Сейсмостойкое шахтное сооружение для пусковой установки

Изобретение относится к области строительства сейсмостойких сооружений и фортификации и может быть использовано при строительстве шахтных пусковых установок. Сейсмостойкое шахтное сооружение для пусковой установки содержит вертикально заглубленный в грунт ствол шахты, состоящий из железобетонных колец и опорной плиты, защитное устройство в виде плиты перекрытия и транспортно-пусковой контейнер. Между верхним железобетонным кольцом и плитой перекрытия дополнительно установлен оголовник, который имеет на внешней цилиндрической поверхности петли, а по горизонтальной наружной поверхности пазы, на которые подвешен канат с плоскими демпфирующими элементами, между опорной плитой и нижним железобетонным кольцом дополнительно установлены круглый демпфер и помост. Технический результат состоит в упрощении конструкции железобетонных колец и демпферов, обеспечении улучшенной защиты изделия от внешних механических воздействий, уменьшении трудоемкости изготовления. 4 ил.

 

Изобретение относится к области строительства сейсмостойких сооружений и фортификации, и может быть использовано при строительстве шахтных пусковых установок.

Известно шахтное сооружение повышенной защищенности (Патент РФ № 2594011, МПК E02D 29/00, опубликовано 21.05.2015, Бюл. № 22), содержащее ствол шахты, выполненный в виде усеченного конуса, верхнее основание которого, имеющее меньший диаметр, является входом в шахту, а нижнее основание, имеющее больший диаметр, является основанием шахты, причем ствол шахты разделен на первый, второй, третий и четвертый тюбинги, при этом нижние поверхности первых трех тюбингов соединены с верхними поверхностями соответствующих тюбингов, имеющих номер, на единицу больший, защитное устройство, амортизационное устройство и оголовок с аппаратурой, при этом амортизационное устройство предназначено для закрепления транспортно-пускового контейнера ракеты в стволе шахты, ствол шахты вертикально заглублен в грунт, нижнее основание защитного устройства закреплено на верхнем основании ствола шахты, а верхнее основание защитного устройства совпадает по уровню с поверхностью грунта, указанные тюбинги соединены между собой способом «натяг», при этом первый тюбинг снабжен буртиком, второй и третий тюбинги наделены выточками и буртиками, а четвертый снабжен только выточкой, причем высота любого буртика равна глубине любой выточки и равна 1/6 высоты тюбинга; введены круговые пояса устойчивости по одному на каждый тюбинг, снабженные демпферами боковых колебаний, причем указанные пояса имеют большее основание, приваренное к стволу шахты, и меньшее основание, приваренное к соответствующему демпферу боковых колебаний симметрично оси, проходящий через середину каждого тюбинга, при этом ширина большего основания равна 1/3 высоты тюбинга, а ширина меньшего основания равна 1/6 высоты тюбинга, высота каждого демпфера боковых колебаний равна 2/3 высоты тюбинга, толщина указанного демпфера равна 1/6 высоты тюбинга, ширина названного демпфера равна диаметру ствола шахты в месте установки соответствующего тюбинга, причем все демпферы боковых колебаний находятся на одинаковом расстоянии от оси ствола шахты.

Недостатком известного технического решения является сложность и многокомпонентность конструкции железобетонных колец и демпферов.

Известно шахтное сооружение пусковой установки повышенной сейсмостойкости (Патент РФ № 2743724, МПК E02D 29/00, E04H 9/02, опубликовано 24.02.2021, Бюл. № 6), принятое за прототип, включающее вертикально заглубленный в грунт ствол шахты, состоящий из тюбингов и днища, защитное устройство, амортизационное устройство, транспортно-пусковой контейнер и отсек с аппаратурой; сооружение дополнительно снабжено внешним цилиндрическим стволом из сборных железобетонных элементов, декоративно-защитной плитой, опорной плитой и опорными точечными элементами, выполненными в виде металлических шаров, при этом днище и опорная плита установлены относительно друг друга с конструктивным зазором и в них выполнены металлические чашеобразные углубления, внутри которых расположены металлические шары с возможностью свободного их перемещения в любом направлении горизонтальной плоскости, а ствол шахты установлен соосно внутри внешнего цилиндрического ствола с образованием кольцевой полости шириной, не менее радиуса чашеобразного углубления.

Недостатком известного технического решения, принятого за прототип, является отсутствие амортизационной защиты между двух железобетонных стволов, а также слабая демпферная защита от вертикальных и горизонтальных воздействий. Кроме того, двойная шахта – экономически невыгодное техническое решение.

Технический результат – упрощение конструкции железобетонных колец и демпферов, улучшенная защита изделия от внешних механических воздействий.

Технический результат достигается тем, что сейсмостойкое шахтное сооружение для пусковой установки, содержащее вертикально заглубленный в грунт ствол шахты, состоящий из железобетонных колец и опорной плиты, защитное устройство в виде плиты перекрытия и транспортно-пусковой контейнер, согласно изобретению, между верхним железобетонным кольцом и плитой перекрытия дополнительно устанавливается оголовник, который имеет на внешней цилиндрической поверхности петли, а по горизонтальной наружной поверхности пазы, на которые подвешивается канат с плоскими демпфирующими элементами, между опорной плитой и нижним железобетонным кольцом дополнительно устанавливается круглый демпфер и помост.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1. показан общий вид сейсмостойкого шахтного сооружения для пусковой установки, на фиг. 2 – вид сверху сейсмостойкого шахтного сооружения для пусковой установки, на фиг. 3 изображена конструкция оголовника вид слева, а на фиг. 4 – оголовник вид сверху.

Сейсмостойкое шахтное сооружение для пусковой установки включает в себя вертикально заглубленный в грунт ствол шахты 1, состоящий из железобетонных колец 2 и опорной плиты 3, защитное устройство в виде плиты перекрытия 4, транспортно-пусковой контейнер 5, оголовник 6, расположенный между верхним железобетонным кольцом 2 и плитой перекрытия 4, который имеет на внешней цилиндрической поверхности петли 7, а по горизонтальной наружной поверхности пазы 8, на которые подвешивается канат 9 с плоскими демпфирующими элементами 10, между опорной плитой 3 и нижним железобетонным кольцом 2 дополнительно устанавливается круглый демпфер 11 и помост 12.

Сейсмостойкое шахтное сооружение для пусковой установки конструируют следующим образом. Производят выемку грунта необходимых размеров. На дно устанавливают опорную плиту 3, затем из железобетонных колец 2 возводят ствол шахты 1. На опорную плиту 3 укладывают круглый демпфер 11 (например, старые тракторные покрышки), на который укладывается железобетонный помост 12, выполненный в виде диска, благодаря чему осуществляется защита от вертикальных силовых воздействий. Помост 12 предназначен для обеспечения устойчивости транспортно-пускового контейнера 5. Внутрь ствола шахты 1, на помост 12 устанавливают транспортно-пусковой контейнер 5. На верхнее железобетонное кольцо 2 ствола шахты 1 устанавливают оголовник 6. Оголовник 6 представляет собой стальной обод с внешней цилиндрической поверхностью. На внешнюю цилиндрическую поверхность оголовника 6, приваривают петли 7, а по горизонтальной наружной поверхности против каждой петли 7 фрезеруют пазы 8 для каната 9. На канат 9 с внешней и внутренней сторон ствола шахты 1 подвешивают плоские демпфирующие элементы 10 (например, старые автомобильные покрышки), благодаря чему осуществляется защита от горизонтальных силовых воздействий.

Использование предлагаемого сейсмостойкого шахтного сооружения для пусковой установки позволит уменьшить трудоемкость изготовления и полностью изолировать конструкцию от воздействия разрушительных инерционных сил благодаря демпферной защите при значительных колебаниях земли. Таким образом, осуществляется полная защита транспортно-пускового контейнера и отсутствие необходимости второй шахты.

Сейсмостойкое шахтное сооружение для пусковой установки, содержащее вертикально заглубленный в грунт ствол шахты, состоящий из железобетонных колец и опорной плиты, защитное устройство в виде плиты перекрытия и транспортно-пусковой контейнер, отличающееся тем, что между верхним железобетонным кольцом и плитой перекрытия дополнительно установлен оголовник, который имеет на внешней цилиндрической поверхности петли, а по горизонтальной наружной поверхности пазы, на которые подвешен канат с плоскими демпфирующими элементами, между опорной плитой и нижним железобетонным кольцом дополнительно установлены круглый демпфер и помост.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства, а именно к тоннелестроению. Участок сопряжения с котлованом тоннеля в период его сооружения включает котлован, зону водонасыщенных грунтов, стенку, ограничивающую пространство котлована от водонасыщенных грунтов, зону водонепроницаемых грунтов, примыкающую к плоскости стенки в месте намечаемого выхода в котлован, и инъекционное оборудование, расположенное в котловане.

Изобретение относится к области фортификации и может быть использовано в качестве шахтного сооружения в районах высокой сейсмической активности. Шахтное сооружение пусковой установки повышенной сейсмостойкости включает вертикально заглубленный в грунт ствол шахты, состоящий из тюбингов и днища, защитное устройство, амортизационное устройство, транспортно-пусковой контейнер и отсек с аппаратурой.

Изобретение относится к строительству, а именно к строительству станций метрополитена глубокого заложения пилонного типа. Технический результат заключается в снижении объема подземных земляных и железобетонных работ, повышении технологичности, надежности и скорости строительства станций метрополитена пилонного типа, сооружаемых закрытым способом работ.

Изобретение относится к строительству станционных комплексов метрополитена мелкого заложения. Станционный комплекс метрополитена мелкого заложения с единым центральным вестибюлем содержит несколько ярусов пассажирских и технологических зон, включающих в себя посадочные пассажирские платформы для посадки и высадки пассажиров из вагонов метрополитена, расположенные на нижнем подземном уровне, зоны для перехода пассажиров, центральный вестибюль с кассовым залом с возможностью обеспечения разделения его на два отсека посредством противопожарной перегородки, установленной с возможностью ее подъема-опускания, и павильоны входа/выхода пассажиров на наземном уровне.

Изобретение относится к области производства канализационных люков, в частности к выполнению крышки люка в виде единой конструкции прессованием из полимерно-песчаной композиции. Техническим результатом является повышение надежности запирания крышки в люке колодца и надежности ее работы, исключающей возможность неразрешенного доступа в колодец, а также повышение безопасности канализационных коллекторов за счет регулирования в них давления биогазов посредством применения регулируемых механических клапанов в крышках люков.

Изобретение относится к области строительства, в частности к укреплению оползневых оснований на неустойчивых склонах. Противооползневая конструкция представляет собой раму, выполненную из буронабивных свай, соединенных поверху тягами в виде гибких стержней, прикрепленных своими концами к закладным деталям в оголовках свай.

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при необходимости примыкания подходного тоннеля к действующей станции метрополитена глубокого заложения без боковых платформ. Технический результат заключается в повышении эффективности строительных работ и надежности конструкции верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к существующей станции метрополитена без боковых платформ в пределах пассажирской зоны станции.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении станций метрополитена, возводимых закрытым способом производства работ. Технический результат заключается в повышении технологичности и скорости строительства трехсводчатых станций метрополитена, а также повышении безопасности эксплуатации станций метрополитена.

Изобретение относится к разработке глубоководных морских месторождений природного газа. Предложен способ обеспечения жизнеспособности функционирования комплекса производства сжиженного природного газа (СПГ) с уменьшенным выбросом метана в атмосферу Земли, например при освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ), включающий морскую добывающую платформу TLP, плавучее средство доставки завода СПГ на свайную платформу, сооруженную на грунте морского дна, завод, установленный на платформе посредством сборочной единицы цеха и камеры, прикрепленной болтовым соединением к дну цеха и прижатой к платформе гравитационной силой, плавучее средство, снабженное электроприводными самотормозящими лебедками с барабанами канатов, концы которых прикреплены к сборочной единице цеха и камеры с возможностью стравливания/наматывания канатов с барабанов лебедок и установки завода на любом горизонте толщи воды, включая поверхность моря, при этом охлаждение природного газа (ПГ) в теплообменниках, размещенных на морской платформе TLP, производят посредством их соединения с установками охлаждения, сжижения ПГ и переохлаждения СПГ, размещенными в цехе завода СПГ, посредством гибкого герметичного газопровода транспорта ПГ, с исключением выброса метана в атмосферу установками получения СПГ цехов завода путем быстрого выхода на рабочий режим установок СПГ путем их предварительного захолаживания азотом, установку на сборочной единице водометных движителей и лебедочных агрегатов на свайной платформе, причем образующийся лед в зазорах между опорными поверхностями сборочной единицы с камерой и свайной платформы удаляют путем его плавления высокотемпературным водяным паром и его продувкой по каналам с выпуском пара в морскую толщу воды, дополнительное производство электроэнергии в комплексе производят паротурбогенераторами, установленными в герметичной камере, снижение адгезии в контактных поверхностях, а равно и усилия отрыва завода СПГ от свайной платформы эстакады осуществляют путем нанесения фтортензитов Валкон-2 или Валкон-4 на поверхности опор, прикрепленных к заводу СПГ и свайной платформе эстакады, или осуществляют гидравлическими двигателями, или отрыв в адгезионном стыке опорных поверхностей свайной платформы и сборочной единицы цеха с камерой производят посредством пьезоактюаторов, жестко закрепленных на стороне свайной платформы, обращенной к грунту.

Изобретение относится к области охраны окружающей среды от загрязняющих поверхностную гидросферу стоков с городских территорий. Обеспечивает повышение эффективности захоронения жидких отходов (стоков) в геологической депонирующей среде.
Наверх