Устройство снижения тепловой и акустической заметности легкобронированной техники

Изобретение относится к области военной техники, в частности к устройствам снижения тепловой и акустической заметности легкобронированной техники. Устройство снижения тепловой и акустической заметности состоит из металлического корпуса, наружная поверхность которого покрыта теплоотражающим термостойким материалом. Внутри корпуса находятся реактивные (6) диссипативные (5) с перфорированным материалом на входном тракте и экранные (7) глушители, а также отражатели (8), направляющие выхлопные газы (1) двигателя по экранированному теплоизоляционным материалом выходному тракту с воздушным охлаждением (2) за корму корпуса машины. Обеспечивается снижение шума отработавших газов двигателя, а также уменьшение вероятности обнаружения легкобронированной техники в инфракрасном диапазоне электромагнитных волн. 4 ил.

 

Изобретение относится к области военной техники, в частности к устройствам снижения тепловой и акустической заметности легкобронированной техники (ЛБТ), с целью снижения вероятности обнаружения техническими средствами разведки.

Известна эжекционная система охлаждения двигателя УТД-29 на БМД-4М[1].

Эжектор предназначен для создания потока охлаждающего воздуха через радиаторы за счет использования энергии отработавших газов двигателя, закреплен в моторно-трансмиссионном отделении на правом борту корпуса машины. Для создания замкнутого воздушного тракта под радиатором установлен кожух. Отвод выхлопных газов от выпускных коллекторов двигателя к эжектору осуществляется через каналы, образуемые клапанными коробками и компенсаторами.

Ее недостатком является прямое распространение шумов системы выпуска и образование теплового облака от раскаленных газов двигателя, выходящих через раструб эжектора в забортное пространство машины, что является демаскирующим фактором, повышающим вероятность обнаружения военной машины инфракрасными приборами наблюдения.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является устройство снижения тепловой заметности ЛБТ [2]. Устройство представляет подвижный металлический короб, имеющий одну степень свободы в параллельной плоскости и установленный над выпускным патрубком отработавших газов. На его внутренней поверхности расположено теплоотражающее термостойкое покрытие. На его наружной поверхности расположены теплоотражающие термостойкие щитки, разделенные относительно друг друга воздушными прослойками. Короб крепиться к корпусу машины при помощи подвижного крепления с расположением входного отверстия короба непосредственно над выпускным патрубком машины. Гидромеханический доводчик короба крепится таким образом, что при столкновением с препятствием, в движении, короб с целью исключения его механического повреждения, отклоняется под действием препятствия в сторону машины и далее возвращается в исходное положение под действием создающего усилия гидромеханическим доводчиком. Истечение отработавших газов при работе двигателя происходит через впускное и выпускное отверстия.

Известное устройство позволяет снизить тепловую заметность машины с работающим двигателем за счет смещения энергетического центра прицеливания суббоеприпасов на оптимальное расстояние от корпуса машины. Однако указанное устройство имеет ряд недостатков:

- увеличивает площадь теплового поля, за счет отражения раскаленных газов на землю, что повышает вероятность обнаружения ЛБТ техническими средствами разведки в инфракрасном (ИК) диапазоне длин волн;

- устройство громоздкое по массе и габаритам;

- не оборудовано шумоподавителями выхлопных газов.

Также известно мобильное экранирующее устройство для защиты легкобронированных боевых машин, содержащее плоские внутренние и боковые стенки, выполненные в виде металлического козырька-направляющей двугранной формы с углом между гранями, составляющим от 120° до 150°, фиксирующие стопорные тяги, козырек на выпускное окно с углом наклона от 10° до 15°, систему выпуска отработанных газов, неподвижные кронштейны, металлические грани, выполняющие роль уголкового отражателя [3].

Полезная модель обеспечивает увеличение расстояния от боевой машины до ложных тепловых целей и рассеивание фона боевой машины в радиолокационном диапазоне длин волн, тем самым снижая вероятность распознавания и попадания суббоеприпасов.

Недостатками полезной модели являются:

- возрастают габариты объекта;

- невозможно применить к десантируемым боевым машинам;

- высокая вероятность повреждения в случае задевания препятствия.

Технический результат предлагаемого устройства направлен на снижение шума отработавших газов двигателя, а также уменьшения вероятность обнаружения ЛБТ в ИК-диапазоне электромагнитных волн.

Техническим решением является установка в выхлопной раструб системы охлаждения двигателя металлического корпуса. Наружная поверхность корпуса покрыта теплоотражающим термостойким материалом. Внутри корпуса находятся диссипативные, реактивные и экранные глушители, а также отражатели, направляющие выхлопные газы двигателя за корму корпуса машины. В связи с большой скоростью потока, высокой температурой и агрессивной средой в глушителе используются температуростойкие поглотители, такие как минеральная вата, стекловолокно, базальтовые волокна.

Шумоподавление в глушителях реактивного типа происходит благодаря отражению части звука назад к источнику звуковых волн. Они эффективно заглушают низкочастотный шум.

Диссипативное шумоподавляющее устройство обеспечивает потерю звуковой энергии для преодоления силы трения в мелкопористых (или волокнистых) поглотителях. Шумопоглощающие вещества (перфорированные листы, волокно) устанавливаются по пути продвижения звука. Энергия звуковых колебаний преобразуется в тепло. Эффективность снижения шума подобной конструкции зависит от толщины звукопоглощающего материала. Использование дисспативного принципа приводит к заметному снижению эффективности глушения на высоких частотах с эффективностью 10-25 дБ, причем максимальный эффект наблюдается в осевом направлении.

Снижение видовых демаскирующих признаков объекта осуществляется применением отражателей, направляющих выхлопные газы двигателя за корму корпуса машины. Уменьшение теплового облака, образуемого выхлопными газами, происходит благодаря небольшим, по сравнению с выхлопным раструбом системы охлаждения двигателя, размерам отверстия выходного тракта устройства. Экранирование выходного тракта теплоизоляционным материалом и воздушное охлаждение повышает уровень маскировки машины от ИК средств обнаружения.

Сравнение заявленного технического решения с другими аналогами позволяет выявить в них признаки, отличающие заявленное решение от прототипа и дающие указанный выше технический результат.

Изобретение поясняется чертежами, где показаны: на фиг. 1 - вид с кормы, на фиг. 2 - вид сбоку, на фиг. 3 - корпус и фиг. 4 - внутреннее устройство корпуса.

Устройство устанавливается в выхлопной раструб эжекционной системы охлаждения двигателя и крепится гайками.

В корпусе (10) представлено сочетание диссипативных (5) и реактивных с резонансными камерами (6) глушителей. На выходе из канала установлены экранные глушители (7). Выходные потоки с глушителей при помощи отражателей (8) меняют свое направление и попадают в атмосферу. Выходной тракт экранирован теплоизоляционным материалом (9) и имеет воздушное охлаждение (2) (фиг. 3).

Пи работе двигателя часть выхлопных газов (1) (показаны стрелками на фиг. 1) проходит через глушитель (6), часть через перфорированный материал (3) попадает в глушители (5) и проходит через поглотители (4). После выхода из глушителей поток проходит экранные фильтры (7). Выходные потоки газов из глушителей (5) под действием отражателей отводятся в сторону от кормы корпуса машины (фиг. 2). Элементы теплоизоляции (9) закрывают очаг интенсивного теплоизлучения, повышая уровень тепловой маскировки машины.

Применение предлагаемого технического решения позволяет решить следующие задачи:

- уменьшить габаритные показатели;

- снизить показатели уровня шума;

- уменьшить величину теплового облака образуемого выхлопными газами;

- повысить уровень тепловой маскировки ЛБТ.

Оборудование устройством выхлопного раструба системы охлаждения двигателя ЛБТ позволит снизить акустическую заметность, а также видовые демаскирующие признаки объекта вооружения и военной техники в РЖ-диапазоне, что обеспечивает скрытность ЛБТ на поле боя.

Литература:

1. Модернизированная боевая машина десанта 960М - сб 1. Руководство по эксплуатации. Часть I. Техническое описание 960М - сб 1РЭ

2. Патент на изобретение RU 2673859 Российская Федерация, МПК F41H 3/00. Устройство снижения тепловой заметности боевых машин [Текст] // Котровский А.А., Золотых Е.Д., Шелягин И.А., Александров Ю.А.; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»», заявл. 18.09.2017; опубл. 30.11.2018. - Ил.

3. Патент на полезную модель RU 197659 Российская Федерация, МПК F41H 3/00. Мобильное экранирующее устройство для защиты легкобронированных боевых машин [Текст] // Зарайский Д.А., Елистратов В.В., Андреев М.В., Изергин Н.Д., Кушнарев А.В, Алешина В.Ю., Климакова О.А.; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова Министерства обороны Российской Федерации», заявл. 21.10.2019; опубл. 20.05.2020. - Ил.

Устройство снижения тепловой и акустической заметности легкобронированной техники, состоящее из металлического корпуса, наружная поверхность которого покрыта теплоотражающим термостойким материалом, отличающееся тем, что внутри корпуса находятся реактивные, диссипативные с перфорированным материалом на входном тракте и экранные глушители, а также отражатели, направляющие выхлопные газы двигателя по экранированному теплоизоляционным материалом выходному тракту с воздушным охлаждением за корму корпуса машины, за счет чего снижается показатель уровня шума выхлопа отработавших газов, а также уменьшается тепловая заметность в ИК-диапазоне.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области военной техники, в частности, к способам повышения эффективности самоокапывания двухзвенного ВГМ на грунтах со слабой несущей способностью. Звеньям ВГМ придается требуемый угол поворота.

Изобретение относится к области бронированных транспортных средств и может быть использовано в конструкциях танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, тягачей, других военных гусеничных и колесных машин. Механизм отключения, установленный в привод подачи топлива, имеет муфту с пружиной, воздействуя на которую усилием руки механик-водитель перемещает ее вместе с гайкой, закрепленной на проушине и соединенной со штоком, удерживающим шарики в застопоренном положении.

Изобретение относится к военной технике, а именно к малогабаритным мобильным робототехническим комплексам, предназначенным для дистанционной работы, и может быть использовано для доставки грузов при обеспечении боевых действий сухопутных войск. Комплекс содержит ходовую часть, транспортную платформу для размещения грузов, приборный модуль, пульт дистанционного управления, систему управления движением транспортного средства, включающую первую и вторую антенны, дистанционную систему передачи данных, связанную по каналу радиообмена с пультом дистанционного управления, видеокамеры, датчик ориентации, электрический привод движителя, блок управления, бортовые источники электропитания.

Изобретение относится к области военно-гусеничных машин (ВГМ) и может быть использовано при проведении войскового ремонта ВГМ, а именно при проведении ремонта силовой установки ВГМ. Способ включает подготовительные операции по сливу масла и охлаждающей жидкости из систем двигателя и трансмиссии, снятие трубопроводов и агрегатов, препятствующих выполнению работ, с последующим выворачиванием болтов крепления муфты двигателя и зубчатой муфты входного редуктора между собой и болтов крепления скоб на указанных муфтах, выполненных с возможностью поджатия к сухарям, передающим крутящий момент от муфты двигателя на зубчатую муфту входного редуктора, с обеспечением фиксации сухарей от осевого и радиального перемещения под действием центробежных сил при вращении коленчатого вала двигателя.

Способ согласования оптических осей прицелов и оружия комплекса вооружения боевых машин, при котором располагают боевую машину БМ на горизонтальной площадке, установку контрольной мишени обеспечивают на соответствующей дальности таким образом, чтобы установочная линия на этой мишени была параллельна горизонтальной линии прицела наводчика (ПН), производят совмещение прицельной марки ПН с соответствующей ему маркой на мишени, установку трубки холодной пристрелки (ТХП) в ствол оружия или пусковую установку и их наведение на соответствующую данному оружию марку на контрольной мишени.

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к стеклоподъемнику с эвакуационным открыванием стекла для бронеавтомобилей. Механизм подъема-опускания стекла двойной ножничный представляет собой систему рычагов, соединенных шарнирно попарно.

Изобретение относится к устройствам контроля количества топлива в баках военных гусеничных машин (ВГМ) при их длительном хранении (ДХ). Автоматизированная система контроля количества топлива в баках ВГМ длительного хранения включает штатный топливомер с датчиками измерителя топлива.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к вынесенным системам видеонаблюдения из танков или самоходных артиллерийских установок. Система содержит наствольный блок видеокамер, связанных с приемником изображения от них, закрепляемый на стволе пушки или его кожухе.

Изобретение относится к бронетанковой технике, а конкретно к защите боекомплекта в механизированной укладке (во вращающемся транспортере автомата заряжания) от пожара, возникающего в результате разлива топлива из внутренних баков при их боевом повреждении, и может быть использовано при модернизации танков типа Т-72 и Т-90.

Изобретение относится к области вооружения и военной техники, в частности к системам управления огнем боевых бронетанковых машин. СУНВ содержит пульты управления по горизонтальному и вертикальному наведению (ГН и ВН), аппаратуру системы управления вооружением, задающее устройство стабилизации с датчиками положения независимо стабилизированного в пространстве инерциального объекта по ГН и ВН, БУ СНВ, к которому подсоединены два контура горизонтального и вертикального наведения.

Маскировочное устройство военной техники состоит из стационарной и переносной частей. Стационарная часть установлена непосредственно на портовых причальных сооружениях и содержит водяной насос с электродвигателем, магистральный трубопровод и распределительные полиэтиленовые трубопроводы, которые охватывают по периметру объекты маскировки.
Наверх