Защитная панель летательного аппарата

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к защитным элементам. Защитная панель летательного аппарата состоит из плиток, жестко закрепленных на внешней поверхности летательного аппарата с образованием внешнего обвода летательного аппарата, и теплоизоляционного покрытия. Теплоизоляционное покрытие размещено между плитками и внешней поверхностью летательного аппарата. Плитки выполнены в виде вытянутых пластин. Каждая пластина выполнена с поперечным сечением в виде параллелограмма. Пластины располагают на поверхности летательного аппарата последовательно так, что боковые грани соседних пластин параллельны друг другу, с образованием зазора, равного относительному температурному расширению пластин. В центральной части вдоль пластины выполнен ряд отверстий, одно из которых круглое с отбортовкой, а остальные овальные. Длина овальных отверстий равна сумме ширины отверстия и длине температурного расширения материала пластины от центрального отверстия до овального. Пластины закреплены на внешней поверхности при помощи винтов. Овальные отверстия снабжены перекрывающими их шайбами, установленными между внешней поверхностью летательного аппарата и пластинами. Достигается упрощение конструкции. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструктивным элементам, общих для фюзеляжа, крыльев, стабилизаторов.

Известно техническое решение, заключающееся в установке теплозащитных плиток на внешнюю поверхность летательного аппарата (см. «Техническая информация ЦАГИ», ОНТИ, 1984, №23, с. 12, рис. 36), которое и было принято авторами за ближайший аналог.

Указанное техническое решение состоит в том, что защитная панель изготавливается из отдельных плиток, закрепляемых на внешней поверхности летательного аппарата механическим способом с помощью гибких крепежных штырей, установленных на шарнирах, что обеспечивает компенсацию теплового расширения плитки. При этом каждая плитка изготавливается индивидуально. Собранные на обшивке плитки создают вместе внешний обвод летательного аппарата. Плитки изготовлены из неметаллического материала (керамики).

Недостатком данного технического решения является крепление плиток с помощью гибких стержней, что снижает надежность конструкции. Плитки требуют индивидуального изготовления, так как имеют различный внешний контур. Это повышает требования к точности оборудования в целях обеспечения гладкого внешнего обвода летательного аппарата. Кроме того, такой способ изготовления обладает высокой трудоемкостью.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является упрощение конструкции и технологии изготовления защитной панели летательного аппарата при повышении ее надежности.

Указанный технический результат достигается тем, что защитная панель летательного аппарата состоит из плиток, жестко закрепляемых на внешней поверхности летательного аппарата с образованием внешнего обвода летательного аппарата. При этом между плитками и поверхностью летательного аппарата размещено теплоизоляционное покрытие. Плитки выполнены в виде вытянутых пластин с поперечным сечением в виде параллелограмма и расположены на поверхности последовательно с образованием зазора, равного относительному температурному расширению пластин. В центральной части вдоль каждой пластины выполнен ряд отверстий, одно из которых круглое и имеет отбортовку, а остальные овальные. Длина овальных отверстий равна сумме ширины отверстия и длины температурного расширения материала пластины от центрального отверстия до данного овального. Пластины закреплены на внешней поверхности летательного аппарата при помощи винтов, которые установлены в отверстиях. Овальные отверстия снабжены перекрывающими их шайбами, которые установлены между внешней поверхностью летательного аппарата и пластинами. Плитки выполняются из жаростойкого сплава, обладающего стойкостью против химического разрушения поверхности в газовых средах при температурах до 1200°С.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1-3 представлен общий вид защитной панели летательного аппарата и сечение по отдельным элементам.

На фиг. 1-3 указаны позиции в следующем порядке:

1 - плитка;

2 - внешняя поверхность летательного аппарата;

3 - теплоизоляционное покрытие;

4 - пластина

5 - зазор;

6 - отверстие;

7 - отверстие;

8 - отбортовка;

9 - винт; 10 - шайба.

Защитная панель изготавливается из плиток 1, жестко закрепляемых на внешней поверхности летательного аппарата 2. Между плитками 1 и поверхностью летательного аппарата 2 размещено теплоизоляционное покрытие 3. Плитки 1 выполнены в виде вытянутых пластин 4 с поперечным сечением в виде параллелограмма и расположены на поверхности последовательно с образованием зазора 5, равного относительному температурному расширению пластин 4. В центральной части вдоль каждой пластины 4 выполнен ряд отверстий 6, 7. Одно отверстие 7 круглое и имеет отбортовку 8, а остальные отверстия 6 овальные. Длина овальных отверстий 6 равна сумме ширины отверстия 6 и длины температурного расширения материала пластины 4 от центрального отверстия 7 до данного овального. Пластины 4 закреплены на внешней поверхности летательного аппарата 2 при помощи винтов 9, которые установлены в отверстиях 6, 7. Овальные отверстия 6 снабжены перекрывающими их шайбами 10, которые установлены между внешней поверхностью летательного аппарата 2 и пластинами 4.

Защитная панель работает следующим образом. В процессе полета защитная панель воспринимает тепловые нагрузки, при этом компенсация теплового расширение каждой пластины 1 без изменения геометрии обвода летательного аппарата обеспечивается зазором 5, и овальными отверстиями 6. Наклон зазора 5 к внешнему обводу летательного аппарата препятствует проникновению потока газа под плитки 1. Шайбы 10 препятствуют проникновению газа в овальное отверстие. Теплоизоляционное покрытие 3 уменьшает тепловые потоки, идущие во внутреннюю часть летательного аппарата.

Предложенное техническое решение позволяет упростить конструкцию защитной панели летательного аппарата и повысить ее надежность.

1. Защитная панель летательного аппарата, состоящая из плиток, жестко закрепленных на внешней поверхности летательного аппарата с образованием внешнего обвода летательного аппарата, и теплоизоляционного покрытия, размещенного между плитками и внешней поверхностью летательного аппарата, отличающаяся тем, что плитки выполнены в виде вытянутых пластин, каждая пластина выполнена с поперечным сечением в виде параллелограмма, пластины располагают на поверхности летательного аппарата последовательно так, что боковые грани соседних пластин параллельны друг другу, с образованием зазора, равного относительному температурному расширению пластин, в центральной части вдоль пластины выполнен ряд отверстий, одно из которых круглое с отбортовкой, а остальные овальные с длиной, равной сумме ширины отверстия и длины температурного расширения материала пластины от центрального отверстия до овального, пластины закреплены на внешней поверхности при помощи винтов, которые установлены в отверстиях, причем овальные отверстия снабжены перекрывающими их шайбами, установленными между внешней поверхностью летательного аппарата и пластинами.

2. Защитная панель летательного аппарата по п. 1, отличающаяся тем, что плитки выполнены из жаростойкого сплава, обладающего стойкостью против химического разрушения поверхности в газовых средах при температурах до 1200°С.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетно-космической технике, а более конкретно к охлаждению. Устройство тепловой защиты летательного аппарата выполнено в виде внешней и внутренней оболочек.

Устройство капотирования элементов соединения стыков отсеков летательного аппарата предназначено для использования в области авиации и ракетостроения, а именно конструкций фюзеляжей летательных аппаратов. Устройство капотирования стыков состоит из элементов перекрытия стыка, выполненных в виде металлических лент, и переходных элементов, расположенных на стыке попеременно в пределах аэродинамических обводов летательного аппарата, при этом элементы перекрытия стыка натянуты с помощью элементов натяжения, выполненных в виде болтов, и зафиксированы с помощью винтов, установленных в отверстия, выполненные между концами элементов перекрытия стыка.

Клиновидный радиопрозрачный передний обтекатель корпуса сверхзвукового летательного аппарата содержит изготовленные из радиопрозрачного термостойкого композиционного материала, полученного с использованием многослойной ткани из термостойкой нити и пропитки термоактивным связующим, верхнюю выпуклую и нижнюю уплощенную оболочки, снабженные в их периферийных частях стыкуемыми поверхностями и местами для установки элементов крепления оболочек между собой, и элементы их крепления.

Изобретение относится к теплозащитным покрытиям, преимущественно гиперзвуковых летательных аппаратов. Покрытие, например, обтекателя (1), выполнено в виде слоев (2, 4, 6) эрозионностойкого высокотемпературного материала и слоев (3, 5) аблирующего материала с малой плотностью и низкой теплопроводностью.

Изобретение относится к аэродинамическим устройствам и приспособлениям. Головной вращающийся обтекатель летательного аппарата содержит две наклонные лопасти, имеющие небольшие загибы, которые заходят за основания наклонных лопастей, жестко скрепленные на платформе, свободновращающийся и вращательный механизм, на котором крепится платформа, которая выполнена с возможностью вращения от силового привода.

Изобретение относится к области ракетной и космической техники. Объектом изобретения является теплозащитное покрытие корпуса высокоскоростного летательного аппарата, выполненное из многослойного каркаса, причем каркас выполнен в виде внутреннего слоя, представляющего собой цельнотканую объемноармированную преформу заданной толщины из углеродных, или кремнеземных, или кварцевых нитей и двух и более внешних слоев заданной толщины, выполненных из теплостойкой ткани из углеродных или кремнеземных или кварцевых нитей, при этом внутренний и внешний слои каркаса соединены прошивкой углеродными, или кремнеземными, или кварцевыми нитями.

Изобретение относится к авиационной, ракетной и космической технике. Теплозащитное покрытие корпуса высокоскоростного летательного аппарата выполнено в виде слоя теплозащитного композиционного материала, одного и более слоев теплоизоляционного материала, причем теплозащитный и теплоизоляционный слои, и/или теплоизоляционный слой с оболочкой силового корпуса, и/или слои теплоизоляционного материала размещены с зазором, в котором одна и более поверхностей слоев облицованы материалом с высокой отражательной и низкой излучательной способностями.

Изобретение относится к области ракетной и космической техники, а более конкретно к теплозащитным покрытиям. Теплозащитное покрытие (ТЗП) корпуса высокоскоростного летательного аппарата выполнено из теплоизоляционных и теплозащитного материалов с устройством обеспечения прочностных характеристик корпуса в виде дренажных отверстий.

Устройство для тепловой защиты летательного аппарата в полете содержит компрессор, форсунки, бак-емкость, источник напряжения, автомат для одновременного включения компрессора и источника напряжения, защищаемый элемент конструкции летательного аппарата, представляющий собой токопроводящую подложку с нанесенным на нее восстанавливаемым в полете теплозащитным покрытием.

Изобретение относится к жидкостному охлаждению машин и двигателей и может быть использовано для обеспечения теплового режима приборных отсеков скоростных летательных аппаратов (ЛА). Техническое решение распространяется только на системы охлаждения негерметичных аппаратурных отсеков скоростных ЛА при автономном полете в стратосфере в течение нескольких десятков минут с интенсивным аэродинамическим нагревом обшивки ЛА до 1200°C.

Группа изобретений относится к ракетно-космической технике, а более конкретно к теплозащите. Теплонагруженная плитка по форме представляет собой усеченный круговой цилиндр заданного радиуса. Цилиндр имеет два непараллельных основания и две выборки материала величиной радиуса цилиндра со стороны основания, ортогонального оси цилиндра. Краевая теплозащитная плитка по форме представляет собой усеченный прямоугольник с закругленными концами с радиусами закругления, равными радиусу цилиндра теплонагруженной плитки. Способ размещения теплозащитных плиток на защищаемой поверхности характеризуется тем, что теплонагруженная плитка приклеивается к защищаемой поверхности и к двум смежным теплонагруженным плиткам предыдущего ряда так, что две смежные теплонагруженные плитки предыдущего ряда заполняют обе выборки приклеиваемой теплонагруженной плитки. На приклеиваемую теплонагруженную плитку сверху приклеиваются две смежные теплозащитные плитки последующего ряда так, что теплозащитная плитка заполняет собой по одной выборке в каждой из двух смежных теплозащитных плиток последующего ряда. Краевые теплозащитные плитки приклеиваются к защищаемой поверхности основанием, ортогональным оси цилиндра, и последовательно к ранее приклеенной плитке образуемого ряда. 3 н.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх