Способ испытаний скрепленных с корпусом зарядов ракетных двигателей твердого топлива

Изобретение относится к ракетной технике, может найти применение при проведении штатных и форсированных испытаний скрепленных с корпусом крупногабаритных зарядов в ракетных системах различного назначения, эксплуатирующихся на подвижных носителях автомобильного, железнодорожного и авиационного типа. Предлагаемый способ испытаний включает последовательное воздействие статической температурной и динамической вибрационной форсированными нагрузками. При этом проводят испытания натурного заряда после завершения гарантированного срока эксплуатации (ГСЭ) при условии подтверждения структурной целостности указанного заряда результатами штатной дефектоскопии системы заряд-корпус, уровень статической и динамической нагрузок выбирают из условий, моделирующих режимы нагружения при последующей штатной эксплуатации в период назначенного срока службы (НСС) после завершения гарантированного срока эксплуатации. После воздействия форсированными нагрузками осуществляют статический наддув заряда, уровень максимального давления которого выбирают из условия равенства запасов прочности в зоне канала заряда при наддуве и в конце этапа штатной эксплуатации в период НСС после завершения гарантированного срока эксплуатации. Изобретение обеспечивает испытание скрепленных с корпусом зарядов ракетных двигателей твердого топлива, проводимых для подтверждения возможности продления ГСЭ на период назначенного срока службы, обладающего повышенной достоверностью за счет моделирования параметров прочностной работоспособности не только в зоне скрепления с корпусом, но и в зоне канала заряда, а также создания условий, обеспечивающих возможность варьирования величиной давления на этапе финального нагружения в модельном испытании. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ), может найти применение при проведении штатных и форсированных (моделирование длительных сроков хранения) испытаний скрепленных с корпусом крупногабаритных (диаметром более 500 мм) зарядов в ракетных системах различного назначения, эксплуатирующихся на подвижных носителях автомобильного, железнодорожного и авиационного типа.

Современная методология разработки РДТТ базируется на реализации поэтапных схем назначения начальных (гарантийных) и последующего продления сроков эксплуатации РДТТ. Это связано с высокими требованиями по эксплуатационной надежности и трудностями достоверного прогнозирования структурно-механического состояния системы заряд-корпус в последующие 10-15 лет после гарантийных сроков эксплуатации РДТТ.

Опыт исследования механического поведения скрепленных с корпусом зарядов в процессе длительной эксплуатации показывает, что основные изменения механических характеристик (MX) локализуются в зонах скрепления заряда с корпусом и в приканальных зонах заряда [Физико-химические процессы в изделиях из высокоэнергетических конденсированных материалов при длительной эксплуатации. Жарков А.С., Анисимов И.И., Марьяш В.И., Десятых В.И., Люкшин Б.А., Физическая мезомеханика, т. 9, №4, 2006 г., с. 93-106]. В этих же зонах локализуются эффекты нарушения структурной целостности зарядов (отслоения, трещины) экспериментально обнаруживаемые после длительной эксплуатации РДТТ. Поэтому оценка возможности продления сроков эксплуатации после завершения гарантийных сроков эксплуатации (ГСЭ) также должна проводиться из условия обеспечения прочностной работоспособности приканальных и прикорпусных зон заряда.

При оценке работоспособности за пределами ГСЭ следует использовать характеристики в заряде, реализованные в конце ГСЭ с учетом эффектов старения, моделирующих условия эксплуатации за пределами ГСЭ (режим назначенного срока службы (НСС)). Режимы форсированных испытаний по продлению ГСЭ назначают из условия моделирования физико-химических процессов старения (диффузии, структурирования, массопереноса, газовыделения и т.д.) и накопления усталостных повреждений от воздействия силовых и температурных нагрузок в материалах РДТТ при длительной эксплуатации за пределами ГСЭ.

Методы форсированного моделирования этих одновременно происходящих процессов базируются на использовании принципов температурно-временной и напряженно-временной аналогий. Основным условием, определяющим достоверность результатов моделирования, является адекватность физико-химических процессов, происходящих в системе заряд-корпус при штатной эксплуатации за пределами ГСЭ и в процессе форсированного испытания. Использование при проведении форсированных испытаний материалов натурного изделия после завершения ГСЭ гарантирует выполнение этого требования.

Из уровня техники известен способ испытания скрепленных зарядов РДТТ (патент РФ №2217746 опубл. 27.11.2003 г.), включающий воздействие форсированной температурной нагрузкой.

В известном аналоге методология форсирования физико-химических процессов, происходящих в зарядах при длительной эксплуатации, предусматривает проведение термостатирования РДТТ при температуре (40-60°С). Для скрепленных зарядов РДТТ подобное длительное термостатирование недопустимо, так как может привести к повышению равновесной температуры заряда, а затем к необратимому изменению напряженного состояния заряда, не соответствующему условиям последующей штатной эксплуатации.

Кроме того, использованные в рассматриваемом патенте критерии и методы моделирования силовых нагрузок не позволяют учесть особенности накопления повреждения в зарядах РДТТ при воздействии вибрационных нагрузок, действующих при эксплуатации заряда на подвижных носителях. Следовательно, достоверность прогнозирования параметров механического состояния заряда предложенными форсированными методами имеет низкий уровень.

Указанные факторы не позволяют использовать изобретение по патенту РФ №2217746 для решения задач оценки возможности продления ГСЭ скрепленных с корпусом зарядов РДТТ.

Известен способ испытаний скрепленных с корпусом зарядов РДТТ (патент РФ №2607202, опубл. 10.01.2017 г.), принятый за прототип, включающий последовательное воздействие статической температурной и динамической вибрационной форсированных нагрузок.

Недостатками прототипа являются:

- использование в качестве объекта форсированных испытаний натурного заряда непосредственно после изготовления;

- осуществление оценки работоспособности только зоны скрепления заряда с корпусом при отсутствии учета изменений деформативности материала в зоне канала заряда за пределами ГСЭ, что может оказаться критичным для определения работоспособности заряда за пределами ГСЭ;

- использование огневых стендовых испытаний (ОСИ) в качестве контрольной нагрузки, что препятствует обеспечению моделирования запаса прочности в зоне канала в случае наличия эффектов снижения деформативности топлива в зоне канала за пределами ГСЭ, так как ОСИ не позволяют варьировать величиной давления на этапе финального нагружения;

- отсутствие возможности учета эффектов вибронагружения заряда при штатной эксплуатации за пределами ГСЭ.

Указанные факторы приводят к снижению достоверности прогнозирования механического состояния и прочностной работоспособности заряда при сложных и длительных режимах штатной эксплуатации за пределами ГСЭ.

Отмеченные недостатки исключают возможность использования прототипа для решения задачи продления ГСЭ на период назначенного срока службы.

Задачей предлагаемого технического решения является разработка прогностически надежного способа испытаний скрепленных с корпусом зарядов ракетных двигателей твердого топлива, проводимых для подтверждения возможности продления ГСЭ на период назначенного срока службы, обладающего повышенной достоверностью за счет моделирования параметров прочностной работоспособности не только в зоне скрепления с корпусом, но и в зоне канала заряда, а также создания условий, обеспечивающих возможность варьирования величиной давления на этапе финального нагружения в модельном испытании.

Поставленная задача решается заявляемым способом испытаний скрепленных с корпусом зарядов ракетных двигателей твердого топлива, включающим последовательное воздействие статической температурной и динамической вибрационной форсированных нагрузок. Особенность заключается в том, что проводят испытания натурного заряда после завершения гарантированного срока эксплуатации при условии подтверждения структурной целостности указанного заряда результатами штатной дефектоскопии системы заряд-корпус, уровень статической и динамической нагрузок выбирают из условий, моделирующих режимы нагружения при последующей штатной эксплуатации в период назначенного срока службы после завершения гарантированного срока эксплуатации, а после воздействия форсированными нагрузками осуществляют статический наддув заряда, уровень максимального давления которого выбирают из условия равенства запасов прочности в зоне канала заряда при наддуве и в конце этапа штатной эксплуатации в период назначенного срока службы после завершения гарантированного срока эксплуатации.

В частности, при определении уровня статической и динамической форсированных нагрузок, моделирующих штатную эксплуатацию в период назначенного срока службы после завершения гарантированного срока эксплуатации, используют механические характеристики топлива, вырезанного из исследуемого заряда, прошедшего эксплуатацию в течение гарантированного срока эксплуатации.

В частности, после завершения статического наддува заряда, моделирующего условия НСС, проводят статический наддув до давления, при котором в зоне канала заряда реализуются нарушения структурной целостности, но при этом давление наддува меньше давления, при котором реализуются нарушения структурной целостности корпуса исследуемого ракетного двигателя. Это позволяет оценить предельный ресурс прочностной работоспособности исследуемого ракетного двигателя.

Заявляемый способ иллюстрируется графическими изображениями:

Фиг. 1 - схематичный продольный разрез скрепленного с корпусом заряда ракетного двигателя твердого топлива с указанием наиболее нагруженных зон.

Фиг. 2 - схема нагружения скрепленного с корпусом заряда ракетного двигателя твердого топлива при подтверждении возможности продления ГСЭ на период НСС согласно заявляемому способу.

На фиг. 1 приняты следующие обозначения: 1 - корпус, 2 - заряд, 3 - прикорпусная зона, 4 - приканальная зона.

Прогнозирование прочностной работоспособности скрепленных с корпусом зарядов в период НСС должно проводиться для наиболее нагруженных (приканальных и прикорпусных) зон зарядов (фиг. 1). В прилежащей к каналу зоне заряда критичные условия нагружения реализуются в период активной работы двигателя, в прикорпусной зоне заряда - в периоды воздействия статических и вибрационных нагрузок на этапах, предшествующих работе двигателя. Предлагаемая схема проведения испытаний по заявляемому способу (фиг. 2) реализована с учетом этой принципиальной особенности нагружения заряда на этапе НСС.

Для получения информации об уровне механических характеристик натурного заряда непосредственно после завершения ГСЭ целесообразно использовать результаты испытания вырезанных из зоны канала образцов или неразрушающий (пенетрометрический) метод [Физико-химические процессы в изделиях из высокоэнергетических конденсированных материалов при длительной эксплуатации. Жарков А.С., Анисимов И.И., Марьяш В.И., Десятых В.И., Люкшин Б.А., Физическая мезомеханика, т. 9, №4, 2006 г., с. 93-106].

Для оценки и учета влияния эффектов изменения MX (старения) материала заряда в период НСС используют результаты форсированных испытаний, базирующиеся на указанных выше принципах температурно-временной аналогии. В качестве объектов для этих испытаний также используются вырезанные из натурного изделия образцы топлива, прошедшие эксплуатацию в течение ГСЭ. Вырезка образцов проводится из слабонапряженных зон изделия с использованием специальных препарационных устройств типа УВО-60 [Физико-химические процессы в изделиях из высокоэнергетических конденсированных материалов при длительной эксплуатации. Жарков А.С., Анисимов И.И., Марьяш В.И., Десятых В.И., Люкшин Б.А., Физическая мезомеханика, т. 9, №4, 2006 г., с. 93-106].

Моделирование (форсированными методами) влияния на прочностную работоспособность заряда действующих в период НСС статических и вибрационных нагрузок проводят на выбранном для испытаний натурном изделии (фиг. 2) после завершения ГСЭ с использованием принципов напряженно-временной аналогии [Москвитин В.В. Сопротивление вязко-упругих материалов применительно к зарядам ракетных двигателей на твердом топливе. Изд. «Наука»., М., 1972 г., с. 328]. С позиций указанного критерия моделирования уровень статической и вибрационной составляющих, действующих в период НСС напряжений, соответствует напряженному состоянию в наиболее нагруженных в период НСС краевых зонах скреплений заряда с корпусом РДТТ.

В качестве критерия моделирования эффектов усталостного нагружения используют условие равенства накопленных повреждений в расчетной зоне заряда в период НСС и в процессе форсированного испытания натурного заряда [Боеприпасы и высокоэнергетические системы. «Моделирование воздействия виброударных нагрузок на многослойные конструкции из композитных материалов». Анисимов И.И., Литвинов А.В., Тучков Р.В., Десятых В.И., Загородников Р.А., выпуск №1, 2015 г., с. 28-34]. Варьируемыми факторами нагружения (1) являются температурная составляющая напряженного состояния (σт(t)) в краевой зоне скрепления заряда с корпусом, частота (ωф) и длительность модельного форсированного эксперимента (t) (фиг. 2):

где σγ - статическая составляющая напряжения от действия массовых сил;

σфа - амплитуда напряжений в форсированном режиме нагружения,

t0 - длительность воздействия статических нагрузок в режиме, моделирующем условия НСС.

Наиболее эффективным инструментом обеспечения условий форсированного нагружения (1) является температурная нагрузка (ΔТ=Трф), значение которой увеличивается при снижении среднеобъемной температуры (Тф) заряда в процессе форсированного испытания (при неизменной равновесной температуре заряда Тр).

Уровень максимального давления наддува (Рнад) определяют из условий равенства запасов прочности в зоне канала (η) при работе двигателя и при наддуве исследуемого натурного изделия в процессе форсированного испытания:

Положительные результаты оценки структурной целостности системы заряд-корпус (методами дефектоскопии) после форсированного моделирования (1) условий нагружения в период НСС и последующего проведения наддува заряда (фиг. 2) свидетельствуют об экспериментальном подтверждении возможности продления эксплуатации исследуемого заряда в течении НСС за пределами ГСЭ.

Предложенный способ был экспериментально реализован на скрепленном с корпусом заряде канального типа с раскрепленными торцами (фиг. 1).

Форсированное моделирование условий статического и вибрационного нагружения (1) указанного заряда в период НСС проводилась методом напряженно-временной аналогии с использованием нелинейного критерия накопленной поврежденности, позволяющего отразить особенности многоцикловых периодических воздействий в период НСС. При проведении указанных экспериментов обеспечивалась адекватность соотношения стационарных и нестационарных нагрузок в условиях НСС и форсированных испытаний.

Оценка влияния эффектов старения, моделирующих изменение механических характеристик в период НСС, проводилась на образцах материала вырезанных из исследуемого заряда. Положительные результаты последующего статического наддува натурного изделия, реализованного в соответствии с соотношением (2) подтвердили возможность продления гарантийных сроков его эксплуатации.

При моделировании условий вибронагружения натурного изделия в период НСС был использован изготовленный в АО «ФНПЦ «Алтай» автоматизированный стенд (для изделий повышенных весогабаритных параметров подобные стенды в настоящее время не выпускаются промышленностью), позволяющий реализовать многоцикловое вращение горизонтально расположенного крупногабаритного натурного заряда с различными частотными параметрами, при обеспечении режима вращения заряда со скоростью n=1-20 об/мин. В течение каждого оборота в зоне скрепления заряда с корпусом действуют поперечные перегрузки, обусловленные действием на заряд силы тяжести. Этого оказалось достаточно для сокращения времени проведения форсированных испытаний до 1,5 месяцев при продлении сроков предстартовой эксплуатации заряда на 10 лет.

Таким образом, предлагаемый способ испытаний скрепленных с корпусом зарядов ракетных двигателей твердого топлива практически реализуем и позволяет решить поставленную задачу продления ГСЭ зарядов рассматриваемого типа.

1. Способ испытаний скрепленных с корпусом зарядов ракетных двигателей твердого топлива, включающий последовательное воздействие статической температурной и динамической вибрационной форсированных нагрузок, отличающийся тем, что проводят испытания натурного заряда после завершения гарантированного срока эксплуатации при условии подтверждения структурной целостности указанного заряда результатами штатной дефектоскопии системы заряд-корпус, уровень статической и динамической нагрузок выбирают из условий, моделирующих режимы нагружения при последующей штатной эксплуатации в период назначенного срока службы после завершения гарантированного срока эксплуатации, а после воздействия форсированными нагрузками осуществляют статический наддув заряда, уровень максимального давления которого выбирают из условия равенства запасов прочности в зоне канала заряда при наддуве и в конце этапа штатной эксплуатации в период назначенного срока службы после завершения гарантированного срока эксплуатации.

2. Способ испытаний по п. 1, отличающийся тем, что при определении уровня статической и динамической форсированных нагрузок, моделирующих штатную эксплуатацию в период назначенного срока службы после завершения гарантированного срока эксплуатации, используют механические характеристики топлива, вырезанного из исследуемого заряда, прошедшего эксплуатацию в течение гарантированного срока эксплуатации.

3. Способ испытаний по п. 1, отличающийся тем, что после завершения статического наддува заряда, моделирующего условия назначенного срока службы, проводят статический наддув до давления, при котором в зоне канала заряда реализуются нарушения структурной целостности, но при этом давление наддува меньше давления, при котором реализуются нарушения структурной целостности корпуса исследуемого ракетного двигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение может быть использовано для анализа функционирования широкого класса технических систем, в частности, в ракетно-космической технике для контроля состояния жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) на переходных режимах огневых стендовых испытаний. Для принятия решений о возникновении неисправности, прекращении испытания и определении неисправного агрегата на переходных режимах стендового испытания статистической оценке на основе критерия Стьюдента подвергаются временные ряды значений градиентов изменения измеряемых параметров, обладающие свойством стационарности, обусловленное тем, что при стендовых испытаниях, проводимых по заданной циклограмме, на переходных режимах управление двигателем обеспечивается изменением угла привода агрегата управления по линейному закону.

Изобретение относится к регулированию параметров объекта с помощью входящих в его состав регулирующих устройств, в частности в ракетно-космической технике для регулирования жидкостного ракетного двигателя. Способ регулирования параметров ЖРД заключается в установке приводов агрегатов регулирования в положения, которые соответствуют требуемым значениям тяги, коэффициента соотношения компонентов топлива, температур и давлений компонентов топлива на входе в двигатель и определяются по математической модели данного двигателя или по полиномам регулирования данного двигателя, полученным путем аппроксимации результатов расчетов, проведенных по математической модели данного двигателя, и закладываются в ЭВМ стендовой системы управления или бортовую ЭВМ ракеты-носителя.

Изобретение относится к области авиационного и ракетного двигателестроения и может быть использовано при исследовании рабочих процессов в прямоточных воздушно-реактивных и гибридных ракетных двигателях в условиях стендовых испытаний. Способ заключается в измерении толщины сгоревшего свода цилиндрического канального заряда твердого топлива, размещенного в камере сгорания с сопловым блоком, при подаче нагретого газа с заданными значениями температуры и плотности потока окислителя.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано как стендовое оборудование для определения скорости горения твердых ракетных топлив (ТРТ) и скорости сублимации полимерных покрытий, например теплозащитных покрытий, бронирующих составов твердотопливных ракетных двигателей, при обдуве высокотемпературным газом.

Изобретение относится к испытательной технике, конкретно к оборудованию для высокоскоростных трековых испытаний, и может быть использовано для разгона объектов испытаний на ракетном треке. Ракетная каретка содержит несущую платформу, установленную на пилонах, опирающихся на опорно-направляющие башмаки, расположенные на ней ложементы для установки испытываемого изделия и ракетного двигателя, элементы тормозной системы и антикрыло.

Изобретение относится к испытательной технике, к оборудованию для высокоскоростных трековых испытаний и может быть использовано для разгона объектов испытаний на ракетном треке. Ракетная каретка содержит несущую платформу, установленную на опорно-направляющие башмаки с элементами тормозной системы, расположенные на ней ложементы для установки испытываемого изделия и ракетного двигателя, и антикрыло или систему антикрыльев.

Характеристики термического окисления реактивного топлива оценивают посредством стандартного метода испытания термической стабильности авиационного топлива для турбореактивных двигателей. Этот метод испытания имитирует условия теплового напряжения, которым подвергается реактивное топливо в процессе эксплуатации, и часто осуществляется посредством лабораторных устройств, известных как установки.

Изобретение относится к области измерения основных внутрибаллистических характеристик в камере сгорания с использованием текущих значений толщины свода горящего образца. Предлагается способ определения скорости горения образца твердого ракетного топлива.

Изобретение относится к устройствам для испытания электрических ракетных двигателей, в частности к измерителям реактивной тяги. Измеритель реактивной тяги электрического ракетного двигателя содержит рычажный элемент, на одном из концов которого размещена приемная пластина из графита, опорный элемент, тензометрический датчик и комплект средств, обеспечивающий расчет реактивной тяги, где тензометрический датчик одним концом жестко связан с опорным элементом, а другим концом жестко связан с рычажным элементом с образованием в тензометрическом датчике свободной от жесткой связи области, способной к микроскопическому параллельному сдвигу относительно жестко связанных концов тензометрического датчика.

Изобретение относится к области экспериментальной отработки прочности эластичных шарниров (ЭШ) поворотных управляющих сопел ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ) и может быть использовано при оптимизации конструкции ЭШ. Предлагается устройство для испытаний на прочность тарелей путем нагружения их по отдельности, вне конструкции эластичного шарнира в сборе, осевой сжимающей силой, обеспечивающей имитацию их работы в составе эластичного шарнира сопла РДТТ.

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при испытаниях насосных систем подачи порошкообразного металла в камеру сгорания ЖРД. Стенд содержит корпусную оснастку, технологические емкости, систему подачи горючего в камеру сгорания и систему управления процессами испытаний и контроля параметров. Стенд снабжен системой подачи гелеобразного горючего с порошкообразной металлической добавкой с регулятором вязкости гелеобразного горючего, установленным перед насосным агрегатом. Регулятор вязкости содержит активатор, использующий вращающееся электромагнитное поле, воздействующее на горючее. Расходная и накопительная технологические емкости выполнены цилиндрическими, одинаковыми по размерам, форме и взаимозаменяемыми и установлены на корпусной оснастке с возможностью переустановки. Имитатор камеры сгорания устанавливается после насосного агрегата перед накопительной емкостью при проведении автономных испытаний системы подачи и демонтируется при проведении огневых испытаний двигательной установки. Изобретение обеспечивает усовершенствование конструктивно-технологических характеристик стенда при проведении испытаний системы подачи применяемого ракетного горючего с учетом особенностей его состава. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх