Способ утилизации нефтяных остатков
Владельцы патента RU 2771842:
Публичное акционерное общество "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", (ПАО "Славнефть-ЯНОС") (RU)
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при получении котельных и моторных топлив. Изобретение касается способа утилизации тяжелых нефтяных остатков, включающего вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона. Вакуумную перегонку мазута ведут с разделением прямогонного вакуумного дистиллята на фракции, одна из которых выкипает в пределах 360°С-390°С, фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380°С-540°С, и фракцию тяжелого вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420°С-594°С, затем фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380°С-540°С, и фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420°С-594°С, направляют на установку каталитического крекинга, на которой получают углеводородный газ, бензин и дизельное топливо. Технический результат - увеличение выхода светлых нефтепродуктов и уменьшение потребления энергоносителей в процессе каталитического крекинга фракций вакуумного газойля. 2 табл.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при получении моторных топлив.
Известен способ утилизации нефтяных остатков, который включает вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением продуктов коксования на бензиновую фракцию, легкую и тяжелую газойлевые фракции коксования и кокс. Тяжелую газойлевую фракцию коксования разделяют на два потока, один из которых в смеси с легкой газойлевой фракцией коксования и прямогонным вакуумным дистиллятом направляют на гидрокрекинг, а второй поток предварительно подвергают гидроочистке и затем направляют на каталитический крекинг в смеси с остатком гидрокрекинга, причем эти потоки разделяют в соотношении 35-80% мас. и 20-65% мас. (патент RU №2321613 от 04.10.2008 г.).
Недостатками способа являются:
1. Сложная технологическая схема, включающая набор технологических процессов (коксование гудрона, гидрокрекинг смеси прямогонного вакуумного дистиллята и тяжелой фракции коксования, гидроочистка с последующим каталитическим крекингом тяжелой газойлевой фракции коксования).
2. Преимущественное получение дистиллятов моторных топлив при минимальной возможности производства тяжелых топлив: судовых, котельных и др.
3. Относительно высокое давление водорода на стадии гидрокрекинга (13-17 МПА), что делает указанный процесс недостаточно экономичным.
Наиболее близким является способ утилизации тяжелых нефтяных остатков, включающий вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята, выкипающего в пределах 320°С-560°С и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением жидких продуктов коксования на бензиновую, дизельную фракции и тяжелую газойлевую фракцию, которую смешивают с прямогонным вакуумным дистиллятом и направляют на гидрокрекинг, при этом из продуктов гидрокрекинга выделяют фракции бензина, дизельного топлива и остаток гидрокрекинга, который разделяют на два потока, один из которых выводят в качестве остаточного судового топлива, а второй возвращают в процесс гидрокрекинга в смеси с прямогонным вакуумным дистиллятом и тяжелой газойлевой фракцией коксования. Соотношение выведенного из процесса остаточного судового топлива и возвращаемого в процесс остатка гидрокрекинга составляет от 30-70% до 70-30% мас. (патент RU №2671640 от 6.11.2018 г.).
Недостатками способа являются:
1. Сложная технологическая схема, включающая набор технологических процессов (коксование гудрона, гидрокрекинг смеси прямогонного вакуумного дистиллята и тяжелой фракции коксования, гидроочистка с последующим каталитическим крекингом тяжелой газойлевой фракции коксования).
2. Очень широкая фракция вакуумного дистиллята (320°С-560°С), которая содержит балластные фракции в сырье для процессов, протекающих на установках каталитического крекинга и гидрокрекинга, а концевые фракции содержат значительное количество полициклических ароматических, смолистых и коксовых соединений, а также тяжелых металлов, например, никеля и ванадия, которые отравляют катализатор гидрокрекинга.
Целью изобретения является оптимизация сырья для процесса каталитического крекинга путем удаления балластных фракций, увеличение выхода светлых нефтепродуктов, таких как углеводородный газ, бензин и дизельное топливо и уменьшение потребления энергоносителей в процессе каталитического крекинга.
Поставленная цель достигается использованием способа утилизации тяжелых нефтяных остатков, включающего вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, при этом вакуумную перегонку мазута ведут с разделением прямогонного вакуумного дистиллята на фракции, одна из которых выкипает в пределах 360°С-390°С, фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380°С-540°С и фракцию тяжелого вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420°С-594°С, затем фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380°С-540°С, и фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420°С-594°С, направляют на установку каталитического крекинга, на которой получают углеводородный газ, бензин и дизельное топливо.
Способ осуществляют следующим образом.
При вакуумной перегонке мазута вместо фракции вакуумного дистиллята получают три фракции, одна из которых выкипает в пределах 360°С-390°С, фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380°С-540°С, и фракцию тяжелого вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420°С-594°С, путем изменения конструкции колонны, которая заключается в устройстве дополнительных зон ректификации, глухих тарелок для вывода дополнительных фракций, трубопроводов для откачки фракций и подачи орошения в колонну для регулирования температуры на глухих тарелках. Затем фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380°С-540°С и фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420°С-594°С, направляют на установку каталитического крекинга, на которой получают углеводородный газ, бензин и дизельное топливо. Физико-химические свойства выделенных фракций представлены в таблице 1. Примеры осуществления предлагаемого способа утилизации нефтяных остатков представлены в таблице 2.
Как видно из таблицы 2, выделение из вакуумного дистиллята фракции вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 360°С-390°С и не претерпевает никаких физических изменений в процессе каталитического крекинга, являясь балластной для него, приводит к повышению выхода светлых нефтепродуктов и уменьшению потребления энергоносителей в процессе каталитического крекинга вакуумного дистиллята.
Фракция вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 360°С-390°С, может быть использована как отличный разбавитель при получении котельного и моторного топлива.
Этот способ утилизации тяжелых нефтяных остатков используют при плановых или аварийных остановках установки гидрокрекинга, а также при избытке сырья, поступающего на установку гидрокрекинга.
Способ утилизации тяжелых нефтяных остатков, включающий вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, отличающийся тем, что вакуумную перегонку мазута ведут с разделением прямогонного вакуумного дистиллята на фракции, одна из которых выкипает в пределах 360°С-390°С, фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380°С-540°С, и фракцию тяжелого вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420°С-594°С, затем фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 380°С-540°С, и фракцию вакуумного газойля, которая выкипает в пределах 420°С-594°С, направляют на установку каталитического крекинга, на которой выделяют углеводородный газ, бензин и дизельное топливо.