Полимерно-битумное вяжущее с повышенной устойчивостью к сдвиговым деформациям и способ его получения

Изобретение относится к полимерно-битумному вяжущему, которое может использоваться в качестве вяжущего материала при строительстве, ремонте и реконструкции покрытий и оснований дорог, мостов, аэродромов и других строительных объектов. Заявленное полимерно-битумное вяжущее содержит битум, пластификатор, блок-сополимер алкадиена и стирола, а также дополнительно содержит в качестве модификаторов серу техническую и полифосфорную кислоту при следующем соотношении компонентов, мас. %:

гудрон с условной вязкостью при 80°С 20-300 с 0,0-40,0 дистиллятная фракция 420-560°С 0,0-20,0 экстракт селективной очистки масел (ЭСОМ) с кинематической вязкостью при 80°С 4-100 мм2 0,0-10,0 масляная фракция после селективной очистки и депарафинизации с кинематической вязкостью при 40°С 30-110 мм2 0,0-10,0 блок-сополимер алкадиена и стирола 2,0-5,0 сера техническая 0,05-1,0 полифосфорная кислота с массовой концентрацией 105-115% 0,05-2,0 битум дорожный вязкий с пенетрацией иглы при 25°С от 50 до 130 десятых миллиметра до 100,0

Также изобретение относится к способу получения полимерно-битумного вяжущего. Предлагаемая группа изобретений позволяет повысить степень гомогенизации полимерно-битумной композиции, устойчивость ее к сдвиговым деформациям и тем самым расширить температурный диапазон эксплуатации. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 пр.

 

Заявляемое изобретение относится к полимерно-битумному вяжущему, которое может использоваться в качестве вяжущего материала при строительстве, ремонте и реконструкции покрытий и оснований дорог, мостов, аэродромов и других строительных объектов, и способу его получения.

Битумные вяжущие традиционно используются при строительстве, ремонте и реконструкции покрытий и оснований дорог, мостов, аэродромов, а для улучшения их деформационных характеристик и расширения температурного интервала работоспособности в их состав вводят различные модифицирующие добавки, преимущественно эластомеры (блок-сополимеры алкадиена и стирола). В течение всего срока службы композиция битумного вяжущего, содержащаяся в асфальтовых дорожных слоях (особенно в верхних слоях дорожной конструкции), подвергается различным физико-химическим, механическим, погодным воздействиям, что приводит к изменению их характеристик, поэтому оптимальная битумная композиция должна быть способна проявлять устойчивость к сдвиговым деформациям от колес автотранспортных средств при максимальных отрицательных (зимой) и положительных (летом) температурах, что характеризует ее температурный диапазон эксплуатации (ТДЭ). В РФ соответствующие требования к вяжущим (без разделения на немодифицированные и модифицированные) регламентированы национальными стандартами ГОСТ P 58400.1-2019, ГОСТ P 58400.2-2019.

Известно битумное вяжущее для дорожного покрытия и способ его получения (Пат. РФ №2299228), содержащее битум и блок-сополимеры алкадиена и стирола, а также дополнительно содержащее пластификатор индустриальное масло, при этом названные компоненты содержатся в следующем количестве, мас.%:

Битум 44,4-98,0
Блок-сополимеры алкадиена и стирола 0,1-22,3
Масло индустриальное 1,9-33,3

Способ получения битумного вяжущего заключается во введении при перемешивании в битум блок-сополимеров алкадиена и стирола, при этом для повышения гомогенности целевого продукта, согласно изобретению, до введения в битум названный блок-сополимер, взятый в количестве 0,1-22,3 мас.%, смешивают при температуре 80-160°С с 1,9-33,3 мас.% масла индустриального, после чего полученную смесь при перемешивании вводят при температуре 110-160°С в 44,4-98,0 мас.% битума.

Недостатком данного способа является использование в качестве пластификатора индустриального масла, являющегося товарным продуктом нефтепереработки и значительно удорожающего процесс производства ПБВ. Кроме того, данный способ не обеспечивает достаточную гомогенность целевого продукта, в результате чего действие модифицирующей добавки - блок-сополимера алкадиена и стирола - реализуется не в полной мере. Негомогенная структура вяжущего может приводить к образованию трещин на дорожном покрытии при температуре ниже минус 10°С.

Известно вяжущее (полимерно-гудроновое вяжущее) для дорожных покрытий (Пат.РФ №2397187), содержащее вместо более дорого битума гудрон или смесь гудронов, блок-сополимеры алкадиена и стирола, а также дополнительно содержащее пластификатор индустриальное масло, при этом названные компоненты содержатся в следующем количестве, мас.%:

Гудрон или смесь гудронов с условной вязкостью
при 80°С 60-160 с 83,0-91,3
Блок-сополимеры алкадиена и стирола 3,5-5,0
Масло индустриальное 5,0-12,0

Недостатком данного состава является, кроме использования в качестве пластификатора индустриального масла, являющегося товарным продуктом нефтепереработки и значительно удорожающего процесс производства ПБВ, применение в составе большого количества гудрона с условной вязкостью при 80°С 60-160 с, что приводит к необходимости введения значительного количества полимера, большому изменению температуры размягчения после прогрева (5°С), недостаточно высокой теплостойкости ПБВ, характеризующейся невысокими температурами размягчения.

Известна битумная композиция и способ ее получения (Пат. РФ №2208618) для использования в асфальтобетонной смеси для дорожных работ, согласно которому смешивают при повышенной температуре окисленный (полученный продувкой битума при температуре в диапазоне от 250 до 300°С, в том числе каталитически с применением фосфорной кислоты) битум, имеющий индекс пенетрации от 0 до 5, с эластомером в количестве до 5,0%. Изготовленная таким образом композиция испытывалась в соответствии с методологией Superpave и проявляла лучшую стойкость к образованию колеи при высоких температурах (после старения RTFOT) и улучшенное качество при низких температурах (после старения RTFOT и PAV). Недостатком способа является отсутствие точных процентных соотношений компонентов, использование битумов с очень широким индексом пенетрации, использование разных наполнителей (углеродной сажи, кремний и карбонат кальция).

Известна битумная композиция, эффективная при низкой температуре и при промежуточной температуре (Пат. РФ №2687940), для покрытия дорог или шоссе, содержащая смесь битумов с пенетрацией иглы при 25°С более или равной 600 десятых миллиметра и «продутого» битума с пенетрацией иглы при 25°С от 10 до 50 десятых миллиметра, от 1 до 10% полимера эластомера (типа блок-сополимеров алкадиена и стирола и др.) и/или пластомера (типа ЭВА и др.) и сшивающего агента, способного обеспечить сшивку полимера (сера самостоятельно или в смеси с ускорителем вулканизации). Дополнительно композиция может содержать от 10 ч/млн до 1000 ч/млн (по массе) минерального масла, улучшающего совместимость. Композиция изготавливается преимущественно при 175-190°С. Недостатком композиции является применение битумов разного способа получения (очень мягкого остаточного с пенетрацией иглы при 25°С более или равной 600 десятых миллиметра и «продутого» с пенетрацией иглы при 25°С в узком диапазоне от 10 до 50 десятых миллиметра), что затрудняет ее промышленное применение. В качестве модификаторов применяются преимущественно блок-сополимеры алкадиена и стирола, а в качестве сшивающего агента сера, что не позволяет получать композиции с широким интервалом работоспособности без введения значительного количества полимера (от 4 до 7%), что существенно удорожает вяжущее.

Известен способ получения полимерно-битумного вяжущего (Пат.US №8198350), включающий получение вяжущего с применением низкосдвиговой мешалки путем введения за короткий промежуток времени (5-30 минут) при 140°С в битум сначала полифосфорной кислоты 105% концентрации и сшивающего агента (серы), а затем сшиваемого полимера (стирол-бутадиен-стирол SBS) и перемешиванием смеси при 200°С в течение 6 часов. Таким способом удается получать полимерно-модифицированное вяжущее соответствующее PG 76-28. Недостатком метода является то, что указанная последовательность ввода всех модифицирующих добавок через короткий период времени может приводить к раннему сшиванию полимера (до его размягчения и гомогенизации) и получению неоднородной структуры вяжущего.

Известен способ получения полимер-битумной композиции для производства дорожных, кровельных и гидроизоляционных покрытий (Пат.РФ №2237691), содержащий битум с температурой размягчения 40-55°С, в качестве полимера-модификатора блок-сополимеры бутадиена и стирола, а также дополнительно содержащее пластификатор экстракт селективной очистки масел (ЭСОМ), при этом названные компоненты содержатся в следующем количестве, мас.%:

Блок-сополимеры бутадиена и стирола 1-5
Пластификатор ЭСОМ 5-18
Битум до 100

Способ получения битумного вяжущего заключается во введении при перемешивании при температуре 140-180°С в течение 30-120 минут в пластификатор блок-сополимеров бутадиена и стирола, далее полученную смесь смешивают с битумом при температуре 150-190°С в течение 30-120 минут либо битум смешивают с пластификатором при температуре 140-180°С в течение 30-90 минут, а затем добавляют полимер-модификатор и перемешивают при температуре 150-200°С в течение 60-180 минут.

Недостатком данного способа является использование в качестве пластификатора только ароматических фракций ЭСОМ в большом количестве, являющихся товарным продуктом нефтепереработки и значительно удорожающих процесс производства ПБВ, а отсутствие дополнительных модификаторов не позволяет получать вяжущее с широким интервалом работоспособности.

Известно битумное вяжущее для дорожного покрытия и способ его получения (Пат.РФ №2477736), заключающийся в том, что полимерно-битумное вяжущее содержит битум, блок-сополимер алкадиена и стирола, парафино-нафтеновый пластификатор и ароматический пластификатор, в качестве которого используется экстракт селективной очистки масел (ЭСОМ). В качестве парафино-нафтенового пластификатора используется вакуумный дистиллят фр. 340-530°С при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Ароматический пластификатор (ЭСОМ) 3,0-6,0
Блок-сополимер алкадиена и стирола 3,0-3,5
Вакуумный дистиллят фр. 340-530°С 3,0-9,0
Битум до 100,0

Способ получения вяжущего включает последовательное введение в битум сначала при 150-160°С ароматического пластификатора (ЭСОМ), далее блок-сополимеры алкадиена и стирола, их перемешивание при температуре не более 160°С до полного растворения (в течение примерно 3 часов), а затем в полученную смесь добавляется дополнительный пластификатор (вакуумный дистиллят).

Приведенный способ позволяет повысить степень гомогенизации, однако эта композиция битумного вяжущего с небольшим процентом вводимого полимера (3,0-3,5% масс.) и значительным количеством маловязких пластификаторов (6-15% масс.) обладает недостаточно высокой теплостойкостью, характеризующейся невысокими температурами размягчения, приводящими к низкой деформативной устойчивости дорожного полотна в условиях эксплуатации. Также низкая температура приготовления и непродолжительное время смешения в обычном перемешивающем устройстве может приводить к неполному растворению полимерного вяжущего, особенно введенного в смесь в виде крошки.

Наиболее близким к заявляемому изобретению (прототип) является полимерно-битумное вяжущее для дорожного покрытия и способ его получения (Пат.РФ №2639902), заключающийся в том, что полимерно-битумное вяжущее содержит битум, блок-сополимер алкадиена и стирола, гудрон с условной вязкостью при 80°С 60-300 с и дистиллятной фракции 540-610°С в соотношении 3:1, взятой в количестве 30-60% от массы композиции при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Гудрон с условной вязкостью 60-300 с 22,5-45,0
дистиллятная фракция 540-610°С 7,5-15,0
Блок-сополимер алкадиена и стирола 3,0-3,5
Битум до 100,0

Способ получения вяжущего включает последовательное введение при 140-150°С в битум сначала гудрона и дистиллятной фракции в соотношении 3:1, а затем блок-сополимеров алкадиена и стирола до полного растворения.

Приведенный способ введения компонентов позволяет повысить степень гомогенизации вяжущего, устойчивость к термоокислительному старению, характеризуемому испытаниями после прогрева по методу RTFOT, однако данная композиция битумного вяжущего с небольшим процентом вводимого полимера (3,0-3,5% масс.) и отсутствием в составе дополнительных модификаторов обладает недостаточно высокой теплостойкостью, характеризующейся невысокими температурами размягчения, и не позволяет получать вяжущее с широким ТДЭ. Невысокая температура приготовления (140-150°С) при смешении в обычном перемешивающем устройстве может приводить к длительному процессу растворения полимера в вяжущем, особенно введенного в смесь в виде крошки.

Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является композиция и способ изготовления полимерно-битумного вяжущего способствующие получению вяжущего с повышенной устойчивостью к многократным сдвиговым деформациям и расширенным температурным диапазоном эксплуатации по ГОСТ Р 58400.1-2019 и ГОСТ Р 58400.2-2019 для применения при строительстве, ремонте и реконструкции покрытий и оснований дорог, мостов, аэродромов и других строительных объектов.

Решение поставленной задачи достигается тем, что предлагаемый способ получения полимерно-битумного вяжущего осуществляется в аппарате смешения путем введения при перемешивании в нефтяной вязкий битум пластификатора при температуре 130-150°С, смешении смеси при температуре 170-190°С с блок-сополимерами алкадиена и стирола в течение 180-240 минут, после чего вводят дополнительные модификаторы серу техническую и полифосфорную кислоту одновременно, или по другому варианту последовательно с интервалом в 60-120 минут, и перемешивают смесь еще 60-120 минут, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

гудрон с условной вязкостью при 80°С 20-300 с 0,0 - 40,0
дистиллятная фракция 420-560°С 0,0 - 20,0
экстракт селективной очистки масел (ЭСОМ) с
кинематической вязкостью при 80°С 4-100 мм2 0,0 - 10,0
масляная фракция после селективной очистки
и депарафинизации с кинематической вязкостью
при 40°С 30-110 мм2 0,0-10,0
блок-сополимер алкадиена и стирола 2,0-5,0
сера техническая 0,05-1,0
полифосфорная кислота
с массовой долей 105-115% 0,05-2,0
битум дорожный вязкий с пенетрацией иглы
при 25°С от 50 до 130 десятых миллиметра до 100,0

В качестве битума применяют товарный битум дорожный вязкий по ГОСТ 22245-90 или ГОСТ 33133-2014 с пенетрацией иглы при 25°С от 50 до 130 десятых миллиметра.

Гудрон с условной вязкостью при 80°С 20-300 с является промышленным остаточным продуктом переработки нефти.

Дистиллятная фракция 420-560°С представляет собой промышленную фракцию вакуумной перегонки нефти на АВТ с кинематической вязкостью при 80°С 10-200 мм2/с.

Экстракт селективной очистки масел (ЭСОМ) с кинематической вязкостью при 80°С 4-100 мм2/с является промышленным продуктом масляного производства, получаемого при очистке дистиллятной или остаточной фракции.

Масляная фракция после селективной очистки и депарафинизации с кинематической вязкостью при 40°С 30-110 мм2/с представляет собой промышленный продукт масляного производства, получаемый при переработке дистиллятной или остаточной вакуумной фракции методами селективной очистки и депарафинизации.

Блок-сополимеры алкадиена и стирола применяются строения стирол-бутадиен-стирол, преимущественно с содержанием связанного стирола от 28,5 до 31,5%.

В качестве серы технической предпочтительно используют серу техническую газовую гранулированную по ТУ 2112-125-00148636-2004 с содержанием серы не менее 99,98%.

В качестве полифосфорной кислоты (ПФК) используют товарные кислоты общей формулой Нп+2РпОзп+1 (где п=3-8) с массовой долей полифосфорной кислоты 105-115% и плотностью при 20°С в диапазоне 1,93-2,2 г/см3.

Предлагаемый состав полимерно-битумного вяжущего и способ его получения позволяет улучшить однородность полимерно-битумной композиции, повысить устойчивость ее к сдвиговым деформациям и тем самым расширить температурный диапазон эксплуатации. Использование смесевого сырья при производстве в подобранных оптимальных соотношениях позволяет исключить зависимость качества получаемых полимерно-битумных вяжущих от свойств используемых отдельных сырьевых компонентов (битума, гудрона, дистиллятных фракций), непостоянных от партии к партии или разных НПЗ.

Сущность предлагаемой композиции полимерно-битумного вяжущего и способа его получения в сравнении с известными составами и способами иллюстрируется конкретными примерами (таблица 1). Для реализации способа используют дорожный битум вязкий БНД 70/100 по ГОСТ 33133-2014, в качестве пластификатора - гудрон с условной вязкостью при 80°С 60 с, дистиллятную фракцию АВТ 420-560°С, ЭСОМ дистиллятный с кинематической вязкостью при 80°С 10,8 мм2/с, масляную фракцию после селективной очистки и депарафинизации с кинематической вязкостью при 40°С 65,5 мм2/с, а в качестве модифицирующих добавок - блок-сополимеры алкадиена и стирола марки ДСТ Л-30-01 по ТУ 2294-022-00148889-2014 с содержанием связанного стирола от 28,5 до 31,5%, производства АО «Воронежсинтезкаучук», сера техническая газовая гранулированная сорт 9998 по ТУ 2112-002-05766540-2008, полифосфорная кислота с массовой долей 115% чистая по СТП ТУ КОМП 1-318-11 в соотношениях, приведенных в таблице 1.

В нефтяной вязкий битум при температуре 130-150°С вводили пластификатор и при перемешивании температуру поднимали до 170-190°С, засыпали небольшими порциями полимер ДСТ Л-30-01 в виде крошки, перемешивали 180-240 минут для его набухания и равномерного распределения. Далее в случае примеров 1 -3 (вариант 1) серу техническую и полифосфорную кислоту вводили одновременно и перемешивали смесь еще 120 минут при температуре 170-190°С. В случае примеров 4-5 (вариант 2) серу техническую и полифосфорную кислоту вводили последовательно с интервалом в 120 минут, а после добавления кислоты смесь перемешивали еще 120 минут.

Результаты испытаний приведены в таблице 1, где показано влияние различных соотношений компонентов, используемых при приготовлении полимерно-битумного вяжущего, и способов приготовления на физико-механические показатели по ГОСТ Р 58400.1-2019 и ГОСТ Р 58400.2-2019.

Данные таблицы показывают, что предлагаемые композиции полимерно-битумного вяжущего и способы их приготовления, приведенные в примерах 1-5 в сравнении с прототипом (примеры А и Б), обеспечивают расширение температурного интервала работоспособности полученного вяжущего как за счет расширения температурного диапазона эксплуатации по ГОСТ Р 58400.1-2019, так и за счет увеличения устойчивости к транспортным нагрузкам при многократных сдвиговых воздействиях по ГОСТ Р 58400.2-2019. В связи с тем, что согласно требованиям ГОСТ Р 58400.1 для марок PG с верхним значением температурного диапазона эксплуатации (ТДЭ) в диапазонах 58-64 и 76-82 устанавливаются разные температуры старения на PAV, прямое сравнение полимерно-битумных вяжущих, полученных в примерах 1-5 (состаренных по ГОСТ Р 58400.5-2019 при 110°С), и прототипов (состаренных по ГОСТ Р 58400.5-2019 при 100°С) по усталостной и низкотемпературной устойчивости корректно провести невозможно.

При сравнении двух образцов (пример 3 и пример 4), изготовленных с использованием одинакового процентного соотношения компонентов и разными вариантами введения модифицирующих присадок (сера и ПФК), установлено, что:

- в случае получения полимерно-битумного вяжущего по варианту 1 удается сократить время изготовления вяжущего на 120 минут, а получаемый продукт по всем показателям соответствует требованиям ГОСТ Р 58400.1;

- по варианту 2 удается при увеличении продолжительности процесса на 120 минут получить вяжущее отличающееся более высокими эксплуатационными характеристиками от вяжущего, полученного по варианту 1, а именно более высокой (на 6,5°С) усталостной устойчивостью по ГОСТ Р 58400.10, лучшей устойчивостью к многократным сдвиговым деформациям по ГОСТ Р 58400.6 при разных типах нагрузки (S, Н, V, Е), более низким значением динамической вязкости при 135°С (1,29 по варианту 2 и 1,98 по варианту 1 соответственно).

Таким образом, преимущество предлагаемого способа и композиций, перед известными, заключается в том, что получение полимерно-битумных вяжущих при введении в битумную смесь, содержащую битум, пластификатор и блок-сополимеры алкадиена и стирола, последовательно с интервалом в 60-120 минут или по другому варианту одновременно дополнительных модифицирующих добавок сера техническая и 105-115% полифосфорная кислота позволяет максимально реализовать модифицирующие свойства всех вводимых добавок, увеличить ТДЭ дорожного вяжущего до не менее 104°С по ГОСТ Р 58400.1-2019, получать вяжущее с верхним значением ТДЭ при уровне транспортной нагрузки типа Е (дороги с экстремально тяжелыми условиями и неподвижным характером движения) по ГОСТ Р 58400.2-2019 на уровне 70Е и выше.

Таблица 1 - Результаты исследований полимерно-битумных вяжущих на соответствие маркам PG по ГОСТ Р 58400.1 и уровню транспортной нагрузки по ГОСТ Р 58400.2

Метод Наименование показателей полимерно-битумные вяжущие
Прототип (пример А) Прототип (пример Б) Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4 Пример 5
Без введения модифицирующих добавок (сера и ПФК) Вариант №1 способа получения - введение модифицирующих добавок (сера и ПФК) одновременно Вариант №2 способа получения - введение
модифицирующих добавок (сера и ПФК) последовательно
Массовое содержание (масс. %):
- нефтяных компонентов: битум : гудрон : дистил. фракции АВТ: ЭСОМ : масляная фракция
-модифицирующих добавок: полимер ДСТ: сера: ПФК
56,5:30:10:0:0
3,5:0:0
36,5:45:15:0:0
3,5:0:0
86,8:0:5:4:0
3,5:0,1:0,6
67,1:24:5:0:0 3,5:0,1:0,3 66,8:24:5:0:0 3,5:0,1:0,6 66,8:24:5:0:0 3,5:0,1:0,6 86,1:0:5:0:5
3,5:0,1:0,3
ГОСТ 33142 Температура размягчения,°С 61,7 58,7 77,8 77,7 79,3 72,9 69,9
ГОСТ 33136 Глубина проникания иглы при 25°С, *0,1 мм 87 117 65 69 58 76 82
ГОСТР 58400.1, ГОСТР 58400.3 Классификация вяжущего по марке PG по ГОСТ Р 58400.1
(температурный диапазон эксплуатации,°С)
64-28 (92) 58-34 (92) 82-28 (ПО) 76-28 (104) 82-28 (ПО) 82-28 (ПО) 76-34 (ПО)
Фактические верхние и нижние значения марки вяжущего по ГОСТ Р 58400.3 (фактический температурный диапазон эксплуатации,°С) 65,1-33,8 (98,9) 61,8-34,8 (96,6) 84,8-28,9 (113,7) 76,0-28,8 (104,8) 84,6-28,6 (113,2) 83,8-28,7 (112,5) 78,2-34,3 (112,5)
Показатели качества и требования для исходного вяжущего
ГОСТ 33137 Динамическая вязкость при 135°С, Па*с (не более 3,0 Па*с) 1,38 0,92 2,94 1,18 1,98 1,29 1,64
ГОСТР 58400.10 Сдвиговая устойчивость (G*/sin5) 1 кПа при 10 рад/с при температуре испытания,°С 68,0 64,2 84,8 79,0 84,9 83,8 78,6
Показатели качества и требования для вяжущего, состаренного по методу RTFOT
ГОСТ 33140 Изменение массы после старения, % (не более 1,0%) 0,1 -0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
ГОСТР 58400.10 Сдвиговая устойчивость вяжущего (G*/sin5 2,2 кПа при 10 рад/с) при температуре испытания,°С 65,1 61,8 85,9 76,0 84,6 84,0 78,2
Показатели качества и требования для вяжущего, состаренного по методу PAV
ГОСТР 58400.5 Температура старения по PAV,°С 100 100 110 ПО ПО ПО ПО

ГОСТР 58400.10 Усталостная устойчивость вяжущего (G*sin6 5000 кПа при 10 рад/с) при температуре испытания,°С 10,7 9,6 8,8 17,4 17,0 10,5 7,9
ГОСТР 58400.10 Усталостная устойчивость вяжущего (G*sin5 6000 кПа при 10 рад/с), при температуре испытания,°С (тип нагрузки Н, V, Е) 9,3 8,5 6,9 15,6 15,4 8,7 6,0
ГОСТР 58400.8 Низкотемпературная устойчивость вяжущего при температуре испытания,°С, при условии:
- жесткость S не более 300 МПа,
- ползучесть m не менее 0,3
-28,6 -23,8 -28,1 -24,8 -25,5 -18,9 -22,9 -18,8 -22,8 -18,6 -27,5 -18,7 -28,2 -24,3
Устойчивость к многократным сдвиговым деформациям по ГОСТ Р 58400.2 битумного вяжущего, состаренного по методу RTFOT
ГОСТР 58400.6 Тип марки S, при температуре испытания,°С h,i, кЛа1
J 0,1-3,2, %
64 1,99 140,5 64 3,35 116,8 82 0,65 180,5 76 1,29 126,9 82 1,33 184,5 82 0,82 197,2 76 0,62 129,82
Тип марки Н, при температуре испытания,°С h,i, кПа"1
J 0,1-3,2, %
64 1,99 140,5 58 1,24 93,1 82 0,65 180,5 76 1,29 126,9 82 1,33 184,5 82 0,82 197,2 76 0,62 129,82
Тип марки V, при температуре испытания,°С тз,2, кПа"1
J 0,1-3,2, %
58
0,77. 110,4
52 0,34 76,5 82 0,65 180,5 70 0,33 69,9 76 0,34 109,4 82 0,82 197,2 76 0,62 129,82
Тип марки Е, при температуре испытания,°С ha, кПа1
J 0,1-3,2, %
52 0,24 96,3 52 0,34 76,5 76 0,14 79,1 70 0,33 69,9 76 0,34 109,4 76 0,17 83,8 70 0,15 59,77
ГОСТР 58400.2 Классификация вяжущего марки PG с учетом уровня транспортной нагрузки 64 (S) - 28 64 (Н) - 28 58 (V) - 28 52 (Е) - 28 64 (S) - 34 58 (Н) - 34 52 (V) - 34 52 (Е) - 34 82 (S)-28 82 (Н) - 28 82 (V) - 28 76 (Е) - 28 76 (S) - 28 76(Н) -28 70 (V) - 28 70 (Е) - 28 82 (S) - 28 82 (Н) - 28 76 (V) - 28 76 (Е) - 28 82 (S) - 28 82 (Н) - 28 82 (V) - 28 76 (Е) - 28 76 (S) - 34 76 (Н) -34 76 (V) - 34 70 (Е) - 34

1. Полимерно-битумное вяжущее, содержащее битум, пластификатор, блок-сополимер алкадиена и стирола, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит в качестве модификаторов серу техническую и полифосфорную кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%:

гудрон с условной вязкостью при 80°С 20-300 с 0,0-40,0
дистиллятная фракция 420-560°С 0,0-20,0
экстракт селективной очистки масел (ЭСОМ) с
кинематической вязкостью при 80°С 4-100 мм2 0,0-10,0
масляная фракция после селективной очистки и
депарафинизации с кинематической вязкостью
при 40°С 30-110 мм2 0,0-10,0
блок-сополимер алкадиена и стирола 2,0-5,0
сера техническая 0,05-1,0
полифосфорная кислота с массовой
концентрацией 105-115% 0,05-2,0
битум дорожный вязкий с пенетрацией иглы при
25°С от 50 до 130 десятых миллиметра до 100,0

2. Полимерно-битумное вяжущее по п. 1, отличающееся тем, что в качестве блок-сополимеров алкадиена и стирола применяют полимер стирол-бутадиен-стирол с содержанием связанного стирола от 28,5 до 31,5%.

3. Полимерно-битумное вяжущее по п. 1, отличающееся тем, что в качестве ЭСОМ применяют экстракт селективной очистки остаточных масляных фракций или экстракт селективной очистки дистиллятных масляных фракций.

4. Способ получения полимерно-битумного вяжущего, согласно которому битум нефтяной дорожный смешивают с пластификатором при температуре 130-150°С, далее битумное вяжущее модифицируют при 170-190°С блок-сополимерами алкадиена и стирола в течение 180-240 мин, а затем в смесь последовательно с интервалом в 60-120 мин или одновременно добавляют серу техническую и полифосфорную кислоту и перемешивают смесь еще 60-120 мин.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области композиционных строительных материалов, а именно – к составам битумных мастик, которые могут быть использованы для герметизации швов и трещин в бетонных и асфальтобетонных покрытиях, а также при строительстве промышленных и гражданских сооружений. Мастика включает битум нефтяной дорожный, механоактивированный нефтяной кокс с размерами частиц до 5 мкм и полимерную добавку в виде бутилкаучука или каучука синтетического цис-изопренового, при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум нефтяной дорожный – 68-78, механоактивированный нефтяной кокс – 17-25, бутилкаучук или каучук синтетический цис-изопреновый – 5-7.
Изобретение относится к защитным антикоррозионным составам, представляющим собой ингибированные пленкообразующие нефтяные составы, предназначенные для защиты от коррозии днищ автотранспортных средств. Задача защитного антикоррозионнного материала образовать защитную пленку, которая должна выполнять две функции, предотвращать появление коррозии на металлических поверхностях, а также иметь высокую механическую прочность и абразивную стойкость к ударам песка и гравия, не позволяя оставлять царапины на поверхности.

Способ изготовления мастики, согласно которому загружают в емкость диссольвера 17 м.ч. диоктилфталата и 0,5 м.ч.

Изобретение относится к области защиты магистральных трубопроводов от почвенной и электрохимической коррозии, в частности к способу получения асмола для антикоррозионного материала, а также к антикоррозионным изоляционным лентам для защиты магистральных трубопроводов на основе асмола. Способ осуществляют путем взаимодействия битума или асфальта пропановой деасфальтизации гудрона с диметилформамидом в присутствии серной кислоты, при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум или асфальт пропановой деасфальтизации гудрона - 75-85, диметилформамид - 3-5, серная кислота - остальное, при котором на первой стадии перемешивают битум или асфальт пропановой деасфальтизации гудрона и диметилформамид при температуре 120-130°С в течение 1-1,5 ч.
Изобретение относится к области строительства, а именно к составам строительных материалов, таких как мастики, которые могут быть использованы при ремонте кровельных покрытий, или для гидроизоляции труб. Мастика битумно-полимерная включает нефтяной битум, пластификатор, наполнитель, воду, асбест, в качестве нефтяного битума используется смесь битумов, включающая нефтяной дорожный битум БНД 60/90 и битум строительный БН 90/10, в качестве пластификатора используется пластификатор типа стирол-бутадиен-стирол, в качестве наполнителя используется фиброволокно пропиленовое.

Изобретение относится к области получения полимерно-битумных вяжущих, содержащих полимерные добавки, а именно к составу полимерно-битумного вяжущего для асфальтобетонных покрытий, предназначенному для использования в дорожном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляции. Состав полимерно-битумного вяжущего содержит следующие компоненты, при их соотношении, в мас.ч.: 100 битума, 1-20 дихлорциклопропанированного 1,2-полибутадиена - 1-20.
Изобретение относится к области строительных материалов для автомобильных дорог и может быть использовано при получении вяжущего вещества в асфальтобетоне для повышения физико-механических свойств. Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в создании способа получения битумно-резинового композита для применения в качестве вяжущего вещества в асфальтобетоне повышенного качества.
Изобретение относится к праймеру битумному токопроводящему, разработанному специально для технологии «изотест про», а именно для диагностики и поиска повреждений диэлектрической гидроизоляции, в том числе на инверсионных кровлях. Праймер имеет следующий состав: битум БНИ-4 в количестве 55 мас.%, графит ГЛ-1 в количестве 15 мас.% и керосин в количестве 30 мас.%.
Изобретение относится к способу получения битума и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности для получения битума дорожного. Описан способ получения битума из тяжелого нефтесодержащего остатка, характеризующийся тем, что включает подготовку сырья, в ходе которой перемешивают компоненты сырья, представляющие собой смесь из тяжелых нефтесодержащих остатков, находящихся в термотропной мезофазе, и жидкой серы, полученную смесь нагревают до температуры полимеризации серы и перемешивают в среде без внешних окислителей, при этом для достижения гомогенности смеси в процессе перемешивания формируют квитанционные и турбулентные потоки по всему объёму сырья.

Изобретение относится к области изоляционных материалов, конкретно к композиционным кровельным мастикам (варианты) и способам их получения, и может быть использовано для защиты подземных сооружений, в качестве кровельных материалов, для защиты металлов или бетона от коррозии. Мастика содержит битум, нефтяной пек, нефтяной мазут или битум, смолу пиролиза и каменноугольный пек при определенном соотношении компонентов.

Изобретение может быть использовано при производстве терморезисторов и предохранителей датчиков температуры. Способ получения нефтеполимерных композиционных материалов на основе гудрона и полиэтилена включает предварительное установление графических зависимостей удельного электрического сопротивления и температуры размягчения композиционного материала от его состава.
Наверх