Способ установления фальсификации автомобильного бензина

Использование: для контроля бензина. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют отбор 30-50 см3 пробы бензина, выдерживают в герметично закрытом пробоотборнике в течение не менее 15 мин, инжектируют равновесную газовую фазу (РГФ) в ячейку детектирования, при этом РГФ инжектируют в ячейку детектирования с установленными в ней четырьмя пьезосенсорами, на электроды одного из которых нанесен сорбент из раствора дицик-логексана-18-краун-6 (18К6) в этаноле, второго - полиоксиэтилен-(21)-сорбитол-моноолеата (Tween-40) в ацетоне, третьего - октилполиэтокси-фенола Triton Х-100 (ТХ-100) в ацетоне и четвертого - триоктилфосфиноксида (ТОФО) в толуоле, одновременно фиксируют отклики всех пьезосенсоров в течение не менее 30 с, определяют площадь S «визуального отпечатка» откликов пьезосенсоров в парах пробы бензина, на основании которого принимают решение о наличии или отсутствии фальсификации бензина. Технический результат: обеспечение возможности точно оценить количественное содержание примесей топлива другой марки.

 

Изобретение относится к аналитической химии углеводородов и может быть использовано для определения в автомобильных бензинах добавки иного углеводородного топлива и установления факта фальсификации бензинов.

Известен способ определения примесей в спиртсодержащих растворах с применением пьезосенсоров [Патент РФ №2706438. Способ определения искусственных ароматизаторов в спиртосодержащих растворах/ Лисицкая Р.П., Кучменко Т.А. Опубл. 19.11.2019. Бюл. №32], который позволяет оценить только наличие примесей в растворах, однако, их количественное содержание определить этим способом невозможно.

Техническим результатом изобретения является разработка экспрессного, точного и применимого в режиме «на месте» способа установления фальсификации автомобильного бензина путем добавления бензина или жидкого топлива другой марки и определение объемной доли добавляемого топлива с применением портативного прибора «электронный нос» на основе четырех разноселективных сенсоров.

Технический результат достигается тем, что в способе установления фальсификации бензина, включающем пробоотбор 30-50 см бензина, получение равновесной газовой фазы (РГФ) в герметично закрытом пробоотборнике в течение не менее 15 мин, РГФ инжектируют в ячейку детектирования с установленными в ней четырьмя пьезосенсорами, на электроды одного из которых нанесен сорбент из раствора дициклогексана-18-краун-6 (18К6) в этаноле, второго - полиоксиэтилен-(21)-сорбитол-моноолеата (Tween-40) в ацетоне, третьего - октилполиэтокси-фенола Triton Х-100 (ТХ-100) в ацетоне и четвертого триоктилфосфипоксида (ТОФО) в толуоле, одновременно фиксируют отклики всех пьезосенсоров в течение не менее 30 с, определяют площадь S «визуального отпечатка» откликов пьезосенсоров в парах пробы бензина, нормируют значение S в соответствии с выражением где - нормированное значение площади S; Smin и Smax - значение S для проб без признаков и с максимальными признаками примесей другой марки топлива соответственно, вычисляют объемную долю добавки топлива другой марки по формуле где b - свободный член, k - угловой коэффициент линейного уравнения, и если рассчитанное значение объемной доли ω>0, то принимают решение о фальсификации бензина.

Сущность изобретения заключается в том, что РГФ пробы бензина инжектируют в ячейку детектирования с установленными в ней четырьмя пье-зосенсорами, на электроды одного из которых нанесен сорбент из раствора 18К6 в этаноле, второго - Tween-40 в ацетоне, третьего - ТХ-100 в ацетоне и четвертого -ТОФО в толуоле, фиксируют отклики всех пьезосенсоров в течение не менее 30 с, определяют площадь S «визуального отпечатка» их откликов, нормируют значение S по формуле где Smin и Smax - значение S для проб без признаков и с максимальными признаками примесей другой марки топлива соответственно, вычисляют объемную долю добавки топлива другой марки по формуле где b - свободный член, k - угловой коэффициент линейного уравнения, и, если рассчитанное значение объемной доли ω>0, то принимают решение о фальсификации бензина.

Для этого предварительно на электроды четырех пьезокварцевых резонаторов с собственной частотой колебания 10 МГц наносят тонкие пленки растворов сорбентов: 18К6, Tween-40, ТХ-100 и ТОФО массой 10-15 мкг, модифицированные таким образом пьезосенсоры устанавливают в ячейку детектирования анализатора газов «электронный нос».

Способ может быть реализован, например, с применением портативного анализатора газов «электронный нос» (ООО "Квадро Софт", ООО "Сен-Тех"), (см., например, [Контроль содержания пищевых ароматизаторов в кондитерских массах с применением сорбционных сенсоров газов/ Т.А. Кучменко, Р.П. Лисицкая, М.А. Хоперская и др.// Аналитика и контроль. 2012. Т. 16, №4. С. 399-405].

1. РГФ пробы бензина получают следующим образом: 30-50 см3 средней пробы образца помещают в герметично закрытый пробоотборник, выдерживают не менее 15 мин, затем отбирают шприцем 2 см3 РГФ и быстро инжектируют в ячейку детектирования.

2. Одновременно фиксируют отклики всех пьезосенсоров в течение не менее 30 с. Формируют их в виде суммарного сигнала в «визуальный отпечаток» откликов всех пьезосенсоров в парах пробы бензина и рассчитывают площадь £ геометрической фигуры - «визуального отпечатка» с применением программного обеспечения «электронного носа» (язык программирования Turbo Pascal на платформе NET 2.0 и базы данных MS SQL Server, ООО "Квадро Софт").

3. Нормируют полученное значение S по формуле:

где Smin и Smax - значение площади «визуального отпечатка» для проб без признаков и с максимальными признаками примесей другой марки топлива соответственно.

Например, для проб бензина марки АИ-95 в присутствии добавок с различным соотношением объемной доли бензина марки АИ-92 формула имеет вид:

где Smin=1600 (Гц⋅с) - площадь «визуального отпечатка» откликов пьезосенсоров для эталонного образца бензина АИ-95 в отсутствии добавок другого бензина, Smax=3400 (Гц⋅с) - площадь «визуального отпечатка» откликов пьезосенсоров для пробы бензина АИ-95 с максимальными признаками присутствия бензина АИ-92.

4. Вычисляют объемную долю возможной добавки жидкого топлива другой марки, чем исследуемый бензин, по формуле:

где b - свободный член, k - угловой коэффициент линейного уравнения, и если рассчитанное значение объемной доли ω>0, то принимают решение о фальсификации бензина.

Например, зависимость площади «визуального отпечатка» откликов пьезосенсоров в парах бензина от объемной доли бензина марки АИ-95 в смеси с АИ-92 описывается уравнением:

Объемную долю добавки бензина марки АИ-92 в пробе бензина АИ-95 рассчитывают по формуле:

5. Решение о фальсификации бензинов добавлением топлива других марок может быть принято по следующему алгоритму: если рассчитанное значение объемной доли ω>0, бензин считается фальсифицированным и содержит низкооктановые продукты переработки нефти.

Время анализа единичной пробы (3 параллельных опыта) составляет 25-30 мин, при массовом рутинном анализе - 5-7 мин.

По сравнению с прототипом разработанный способ установления фальсификации автомобильного бензина путем добавления других видов жидкого топлива с применением портативного прибора «электронный нос» является простым, быстрым (время массового анализа уменьшается в 2 раза), точным, позволяет оценить не только наличие примесей топлива другой марки, но и установить их количественное содержание, применим в режиме «на месте» с принятием решения о качестве топлива по одному расчетному параметру без сложных математических алгоритмов.

Способ установления фальсификации бензина, включающий отбор 30-50 см3 пробы бензина, выдерживание в герметично закрытом пробоотборнике в течение не менее 15 мин, инжектирование равновесной газовой фазы (РГФ) в ячейку детектирования, отличающийся тем, что РГФ инжектируют в ячейку детектирования с установленными в ней четырьмя пьезосенсорами, на электроды одного из которых нанесен сорбент из раствора дицик-логексана-18-краун-6 (18К6) в этаноле, второго - полиоксиэтилен-(21)-сорбитол-моноолеата (Tween-40) в ацетоне, третьего - октилполиэтокси-фенола Triton Х-100 (ТХ-100) в ацетоне и четвертого - триоктилфосфиноксида (ТОФО) в толуоле, одновременно фиксируют отклики всех пьезосенсоров в течение не менее 30 с, определяют площадь S «визуального отпечатка» откликов пьезосенсоров в парах пробы бензина, нормируют значение S в соответствии с выражением где Smin и Smax - значение S для проб без признаков и с максимальными признаками примесей другой марки топлива соответственно, вычисляют объемную долю добавки топлива другой марки по формуле: где b - свободный член, k - угловой коэффициент линейного уравнения, и если рассчитанное значение объемной доли ω>0, то принимают решение о фальсификации бензина.



 

Похожие патенты:

Предложен способ уменьшения накопления парафинов в контуре пробоотбора для анализа углеводородного потока, в котором: углеводородный образец отбирают из углеводородного потока; углеводородный образец пропускают в аналитическое устройство при целевой температуре, составляющей более чем 120°C, при целевой скорости потока, составляющей более чем 20 литров в минуту, и при целевой скорости, составляющей более чем 0,5 м/с; и углеводородный образец возвращают в углеводородный поток.

Способ определения периода задержки воспламенения топливных композиций на основе жидких реактивных горючих относится к области исследования физико-химических свойств и характеристик горения топливных композиций на основе жидких реактивных горючих. Сущность способа заключается в том, что в камеру сгорания с заданной температурой внутри нее, имеющую обогрев, с датчиком динамического измерения давления внутри камеры сгорания, системой поджига смеси горючего и окислителя в камере сгорания подается смесь заданного стехиометрического соотношения горючего и окислителя, где происходит самовоспламенение или поджиг смеси горючего и окислителя, осуществляется процесс горения, в результате чего в камере сгорания растет давление, которое фиксируется датчиком давления в камере сгорания.

Изобретение относится к исследованию физико-химических свойств топлив различного компонентного, углеводородного, фракционного состава и может быть использовано для определения периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив применительно к поршневым двигателям внутреннего сгорания. Сущность способа заключается в определении периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив, который фиксируют в момент изменения давления цилиндровых газов на величину менее 4% до момента изменения значения давления цилиндровых газов более чем на 4%, при этом построение развернутой индикаторной диаграммы осуществляется с дискретностью 40 мкс.

Изобретение относится к исследованию физико-химических свойств топлив различного компонентного, углеводородного, фракционного состава и может быть использовано для определения периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив применительно к поршневым двигателям внутреннего сгорания. Сущность способа заключается в определении периода задержки воспламенения жидких и газообразных топлив, который фиксируют в момент изменения давления цилиндровых газов на величину менее 4% до момента изменения значения давления цилиндровых газов более чем на 4%, при этом построение развернутой индикаторной диаграммы осуществляется с дискретностью 40 мкс.

Изобретение относится к аналитической химии, в частности к стандартным образцам для измерения коррозионной активности в динамических условиях топлив для реактивных двигателей. Стандартные образцы для метрологического обеспечения испытаний по измерению коррозионной активности топлив для реактивных двигателей в динамических условиях, содержащие химически чистые декалин и 1-метилфанталин, дополнительно содержат додекан, при следующем соотношении компонентов, мас.%: додекан 70,00-85,0, декалин 11,5-29,5, 1-метилнафталин - остальное.

Изобретение относится к области аналитической химии, а именно к определению содержания серы, хлора и фтора в нефтепродуктах, и может быть использовано для анализа сырой нефти, бензина, керосина, дизельного топлива, минеральных масел и других нефтепродуктов. Способ подготовки проб для количественного определения серы, хлора и фтора в нефтях и нефтепродуктах включает фотолиз проб в присутствии реагентов, перевод образующихся сульфат-, хлорид- и фторид-анионов в водную фазу для последующего анализа полученного раствора, причем фотохимическую обработку проб проводят водным раствором, содержащим сильные неорганические основания, спирты и кетоны при массовом соотношении основание:спирт:кетон:исследуемая проба, составляющем 1:5:3:1000, при нагревании до температуры 60-95 ºС в течение 30 или 40 минут в условиях воздействия ультрафиолетового излучения с длиной волны ≤ 254 нм и перемешивании с образованием эмульсии с последующим разделением водной и органической фаз для определения образовавшихся анионов в водной фазе известными аналитическими методами.

Изобретение относится к области испытаний материалов, в частности жидких реактивных горючих, с помощью измерительных средств путем автоматизированного определения тяговых характеристик, таких как удельная тяга R и удельный импульс тяги Iуд жидких реактивных горючих (ЖРГ), для исследования применимости жидких реактивных горючих с требуемыми характеристиками в заданных условиях, и может быть использовано в автоматизированных системах создания и исследования новых топливных композиций.

Изобретение относится к химическому сенсору 10-(триазол-1-ил)пиридо[1,2-а]индолу 1, который может найти свое применение в качестве средства обнаружения нитросодержащих взрывчатых веществ (ВВ) в составе сенсорного материала флуоресцентных детекторов ВВ. 4 ил., 2 табл. .

Использование: для определения депрессорно-диспергирующих присадок в дизельном топливе. Сущность изобретения заключается в том, что пробоподготовку образца дизельного топлива (ДТ) осуществляют с использованием твердофазной экстракции на концентрирующих патронах «диапак-силикагель», предварительно очистив образец от компонентов базовой основы гексаном, и извлечением полимерной присадки смесью н-гексан:ацетон в соотношении 50:50 по объему.

Изобретение относится к способу оценки концентрации компонентов серы в бензине. Предложен способ оценки концентрации компонентов серы в бензине, который содержит компоненты серы и ароматические компоненты, при этом способ содержит: (A1) удаление части бензина путем превращения в газ для снижения соотношения концентрации ароматических компонентов относительно концентрации компонентов серы в бензине, причем бензин превращают в газ в концентрации 8,0 об.

Изобретение относится к аппаратуре для геофизических и гидродинамических исследований в нефтяной промышленности при исследовании действующих скважин. Устройство включает цилиндрический корпус, который по продольной оси разделен на n равных секторов, электрически изолированных друг от друга радиальными перегородками.
Наверх