Многокорпусное судно
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для строительства многокорпусных судов, в частности парусных тримаранов и парусных судов с большим количеством корпусов. Предложено многокорпусное судно, которое содержит мост, объединяющий боковые парные корпуса и центральный корпус, несущий парусное вооружение, соединяемый с мостом судна шарнирным узлом последовательно для обеспечения свободы вращения центрального корпуса в поперечной плоскости в широком диапазоне углов при воздействии боковой ветровой нагрузки на парусное вооружение и исключения передачи момента вращения на мост судна. Техническим результатом является противодействие опрокидыванию многокорпусного парусного судна при сильной боковой ветровой нагрузке, действующей на парусное вооружение. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для строительства многокорпусных судов, в частности парусных тримаранов и парусных судов с количеством корпусов.
Известно парусное судно (патент: US 3807333 A, МКП B63B 1/14 // B63B 15/00 // B63B 39/00, дата публикации: 1974-04-30), центральный корпус которого соединяется шарнирными узлами с силовым каркасом, объединяющим элементы движительной установки, состоящей из парусного вооружения, парных боковых корпусов, киля.
Недостатком известного технического решения является то, что боковая ветровая нагрузка передается с парусного вооружения на движительную установку, которая, при достижении критического угла крена обладает отрицательной остойчивостью, и не может противодействовать опрокидыванию судна или его части.
Наиболее близким устройством к предлагаемому по совокупности признаков является многокорпусное основание для парусного судна (патент: FR 2498551 A1, МКП B63B 1/14 // B63B 15/02, дата публикации: 1982-07-30) включающее балки моста, соединяющие парные боковые корпуса многокорпусного судна, которое крепится поверх центрального корпуса судна посредством шарнирных узлов, обеспечивающих центральному корпусу, несущему парусное вооружение, свободу вращения в поперечной плоскости судна в диапазоне, ограниченном балками моста.
Недостатком известного технического решения, принятого за прототип, является малый допустимый угол вращения центрального корпуса в поперечной плоскости судна, ограниченного балками моста, который не позволяет противодействовать опрокидыванию судна при сильной боковой ветровой нагрузке, действующей на парусное вооружение.
Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является противодействие опрокидыванию многокорпусного парусного судна при сильной боковой ветровой нагрузке, действующей на парусное вооружение.
Поставленная задача достигается за счет того, что многокорпусное судно, включающее мост, объединяющий боковые парные корпуса и центральный корпус судна, несущий парусное вооружение, соединяемые посредством шарнирного узла, ось вращения которого находится выше центра тяжести центрального корпуса, и обеспечивающего свободу вращения центрального корпуса в поперечной плоскости судна, согласно изобретению центральный корпус судна и мост судна, соединяются шарнирным узлом последовательно.
Кроме того, угол вращения центрального корпуса в поперечной плоскости относительно моста судна, может быть ограничен. Кроме того, сопротивление вращению центрального корпуса в поперечной плоскости может быть изменяемое.
Изобретение поясняется следующими чертежами, где на фиг. 1 схематически изображено многокорпусное судно, в котором центральный корпус расположен сзади, вид спереди. На фиг. 2 тоже судно, вид сверху. На фиг. 3 тоже многокорпусное судно под воздействием ветра, вид спереди. На фиг. 4 изображено многокорпусное судно, в котором, центральный корпус спереди, вид сверху. На фиг. 5 многокорпусное судно, в котором количество центральных корпусов и мостов, объединяющих боковые парные корпуса не ограничено, вид сверху.
Многокорпусное судно (фиг. 1) включает в себя мост судна 1, объединяющий парные боковые корпуса 2, соединяемый последовательно шарнирным узлом 3 с центральным корпусом 4, на котором установлено парусное вооружение 5. При этом центральный корпус обеспечивает свободу вращения центрального корпуса 4 с установленным парусным вооружением 5, в поперечной плоскости в широком диапазоне углов.
Многокорпусное судно функционирует следующим образом.
В исходном состоянии все корпуса судна поддерживают положение равновесия. Воздействие боковой ветровой нагрузки 6 на парусное вооружение 5, создает на центральном корпусе 4 момент вращения 7.
Последовательное соединение корпуса 4 и моста 1 шарнирным узлом 3, позволяют центральному корпусу 4 отклоняться в поперечной плоскости судна в широком диапазоне углов. При этом, момент вращения 7 не передается на мост судна 1, и мост 1, соединяющий парные боковые корпуса 2, сохраняет положение равновесия не зависимо от воздействия ветра 6 на парусное вооружение 5. При уменьшении ветровой нагрузки 6 на парусное вооружение 5, центральный корпус 4 под воздействием силы своей тяжести стремится занять положение равновесия.
Таким образом, противодействие опрокидыванию судна под воздействием боковой ветровой нагрузки на парусное вооружение достигается за счет беспрепятственного отклонения парусного вооружения и центрального корпуса в широком диапазоне углов, что исключает передачу момента вращения на мост судна объединяющего боковые парные корпуса.
1. Многокорпусное судно, содержащее мост, объединяющий боковые парные корпуса и центральный корпус судна, несущий парусное вооружение, соединяемые посредством шарнирного узла, ось вращения которого находится выше центра тяжести центрального корпуса и обеспечивающего свободу вращения центрального корпуса в поперечной плоскости судна, отличающееся тем, что центральный корпус судна и мост судна соединяются шарнирным узлом последовательно.
2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что угол вращения центрального корпуса в поперечной плоскости относительно моста судна может быть ограничен.
3. Судно по п. 1, отличающееся тем, что сопротивление вращению центрального корпуса в поперечной плоскости может быть изменяемое.