Способ демонтажа раструба сопла ракетного двигателя

Изобретение относится к способам демонтажа раструба сопла ракетного двигателя. Для осуществления способа используют приспособление, состоящее из переходника и фланца. Сначала внутрь раструба сопла ракетного двигателя устанавливают переходник, имеющий коническую поверхность и стыковочный пояс. Переходник устанавливают таким образом, чтобы наружная поверхность его конической части сопрягалась с внутренней поверхностью раструба сопла, а стыковочный пояс упирался в торцевую поверхность раструба сопла. Производят временное крепление переходника в раструбе. Затем через направляющие отверстия конической части переходника выполняют сквозные отверстия в стенках раструба сопла, демонтируют временные крепежные элементы фиксации переходника, поворачивают переходник в раструбе сопла таким образом, чтобы резьбовые отверстия на его конической части совпали с выполненными сквозными отверстиями в раструбе сопла и устанавливают в резьбовые отверстия крепежные элементы. Далее к установленному в раструб сопла переходнику присоединяют фланец, имеющий стыковочный пояс и цилиндрическую часть. При этом совмещают соответствующие отверстия в стыковочных поясах переходника и фланца. Затем в отверстия цилиндрической части фланца устанавливают рычаг и поворотом рычага вручную осуществляют демонтаж раструба. Способ обеспечивает возможность демонтажа раструба сопла ракетного двигателя после проведения ОСИ без разрушения раструба. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Заявленное изобретение относится к ракетной технике, а именно к способам демонтажа раструба сопла ракетного двигателя. Изобретение предназначено для демонтажа раструба сопла ракетного двигателя после проведения огневых стендовых испытаний (далее - ОСИ) в целях оценки его состояния. Полученные данные используются для оценки результатов работы ракетного двигателя и могут быть использованы при дальнейшей разработке ракетного двигателя.

При дефектации ракетного двигателя после проведения ОСИ существует необходимость обеспечения демонтажа раструба сопла. При проведении ОСИ составные части ракетного двигателя подвергаются воздействию высокотемпературного потока продуктов сгорания, вследствие чего происходит эрозионное разрушение выходного торца раструба и температурная деформация уплотнений разъемных соединений, приводящая к их заклиниванию. В результате чего демонтаж раструба сопла ракетного двигателя крайне затруднен.

Из уровня техники известны различные способы демонтажа деталей ракет.

Так, известен способ демонтажа деталей ракет, заключающийся в нагревании соплового блока в герметичной термокамере до температуры 200-300°С и последующее выдерживание до разложения клеевых швов. Такой способ является трудоемким и требующим специального оборудования [патент RU 2073189 С1, опубликован 10.02.1997].

Известен способ монтажа и демонтажа ракетного двигателя, при котором закрепляют в установке корпус ракеты и с помощью ротатора сопла осуществляют поворот сопла. Указанный способ не обеспечивает возможность демонтажа поврежденного сопла (с частично разрушенным в результате ОСИ выходным торцом). Известный из указанного патента способ подходит для демонтажа конструктивно целого, неповрежденного сопла. И, кроме того, известный способ предназначен только для демонтажа сопел с рифленой внутренней поверхностью [патент US 2019299367, 03.10.2019].

Известные из указанных патентов способы подходят для демонтажа или утилизации конструктивно целого, неповрежденного сопла. И, кроме того, способ, указанный в патенте US 2019299367, 03.10.2019 предназначен только для демонтажа сопел с рифленой внутренней поверхностью.

Техническая проблема, на решение которой направлено заявляемое изобретение, состоит в создании такого способа демонтажа, который бы обеспечивал сохранность, целостность демонтированного раструба сопла ракетного двигателя после ОСИ для исследовательских целей.

Технический результат, достигаемый при реализации заявляемого изобретения, заключается в возможности демонтажа раструба сопла ракетного двигателя после проведения ОСИ без разрушения раструба и в возможности демонтажа поврежденного раструба сопла (с частично разрушенным в результате ОСИ выходным торцом) ракетного двигателя без дальнейшего разрушения раструба. Также обеспечивается возможность применения заявленного способа демонтажа для сопел с гладкой внутренней поверхностью.

Указанный технический результат достигается за счет того, что для осуществления способа демонтажа раструба сопла ракетного двигателя после проведения огневых стендовых испытаний используют приспособление, состоящее из переходника и фланца.

В раструб сопла ракетного двигателя со стороны его выходного торца, имеющего монтажные резьбовые отверстия, устанавливают переходник, имеющий коническую часть с выполненными в ней перпендикулярно образующей направляющими и резьбовыми отверстиями, расположенными попарно в шахматном порядке, и стыковочный пояс с гладкими и резьбовыми отверстиями, выполненными по его окружности, причем переходник устанавливают таким образом, чтобы наружная поверхность его конической части совпадала с внутренней поверхностью раструба сопла ракетного двигателя, а стыковочный пояс упирался в торцевую поверхность раструба сопла ракетного двигателя.

Совмещают гладкие отверстия стыковочного пояса переходника с монтажными резьбовыми отверстиями, имеющимися на торцевой поверхности раструба сопла ракетного двигателя.

Устанавливают временные крепежные элементы в гладкие отверстия для фиксации переходника в раструбе сопла.

Затем через направляющие отверстия конической части переходника выполняют сквозные отверстия в раструбе сопла.

Демонтируют временные крепежные элементы фиксации переходника.

Поворачивают переходник в раструбе сопла таким образом, чтобы резьбовые отверстия на его конической части совпали с выполненными сквозными отверстиями в раструбе сопла и устанавливают в резьбовые отверстия крепежные элементы.

После чего к установленному в раструб сопла переходнику присоединяют с помощью разъемного резьбового соединения фланец, имеющий стыковочный пояс с выполненными по его окружности гладкими отверстиями и цилиндрическую часть с гладкими отверстиями, выполненными перпендикулярно образующей и расположенными попарно диаметрально-противоположно друг другу, совмещая резьбовые отверстия в стыковочном поясе переходника с гладкими отверстиями в стыковочном поясе фланца и устанавливая в них крепежные элементы.

Затем в пару диаметрально-расположенных отверстий фланца устанавливают рычаг и поворотом рычага вручную осуществляют демонтаж раструба.

В качестве временных крепежных элементов используют винты или штифты.

В качестве крепежных элементов используют болты.

Переходник, фланец и рычаг выполнены из стали.

Реализация заявляемого изобретения поясняется следующими чертежами, на которых представлены:

Фиг. 1 - переходник и фланец, вид со стороны переходника;

Фиг. 2 - переходник и фланец, вид со стороны фланца;

Фиг. 3 - схема установки переходника в раструбе сопла;

Фиг. 4 - общий вид переходника, фланца и рычага (сборка).

На чертежах цифрами обозначены следующие позиции:

1 - Переходник

2 - Фланец

3 - Крепежные элементы

4 - Коническая часть переходника

5 - Стыковочный пояс переходника

6 - Гладкие отверстия стыковочного пояса переходника

7 - Резьбовые отверстия стыковочного пояса переходника

8 - Стыковочный пояс фланца

9 - Цилиндрическая часть фланца

10 - Направляющие отверстия в конической части переходника

11 - Резьбовые отверстия в конической части переходника

12 - Болты

13 - Гайки

14 - Гладкие отверстия в цилиндрической части фланца

15 - Рычаг

16 - Раструб сопла ракетного двигателя

17 - Выходной торец раструба сопла ракетного двигателя

18 - Внутренняя поверхность раструба сопла ракетного двигателя

19 - Монтажные резьбовые отверстия в торцевой поверхности раструба

20 - Временные крепежные элементы

21 - Сквозные отверстия в конической части переходника

22 - Гладкие отверстия стыковочного пояса фланца

Осуществление заявленного способа производят следующим образом.

Для демонтажа раструба сопла ракетный двигатель устанавливается на стапеле или тележке и фиксируется от проворота вокруг продольной оси.

Используют приспособление, состоящее из переходника (1) и фланца (2).

Переходник (1) выполнен из стали, содержит коническую часть (4) и стыковочный пояс (5). Диаметр стыковочного пояса переходника больше или равен наружному диаметру сопла ракетного двигателя, что необходимо для его правильной установки. На конической части переходника перпендикулярно образующей выполнены направляющие отверстия (10) и резьбовые отверстия (11) под установку крепежных элементов, предпочтительно болтов (12). Направляющие отверстия (10) и резьбовые отверстия (11), выполненные в конической части переходника, образуют пары, расположенные вдоль образующих конуса таким образом, что в каждой паре присутствует одно направляющее и одно резьбовое отверстие, при этом каждый вид отверстий расположен в шахматном порядке по окружности конической части переходника. По окружности стыковочного пояса (5) переходника в торцевой поверхности выполнены гладкие отверстия (6) и резьбовые отверстия (7), чередующиеся между собой.

Фланец (2) выполнен из стали, содержит стыковочный пояс (8) и цилиндрическую часть (9). По окружности стыковочного пояса (8) фланца в торцевой поверхности выполнены гладкие отверстия (22), предназначенные для совмещения с резьбовыми отверстиями (7) на стыковочном поясе переходника. Диаметр стыковочного пояса фланца равен диаметру стыковочного пояса переходника. В цилиндрической части фланца (9) выполнено по меньшей мере шесть гладких отверстий (14). Гладкие отверстия (14) выполнены перпендикулярно образующей и образуют между собой пары, в каждой паре отверстия расположены диаметрально-противоположно друг другу.

Для осуществления заявленного способа переходник (1) устанавливают в раструб (16) сопла двигателя со стороны его выходного торца (17), имеющего частичные повреждения и разрушения в результате воздействия высокотемпературного потока продуктов сгорания. Установку переходника осуществляют таким образом, чтобы наружная поверхность его конической части (4) сопрягалась с внутренней поверхностью (18) раструба сопла, а стыковочный пояс (5) упирался в выходной торец (17) раструба сопла. При этом совмещают гладкие отверстия (6) стыковочного пояса переходника с монтажными резьбовыми отверстиями (19), имеющимися на выходном торце. Отверстия (19) выполнены в торце раструба сопла еще на стадии его производства (то есть выполнены в неповрежденном раструбе еще до проведения ОСИ). После проведения ОСИ выходной торец (17) и выполненные в нем монтажные отверстия (19) частично повреждены, но диаметр и глубина отверстий (19) подбирается таким образом, чтобы после ОСИ была сохранена возможность установки в них крепежных элементов. В гладкие отверстия (6) стыковочного пояса устанавливают временные крепежные элементы (винты или штифты) (20), тем самым временно фиксируя переходник в раструбе.

Далее через направляющие отверстия (10) в конической части переходника выполняют (просверливают) сквозные отверстия (21) в стенках раструба сопла (16) со стороны внутренней поверхности. После чего демонтируют временные крепежные элементы (20) фиксации переходника и поворачивают переходник в раструбе сопла таким образом, чтобы резьбовые отверстия (11) на его конической части совпали с просверленными отверстиями (21) в раструбе. В резьбовые отверстия (11) устанавливают болты (12) до контакта гаек (13) с переходником. Гайки (13) предназначены для фиксации болтов в материале стенок раструба. Таким образом, описанное выше попарное расположение в шахматном порядке отверстий (10) и (11) на конической части переходника обеспечивают надежное крепление переходника в нескольких точках внутри раструба сопла ракетного двигателя.

После этого к установленному в раструб сопла переходнику (1) присоединяют фланец (2), совмещая их стыковочными поясами (5) и (8). Для соединения используют болты (3), устанавливая их в соответствующие отверстия (22) и (7) на стыковочных поясах переходника и фланца.

В одну из пар диаметрально-противоположно расположенных отверстий (14), расположенных на цилиндрической части фланца, устанавливают рычаг (15). Рычаг представляет собой стержень, выполненный из стали, и имеющий длину, обеспечивающую приложение к раструбу необходимого для его отвинчивания крутящего момента. Диаметр поперечного сечения рычага выбирают таким, чтобы обеспечивалась установка рычага в гладкие отверстия цилиндрической части фланца (то есть диаметр поперечного сечения рычага должен быть меньше диаметра гладких отверстий фланца, но при этом обеспечивал достаточную прочность на изгиб). Так, например, для раструба ракетного двигателя с наружным диаметром 300-400 мм и гладких отверстий фланца диаметром 30 мм применяется рычаг диаметром поперечного сечения 25-28 мм и длиной 800-1200 мм. Рычаг необходим для создания крутящего момента с целью отвинчивания раструба сопла. Поворотом рычага обеспечивают отворачивание раструба от ракетного двигателя вручную, тем самым производя его демонтаж.

После проведенного заявленным способом демонтажа раструб сопла ракетного двигателя остается пригодным для проведения исследования и анализа работы ракетного двигателя.

Промышленная применимость заявленного способа подтверждена в лабораторных условиях после проведения ОСИ. По результатам осмотров раструбов после проведения ОСИ установлено, что данный способ является применимым для проведения демонтажа раструбов сопел ракетных двигателей без их разрушения, подходит для демонтажа частично разрушенных в результате ОСИ раструбов, обеспечивает пригодность раструбов для дальнейшего исследования и анализа работы ракетных двигателей. Заявленное техническое решение соответствует требованию промышленной применимости.

1. Способ демонтажа раструба сопла ракетного двигателя после проведения огневых стендовых испытаний с помощью приспособления, состоящего из переходника и фланца, заключающийся в том, что:

в раструб сопла ракетного двигателя со стороны его выходного торца, имеющего монтажные резьбовые отверстия, устанавливают переходник, имеющий коническую часть с выполненными в ней перпендикулярно образующей направляющими и резьбовыми отверстиями, расположенными попарно в шахматном порядке, и стыковочный пояс с гладкими и резьбовыми отверстиями, выполненными по его окружности, причем переходник устанавливают таким образом, чтобы наружная поверхность его конической части совпадала с внутренней поверхностью раструба сопла ракетного двигателя, а стыковочный пояс упирался в торцевую поверхность раструба сопла ракетного двигателя;

совмещают гладкие отверстия стыковочного пояса переходника с монтажными резьбовыми отверстиями, имеющимися на торцевой поверхности раструба сопла ракетного двигателя;

устанавливают временные крепежные элементы в гладкие отверстия для фиксации переходника в раструбе сопла;

затем через направляющие отверстия конической части переходника выполняют сквозные отверстия в раструбе сопла;

демонтируют временные крепежные элементы фиксации переходника;

поворачивают переходник в раструбе сопла таким образом, чтобы резьбовые отверстия на его конической части совпали с выполненными сквозными отверстиями в раструбе сопла, и устанавливают в резьбовые отверстия крепежные элементы;

после чего к установленному в раструб сопла переходнику присоединяют с помощью разъемного резьбового соединения фланец, имеющий стыковочный пояс с выполненными по его окружности гладкими отверстиями и цилиндрическую часть с гладкими отверстиями, выполненными перпендикулярно образующей и расположенными попарно диаметрально-противоположно друг другу, совмещая резьбовые отверстия в стыковочном поясе переходника с гладкими отверстиями в стыковочном поясе фланца и устанавливая в них крепежные элементы;

затем в пару диаметрально-расположенных отверстий фланца устанавливают рычаг и поворотом рычага вручную осуществляют демонтаж раструба.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве временных крепежных элементов используют винты или штифты.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве крепежных элементов используют болты.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что переходник, фланец и рычаг выполнены из стали.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу работы и устройству сопел с истечением масс для различных двигателей. Сопло двигателя с истечением масс содержит узкую и широкую часть.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к конструкции сопла ракетного двигателя. Гибкий сопловой насадок содержит гибкую оболочку с ворсовым слоем, с внутренней стороны оболочки расположен гибкий сублимирующий материал, сквозь который проходят нити ворса из теплоэрозионностойкого материала, концы нитей которого направлены вдоль стенки насадка в сторону выходного сечения насадка, высота выступания нитей относительно внутренней поверхности неподвижной части сопла не превышает толщину турбулентного пограничного слоя в сечении стыковки гибкого насадка с неподвижной частью сопла.

Изобретение относится к ракетной технике и направлено на совершенствование конструкции сопловых аппаратов. Предлагается узел соединения раструба сопла, включающий металлический корпус, имеющий цилиндрический и торцовой участки, облицовку из теплостойкой пластмассы и насадок из углерод-углеродных композиционных материалов (УУКМ) с цилиндрической отбортовкой, охватывающей облицовку по наружной поверхности.

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ), а именно к ракетным соплам, и может быть использовано в сопловом блоке РДТТ пассивного регулирования тяги. Вкладыш соплового блока ракетного двигателя твердого топлива содержит трехмерный объемный каркас, который сплетен из комбинированной нити, состоящей из углеродных и кремнеземных нитей и наполнен пироуглеродом.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, работающим с дожиганием генераторного газа. Камера ЖРД, работающего с дожиганием восстановительного генераторного газа, состоящая из магистралей подвода компонентов топлива, смесительной головки с полостью охлаждения огневого днища, цилиндрической части, дозвуковой и сверхзвуковой частей сопла, согласно изложению, в сверхзвуковой части тракта охлаждения в полости высокого давления выполнена полость тракта охлаждения с пониженным давлением, соединенная с полостью охлаждения огневого днища головки, при этом соединение частей сверхзвуковой части сопла по внутренней и наружной стенкам выполнено в полости тракта охлаждения низкого давления.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, работающим с дожиганием генераторного газа. Камера ЖРД, работающего с дожиганием восстановительного генераторного газа, состоящая из магистралей подвода компонентов топлива, смесительной головки с полостью охлаждения огневого днища, цилиндрической части, дозвуковой и сверхзвуковой частей сопла, согласно изложению, в сверхзвуковой части тракта охлаждения в полости высокого давления выполнена полость тракта охлаждения с пониженным давлением, соединенная с полостью охлаждения огневого днища головки, при этом соединение частей сверхзвуковой части сопла по внутренней и наружной стенкам выполнено в полости тракта охлаждения низкого давления.

Предлагаемое изобретение относится к области двигателестроения, двигатели которого могут быть использованы как в военной технике, так и в любой другой отрасли народного хозяйства, для движения автомобиля, трактора, танка, для вращения генератора при выработке электроэнергии или тепла, для полета летательных аппаратов и др.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД) и различной компоновке их в составе первой ступени ракетоносителя. Cтупень ракетоносителя, работающего в плотных и разряженных слоях атмосферы, содержащая жидкостные ракетные двигатели с соплами предварительного земного расширения, кольцевую обечайку, закрепленную с корпусом ступени, обтекатели и общую юбку, при этом юбка выполнена из углерод-углеродного композиционного материала, закреплена с кольцевой обечайкой, в которой выполнены отверстия для подачи горючего на внутреннюю поверхность юбки, а на торцевой поверхности между соплами предварительного расширения, занимающими весь мидель ступени, и юбкой установлены обтекатели, образованные пересечением поверхностей сопел предварительного расширения и поверхности юбки.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к ракетным двигателям твердого топлива, и направленно на повышение надежности его работы и безопасности обслуживающего персонала. Сопловая заглушка ракетного двигателя твердого топлива с уплотнительным кольцом на наружной поверхности, с коническим утолщением со стороны выходного раструба сопла и с узлом форсирования со стороны входного раструба выполнена составной, состоящей из скрепленных между собой пробки и узла форсирования.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопла переменной степени расширения в многорежимном ракетном двигателе на твердом топливе (РДТТ). Двухрежимный сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива содержит раструб и вкладыш стационарный, при этом в докритической части сопла установлен лепестковый подвижной вкладыш, лепестки которого удерживаются фиксатором и кольцом монтажным, после расчетного выгорания которых, лепестки подвижного вкладыша под действием давления газов смещаются в продольном направлении до смыкания и уменьшают диаметр критического сечения Дк.
Наверх