Способ возведения причального сооружения на скальном основании и элемент причального сооружения на скальном основании, полученный данным способом

Изобретение относится к гидротехнике при строительстве причалов в морских и речных портах и может быть использовано для обеспечения устойчивости причальных сооружений из стальных шпунтовых свай при наличии скального основания. Способ возведения причального сооружения на скальном основании заключается в установке несущих свай вдоль возводимой причальной стенки и последующем монтаже замыкающих элементов, где выполняют в грунте вертикальные скважины, которые заполняют пластичным бетоном. В качестве несущих свай используют шпунт 1, к которому со стороны, обращенной внутрь причального сооружения, приваривают по меньшей мере одну обсадную трубу 8, затем осуществляют забивание шпунтовых свай 1 до кровли скальной породы 5 таким образом, чтобы по крайней мере часть шпунта 1 должна быть доведена до полного контакта со скальной породой 5; после чего выполняют бурение в скальной породе 5 с помощью горного шнека малых диаметров через обсадную трубу 8 с последующим удалением грунта и цементированием дна просверленного отверстия, в которое затем погружают стальной болт 9 до затвердевания бетона 10. Техническим результатом является обеспечение устойчивости причальных сооружений из стальных шпунтовых свай на скальном основании более простым и менее трудоемким способом. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к гидротехнике при строительстве причалов в морских и речных портах и может быть использовано для обеспечения устойчивости причальных сооружений из стальных шпунтовых свай при наличии скального основания.

Технической проблемой известных причальных сооружений является недостаточная величина заглубления несущих свай шпунтовых стенок в подводный грунт.

Пассивное давление 6 нескального грунта 4 с внешней стороны шпунтовой стенки 1 причала от уровня работ 3 до глубины залегания шпунтовой сваи h является недостаточным для удержания шпунтовой стенки 1 от действия активного давления 7 нескального грунта 4 с внутренней стороны шпунтовой стенки 1 причала в пределах глубины погружения сваи h (см. Фиг. 1). А анкерная тяга 2 (распорка) не позволяет удерживать шпунт 1 от смещений в основании. При этом, никакой связи со скальной породой 5 несущая свая 1 не имеет.

В результате, сразу или с течением времени шпунтовая свая 1 причала приобретает недопустимые смещение в нижней части глубины погружения h.

Чтобы этого избежать, нужно выполнять заделку шпунтовых свай в скальный грунт.

Примерное решение отражает наиболее близкий аналог по заявке RU 94004297, опубл.: 27.09.1996, в которой описан способ возведения причального сооружения, заключающийся в установке несущих свай на заданном расстоянии друг от друга по оси возводимой причальной стенки и последующем монтаже замыкающих элементов, отличающийся тем, что несущие сваи устанавливают в предварительно выполненные в грунте вертикальные скважины, диаметр каждой из которых превышает максимальный размер поперечного сечения несущей сваи, при этом скважины заполняют пластичным бетоном.

Способ заключается в том, что в скальном грунте на расчетном расстоянии разбуривают вертикальные скважины диаметром, превышающим диаметр несущих свай. С направляющего кондуктора устанавливают в скважины несущие сваи, на наружной поверхности которых закреплены спаренные замки. Выполняют подводное бетонирование скважин. После затвердения бетона монтируют анкерные устройства и устанавливают замыкающие тонкостенные элементы, вводя их боковые кромки в замки смежных свай. Заполнение скважин бетоном возможно как после установки несущих свай, так и перед их установкой. Изобретение позволяет повысить несущую способность причальной стенки за счет лучшего сцепления свай с грунтом, а также обеспечивает возможность строительства тонких причальных стенок, обладающих высокой удельной несущей способностью и низкой материалоемкостью, на скальных грунтах и, в том числе, в условиях вечной мерзлоты.

Технической проблемой прототипа является сложность и дороговизна способа: трудоемкость бурения скважин больших диаметров в скальном грунте, большой расход бетона за счет больших диаметров скважин и потребности выполнения бетонных свай, длительных сроков выполнения работ.

Задачей изобретения является упрощение обеспечения устойчивости причальных сооружений из стальных шпунтовых свай на тяжелых грунтах (скальном основании, вулканические породы, мерзлотные грунты и т.п.), а также снижение продолжительности периода проведения работ.

Техническим результатом является обеспечение устойчивости причальных сооружений из стальных шпунтовых свай на скальном основании более простым и менее трудоемким способом.

Указанный технический результат достигается за счет того, что заявлен способ возведения причального сооружения на скальном основании, заключающийся в установке несущих свай вдоль возводимой причальной стенки и последующем монтаже замыкающих элементов, где выполняют в грунте вертикальные скважины, которые заполняют пластичным бетоном, отличающийся тем, что в качестве несущих свай используют шпунт к которому со стороны, обращенной внутрь причального сооружения приваривают по меньшей мере одну обсадную трубу, затем осуществляют забивание шпунтовых свай до кровли скальной породы таким образом, чтобы по крайней мере часть шпунта должна быть доведена до полного контакта со скальной породой; после чего выполняют бурение в скальной породе с помощью горного шнека малых диаметров через обсадную трубу с последующим удалением грунта и цементированием дна просверленного отверстия, в которое затем погружают стальной болт до затвердевания бетона.

Предпочтительно, в качестве крепежного стержня используют болт.

Погружение болта выполняют с использованием дополнительного стального стержня того же диаметра, что и болт или меньшего.

Предпочтительно, обсадную трубу выполняют короче сваи.

Предпочтительно, в качестве несущих свай используют стальной шпунт.

Также заявлен элемент причального сооружения на скальном основании, возводимый согласно вышеописанному способу, состоящий из шпунтовой стальной сваи, заглубленной в грунте в вертикальную скважину, отличающийся тем, что шпунтовая стальная свая заглублена в грунте до скального основания, причем с внутренней стороны сваи заранее приварена обсадная труба, через которую в заранее пробуренное и затем зацементированное в скальной породе отверстие погружен крепежный стержень.

Предпочтительно, что в качестве крепежного стержня использован болт.

Краткое описание чертежей

На Фиг. 1 показан пример слабого причального сооружения над скальным основанием, применяемый в технике.

На Фиг. 2 показан пример установки элемента причального сооружения над скальным основанием и закрепление с ним согласно заявленного изобретения.

На Фиг. 3 показан вид сверху участка шпунтовой стенки вместе с обсадной трубой.

На чертежах: 1 - шпунтовая свая, 2 - усиливающий элемент шпунтовой стенки, 3 - уровень работ, 4 - мягкий грунт, 5 - скальная порода, 6 - пассивное давление грунта, 7 - активное давление грунта, 8 - обсадная труба, 9 - болт, 10 - бетон, 11 - проем, h - глубина погружения сваи.

Осуществление изобретения

Для обеспечения устойчивости причальных сооружений из стальных шпунтовых свай 1 на скальном основании 5 возможно устройство дополнительной опоры в нижней части свай в виде крепежных стержней, например, болтов 9 из высокопрочной стали, заделываемых в скалу 5 (см. Фиг. 2).

Принцип возведения причального сооружения заключается в установке несущих свай вдоль возводимой причальной стенки и последующем монтаже замыкающих элементов, где выполняют в грунте вертикальные скважины, которые заполняют пластичным бетоном 10.

Новым является то, что в качестве несущих свай 1 используют шпунт, предпочтительно стальной (но не обязательно), к которому со стороны, обращенной внутрь причального сооружения, приваривают по меньшей мере одну обсадную трубу 8, затем осуществляют забивание шпунтовых свай до кровли скальной породы таким образом, чтобы по крайней мере часть шпунта сваи 1 должна быть доведена до полного контакта со скальной породой 5, даже если другая часть имеет проем 11 и не контактирует со скалой 5 (см. Фиг. 2(А)).

После чего выполняют бурение в скальной породе с помощью горного шнека через обсадную трубу 8 с последующим удалением грунта и цементированием дна просверленного отверстия, в которое затем погружают крепежный стержень, например, болт 9 до затвердевания.

Этим обеспечивается устойчивость причальных сооружений из стальных шпунтовых свай на скальном основании более простым и менее трудоемким способом, чем в прототипе, поскольку не требуется вести бурение вертикальных скважин, диаметр каждой из которых превышает максимальный размер поперечного сечения несущей сваи, при этом сами скважины заполнять пластичным бетоном до самого верха шпунтовой стенки.

Скальные болты изготавливаются из высокопрочной стали круглого сечения и устанавливаются через обсадные трубы и закрепляются в скале до начала земляных работ.

Размеры глубины заделки болта в скалу зависят от высоты причального сооружения и толщины шпунтовой стенки, но предпочтительно соблюдать примерное равенство глубины заделки болта в скалу с глубиной крепления к шпунту. Смысл выбора таких размеров увязан с тем, чтобы обеспечить равенство рычагов давления грунта и давления на шпунт.

Желательно глубину заделки болта в скалу осуществлять не менее 1 м, глубину крепления к шпунтовой сваи также не менее 1 м, а общую длину болта не менее 2 м.

Шпунт 1 при необходимости усиливают элементами 2, которые приваривают в верхней части шпунта.

Последовательность работ по возведению причального сооружения

На первом этапе осуществляют определение точного расположения кровли, наклонов и прочности скальной породы.

Вначале работ приваривают обсадную трубу к шпунтовым сваям.

Предпочтительно, обсадную трубу выполняют короче сваи, чтобы не мешать цеплять вибропогружатель и не поломать ее устье при забивке молотом.

Далее осуществляют забивание шпунтовых свай до кровли скальной породы. По крайней мере, часть шпунта должна быть доведена до полного контакта со скальной породой.

Затем ведут бурение в скальной породе с помощью горного шнека через обсадную трубу с последующим удалением грунта. При погружении несущей сваи обсадная труба на ней может деформироваться. В этом случае ее укорачивают на нужную длину.

После чего осуществляют измерение глубины. Затем цементируют дно просверленного отверстия.

Далее осуществляют погружение болтов до затвердевания бетона. Погружение может быть выполнено с использованием дополнительного стального стержня того же диаметра. При этом, заполнение цементом отверстия осуществляют пока он не затвердел, и в этот момент в него вставляют также стержень за счет которого держится и стенка.

Последующие работы по возведение сооружения только после затвердевания раствора.

Элемент причального сооружения, сооружаемый вышеописанным способом на скальном основании 5, состоит из шпунтовой стальной сваи 1, погруженный на глубину h в мягком грунте 4, имеющее вертикальные скважины.

Новым является то, что шпунтовая стальная свая 1 заглублена в грунте 4 до скального основания 5, причем с внутренней стороны сваи заранее приварка обсадная труба 8, через которую в заранее пробуренное и затем зацементированное в скальной породе 5 отверстие погружен крепежный стержень, например, болт 9. Этим обеспечивается устойчивость причальных сооружений из стальных шпунтовых свай на скальном основании более простым и менее трудоемким способом, чем в прототипе, поскольку не требуется вести бурение вертикальных скважин, диаметр каждой из которых превышает максимальный размер поперечного сечения несущей сваи, при этом сами скважины заполнять пластичным бетоном до самого верха шпунтовой стенки.

1. Способ возведения причального сооружения на скальном основании, заключающийся в установке несущих свай вдоль возводимой причальной стенки и последующем монтаже замыкающих элементов, где выполняют в грунте вертикальные скважины, которые заполняют пластичным бетоном, отличающийся тем, что в качестве несущих свай используют шпунт, к которому со стороны, обращенной внутрь причального сооружения, приваривают по меньшей мере одну обсадную трубу, затем осуществляют забивание шпунтовых свай до кровли скальной породы таким образом, чтобы по крайней мере часть шпунта должна быть доведена до полного контакта со скальной породой; после чего выполняют бурение в скальной породе с помощью горного шнека через обсадную трубу с последующим удалением грунта и цементированием дна просверленного отверстия, в которое затем погружают крепежный стержень до затвердевания бетона.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве крепежного стержня используют болт.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что погружение болта выполняют с использованием дополнительного стального стержня того же или меньшего диаметра, что и болт.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что обсадную трубу выполняют короче сваи.

5. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что в качестве несущих свай используют стальной шпунт.

6. Причальное сооружение на скальном основании, состоящее из шпунтовых стальных свай, заглубленных в грунте, имеющее вертикальные скважины, отличающееся тем, что шпунтовые стальные сваи заглублены в грунте до скального основания, причем с внутренней стороны шпунтовых свай заранее приварена обсадная труба, через которую выполнено бурение отверстия в скальной породе, его цементирование и затем погружение крепежного стержня.

7. Причальное сооружение по п.6, отличающееся тем, что в качестве крепежного стержня использован болт.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к строительству причальных и волнозащитных сооружений типа пирсов, и может быть использовано для обеспечения устойчивости пирсов из стальных шпунтовых свай при наличии скального основания. В заявленном способе строительства пирса на скальном основании на первом этапе осуществляют погружение рядов шпунтовых стен 1 в грунт 7, не доходя до скального основания 8, после чего проводят первую очередь обратной засыпки 2 до уровня предполагаемой установки нижнего яруса 4 анкерных тяг; затем осуществляют монтаж временных распорок с делением на захватки по длине сооружения, после чего осуществляют откачку воды из межшпунтового пространства с последующим монтажом по меньшей мере двух ярусов 4 и 5 анкерных тяг насухо, затем выполняют вторую очередь обратной засыпки 2 до яруса временных распорок, демонтируют временные распорки, доводят вторую очередь обратной засыпки 2 выше верхнего яруса 5 анкерных тяг с последующим устройством верхнего строения.

Изобретение относится к области судостроения и касается плавучих сооружений, в частности плавучих причалов. Плавучий причал содержит палубу, корпус и полые телескопические секции, установленные с возможностью последовательного складывания одна в другую, при этом палуба размещена на телескопических секциях, установленных на корпусе, в котором размещены балластные отсеки, при этом телескопические секции соединены трубопроводами с арматурой и насосами затопления-осушения с балластными отсеками.

Изобретение относится к области защиты окружающей среды и обеспечению экологической безопасности городской застройки и населения от эрозионно-оползневых явлений. Оно может быть использовано при создании территориальных планов развития рекреационных зон в районах, подверженных этим природно-техногенным воздействиям.

Конструкция для захвата и гашения волн, содержащая по меньшей мере одну пару плавучих конструкций (100), каждая из которых соединена с каждой другой по существу параллельным образом для захвата волн на поверхности воды. Соответствующие плавучие конструкции (100) содержат: корпус (10), состоящий из плавучего пола (12) и боковой стенки (14), простирающейся вниз от периметра плавучего пола (12); и плавучий элемент (20), соединенный с плавучим полом (12) указанного корпуса (10), чтобы поддерживать указанный корпус (10) при погружении в воду.

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к берегоукрепительным сооружениям береговой полосы акваторий рек, морей, озер, каналов и водохранилищ, включая сооружения набережных, причалов. Берегоукрепительное сооружение, содержащее шпунтовую стенку 1, разгрузочную плиту 4, согласно изобретению снабжено разгрузочным элементом в виде гибкого синтетического полотнища 3 из нетканого материала, прикрепленного в верхней части к шпунтовой стенке 1, а в нижней части соединено с разгрузочной анкерной горизонтальной плитой 4 с композитным армированием из стекловолокна или углепластика.

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к причальным сооружениям, и может быть использовано для оперативного возведения причалов для швартовки судов для перегрузочных работ в прибрежной зоне рек и морей при наличии железнодорожной инфраструктуры. Причальное сооружение состоит из заанкеренных стен, соединенных между собой связями, и обратной засыпки между стенами.

Изобретение относится к способу производства работ в гидротехническом строительстве, а именно к строительству и реконструкции причалов и других прибрежных сооружений. Способ изготовления плиты верхнего строения причала как объемной железобетонной конструкций сложной формы включает установку ограждения типа больверк путем погружения в грунт грунтозащитных усиливающих элементов из шпунтовых свай или других водонепроницаемых конструкций перед лицевой стенкой причального сооружения, засыпку образовавшегося объема песком, формование в песочной среде сложных продольно-поперечных форм опалубки, укрепление поверхности песка распылом смеси воды и связующего состава и/или покрытие поверхности отформованного песка полиэтиленовой пленкой, размещение в подготовленных формах армирующих элементов и последующее принятие бетонной смеси в подготовленную указанным способом опалубку.

Изобретение относится к строительству искусственных сооружений, преимущественно временных железнодорожных и автодорожных разборных мостов, касается защиты речных опор ото льда и плывущих предметов на реках с любой интенсивностью ледохода. Сборно-разборный ледорез включает свайный фундамент, направляющую раму, надстройки, смонтированные в продольном и поперечном направлениях из рам прямоугольной и треугольной формы или блоков прямоугольной и треугольной формы в виде ферм, с образованием вертикальных стен и шатра, режущего ребра с наклонной передней гранью, и с обшивкой.

Изобретение относится к строительству искусственных сооружений, преимущественно временных железнодорожных и автодорожных разборных мостов, касается защиты речных опор ото льда и плывущих предметов на реках с любой интенсивностью ледохода. Сборно-разборный ледорез включает свайный фундамент, направляющую раму, надстройки, смонтированные в продольном и поперечном направлениях из рам прямоугольной и треугольной формы или блоков прямоугольной и треугольной формы в виде ферм, с образованием вертикальных стен и шатра, режущего ребра с наклонной передней гранью, и с обшивкой.

Изобретение относится к способу производства работ в гидротехническом строительстве, а именно к строительству и реконструкции причалов и других прибрежных сооружений. Предлагается способ реконструкции причала, включающий установку ограждения типа «больверк», выполненного, как правило, из шпунтовых свай или других водонепроницаемых конструкций, отличающийся размещением временных (извлекаемых) вертикальных стенок, препятствующих воздействию грунта обратной засыпки на шпунт.
Наверх