Люк электроразъема

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, преимущественно к устройствам для расстыковки электрических коммуникаций ракеты с пусковым устройством. Люк электроразъема содержит корпус и электроразъем стыковки с пусковым устройством, размещенные в обнижении на поверхности летательного аппарата, крышку и рычаг, жестко связанный с ней одним концом и соединенный другим концом с осью поворота шарнирного соединения, закрепленного на поверхности летательного аппарата. При этом шарнирное соединение выполнено из двух частей размещенных у боковых стенок вблизи передней стенки крышки, а крышка связана с осью поворота соответствующей части шарнирного соединения отдельным рычагом и выполнена из передней и задней частей, соединенных между собой шарнирным соединением посредством цилиндрической оси, на которой размещена пружина кручения, параллельной осям крепления рычагов. Люк снабжен параллельными боковыми стенками, перпендикулярными осям шарнирных соединений и выполненными со стороны внутренней поверхности корпуса, вдоль которых выполнены симметричные продольные направляющие прорези, с увеличением их удаления от наружной поверхности корпуса по мере приближения к задней части боковых стенок. Задняя часть крышки снабжена кронштейнами, параллельными боковым стенкам люка, снабженными соосными цилиндрическими ползунами, размещенными в симметричных продольных направляющих прорезях боковых стенок люка. Со стороны наружной поверхности задней части крышки выполнено углубление под инструмент для открытия крышки, люк снабжен цанговым фиксатором открытого положения крышки люка, соединенным гибкой связью с пусковым устройством, а в передней части корпуса люка, перед электроразъемом, выполнено посадочное место под цанговый фиксатор. Устройство направлено для уменьшения высоты выступания крышки над поверхностью летательного аппарата в открытом ее положении, уменьшения аэродинамического сопротивления беспилотного летательного аппарата при совместном полете в атмосфере с самолетом-носителем, повышения герметизация крышки из-за возможности использования предлагаемого устройства на беспилотных летательных аппаратах, отделяемых с пускового устройства при больших габаритах электроразъема. 6 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, преимущественно к устройствам для расстыковки электрических коммуникаций ракеты с пусковым устройством.

Известен люк электроразъема летательного аппарата патент RU2247920 С1, выполненный с возможностью его открытия и закрытия. Люк содержит корпус и электроразъем стыковки с пусковым устройством, размещенные в обнижении на поверхности летательного аппарата, крышку, жестко связанную с ней одним концом рычага, шарнирно закрепленного другим концом на поверхности летательного аппарата впереди люка через шарнирное соединение с осью поворота.

Общими существенными признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками предлагаемого устройства, являются следующие: люк электроразъема, содержащий корпус и электроразъем стыковки с пусковым устройством, размещенные в обнижении на поверхности летательного аппарата, крышку и рычаг, жестко связанный с ней одним концом и соединенный другим концом с осью поворота шарнирного соединения, закрепленного на поверхности летательного аппарата.

Недостатком прототипа является выступание крышки под углом к поверхности летательного аппарата до расстыковки электроразъема с пусковым устройством, что, при больших размерах электроразъема и, соответственно, площади крышки, затрудняет использование известного устройства на беспилотных летательных аппаратах, отделяемых с пускового устройства самолета-носителя, вследствие увеличения габаритов выступания крышки над поверхностью беспилотного летательного аппарата, и, аэродинамического сопротивления в совместном полете.

Предлагаемое устройство решает задачу: уменьшение высоты выступания крышки над поверхностью летательного аппарата в открытом положении при больших габаритах электроразъема.

Для достижения названного технического результата, люк электроразъема, содержащий корпус и электроразъем стыковки с пусковым устройством, размещенные в обнижении на поверхности летательного аппарата, крышку и рычаг, жестко связанный с ней одним концом и соединенный другим концом с осью поворота шарнирного соединения, закрепленного на поверхности летательного аппарата, шарнирное соединение выполнено из двух частей размещенных у боковых стенок вблизи передней стенки крышки, а крышка связана с осью поворота соответствующей части шарнирного соединения отдельным рычагом и выполнена из передней и задней частей, соединенных между собой шарнирным соединением посредством цилиндрической оси, на которой размещена пружина кручения, параллельной осям крепления рычагов, люк снабжен параллельными боковыми стенками, перпендикулярными осям шарнирных соединений, и выполненными со стороны внутренней поверхности корпуса, вдоль которых выполнены симметричные продольные направляющие прорези, с увеличением их удаления от наружной поверхности корпуса по мере приближения к задней части боковых стенок, задняя часть крышки снабжена кронштейнами, параллельными боковым стенкам люка, снабженными соосными цилиндрическими ползунами, размещенными в симметричных продольных направляющих прорезях боковых стенок люка, со стороны наружной поверхности задней части крышки выполнено углубление под инструмент для открытия крышки, люк снабжен цанговым фиксатором открытого положения крышки люка, соединенным гибкой связью с пусковым устройством, а в передней части корпуса люка перед электроразъемом выполнено посадочное место под цанговый фиксатор.

Дополнительно, для герметизации, люк снабжен уплотнительным материалом, размещенным между кромками передней и задней частей крышки и кромками крышки, и корпусом, так же для уменьшения усилия необходимого для открытия и закрытия крышки люка, шарнирное соединение частей крышки снабжено подшипниками качения; ось поворота каждой части шарнирного соединения вблизи передней стенки крышки снабжена подшипником качения; каждый цилиндрический ползун снабжен роликом, установленным с возможностью вращения и зафиксированным от схода с ползуна ограничительной стопорной шайбой.

Отличительными признаками предлагаемого устройства являются:

- шарнирное соединение выполнено из двух частей размещенных у боковых стенок вблизи передней стенки крышки, а крышка связана с осью поворота соответствующей части шарнирного соединения отдельным рычагом и выполнена из передней и задней частей, соединенных между собой шарнирным соединением посредством цилиндрической оси, на которой размещена пружина кручения, параллельной осям крепления рычагов, люк снабжен параллельными боковыми стенками, перпендикулярными осям шарнирных соединений, и выполненными со стороны внутренней поверхности корпуса, вдоль которых выполнены симметричные продольные направляющие прорези, с увеличением их удаления от наружной поверхности корпуса по мере приближения к задней части боковых стенок, задняя часть крышки снабжена кронштейнами, параллельными боковым стенкам люка, снабженными соосными цилиндрическими ползунами, размещенными в симметричных продольных направляющих прорезях боковых стенок люка, со стороны наружной поверхности задней части крышки выполнено углубление под инструмент для открытия крышки, люк снабжен цанговым фиксатором открытого положения крышки люка, соединенным гибкой связью с пусковым устройством, а в передней части корпуса люка перед электроразъемом выполнено посадочное место под цанговый фиксатор;

- люк снабжен уплотнительным материалом, размещенным между кромками передней и задней частей крышки и кромками крышки, и корпусом;

- шарнирное соединение частей крышки снабжено подшипниками качения;

- ось поворота каждой части шарнирного соединения вблизи передней стенки крышки снабжена подшипником качения;

- каждый цилиндрический ползун снабжен роликом, установленным с возможностью вращения и зафиксированным от схода с ползуна ограничительной стопорной шайбой.

Благодаря наличию отличительных признаков в совокупности с известными, уменьшается высота выступания крышки над поверхностью летательного аппарата в открытом ее положении, уменьшается аэродинамическое сопротивление беспилотного летательного аппарата при совместном полете в атмосфере с самолетом-носителем, повышается герметизация крышки, обеспечивается возможность использования предлагаемого устройства на беспилотных летательных аппаратах, отделяемых с пускового устройства при больших габаритах электроразъема.

Изобретение может найти применение в области авиационной и ракетной техники, преимущественно в устройствах для расстыковки электрических коммуникаций ракеты с пусковым устройством.

Техническое решение поясняется конструкцией люка электроразъема, представленной на чертежах, фиг. 1…8.

На фиг. 1 представлен вид в изометрии с наружной стороны летательного аппарата на люк электроразъема в открытом зафиксированном положении.

На фиг. 2 представлен вид в изометрии с наружной стороны летательного аппарата на люк электроразъема в закрытом положении.

На фиг. 3 представлен вид сбоку на люк электроразъема в открытом зафиксированном положении.

На фиг. 4 представлен выносной элемент А фиг. 3, поясняющий конструкцию шарнирного соединения частей крышки.

На фиг. 5, представлен выносной элемент Б фиг. 3, поясняющий конструкцию устройства фиксации крышки люка электроразъема в открытом зафиксированном положении.

На фиг. 6, представлено сечение В-В фиг. 3, поясняющее конструкцию крепления каждого рычага к передней части крышки люка и оси каждой части шарнирного соединения.

На фиг. 7, представлено сечение Г-Г фиг. 3, поясняющее конструкцию каждого кронштейна с цилиндрической направляющей в задней части крышки, размещенной в продольной направляющей прорези боковой стенки люка.

На фиг. 8, представлено сечение Д-Д фиг. 4, поясняющее расположение пружины кручения на цилиндрической оси шарнирного соединения частей крышки.

Люк электроразъема содержит корпус 1 и электроразъем 2 стыковки с пусковым устройством, размещенные в обнижении на поверхности летательного аппарата 3, крышку, выполненную из двух частей - передней части 4 и задней части 5, соединенных шарнирным соединением 6 (Фиг. 3) посредством цилиндрической оси 7 (Фиг. 3), на которой размещена пружина кручения 8 (Фиг. 4) и подшипники качения 9 (Фиг. 4), зафиксированными от схода с нее ограничительными стопорными шайбами 10 (Фиг. 4), передняя часть 4 соединена через рычаги 11 (Фиг. 6) и части шарнирного соединения 12 (Фиг. 2) закрепленные на поверхности летательного аппарата 3 винтами 13 посредством двух осей 14 размещенных за боковыми стенками передней части 4 крышки через подшипники качения 15 (Фиг. 5) зафиксированными от схода с осей 14 ограничительными стопорными шайбами 16 (Фиг. 6), задняя часть 5 крышки снабжена кронштейнами 17 с соосными цилиндрическими ползунами 18, размещенными в симметричных продольных направляющих прорезях 19 боковых стенок 20 люка, концевые участки которых снабжены роликами 21 (Фиг. 7), установленными с возможностью вращения и зафиксированными от схода с них ограничительными стопорными шайбами 22 (Фиг. 7), на наружной поверхности задней части 5 крышки выполнено углубление 23 под инструмент для открытия крышки, в передней части люка перед электроразъемом 2 выполнено посадочное место 24 (Фиг. 5) под цанговый фиксатор 25 открытого положения крышки люка в виде отверстия и вкрученной в него гайки 26 с наружной резьбой или выполненного в любом другом известном виде, соединенный гибкой связью 27 с пусковым устройством, уплотнительный материал 28, размещенный между кромками передней и задней частями 4 и 5 соответственно крышки и кромками крышки с корпусом 1. Отношение длин частей 4 и 5 крышки, геометрия и сила пружины кручения 8 которой, положение и геометрия симметричных продольных направляющих прорезей 19, геометрия шарнирного соединения 12 рычага 11 передней части 4 крышки и кронштейна 17 с соосными цилиндрическими ползунами 18 задней части 5 крышки, габарит и положение цангового фиксатора 25 выбраны из учета открытия и фиксации открытого положения крышки, а также закрытия крышки с обеспечением герметичного повторяющего контур положения крышки к поверхности летательного аппарата 3.

Люк электроразъема работает следующим образом.

Перед состыковкой летательного аппарата с пусковым устройством крышку посредством инструмента через углубление 23 расположенном на наружной поверхности задней части 5 крышки тянущем усилием в сторону передней части 4 крышки выполняется складывание крышки (фиг. 4) с последующей установкой цангового фиксатора 25 в его посадочное место 24, снятием тянущего усилия передающего инструментом на крышку через углубление 23 при этом соосные цилиндрические ползуны 18 кронштейнов 17 размещенные в симметричных продольных направляющих прорезях 19 боковых стенок 20 люка перемещаются по симметричным продольным направляющим прорезям 19 боковых стенок 20 люка (фиг. 7), а концевые участки пружины кручения 8 вращаясь вокруг цилиндрической оси 7 сжимая пружину кручения 8, с одновременным вращением передней части 4 крышки вокруг цилиндрической оси 7, сжимая пружину кручения 8 (фиг. 8), с одновременным вращением передней части 4 крышки вокруг цилиндрической оси 7, части крышки в открытом положении занимают места вблизи поверхности летательного аппарата 3 и зацепляются торцевой поверхностью 29 крышки с цилиндрической поверхностью 30 цангового фиксатора 25 фиксируя отрытое положение крышки (фиг. 1, 6), далее посредством гибкой связи 27 производится соединение цангового фиксатора 25 с пусковым устройством (фиг. 3, 5), летательный аппарат состыковывается с пусковым устройством обеспечивая необходимый электромеханический контакт. Автоматическое закрытие люка электроразъема 2 происходит после отстыковки летательного аппарата от пускового устройства, отдалению летательного аппарата на безопасное расстояние от носителя, натяжению гибкой связи 27 между цанговым фиксатором 25 и пусковым устройством и последующему выдергиванию цангового фиксатора 25 из его посадочного места 24 и, как следствие, благодаря набегающему потоку и раскручивающему усилию пружины кручения 8 выполняется автоматическое закрытие люка электроразъема 2 (фиг. 2).

1. Люк электроразъема, содержащий корпус и электроразъем стыковки с пусковым устройством, размещенные в обнижении на поверхности летательного аппарата, крышку и рычаг, жестко связанный с ней одним концом и соединенный другим концом с осью поворота шарнирного соединения, закрепленного на поверхности летательного аппарата, отличающийся тем, что шарнирное соединение выполнено из двух частей, размещенных у боковых стенок вблизи передней стенки крышки, а крышка связана с осью поворота соответствующей части шарнирного соединения отдельным рычагом и выполнена из передней и задней частей, соединенных между собой шарнирным соединением посредством цилиндрической оси, на которой размещена пружина кручения, параллельной осям крепления рычагов, люк снабжен параллельными боковыми стенками, перпендикулярными осям шарнирных соединений и выполненными со стороны внутренней поверхности корпуса, вдоль которых выполнены симметричные продольные направляющие прорези, с увеличением их удаления от наружной поверхности корпуса по мере приближения к задней части боковых стенок, задняя часть крышки снабжена кронштейнами, параллельными боковым стенкам люка, снабженными соосными цилиндрическими ползунами, размещенными в симметричных продольных направляющих прорезях боковых стенок люка, со стороны наружной поверхности задней части крышки выполнено углубление под инструмент для открытия крышки, люк снабжен цанговым фиксатором открытого положения крышки люка, соединенным гибкой связью с пусковым устройством, а в передней части корпуса люка перед электроразъемом выполнено посадочное место под цанговый фиксатор.

2. Люк по п. 1, отличающийся тем, что снабжен уплотнительным материалом, размещенным между кромками передней и задней частей крышки и кромками крышки и корпусом.

3. Люк по любому из пп. 1 или 2, отличающийся тем, что шарнирное соединение частей крышки снабжено подшипниками качения.

4. Люк по любому из пп. 1 или 2, отличающийся тем, что ось поворота каждой части шарнирного соединения вблизи передней стенки крышки снабжена подшипником качения.

5. Люк по любому из пп. 1 или 2, отличающийся тем, что каждый цилиндрический ползун снабжен роликом, установленным с возможностью вращения и зафиксированным от схода с ползуна ограничительной стопорной шайбой.

6. Люк по п. 3, отличающийся тем, что каждый цилиндрический ползун снабжен роликом, установленным с возможностью вращения и зафиксированным от схода с ползуна ограничительной стопорной шайбой.

7. Люк по п. 4, отличающийся тем, что каждый цилиндрический ползун снабжен роликом, установленным с возможностью вращения и зафиксированным от схода с ползуна ограничительной стопорной шайбой.



 

Похожие патенты:

Данное изобретение относится к электротехнике, в частности к узлам стыковки электрических цепей отсеков ракеты. Техническим результатом является надежная стыковка плат с электросоединителями, обеспечение их защиты от внешних воздействующих факторов в полете и при наземной отработке ракеты.

Изобретение относится к устройствам для соединения и последующего разъединения электрических соединительных элементов. Устройство предварительной расстыковки электроразъемов содержит две платы, скрепленные замковым механизмом с установленными на них электроразъемами с взаимодействующими между собой элементами, привод расфиксации с электродетонатором, ограничители обратного хода и направляющий штырь.

Изобретение относится к ракетно-артиллерийскому вооружению и может быть использовано в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). ТПК содержит пакет параллельно расположенных пусковых труб из полимерных композиционных материалов со стыковочной поверхностью, опорные стеклопластиковые диафрагмы с держателями проводов, отверстиями и влагозащищенными розетками электроразъема связи электрооборудования пусковой установки с электрооборудованием ТПК, контактные пробки с резьбовыми отверстиями, объединенные в жгуты внутренние и наружные проводники, влагозащищенные кабель-каналы со съемными плоскими крышками, пакет со съемными торцевыми диафрагмами с влагозащищенными замкнутыми полостями, переднюю диафрагму повышенной толщины со стыковочной поверхностью.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для расстыковки соединителя между ракетой и транспортно-пусковым контейнером (ТПК). Устройство расстыковки соединителя между ракетой и ТПК содержит короб, быстроразъёмное электрическое соединение вилки с розеткой, пружины для связи корпуса вилки с корпусом короба.

Изобретение относится к ракетно-артиллерийскому вооружению. .

Изобретение относится к гранатометным средствам ближнего боя. .

Изобретение относится к корабельным пусковым установкам и может быть использовано при создании специализированных комплексов морского базирования. .

Изобретение относится к ракетно-артиллерийскому вооружению, в частности к средствам разъема электроцепи между ракетой и пусковой установкой с транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК). .

Изобретение относится к области вооружения. .

Изобретение относится к пусковым системам, в частности к корабельным. .

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, преимущественно к устройствам для коммуникаций ракеты с информационным блоком. Узел стыковки устройства с беспилотным летательным аппаратом включает внешний носитель информации, снабженный корпусом с блоком памяти и штекерным электроразъемом, и люк коммутации, содержащий корпус с полостью, размещенный в объеме летательного аппарата и закрепленный на его поверхности с образованием входного окна полости. Электроразъем стыковки с штекерным электроразъемом носителя информации установлен на задней стенке корпуса. Крышка входного окна жестко связана с петлей, установленной на оси поворота, шарнирного соединения соединенного с корпусом люка. При этом крышка выполнена из двух симметричных частей, каждая из которых снабжена петлей, установленной на оси поворота отдельного шарнирного соединения, оси которых параллельны и размещены в полости корпуса вблизи его стенок и расположены симметрично относительно оси электроразъема. Крышка в открытом и закрытом положениях взаимодействует с корпусом люка через свои торцевые поверхности. Корпус люка выполнен с возможностью поворота частей крышки на их осях в его полость, благодаря упору передней части носителя информации на поверхности крышки. Части крышки в закрытом положении установлены на уровне входного окна с упором их задних торцевых поверхностей в стенку корпуса люка посредством устройства поджатия. Предлагаемое устройство решает задачу: быстрая состыковка штекера электроразъема носителя информации и электроразъема люка коммутации без специального инструмента и уменьшение вероятности отказов при загрузке информации. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх