейнов 15). Профили 1.1 и 1.2 жёстко связаны между собой и обращены открытой стороной к основанию 2, установленному на направляющих на роликах 3. Запирающий механизм содержит кулачок 4, жестко соединенный с рычагом 5, при воздействии на который происходит движение кулачка 4 вокруг своей оси вращения, и поворотный элемент 6, связанный с прижимной планкой 7, которая размещена внутри С-образных профилей 1.1 и 1.2 и связана с поворотным элементом не менее чем двумя болтами 8 (через пластину 9 и болт 10). В полках открытой стороны внутреннего С-образного профиля 1.2 выполнены выемки 11, а на болтах 8 выполнены уширения 12, соответствующее выемкам на полках открытой стороны внутреннего С-образного профиля 1.2. Выемки выполнены в профиле 1.2 с определенным шагом (например, 5 см). На основании 2 установлены дополнительные болты 13, заходящие внутрь С-образных профилей 1, на которых размешены, внутри С-образных профилей, горизонтальные упоры (например, подшипники качения) 14.

Устройство работает следующим образом.

При перемещении рычага 5 в положение, показанное на фиг. 1, 2, кулачок 4 приподнимает поворотный элемент 6. Через болт 10 и пластину 9 движение поворотного элемента 6 передаётся на болты 8 и прижимную планку 7. Соответственно планка 7 прижимается к внутренней стороне профиля 1.2, а уширения 12 болтов 8 входят в зацепление с выемками 11. Положение основания 2 надёжно зафиксировано от смещения относительно направляющих 1.

При перемещении рычага 5 в противоположную сторону, в положение, показанное на фиг. 4, 5, кулачок 4 перестаёт приподнимать поворотный элемент 6 и прижимает (посредством соответствующего выступа) пластину 9 к основанию 2. При этом прижимная планка 7 отходит от внутренней стороны профиля 1.2, а уширения 12 болтов 8 выходят из зацепления с выемками 11. В данном положении основание 2 (вместе с установленным на нём сиденьем/сиденьями или диваном (не показаны) может свободно перемещаться по направляющим 1 на роликах 3. Упоры 14 на болтах 13 предотвращают от заклинивания и смещения основания 2 в сторону во время перемещения по направляющим 1 и выдерживают нормативную нагрузку от сдвига.

После установки основания 2 с сиденьем/сиденьями в нужное для формирования салонного пространства транспортного средства положение основание 2 фиксируется (стопорится) переводом рычага 5 в исходное состояние (фиг. 1, 2).

Конструкция устройства для продольного перемещения и фиксации сиденья в салоне транспортного средства прошла сертификацию (система сертификации «ИНСАТ») подтвердившую достижение заявленного технического результата.

1. Устройство для продольного перемещения и фиксации сиденья в салоне транспортного средства, содержащее по меньшей мере одну направляющую, основание, перемещающееся по направляющей, и запирающий механизм, содержащий кулачок, жестко соединенный с рычагом, при воздействии на который происходит движение кулачка вокруг своей оси вращения, и поворотный элемент, связанный с прижимной планкой, которая прижимается к направляющей при взаимодействии поворотного элемента с кулачком, при этом оси вращения кулачка и поворотного элемента расположены на ползуне, отличающееся тем, что направляющая выполнена в виде двух С-образных профилей, один из которых вставлен в другой, жестко связанных между собой и обращённых открытой стороной к основанию, при этом в полках открытой стороны внутреннего С-образного профиля выполнены выемки, а прижимная планка размещена внутри С-образных профилей и связана с поворотным элементом не менее чем двумя болтами, на каждом из которых выполнено уширение, соответствующее выемкам на полках открытой стороны внутреннего С-образного профиля.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что основание установлено на ролики.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на основании установлены дополнительные болты, заходящие внутрь С-образных профилей, по меньшей мере на части которых размещены внутри С-образных профилей горизонтальные упоры.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству скольжения для сиденья транспортного средства. Устройство скольжения содержит пару параллельных направляющих, каждая из которых содержит нижний рельс, верхний рельс, который установлен с возможностью скольжения на нижнем рельсе, и фиксатор для обеспечения/предотвращения перемещения верхнего рельса относительно нижнего рельса.

Группа изобретений относится к транспортному машиностроению. Направляющая сиденья содержит композитный каркас, содержащий первые волокна и вторые волокна в смоляной матрице, и армирующий компонент, прикрепленный к композитному каркасу.

Изобретение относится к опоре спинки сиденья для узла сиденья транспортного средства, а точнее, к внутренней верхней опоре спинки сиденья для приспособленных для вождения и сна сидений применительно к узлу сиденья транспортного средства.

Изобретение относится к системе сиденья для гусеничных транспортных средств, таких как снегоуплотнительные машины. Система сиденья содержит основание и салазки сиденья, установленные на основании и выполненные с возможностью перемещения в направлении, поперечном направлению движения вперед снегоуплотнительной машины.

Изобретение относится к автомобильному сиденью, в частности к сиденью грузового автомобиля. .

Изобретение относится к сиденью для транспортного средства. .

Изобретение относится к салазкам кресла автотранспортного средства. .

Изобретение относится к области универсальных транспортных средств, способных перемещаться как по дорогам, бездорожью, так и по рельсовым путям железных дорог. .

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к салазке механизма продольного перемещения переднего сиденья автомобиля. .
Наверх