Способ прогнозирования риска ненаследственной дисплазии соединительной ткани у детей

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для прогнозирования риска развития ненаследственной дисплазии соединительной ткани (ДСТ). Способ включает исследование полученных образцов сыворотки крови методом иммуноферментного анализа. Определяют количественные значения уровней эластина и ламинина у детей, и при уровнях эластина от 5,2 нг/мл до 9,2 нг/мл и ламинина от 23,4 пг/мл до 42,0 пг/мл прогнозируют низкий риск развития ненаследственной дисплазии соединительной ткани у детей; при уровнях эластина выше 9,3 нг/мл и ламинина выше 42,1 пг/мл прогнозируют высокий риск развития ненаследственной дисплазии соединительной ткани у детей. Использование изобретения позволяет своевременно прогнозировать риск ненаследственной дисплазии соединительной ткани за счет повышения точности исследования. 3 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и может быть использовано для оценки риска развития ненаследственной дисплазии соединительной ткани (ДСТ). Одной из отличительных сторон современной медицины вообще и педиатрии, в частности, является стремление к раннему выявлению и прогнозированию развития патологических состояний, чтобы предпринять меры профилактики их возникновения и прогрессирования.

Известно, что ДСТ - это гетерогенная группа заболеваний мульти-факторной природы с полигенным наследованием и/или результатом воздействия неблагоприятных факторов. Основу структуры соединительной ткани составляют экстрацеллюлярный матрикс и клеточные элементы. Внеклеточный матрикс состоит из фибриллярных белков, включающих коллагены различных типов, эластин, целый ряд адгезивных белков: витронектин, фибронектина, ламинина, тромбоспондина, протогликанов и др.

Ненаследственная форма ДСТ (НДСТ) выставляется тогда, когда клинические признаки дисплазии не укладываются ни в одно из наследственных моногенных заболеваний (Проект Российских рекомендаций: «Наследственные и многофакторные нарушения соединительной ткани у детей», 2015).

Актуальность изучения проблемы дисплазии соединительной ткани ненаследственного характера обусловлена высокой частотой встречаемости ее у детей, неоднозначной интерпретацией проявлений внешних фенотипических и внутренних (висцеральных) признаков дисплазии, малой изученностью аспектов прогнозирования. Учитывая широкий диапазон проявлений недифференцированных форм дисплазии соединительной ткани, прогрессирующий характер течения, полиорганность поражения и нередко неблагоприятный исход данной патологии, важным остается вопрос о прогнозировании течения заболевания и риска возможных осложнений.

Известны различные способы прогнозирования ДСТ, заключающиеся в обнаружении внешних фенотипических признаков и их количественной оце-ки: патент на изобретение №2558987, патент на изобретение № 2543166, патент на изобретение № 2461833, патент № 2578961 («Способ оценки риска развития недифференцированной дисплазии соединительной ткани»).

Недостатки этих способов.

Общим недостатком этих способов является, то, что отдельно взятые фенотипические признаки не являются строго специфичными для ДСТ и нуждаются в дополнительной клинической оценке.

В патенте на изобретение № 2665387 диагностика дисплазии соединительной ткани проводится с использованием уровней адреналина, АДФ, коллагена и рентгенографических признаков. Он характеризуется низкой информативность прогнозирования, отсутствием стандартизации в объективизации выявляемых биохимических признаков, наличием большего количество необходимых исследований.

В качестве прототипа принято исследование «Особенности состояния здоровья детей с признаками недифференцированной дисплазии соедини-тельной ткани (комплексное клинико-социальное исследование)» Сидоров Г.А. (автореф. канд.мед. наук ,2011).

В данной работе установлено, что по мере нарастания выраженности диспластических процессов, особенно при НДСТ III степени происходит изменение уровней кортизола, магния, секреторного иммуноглобулина А и лактатдегидрогеназы ниже референтных значений.

В этом исследовании используются большое количество биохимических показателей. Это затрудняет применение его в практике. Используемые биохимические маркеры адаптационных процессов (уровни кортизола, магния, лактатдегидрогеназы) и иммуноглобулина А не могут отражать объективно развитие диспластических процессов, происходящих при ДСТ в висцеральных органов (сердца и почек и др.). Исследование иммуноглобулина А определяет часть иммунной дисфункции и не позволяет оценить степень тяжести ДСТ.

Данный способ является недостаточно точным, т.к. не имеет убедительных сведений о корреляции уровней биохимических показателей, свидетельствующих о нарушении метаболизма соединительной ткани, и степени тяжести синдрома ДСТ.

Техническим результатом предлагаемого нами способа является создание точного способа прогнозирования риска дисплазии соединительной ткани, не требующего выполнения большого количества длительных и дорогостоящих диагностических исследований.

Технический результат достигается тем, что проводится одновременное определение уровней эластина и ламинина в сыворотке крови у детей, и при изменениях эластина от 5,2 нг/мл до 9,2 нг/мл и ламинина от 23,4 пг/ мл до 42,0 пг/мл прогнозируют низкий риск развития ненаследственной дисплазии; а при уровнях эластина выше 9,3 нг/мл и ламинина выше 42,1 пг/ мл прогнозируют высокий риск развития дисплазии у детей.

Уровни эластина меньше 5,2 нг/мл и ламинина меньше 23,4 пг/мл встречаются в единичных случаях и не могут использоваться для прогнозирования. При следующих уровнях изучаемых белков: эластина 9,3 нг/мл и ламинина 42,1 пг/мл появляется возможность прогнозирования, которая может сохраняться при нарастании этих значений. Это обуславливает ведение этих пограничных величин.

Преимуществом данного способа, основанного на одновременном определении уровней эластина и ламинина сыворотки крови, является высокая чувствительность и специфичность, а также широкие прогностический диапазон при ДСТ у детей.

Признаки дисплазии можно увидеть в детском возрасте (отчетливые признаки появляются к 5 годам) и в дальнейшем с возрастом признаки ДСТ могут нарастать или регрессировать. В то же время, при оптимальной реабилитационной терапии можно предотвратить ее прогрессирование. В патогенезе ДСТ ведущим являются нарушения синтеза и/или распад белков внеклеточного матрикса. Определенный интерес при этом представляют неколлагеновые белки (ламинин, эластин и др.)

Эластин - основной компонент эластических волокон. Он составляет приблизительно 50% сухого веса артерий. В отличие от коллагенов эластин представлен только одним геном - ELN на хромосоме 7. Мутации данного гена приводят к стенозу аорты и других артерий. Изменения уровней эластина могут играть важную роль в развитии диспластических процессах в почках.

Ламинин наиболее распространенный неколлагеновый гликопротеин базальных мембран, состоящий из 3-х полипептидных цепей А, В1 и В2.Он может взаимодействовать со всеми структурными компонентами базальных мембран, включая коллаген IV типа, фиброэластин и др. Главная функция ламинина способность его связывать клетки и модулировать их. Он может влиять на ритм, дифференцировку и подвижность клеток, на состояние соединительнотканных структур паренхиматозных органов и вероятно почек.

Эластин и ламинин сравнительно малоисследованные белки, которые регулируют взаимоотношение между эластиновой сердцевиной и микрофибриллами, а также позволяют осуществлять тонкую подстройку эластичности волокон ДСТ, Использование определения дисбаланса уровней ламинина и эластина может значительно улучшить прогностические возможности при ДСТ у детей.

Положительный эффект предлагаемого способа достигается ис-пользованием в прогнозировании одновременного определения двух не-коллагеновых белков ДСТ: эластина и ламинина, активно участвующих в метаболизме диспластических процессов соединительной ткани. Иссле-дование этих белков проводится с применением высокочувствительного метода. Точность предлагаемого способа составляет 95%.

Предложенный способ успешно апробирован у 27 детей. Ниже приводятся результаты апробации в отделениях детской уронефрологии и детской кардиологии Областной детской клинической больницы им. Н.Н. Силищевой г. Астрахани.

Клинический пример №1

Пациентка К. рождена от 1-ой беременности, первых срочных родов. Роды срочные. На 1-2 годах росла и развивалась по возрасту, прививки по календарю. В дальнейшем, в возрасте 4-х лет не выявлено диспластических изменений со стороны различных органов и систем.

Для определения ДСТ использовались критерии, предложенные российскими экспертами (2009,2015) на основании международных рекомендаций по диагностике ДСТ. Обращалось внимание на различные органы и системы: костно-суставную, мышечную, состояние кожи, гипермобильности суставов и др.

У данного ребенка обнаружено два признака стигматизации. При инструментальном обследовании не выявлено висцеральных признаков ДСТ. Для прогнозирования риска развития ненаследственной ДСТ проведено определение уровней эластина и ламинина в сыворотке крови с помощью ИФА с использованием наборов для определения количественного уровня эластина (серия HBE337Hu №4DF58C0861) и ламинина (серия HBE082Hu №7B578DDCCD) компании «Cloud-Clone Corp». Выявлены следующие значения изучаемых показателей: эластин 5,4 нг /мл и ламинина 23,5 пг/мл , что позволило прогнозировать низкий риск развития ДСТ. В динамике через 2 года это было подтверждено отсутствием фенотипических и висцеральных признаков ДСТ.

Клинический пример №2.

У ребенка С. в возрасте 2,5 лет обнаружено два признака стигма-тизации, умеренно выраженные проявления гипермобильности суставов.

При инструментальном обследовании сердца выявлен пролапс митрального клапана с регургитацией 1-ой степени. Наличие этих фенотипических и висцеральных признаков не позволяло с уверенностью прогнозировать ДСТ почек. В связи с этим проведено определение уровней эластина и ламинина в сыворотке крови как указано в примере №1. Выявленное изменение уровней изучаемых показателей (9,1 нг/мл; 41,5 пг/мл соответственно) позволило прогнозировать низкий риск развития ДСТ. В дальнейшем это было подвержено данными клинического наблюдения и данных инструментальных исследований в динамике через 1 год. У ребенка сохранялась прежняя степень регургитации пролапса митрального клапана.

Клинический пример №3

Девочка Л. рождена от 1-ой беременности, первых срочных родов. Беременность у матери протекала на фоне анемии, хронического пиелонефрита, угрозы прерывания. Роды срочные, быстрые. С рождения обнаружено три признака стигматизации на лице и кистях рук. На 1-2 годах росла и развивалась по возрасту, прививки по календарю. В дальнейшем в возрасте 3-х лет, при инструментальном обследовании сердца выявлен пролапс митрального клапана с регургитацией 1-ой. Наличие этих фенотипических и висцеральных признаков не позволяло с высокой точностью прогнозировать риск развития ненаследственной ДСТ. В связи с этим, проведено определение уровней эластина и ламинина в сыворотке крови как указано в примере №1. Их уровни оказались повышенными (9,4 нг/ мл; 42,5 пг/мл соответственно), что позволило прогнозировать высокий риск развития ДСТ. В дальнейшем, в динамике через 2 года этот прогноз подтвержден прогрессированием развития пролапса митрального клапана и наличием нефроптоза 1-2 степени.

Таким образом, заявленный способ прогнозирования риска дисплазии соединительной ткани у детей является более точным, чем способ-прототип. Предлагаемый способ может быть использован в клинической практике, что обеспечит раннее, своевременное прогнозирование риска ненаследственной дисплазии соединительной ткани.

Применение этого способа поможет грамотно подходить к прогнозированию риска развития ненаследственной дисплазии соединительной ткани и предотвращать негативное влияние её на организм ребенка. Это позволит получить значительный экономический эффект (снижение заболеваемости на 30-35%).

Способ прогнозирования риска ненаследственной дисплазии соединительной ткани у детей путем биохимического исследования крови, отличающийся тем, что исследуют полученные образцы сыворотки крови методом иммуноферментного анализа и определяют количественные значения уровней эластина и ламинина у детей, и при уровнях эластина от 5,2 до 9,2 нг/мл и ламинина от 23,4 до 42,0 пг/мл прогнозируют низкий риск развития ненаследственной дисплазии соединительной ткани у детей, при уровнях эластина выше 9,3 нг/мл и ламинина выше 42,1 пг/мл прогнозируют высокий риск развития ненаследственной дисплазии соединительной ткани у детей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе с пробоотборником (1), в который испытуемым через заборник (2) проб вводится проба выдыхаемого воздуха; с расположенным в измерительном блоке (9) датчиком (16); с выпуском (3) пробоотборника, через который сданная в пробоотборник (1) проба выдыхаемого воздуха вводится в измерительный блок (9); и с блоком (4) управления и анализа, который определяет содержание алкоголя пробы выдыхаемого воздуха на основании сигнала измерения и передает характерный для результата сигнал на блок (5) вывода устройства.

Изобретение относится к устройству измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе с пробоотборником (1), в который испытуемым через заборник (2) проб вводится проба выдыхаемого воздуха; с расположенным в измерительном блоке (9) датчиком (16); с выпуском (3) пробоотборника, через который сданная в пробоотборник (1) проба выдыхаемого воздуха вводится в измерительный блок (9); и с блоком (4) управления и анализа, который определяет содержание алкоголя пробы выдыхаемого воздуха на основании сигнала измерения и передает характерный для результата сигнал на блок (5) вывода устройства.
Изобретение относится к медицине, а именно к клинико-лабораторной диагностике, и может быть использовано для клинико-лабораторного прогнозирования тяжести COVID-19. Пациенту проводят количественное определение ферритина в сыворотке крови, определяют продолжительность заболевания, относительное содержание моноцитов и палочкоядерных нейтрофилов.
Изобретение относится к медицине, а именно к клинико-лабораторной диагностике, и может быть использовано для клинико-лабораторного прогнозирования тяжести COVID-19. Пациенту проводят количественное определение ферритина в сыворотке крови, определяют продолжительность заболевания, относительное содержание моноцитов и палочкоядерных нейтрофилов.
Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии и ангиологии, и может быть использовано для оценки вероятности развития острого инфаркта миокарда у пациентов с перемежающейся хромотой вследствие облитерирующего атеросклероза артерий нижних конечностей в течение года. Осуществляют определение в периферической венозной крови активности фактора свертываемости FXI, оценку наличия или отсутствия постинфарктного кардиосклероза в анамнезе, с учетом возраста пациента.
Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии и ангиологии, и может быть использовано для оценки вероятности развития острого инфаркта миокарда у пациентов с перемежающейся хромотой вследствие облитерирующего атеросклероза артерий нижних конечностей в течение года. Осуществляют определение в периферической венозной крови активности фактора свертываемости FXI, оценку наличия или отсутствия постинфарктного кардиосклероза в анамнезе, с учетом возраста пациента.
Изобретение относится к области медицины, в частности к гинекологии, и предназначено для дифференциальной диагностики цервикальных интраэпителиальных неоплазий, ассоциированных с вирусом папилломы человека высокого онкогенного риска. При иммунологическом исследовании определяют количество клеток с фенотипом CD3+CD4+PD1+TIM3+ и CD3+CD4+PD1+LAG3+ в общей популяции CD3+CD4+ Т-лимфоцитов.
Изобретение относится к области физиологии, иммунологии, лабораторной диагностики и предназначено для выявления повышенной клеточно-опосредованной цитотоксичности лимфоцитов у людей в условиях Арктики. В периферической венозной крови обследуемых лиц определяют общее число лимфоцитов и содержание средних лимфоцитов размером 8-12 мкм в составе лимфоцитограммы.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к области медицинского анализа, для определения скорости оседания эритроцитов, а также других связанных параметров. Заявленное устройство содержит: пробозаборный элемент (11) для забора подлежащей анализу пробы крови, находящейся в пробирках (22); трубку (12) с возможностью ввода в нее пробы крови, прозрачную для электромагнитных излучений в области от 100 до 2000 нм; контур (13), соединяющий указанный пробозаборный элемент (11) с указанной трубкой (12), внутри которого циркулирует проба крови; насос (14), связанный с указанным контуром (13) и взаимодействующий со средствами создания воздушного пузыря между двумя следующими друг за другом пробами крови; сливную трубку (15) для слива пробы крови после анализа; измерительный прибор, содержащий излучающее устройство (16), связанное с соответствующим ему детекторным устройством (17) и совместно с ним образующий зону измерения; блок (20) управления и обработки, выполненный с возможностью управления функционированием указанного устройства, и интерфейсный блок (18), посредством которого указанные устройства (16 и 17) соединены с указанным блоком (20) управления и обработки, причем указанный насос (14) выполнен с возможностью забора, в каждом цикле измерения, количества крови в диапазоне от 30 мкл до 180 мкл, причем указанный измерительный прибор выполнен с возможностью осуществления измерения количества, равного приблизительно 1 конечному мкл из указанного количества исходной пробы, при этом устройство также содержит средства (23) приведения пробирок (22) во вращение или качание перед забором проб для выполнения запрограммированных циклов перемешивания крови, содержащейся в пробирках (22), причем указанный пробозаборный элемент содержит средства (11, 11а) забора пробы крови из пробирок (22), при этом оба средства ориентированы так, что пробка может быть обращена как вверх, так и вниз.

Изобретение относится к области медицины, в частности к анестезиологии и реаниматологии, и предназначено для прогнозирования полиорганной недостаточности (ПОН) после операций на сердце, выполненных в условиях искусственного кровообращения. На основании сочетания концентрации мтДНК в сыворотке крови пациентов более 10 отн.
Изобретение относится к области медицины, а именно к нефрологии, и может использоваться с целью ранней диагностики саркопении у лиц с хронической болезнью почек 5Д стадии, получающих лечение программным гемодиализом. Определяют стадию белково-энергетической недостаточности с помощью комплексной методики, количество баллов по опроснику SARC-F, мышечную силу по результатам кистевой динамометрии правой руки, количество метров, пройденных по результатам теста 6-минутной ходьбы, уровень креатинина и индоксил сульфата. Рассчитывают коэффициент вероятности наличия саркопении у пациента по оригинальной расчетной формуле, согласно разработанной диагностической модели. При уровне коэффициента, равном или более 0,65, у пациента устанавливают диагноз саркопении, при коэффициенте менее 0,65 саркопению исключают. Способ позволяет повысить точность ранней диагностики саркопении у лиц с хронической болезнью почек 5Д стадии за счет разработки диагностической модели саркопении. 1 ил., 2 пр.
Наверх