Транспортно-пусковой модуль
Владельцы патента RU 2754025:
Акционерное общество "Научно-производственное объединение "СПЛАВ" им. А.Н. Ганичева (RU)
Транспортно-пусковой модуль включает диафрагмы с монтажными проемами для установки транспортно-пусковых контейнеров (ТПК). Содержит силовой фланец, дно и средства электрической связи. Диафрагмы включают основание, вставку, фиксатор и выполнены сборно-разборными. Диафрагмы скреплены силовыми штангами через проходящие специальные отверстия. В монтажных проемах диафрагмы размещены ТПК. ТПК выполнены в виде осесимметричных оболочек из полимерных композитных материалов. ТПК снабжены съемными крышками. С наружной части ТПК установлены электроразъемы и кабель-канал со шлейфом. Шлейф имеет возможность подключения к задней крышке. Транспортно-пусковой модуль снабжен фланцем и дном с электронными устройствами и ложементами. Фланец установлен с возможностью взаимодействия с передней диафрагмой. Технический результат – снижение массы, упрощение конструкции, повышение технологичности процесса снаряжения и сборки, обеспечение запуска ракет путем размещения на пусковой установке транспортно-пусковых модулей в заданной комплектации непосредственно перед выходом корабля на боевое задание. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к транспортно-пусковым устройствам и может быть использовано при создании ракетных комплексов различного назначения для транспортировки, хранения и запуск ракет.
Известна корабельная пусковая установка по патенту РФ 2150657, МПК F41F 3/04, БИ №16, 2000 г., содержащая пусковое устройство в виде контейнера с опорным столом, размещаемые в контейнере транспортно-пусковые стаканы, средства закрепления, электрические контактные устройств для соединения с запускаемыми объектами, контейнеры снабжены съемным каркасом в виде набора идентичных колец, соединенных посредством жестких связей с возможностью съема, кольца установлены соосно и имеют соосные отверстия для размещения транспортно-пусковых стаканов. Известная пусковая установка обладает ограниченными функциональными возможностями, сложна в эксплуатации, не обладает требуемыми технико-экономическими характеристиками в ней для электрической коммутации каждого из запускаемых объектов, требует наличия на пусковой установке отдельного разъема или дополнительного переходного устройства.
Общим признаком с предлагаемым транспортно-пусковым модулем является наличие транспортно-пусковых контейнеров с возможностью их замены, соединительные элементы, скрепленные посредством жестких связей и возможностью съема, соединительные элементы, установленные соосно и имеющие соосные отверстия для размещения транспортно-пусковых контейнеров.
Наиболее близкой по совокупности существенных признаков является корабельная пусковая установка по патенту РФ 2296285, МПК F41F 3/055, БИ №9, 2007 г., содержащая пусковую установку в виде контейнера с опорным столом внутри, размещенный в контейнере съемный каркас, включающий соединенные между собой диафрагмы с отверстиями для установки транспортно-пусковых контейнеров, средства амортизации съемного каркаса, средства электрической связи с корабельной системой управления стрельбой, контейнер выполнен с гермовводом, корпус которого пропущен через отверстие в днище контейнера. Рассматриваемая конструкция пусковой установки материалоемкая, сложна и не обладает требуемой надежностью как при транспортировании, так и при эксплуатации, наличие требований по герметичности внутреннего объема пусковой установки и индивидуальные для каждого из контейнеров системы амортизации, то есть контейнеры имеют возможность продольных перемещений. В такой пусковой установке загрузку необходимо производить в вертикальном положении, и, следовательно, требуются подъемные устройства с рабочей высотой не менее двух длин контейнеров, что в реальных условиях существенно осложняет монтажно-такелажные работы.
Корабельная пусковая установка по патенту РФ 2296285, МПК F41F 3/055, БИ № 9, 2007 г. выбрана авторами в качестве прототипа.
Общим признаком с заявляемым техническим решением является наличие диафрагмы с монтажными проемами для установки транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), силового фланца, средства электрической связи, размещение каждой из ракет в собственном ТПК с возможностью их замены -пускового модуля, повысить надежность функционирования за счет упрощения конструкции и наличие контроллера, обеспечивающего коммутацию электрических цепей управления ракет в транспортно-пусковых контейнерах.
Задачей предполагаемого изобретения является создание устройства, позволяющего снизить массу транспортной технологичности процесса снаряжения и сборки, при этом обеспечить запуск ракет, путем размещения на пусковой установке транспортно-пусковых модулей в заданной комплектации непосредственно перед выходом корабля на боевое задание.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в отличие от прототипа, содержащего диафрагмы с монтажными проемами для установки транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), силовой фланец, дно и средства электрической связи, особенность заключается в том, что диафрагмы включают основание, вставку и фиксатор, выполнены сборно-разборными и скреплены силовыми штангами, проходящими через специальные отверстия в диафрагмах, в монтажных проемах диафрагмы размещены ТПК, выполненные в виде осесимметричных оболочек из полимерных композитных материалов и снабженные съемными крышками, с наружной части ТПК установлен электроразъем и кабель-канал со шлейфом с возможностью подключения его к задней крышке.
Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними позволяет, в частности, за счет того, что диафрагмы включают основание, вставку и фиксатор, а также выполнены сборно-разборными и скреплены силовыми штангами, проходящими через специальные отверстия в диафрагмах - повысить надежность функционирования за счет упрощения конструкции и процесса снаряжения и сборки, при этом уменьшить массу модуля;
размещения ТПК в монтажных проемах диафрагм - повысить технологичность процесс сборки транспортно-пускового модуля;
выполнение ТПК в виде осесимметричных оболочек из полимерных композитных материалов и снабжение съемными крышками - снизить массу транспортно-пускового модуля с сохранением прочностных характеристик;
установка с наружной части ТПК электроразъема и кабель-канала со шлейфом с возможностью подключения его к задней крышке - упростить подключение бортовых электрических цепей ракеты;
признаки, характеризующие изобретение в конкретных формах исполнения, позволяют в частности, за счет:
- снабжения модуля фланцем и дном с электронными устройствами-упростить снаряжение модуля ТПК с ракетами и подключения электрических цепей транспортно-пускового модуля к пусковой установке;
- снабжения модуля дном с ложементами - упростить процесс снаряжения модуля ТПК с ракетами и тем самым повысить технологичность сборки транспортно-пускового модуля;
- установки силового фланца с возможностью взаимодействия с передней диафрагмой - повысить надежность транспортно-пускового модуля.
Сущность предполагаемого изобретения поясняется чертежом, где на Фиг. 1 - представлен общий вид транспортно-пускового модуля, на Фиг. 2 - сечение транспортно-пускового модуля по А-А, на Фиг. 3 - сечение транспортно-пускового модуля по Б-Б.
Транспортно-пусковой модуль содержит транспортно-пусковые контейнеры 1 со съемными крышками (передней 2, задней 3), на наружной части ТПК 1 установлены электроразъемы 4 и кабель-каналы 5 с возможностью подключения к задним крышкам 3, силовой фланец 6, силовые штанги 7, дно 8, включающее фланец с ложементами 9 и электронное устройство 10, сборно-разборные диафрагмы 11, состоящие из основания 12, вставки 13, фиксатора 14.
В частных случаях конкретного исполнения транспортно-пусковой модуль снабжен:
- фланцем и дном с электронными устройствами;
- дном с ложементами;
- силовым фланцем, установленным с возможностью взаимодействия с передней диафрагмой.
Предлагаемая конструкция транспортно-пускового модуля работает следующим образом.
Предварительно на горизонтальной поверхности размещают основания 12 диафрагм 11, которые скрепляются между собой штангой 7, затем на них укладывают транспортно-пусковые контейнеры 1, далее устанавливают вставки 13, и скрепляют их силовыми штангами 7, далее укладывают транспортно-пусковой контейнер 1 и устанавливают фиксаторы 14. После этого на передней части транспортно-пускового модуля устанавливают силовой фланец 6, а с противоположной стороны монтируют дно 8 через фланец с ложементами 9, на дне размещено электронное устройство 10, к которому затем подключают шлейфы кабель-канала 5 с электроразъемами 4 транспортно-пускового контейнера 1. Собранный транспортно-пусковой модуль размещают на пусковой установке, подключают к ее электрическим цепям и осуществляют запуск ракет в соответствии с заданными условиями боевого применения.
Предложенное техническое решение позволяет снизить массу транспортно-пускового модуля, повысить надежность функционирования за счет упрощения конструкции и процесса снаряжения и сборки, при этом обеспечить запуск ракет различных типов и калибров, путем размещения на пусковой установке транспортно-пусковых модулей в заданной комплектации непосредственно перед выходом корабля на боевое задание.
На основе предложенного технического решения разработана конструкторско-технологическая документация, изготовлены опытные образцы транспортно-пусковых модулей, проведены испытания, по результатам которых, намечено серийное производство.
1. Транспортно-пусковой модуль, содержащий диафрагмы с монтажными проемами для установки транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), силовой фланец, дно и средства электрической связи, отличающийся тем, что диафрагмы включают основание, вставку и фиксатор, выполнены сборно-разборными и скреплены силовыми штангами, проходящими через специальные отверстия в диафрагмах, в монтажных проемах диафрагмы размещены ТПК, выполненные в виде осесимметричных оболочек из полимерных композитных материалов и снабженные съемными крышками, с наружной части ТПК установлены электроразъемы и кабель-канал со шлейфом с возможностью подключения его к задней крышке.
2. Транспортно-пусковой модуль по п. 1, отличающийся тем, что модуль снабжен фланцем и дном с электронными устройствами.
3. Транспортно-пусковой модуль по п. 1, отличающийся тем, что модуль снабжен дном с ложементами.
4. Транспортно-пусковой модуль по п. 1, отличающийся тем, что силовой фланец установлен с возможностью взаимодействия с передней диафрагмой.