Канат стальной двойной свивки с компактным металлическим сердечником

Изобретение относится к области канатного производства. Применяется в качестве канатов подъемных на мостовых, портальных кранах и на других грузоподъемных механизмах. С помощью изобретения достигается технический результат, состоящий в получении каната с повышенным сроком службы, который обладает высокой усталостной прочностью, высокой агрегатной прочностью, высоким модулем упругости, максимальным заполнением сечения металлом, коррозионной стойкостью. Для решения поставленной задачи и достижения указанного технического результата предложен канат стальной двойной свивки, состоящий из 4-18 наружных прядей, по типу свивки полосового касания, свитых вокруг металлического сердечника двойной свивки, пластически обжатого в целом по площади поперечного сечения на 12-20 %; при этом соотношение диаметра каната к диаметру металлического сердечника составляет Dк/Dс = 1,25-5,50; при изготовлении канат подвергается предварительной вытяжке, составляющей 30-50% от агрегатной прочности каната. 4 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области канатного производства. Применяются в качестве канатов подъемных на мостовых, портальных кранов и на других грузоподъемных механизмах.

Известны шестипрядные канаты двойной свивки по ГОСТ 14954, ГОСТ 7669.

Недостатком стандартных канатов являются невысокая агрегатная прочность, недостаточная гибкость, большое количество обрывов проволок наружного слоя из-за контактных напряжений.

Известен канат стальной многопрядный малокрутящийся, конструкции 12×7(1+6)+3×7(1+6)/3×7(1+6)+3×7(1+6) с использованием пластически обжатых прядей (ПМ RU109112, МПК B66C 1/00, 10.10.2011 г.).

Недостатком данной полезной модели является невысокая прочность, конструкция сердечника не обеспечивает надежной опоры для наружных прядей каната, не увеличивает заполнение сечения каната, низкий модуль упругости.

Наиболее близким по техническому решению, принятому за прототип, является стальной трос для крана, содержащий центральную прядь, четыре пряди внутреннего слоя, четыре пряди заполнителя и восемь прядей наружного слоя (CN201686880U, МПК D07B 1/10, 29.12.2019 г.).

Недостатком прототипа является низкая усталостная прочность из-за высоких контактных напряжений между прядями внутреннего слоя и наружного в связи с отсутствием ровной опорной поверхности для наружных прядей каната, невысокая агрегатная прочность, низкий модуль упругости.

Технический результат изобретения – получение каната с повышенным сроком службы, который обладает высокой усталостной прочностью, высокой агрегатной прочностью, высоким модулем упругости, максимальным заполнением сечения металлом, коррозионной стойкостью.

Технический результат достигается тем, что канат стальной двойной свивки, состоящий из 4-18 наружных прядей, по типу свивки полосового касания, свитых вокруг металлического сердечника двойной свивки пластически обжатого в целом по площади поперечного сечения на 12-20%, при этом соотношение диаметра каната Dк к диаметру металлического сердечника Dс составляет , при изготовлении канат подвергается предварительной вытяжке, составляющей 30-50% от агрегатной прочности каната.

Технический результат также достигается тем, что полимерным материалом покрыт металлический сердечник, канат или одновременно металлический сердечник и каната.

Технический результат также достигается тем, что проволоки стальные металлического сердечника и наружных прядей каната имеют однородное цинк-алюминиевое покрытие.

Канат стальной двойной свивки с компактным металлическим сердечником имеет высокую степень заполнения металлом площади поперечного сечения, высокую прочность, долговечность и надежность.

Канат стальной двойной свивки с компактным металлическим сердечником имеет высокую степень заполнения металлом площади поперечного сечения, высокую прочность, долговечность и надежность.

Выбор количества наружных прядей каната зависит от назначения канатов.

Канат четырехпрядный используется в качестве подъемного на грузовых механизмах, где необходима малая крутимость, и при этом невысокая масса каната.

С увеличением количества наружных прядей в канате возрастает усталостная прочность на изгиб. Канаты имеют правильную круглую форму сечения, что повышает опорную поверхность. С увеличением опорной поверхности снижаются напряжения в проволоках каната, при эксплуатации каната снижаются контактные напряжения в местах соприкосновения с желобами шкивов и барабаном, а также с растягивающими напряжениями от концевого груза и процесса формирования изогнутого каната на шкиве.

Наружные пряди по типу свивки полосового касания обеспечивают высокую степень заполнения площади поперечного сечения стального каната металлом и увеличивают опорную поверхность каната. Благодаря полосовому касанию проволок в прядях каната канат имеет большую плотность, однородность и высокую агрегатную прочность; более высокую сопротивляемость износу проволок и повышенную способность противостоять внешним деформирующим воздействиям; уменьшается возможность проникновения влаги и загрязнений внутрь пряди.

Компактный металлический сердечник имеет точную геометрию круга благодаря пластическому обжатию в целом, что создает ровную опорную поверхность для наружных прядей каната. Тем самым уменьшаются контактные напряжения, что повышает усталостную прочность каната.

При обжатии металлического сердечника менее 12% не обеспечивается требуемое разрывное усилие каната. Обжатие более 20% приводит к наибольшим потерям прочности, снижению механических свойств.

Металлический сердечник увеличивает коэффициент заполнения металлом поперечного сечения каната, обеспечивает минимальные упругие и остаточные удлинения при эксплуатации, чем обусловлено применение этих канатов на ответственных и тяжело нагруженных установках. Канат обладает повышенным разрывным усилием и большей поперечной жесткостью, благодаря которой возрастает его сопротивление раздавливанию.

Большое заполнение сечения каната металлом обеспечивает большую плотность и повышенную прочность по сравнению со стандартным канатом того же диаметра.

Согласно изобретению соотношение диаметра каната Dк к диаметру металлического сердечника Dс составляет 1,25-5,50 и является оптимальным. Соблюдение заявленного соотношения обеспечивает структурную целостность каната, наличие зазоров между наружными прядями каната не только при изготовлении, но и на весь период эксплуатации каната.

В процессе приработки каната, особенно в начальный период эксплуатации, канат подвергается остаточному удлинению.

Для снижения остаточного удлинения и увеличения модуля упругости применяют операцию предварительной вытяжки каната путем приложения растягивающей нагрузки 30-50% от агрегатной прочности каната. Такая операция также обеспечивает равномерное распределение нагрузки на все элементы каната, уменьшенное остаточное конструктивное удлинение; увеличение модуля упругости на 20%; снижение крутящего момента; нет необходимости в операциях по укорачиванию или перетяжке каната, приводящим к простоям оборудования, а также производить первоначальную приработку каната, которая приводит к снижению производительности машины.

Особенностью данного изобретения является покрытие полимерным материалом металлического сердечника, каната или одновременно металлического сердечника и каната.

Канат стальной двойной свивки с полимерным покрытием металлического сердечника имеет стабильную геометрию, обладает высоким сопротивлением поперечному раздавливанию, благодаря уплотнению конструкции каната. Полимерное покрытие фиксирует положение прядей каната, предотвращает внутреннюю коррозию, снижает внутренний износ элементов каната при эксплуатации.

Канат стальной двойной свивки с компактным металлическим сердечником также может быть покрыт полимером в целом, способным предотвратить прямой контакт между канатом и узлами оборудования, что увеличивает срок эксплуатации. Полимерное покрытие улучшает внешний вид каната, а также повышает его стойкость к коррозии.

Кроме того, проволоки стальные металлического сердечника и наружных прядей каната могут иметь однородное цинк-алюминиевое покрытие.

Покрытие стальных проволок металлического сердечника и наружных прядей каната однородным цинк-алюминиевым покрытием обеспечивает защиту каната от коррозии на все время эксплуатации.

Алюминий при контакте с воздухом быстро окисляется, в результате этого процесса образуется устойчивая оксидная пленка, которая химически пассивна и не разрушается с течением времени, предотвращая коррозию металла, особенно в наиболее проблемных зонах: сколах и царапинах на поверхности покрытия.

В таблице приведены разрывные усилия стандартных канатов и каната стального двойной свивки с компактным металлическим сердечником согласно изобретению.

Таблица

Диаметр каната, мм ГОСТ Конструкция каната Разрывное усилие каната в целом, маркировочной группы 1770 Н/мм2, кН
14,5 7669 6×36+7×7 130
16,0 7669 6×36+7×7 165
17,5 7669 6×36+7×7 196
14,5 канат стальной двойной свивки 8×К26+К7×17 168
16,0 канат стальной двойной свивки 8×К26+К7×17 206
17,5 канат стальной двойной свивки 8×К26+К7×17 245
К – полосовое касание

Из таблицы видно разрывное усилие каната стального двойной свивки согласно изобретению выше в 1,2-1,25 раза, чем у стандартного каната при том же диаметре.

Канат стальной двойной свивки с компактным металлическим сердечником может быть реализован в различных вариантах осуществления.

Рассмотрим подробное изготовление каната на примере каната конструкции 8×К26+К7×17с восьмью наружными прядями.

На фигуре представлено сечение каната на примере восьмипрядного каната конструкции 8×К26+К7×17, где К – полосовое касание. Где 1 – пряди компактного металлического сердечника; 2 – компактный металлический сердечник; 3 – наружные пряди каната.

Изготовление каната производится за несколько технологических операций.

Свивка прядей 1 металлического сердечника на прядевьющем оборудовании, затем изготовление металлического сердечника 2. Изготовление металлического сердечника 2 производится на канатовьющем оборудовании с применением роликовой клети-волоки для получения компактного металлического сердечника. Для снятия внутренних упругих напряжений сердечник 2 подвергается рихтовке в процессе изготовления.

Производство наружных прядей 3 каната осуществляется на прядевьющем оборудовании с применением роликовой клети-волоки для получения полосового касания проволок в прядях.

Завершающей технологической операцией является производство каната на канатовьющем оборудовании. Для снятия внутренних упругих напряжений с прядей 3 каната, а также получении каната в нераскручивающемся исполнении пряди подвергаются предварительной деформации с помощью трехопорного преформатора, установленного на оборудовании. Далее, пряди 3 поступают в обжимные плашки, где происходит формирование каната, затем канат подвергается калибровке в обжимном устройстве, установленном непосредственно за обжимными плашками. Для снятия внутренних упругих напряжений и получения прямолинейности канат подвергается рихтовке. Предварительная вытяжка каната осуществляется при изготовлении каната, после набора каната на вытяжном шкиве, дается нагрузка, составляющей 30-50% от агрегатной прочности каната.

Покрытие полимером элементов каната или каната в целом осуществляется на экструзионной линии. В качестве полимерного материала могут применяться, например, полипропилен, полиэтилен или другие полимерные материалы.

Данное изобретение было реализовано в качестве каната главного подъема мостового крана. Канаты имеют высокий срок службы в 2-3 раза больше, чем стандартных канатов.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет получить канат с высоким сроком службы, высокой прочностью и надежностью.

1. Канат стальной двойной свивки, состоящий из 4-18 наружных прядей, по типу свивки полосового касания, свитых вокруг металлического сердечника двойной свивки, пластически обжатого в целом по площади поперечного сечения на 12-20%, при этом соотношение диаметра каната Dк к диаметру металлического сердечника Dс составляет Dк/Dс = 1,25-5,50, при изготовлении канат подвергается предварительной вытяжке, составляющей 30-50% от агрегатной прочности каната.

2. Канат по п.1, отличающийся тем, что металлический сердечник покрыт полимерным материалом.

3. Канат по п.1, отличающийся тем, что металлический сердечник и канат покрыты полимерным материалом.

4. Канат по п.1, отличающийся тем, что канат покрыт полимерным материалом.

5. Канат по п.1, отличающийся тем, что проволоки стальные металлического сердечника и наружных прядей каната имеют однородное цинк-алюминиевое покрытие.



 

Похожие патенты:

Предлагаемая оболочка предназначена для конструкционного каната (10), имеющего путь между верхней точкой (16) крепления и нижней точкой (17) крепления. Она содержит сегменты (21) оболочки, собранные вдоль пути конструкционного каната, по меньшей мере один поддерживающий трос (30), проходящий вдоль сегментов оболочки и имеющий верхний конец, соединенный с сооружением рядом с верхней точкой крепления, и соединительные элементы (32) для соединения сегментов оболочки с по меньшей мере одним поддерживающим тросом.

Данное изобретение относится к канатному производству и применяется в инженерных сооружениях. Настоящее изобретение направлено на создание каната стального закрытой конструкции малокрутящегося, где наружный слой каната выполнен из пар фасонной проволоки омегообразного сечения, при этом фасонные проволоки омегообразного сечения в паре имеют одинаковую высоту профиля 4÷6 мм, но разную площадью сечения, причем для снижения технологической неуравновешенности каната от кручения фасонная проволока омегообразного сечения или иксобразного и омегообразного сечения в процессе производства канатов дополнительно подвергается осевому закручиванию, при этом периферийная часть каната свивается в противоположных направлениях с углом свивки в слоях, равным 15÷20°.

Изобретение относится к области устройств заделки концевой петли полимерного каната и позволяет повысить прочность концевой петли многопрядного полимерного каната на растяжение при габаритных размерах заделки не более двух диаметров используемого каната.Концевая петля многопрядного полимерного каната с заделкой пронзанием содержит собственно многопрядный полимерный канат и заделку на нем концевых прядей, при этом конец многопрядного полимерного каната выполнен разобранным на составляющие его пряди, а пряди собраны в 2-3 группы прядей заделки.

Данное изобретение относится к канатному производству, применяется в горнодобывающей промышленности в качестве подъемного каната. С помощью настоящего изобретения достигается технический результат, состоящий в получении износоустойчивого каната, имеющего высокую гибкость, меньшие контактные напряжения, высокую прочность.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на подвесных канатных дорогах, а также на кабель-кранах, шагающих экскаваторах, для глубокого бурения нефтяных и газовых скважин, грузоподъемных кранов, лифтов, шахтных установок, талей, скриптовых подъемников, судовых подъемных устройств и дает возможность значительно расширить их функциональные возможности при эксплуатации.

Изобретение относится к канатному производству и применяется в качестве каната для глубокого разведочного бурения в нефтегазовой промышленности и в горнодобывающей отрасли в качестве проводников и подвески оборудования при проходке стволов шахт и рудников. Технический результат – повышение технического ресурса каната, стойкости к динамическим и вибрационным усилиям, увеличение гибкости и антикоррозионной защиты.

Изобретение относится к канатному производству и может быть использовано при производстве напрягаемой канатной арматуры, применяемой при производстве преднапряженных железобетонных изделий и строительных конструкций в гражданском и промышленном строительстве. Арматурный канат по варианту 1 правой или левой свивки состоит из сердечника, представляющего собой проволоку диаметром 0,4÷3 мм, и расположенных вокруг него четырех проволок диаметром 1÷7 мм, при этом шаг свивки каната находится в интервале от 6 до 18 диаметров описанной окружности каната.

Изобретение относится к канатному производству, предназначено для использования в мостостроении, судостроении, горнорудной области, а также в обустройстве автодорог и путепроводов. Предлагается канат стальной одинарной свивки, состоящий из оцинкованных проволок либо проволок без покрытия круглого или фасонного сечения, свитых вокруг центральной проволоки, покрытый полимерной композицией (на основе термопластов или термоэластопластов), содержащей светоотражающие наполнители.

Изобретение относится к армирующим материалам, более подробно к кордам для армирования шин, лент, шлангов, трубопроводов, канатов, шлангокабелей и т.п. Предложен корд, включающий многоволоконную пара-арамидную нить из волокон некруглого поперечного сечения, причем поперечное сечение волокон имеет меньший и больший размеры.
Для изготовления сердечников для стальных канатов применяется готовое длинномерное витое изделие в виде каболки, шпагата, веревки, каната, которое изготовлено из механически скрученных от 10 до 50 кручений на метр пучка лент шириной от 10 до 80 мм, которые получены из отходов смешанных текстильных тканей или из их утиля, при этом материалы из которых они изготовлены, выбирают из отходов смешанных текстильных тканей или из утиля, имеющих поверхностную плотность не менее 0,9 г/см3..
Наверх