Сопло двигателя с истечением масс

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу работы и устройству сопел с истечением масс для различных двигателей. Сопло двигателя с истечением масс содержит узкую и широкую часть. Сопло со стороны узкой части имеет входные отверстия, ведущие в каналы подачи потока жидкости или газа, которые ведут в спиралевидные канавки внутри сопла. При этом шаг витков спиралевидных канавок постоянно увеличивается, по мере увеличения диаметра сопла. Угол наклона витков относительно горизонта выполнен одинаковым, по всей длине канавок сопла. Использование изобретения обеспечивает возможность увеличения тяги реактивного, турбореактивного или водометного двигателя, а также винтового движителя за счет использования центробежной силы потоков движения газа или жидкости по спиралевидным канавкам внутри сопла. 5 ил.

 

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу работы и устройству сопел с истечением масс для различных двигателей.

Изобретение основывается на особом способе работы и устройстве сопла Лаваля, представляющего собой газовый канал особого профиля (имеющий сужение при входе газов, а на выходе расширение) для изменения скорости проходящего по нему газового потока. Широко использовано на некоторых типах паровых турбин и является важной частью современных ракетных двигателей и сверхзвуковых реактивных авиационных двигателей. Эффективные сопла современных ракетных двигателей профилируются на основании газодинамических расчетов.

(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%BE_%D0%9B%D 0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8F#)

Известно сопло ракетного двигателя, содержащее расширяющуюся сверхзвуковую часть, внутренняя теплозащита которой выполнена спиралевидной навивкой армирующей ленты. Внутренняя теплозащита сверхзвуковой части сопла содержит армирующее волокно, например углеродное или кремнеземное, и связующее, например, из фенолформальдегидной смолы. В процессе абляции связующего внутренняя теплозащита образует спиралевидную и выступающую в сверхзвуковой газовый поток шероховатость из армирующего волокна высотой не менее чем четвертая часть толщины ламинарного подслоя (RU 2211939, МПК F02K 9/97, опубл. 10.09.2003, бюл. №25).

Задачей, на решение которой направлено известное изобретение, является придание вращения ракете относительно продольной оси сопла, которое обеспечивает постоянное вращение в течение всего времени работы двигателя и не вызывает повышенные потери удельного импульса. Задача выполнена частично. Вращение ракеты будет, так как есть спираль во внутренней части, но потери удельного импульса, потери давления потока газов, а следовательно и скорости потока газов тоже будут. К этому прибавится изменение направления потока газов, в сторону уменьшения угла относительно плоскости, на которой стоит широкая часть сопла. Пояснения: в первом случае идет изменение потока в интервале 0° до 90° по отношению к горизонту (приложение). Центробежная сила потока направлена вверх под углом 45° к горизонту. Во втором случае идет изменение потока в интервале от 90° до 0° к горизонту. Центробежная сила потока направлена вниз под углом 45° к горизонту. Так как сопло расширяется к выходу газов, которые вращаются по спирали, то угол наклона витков спирали постоянно уменьшается. Следовательно, центробежная сила потока газов будет направлена в сторону расширения. А так как поток со стороны расширения будет упираться в следующий виток, то центробежная сила потока будет передаваться соплу и тянуть его в сторону расширения. В патенте 2211939 говориться, о наличии витков спирали, что уменьшает давление для организации потока. Скорость потока газов уменьшится. Поток пойдет по пути наименьшего сопротивления, мимо спирали, как обычно, при прямом выходе газов из камеры сгорания. Кроме того, сопло, внутри, содержит навитые спиралевидные ленты из армирующего материала, которые разрушаются под действием высокотемпературного и высокоскоростного газового потока, возникающего при работе двигателя.

В классическом реактивном двигателе, струя выходящих газов обладает очень большой энергией и может использоваться более эффективно. В спиралевидном сопле, часть энергии потоков передается соплу. Если в классическом сопле скорость потоков возрастает, то ее можно вырастить и оставить постоянной или понизить, в бесконечности до нуля. Также если делать сопло в виде «балетной юбки», то выходные газы будут выходить горизонтально.

Задачей стоящей перед автором является увеличение тяги реактивного, турбореактивного или водометного двигателя, а также винтового движителя.

Задача решается за счет использования центробежной силы потоков движения газа или жидкости по спиралевидным канавкам, с увеличением шага витков спирали внутри сопла.

Сущностью изобретения является возможность увеличения тяги реактивного, турбореактивного или водометного двигателя, а также винтового движителя за счет использования центробежной силы потоков движения газа или жидкости по спиралевидным канавкам внутри сопла, шаг витков которых постоянно увеличивается, компенсируя и делая постоянным угол наклона витков спирали.

Сопло состоит:

1 - входное отверстие в канал подачи потока жидкости или газа

2 - выход из канала подачи потока жидкости или газа

3 - канала подачи потока жидкости или газа

4 - спиралевидные канавки (углубления)

5 - узкая часть конуса сопла

6 - широкая часть конуса сопла

Устройство представляет собой сопло, с узкой части 5 которого имеются, входные отверстия 1, ведущие в каналы 3 подачи потока жидкости или газа; каналы 3 ведут в спиралевидные канавки 4 внутри сопла. Для обеспечения наименьшего угла входа жидкости или газов в спиралевидные канавки 4, необходимо минимальное наличие двух каналов 3. Так как диаметр сопла увеличивается, необходимо увеличивать и шаг между витками спиралевидных канавок 4, чтобы компенсировать и сделать постоянным угол наклона витков спирали, что поясняется формулой: Hsp=d(h)*tg(ϕ)*2 (разъяснения к формуле см. ниже). Количество и объем спиралевидных канавок 4, кратныо количеству каналов 3 и может увеличиваться по мере увеличения шага спирали.

Шаг витков спиралевидных канавок 4 сопла может быть разным, в зависимости от типа и назначения двигателя, но угол наклона витков канавок 4 относительно горизонта одинаковый, по всей длине канавок 4 сопла. Глубина канавок 4 зависит от количества килограмм реактивной струи в секунду.

Формула для расчета шага витков спиралевидных канавок внутри сопла:

HSP=d(h)*tg(ϕ)*2

Hsp - шаг витков спирали канавок, прямая проходящая через точки (0; d1) и точка (h; d0)

h - высота сопла (вертикаль);

d(1) - это конечный диаметр сопла;

d(0) - это начальный диаметр сопла;

d(h) - функция диаметра по высоте сопла;

ϕ - угол наклона витков спирали канавок.

На фиг. 1 показано сопло в разрезе (вид сбоку).

На фиг. 2 показано сопло (вид сверху).

На фиг. 3 схематично показан пример использования заявляемого сопла с винтовым движителем.

На фиг. 4 схематично показан пример расположения спиралевидной канавки внутри сопла.

На фиг. 5 схематично показано направление движения вихревых потоков внутри сопла и угол наклона спиралевидных канавок.

На фиг. 2 показано сопло, которое имеет два канала переходящие в спиралевидные канавки. В дальнейшем количество канавок увеличивается четно. На фиг. 1 показан размер канавок, который может увеличиваться по объему. Для того, чтобы газ или жидкость, который (которая) не поместились в канавки по объему и пошли мимо канавок, могли поместиться в них.

Работу заявляемого изобретения можно показать на примере сопла Лаваля реактивного двигателя.

В процессе работы реактивного двигателя, в камере сгорания «к» образуются продукты горения (газы), выходящие со стороны широкой части 6 сопла. На канавки 4 внутри сопла, действует центробежная сила потоков, направленная на стенки сопла, с нулевым углом ко дну конуса сопла. Вихревые потоки газов, проходя через канал 3, продолжают движение по спиралевидным канавкам 4, создавая давление внутри сопла своей центробежной силой (фиг. 5). От взаимодействия с внутренними стенками сопла, газовый поток закручивается по направлению навивки спиралевидных канавок 4 (сверху вниз). В результате, корпус сопла приобретает силу в сторону меньшего диаметра (в рамках второго закона Ньютона), которая может выражаться в увеличении тяги реактивного двигателя, к которому прикреплено сопло. И так конус сопла получит центробежную силу потока F направленную под 90° относительно оси конуса сопла. Так как сила F упирается в конус изнутри под углом «ϕ», то в формуле это «sin(ϕ)», а сама стенка образующая конус, тоже находится к вертикали под углом, это cos(ϕ).

Движение потоков газов по спирали, влечет собой момент сил, возникающий вокруг симметричной оси сопла, что вызывает вращение сопла, в зависимости от того, в какую сторону закручены спиралевидные канавки 4. Для сбалансированного движения ракеты, второе сопло должно иметь спиралевидные канавки 4, завитые в противоположную сторону, из этого можно сделать вывод, что для компенсации вращения сопел, нужно четное их количество.

Тяга двигателя увеличится от 2 до 10 раз.

Заявляемое сопло может работать не только от газового потока, образуемого в результате работы реактивного или турбореактивного двигателя, но и от потока жидкости (воды) принудительно подаваемого, например, винтами плавучего средства. При этом винт должен располагаться внутри сопла вблизи его узкой части 5, которая выполняет функцию водозаборника. В процессе работы винта, будут создаваться потоки воды, выходящие со стороны широкой части 6 конуса сопла, с большим диаметром, а само сопло, дополнительно, выполняет функцию конусообразного кожуха, прикрепленного к корпусу судна (фиг. 3). В этом случае сопло может состоять из двух частей (т.е. разрезанное пополам, вдоль оси сопла) стягиваться и совмещаться в единое целое.

Как и в описании предыдущего примера с потоками газа, в данном случае, на канавки 4 внутри сопла, будет действовать центробежная сила потоков воды, направленная на стенки сопла, с нулевым углом к нижней части конуса сопла. Вихревые потоки воды проходя через канал 3, продолжают движение по спиралевидным канавкам 4, создавая давление внутри сопла своей центробежной силой (фиг. 5). От взаимодействия с внутренними стенками сопла, водяной поток закручивается по направлению навивки спиралевидных канавок 4, которые имеют направленность в сторону водяного потока, создаваемого движением винта. В результате, корпус сопла приобретает силу в сторону меньшего диаметра (в рамках второго закона Ньютона), которая может выражаться в увеличении тяги винтового движителя.

Если мы прибавляем витки в спирали сопла, то во столько увеличится и соотношение, но надо учитывать потери давления на каждый виток.

Формулы для расчетов

Формула для расчета тяги заявляемого сопла:

T1=(m*v2*sin(ϕ)*cos(ϕ)/(Ra+Rb)/2/g

T1 - тяга заявляемого сопла

m - масса газов или жидкостей постоянно находящихся в сопле

v - скорость потока газов или жидкостей (м/сек.)

ϕ - угол наклона витков спирали канавок

R - изменяющийся радиус сопла от Ra до Rb

g - ускорение свободного падения для Земли

Формула для расчета тяги реактивного двигателя с соплом Лаваля:

Т2=((dm/t)*v/g - тяга обычного реактивного двигателя без сопла Лаваля

Т2 - тяга реактивного обычного двигателя с соплом Лаваля

K=Т1/Т2 - коэффициент соотношения

dm/t - изменение массы потоков газов в единицу времени

v - скорость потока газов с учетом сопла Лаваля (м/сек.)

g - ускорение свободного падения для Земли

Центробежную силу потоков жидкостей или газов, можно вычислить по формуле:

F=m*(v2/(Ra+Rb)/2)*sin(ϕ)*cos(ϕ).

m - масса газов или жидкостей постоянно находящихся в сопле

v - скорость потока газов или жидкостей (м/сек.)

R - изменяющийся радиус сопла от Ra до Rb

ϕ - угол наклона витков спирали канавок

Изменяя форму конуса от колокола с сужением снизу до «балетной юбки», можно получить выход газов из конуса от 90° до 0° по отношению ко дну конуса.

Теперь, выше описанное изобретение, можно применять в реактивных двигателях, в замен сопел Лаваля, а так же с винтовыми, водными движителями и водометами.

Если тяга будет в n раз больше, то:

1. Топливо меньше надо.

2. Полезного груза больше.

3. Двигатель дешевле.

4. Скорость, летательного или плавучего средства, больше.

Таким образом, поставленная перед автором задача, выполнена.

Сопло двигателя с истечением масс, содержащее узкую и широкую часть, отличающееся тем, что сопло со стороны узкой части имеет входные отверстия, ведущие в каналы подачи потока жидкости или газа, которые ведут в спиралевидные канавки внутри сопла, при этом шаг витков спиралевидных канавок постоянно увеличивается, по мере увеличения диаметра сопла, а угол наклона витков относительно горизонта выполнен одинаковым, по всей длине канавок сопла.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к конструкции сопла ракетного двигателя. Гибкий сопловой насадок содержит гибкую оболочку с ворсовым слоем, с внутренней стороны оболочки расположен гибкий сублимирующий материал, сквозь который проходят нити ворса из теплоэрозионностойкого материала, концы нитей которого направлены вдоль стенки насадка в сторону выходного сечения насадка, высота выступания нитей относительно внутренней поверхности неподвижной части сопла не превышает толщину турбулентного пограничного слоя в сечении стыковки гибкого насадка с неподвижной частью сопла.

Изобретение относится к ракетной технике и направлено на совершенствование конструкции сопловых аппаратов. Предлагается узел соединения раструба сопла, включающий металлический корпус, имеющий цилиндрический и торцовой участки, облицовку из теплостойкой пластмассы и насадок из углерод-углеродных композиционных материалов (УУКМ) с цилиндрической отбортовкой, охватывающей облицовку по наружной поверхности.

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ), а именно к ракетным соплам, и может быть использовано в сопловом блоке РДТТ пассивного регулирования тяги. Вкладыш соплового блока ракетного двигателя твердого топлива содержит трехмерный объемный каркас, который сплетен из комбинированной нити, состоящей из углеродных и кремнеземных нитей и наполнен пироуглеродом.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, работающим с дожиганием генераторного газа. Камера ЖРД, работающего с дожиганием восстановительного генераторного газа, состоящая из магистралей подвода компонентов топлива, смесительной головки с полостью охлаждения огневого днища, цилиндрической части, дозвуковой и сверхзвуковой частей сопла, согласно изложению, в сверхзвуковой части тракта охлаждения в полости высокого давления выполнена полость тракта охлаждения с пониженным давлением, соединенная с полостью охлаждения огневого днища головки, при этом соединение частей сверхзвуковой части сопла по внутренней и наружной стенкам выполнено в полости тракта охлаждения низкого давления.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, работающим с дожиганием генераторного газа. Камера ЖРД, работающего с дожиганием восстановительного генераторного газа, состоящая из магистралей подвода компонентов топлива, смесительной головки с полостью охлаждения огневого днища, цилиндрической части, дозвуковой и сверхзвуковой частей сопла, согласно изложению, в сверхзвуковой части тракта охлаждения в полости высокого давления выполнена полость тракта охлаждения с пониженным давлением, соединенная с полостью охлаждения огневого днища головки, при этом соединение частей сверхзвуковой части сопла по внутренней и наружной стенкам выполнено в полости тракта охлаждения низкого давления.

Предлагаемое изобретение относится к области двигателестроения, двигатели которого могут быть использованы как в военной технике, так и в любой другой отрасли народного хозяйства, для движения автомобиля, трактора, танка, для вращения генератора при выработке электроэнергии или тепла, для полета летательных аппаратов и др.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД) и различной компоновке их в составе первой ступени ракетоносителя. Cтупень ракетоносителя, работающего в плотных и разряженных слоях атмосферы, содержащая жидкостные ракетные двигатели с соплами предварительного земного расширения, кольцевую обечайку, закрепленную с корпусом ступени, обтекатели и общую юбку, при этом юбка выполнена из углерод-углеродного композиционного материала, закреплена с кольцевой обечайкой, в которой выполнены отверстия для подачи горючего на внутреннюю поверхность юбки, а на торцевой поверхности между соплами предварительного расширения, занимающими весь мидель ступени, и юбкой установлены обтекатели, образованные пересечением поверхностей сопел предварительного расширения и поверхности юбки.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к ракетным двигателям твердого топлива, и направленно на повышение надежности его работы и безопасности обслуживающего персонала. Сопловая заглушка ракетного двигателя твердого топлива с уплотнительным кольцом на наружной поверхности, с коническим утолщением со стороны выходного раструба сопла и с узлом форсирования со стороны входного раструба выполнена составной, состоящей из скрепленных между собой пробки и узла форсирования.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопла переменной степени расширения в многорежимном ракетном двигателе на твердом топливе (РДТТ). Двухрежимный сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива содержит раструб и вкладыш стационарный, при этом в докритической части сопла установлен лепестковый подвижной вкладыш, лепестки которого удерживаются фиксатором и кольцом монтажным, после расчетного выгорания которых, лепестки подвижного вкладыша под действием давления газов смещаются в продольном направлении до смыкания и уменьшают диаметр критического сечения Дк.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопла переменной степени расширения в многорежимном ракетном двигателе на твердом топливе (РДТТ). Двухрежимный сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива содержит раструб и вкладыш стационарный, при этом в докритической части сопла установлен лепестковый подвижной вкладыш, лепестки которого удерживаются фиксатором и кольцом монтажным, после расчетного выгорания которых, лепестки подвижного вкладыша под действием давления газов смещаются в продольном направлении до смыкания и уменьшают диаметр критического сечения Дк.

Изобретение относится к способам демонтажа раструба сопла ракетного двигателя. Для осуществления способа используют приспособление, состоящее из переходника и фланца. Сначала внутрь раструба сопла ракетного двигателя устанавливают переходник, имеющий коническую поверхность и стыковочный пояс. Переходник устанавливают таким образом, чтобы наружная поверхность его конической части сопрягалась с внутренней поверхностью раструба сопла, а стыковочный пояс упирался в торцевую поверхность раструба сопла. Производят временное крепление переходника в раструбе. Затем через направляющие отверстия конической части переходника выполняют сквозные отверстия в стенках раструба сопла, демонтируют временные крепежные элементы фиксации переходника, поворачивают переходник в раструбе сопла таким образом, чтобы резьбовые отверстия на его конической части совпали с выполненными сквозными отверстиями в раструбе сопла и устанавливают в резьбовые отверстия крепежные элементы. Далее к установленному в раструб сопла переходнику присоединяют фланец, имеющий стыковочный пояс и цилиндрическую часть. При этом совмещают соответствующие отверстия в стыковочных поясах переходника и фланца. Затем в отверстия цилиндрической части фланца устанавливают рычаг и поворотом рычага вручную осуществляют демонтаж раструба. Способ обеспечивает возможность демонтажа раструба сопла ракетного двигателя после проведения ОСИ без разрушения раструба. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх