Способ оценки фонетического оформления речи

Изобретение относится к медицине и педагогике, а именно к коррекционной педагогике (логопедии) и быть использовано для оценки фонетической оформления речи у лиц, имеющих врожденную расщелину губы и неба, вне зависимости от возраста в дооперационный и послеоперационный период. Техническим результатом изобретения является сокращение времени проведения оценки фонетического оформления речи, который достигается за счет того, что оценку фонетического оформления речи проводят в соответствии с возрастом и функциональными возможностями тестируемого, при этом тестируемому предоставляют минимально необходимый для оценки набор шаблонов, после чего в ручном или автоматическом режиме производят сравнение шаблонов и результатов аудио-визуального контроля тестируемого, при этом оценка носит качественный характер, что в своей совокупности сокращает время на оценку фонетического оформления речи. При осуществлении способа специалист оценивает фонетическое оформление речи на предмет разборчивости звучащей речи для незатруднительного понимания собеседником в дооперационный и послеоперационный период. Заявленный способ позволяет наблюдать за речью ребенка или взрослого человека вне зависимости от возраста, проводить аудиологический анализ, сопоставлять результаты анализа с заданной шкалой и трактовать их, при этом включает оценку фонетической стороны речи по 3 модулям: 1) голосообразование, 2) нарушения звукопроизношения, обусловленные резонаторным дисбалансом (небно-глоточной недостаточностью), 3) нарушения звукопроизношения, обусловленные иными причинами. 1 ил.

 

Изобретение относится к медицине и педагогике, а именно к коррекционной педагогике (логопедии) и быть использовано для оценки фонетической оформления речи у лиц, имеющих врожденную расщелину губы и неба, вне зависимости от возраста в дооперационный и послеоперационный период.

Под фонетическим оформлением речи в заявленном изобретении понимается разборчивость звучащей речи для незатруднительного восприятия собеседником.

Из уровня техники ИЗВЕСТЕН СПОСОБ ОЦЕНКИ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ РАСЩЕЛИНАХ НЕБА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ [Л.И. Вансовской, опубл. 2000 г.], для осуществления которого используются тестовые таблицы: звуковые, слоговые, словесные, фразовые. Исследователь произносит, а испытуемый повторяет; в общей сложности 200 единиц. При обработке материала вычисляется процент правильного воспроизведения от общего числа воспринятого речевого материала; учитываются специфические ошибки, свойственные детям с расщелиной неба, и другие, которые могут встретиться у детей и подростков без расщелины неба.

Недостатком данного способа является то, что оно занимает много времени, не учитывается возраст ребенка, так как, называя незнакомые звуковые единицы, он может демонстрировать худшее произношение, чем обычно ему свойственно.

Наиболее близким по технической сущности является СПОСОБ ОЦЕНКИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И НЕБА [Рапацкая Е.Н., Мамедов Ад.А., Козлова В.П., Доросинская А.В. Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. Материалы конференции г. Москва 5-6 декабря 2002 г.], который характеризуется тем, что оценка речи проводится у детей, начиная с пятилетнего возраста, когда основные этапы реабилитации: хирургическое вмешательство, психолого-педагогичесая коррекция и т.д. закончены с одной стороны, а с другой сформированы все компоненты речевой системы. Указанная оценка речи проводится по 2 блокам А и Б. В блоке А анализируется состояние голоса, а также изменения патофизиологического процесса, связанные с изменением голоса: резонанс, носовая эмиссия, назальная турбулентность, фонация, гримаса. В блоке Б анализируется звукопроизношение, выделяется нарушения звукопроизношения, обусловленные наличием расщелины неба или НГН (небно-глоточной недостаточностью), а также нарушения обусловленные другими причинами: механической дислалией, дизартрией, диспраксией и т.п. Оценивается отсутствие, искажение, замена или смешение отдельных звуков или классов звуков различающихся по одному признаку (месту, способу образования и т.д). Параметры фонетической стороны речи оцениваются в баллах, общая сумма которых соответствует оценке речи: отлично, близко к отлично (от 0 до 2,5 баллов); хорошо (от 3,0 до 4,5 баллов), близко к хорошо (от 5,0 до 7,5 баллов), удовлетворительно (от 8,0 до 12,5 баллов), плохо (от 13,0 и более баллов).

Основной технической проблемой прототипа являются сложные требования к отбору речевого материала, возрастные ограничения, длительность диагностики и отсутствие толкования количественных результатов.

Задачей изобретения является устранение недостатков прототипа.

Техническим результатом изобретения является сокращение времени проведения оценки фонетического оформления речи.

Указанный технический результат достигается за счет того, что способ оценки фонетического оформления речи, характеризующийся заданием в блоке ввода характеристик тестируемого и параметров программы тестирования, после чего блок хранения шаблонов передает шаблоны звуков в аудиоустройство и/или пользовательский дисплей, после чего тестируемый в соответствии с представленными ему шаблонами произносит различные звуки, при этом видеокамера записывает мимику тестируемого, а микрофон записывает произносимые тестируемым звуки и передают аудиовизуальное изображение тестируемого в блок сравнения, в который одновременно блок хранения шаблонов передает эталонный шаблон, при этом блок сравнения производит качественное сравнение аудиовизуального изображения тестируемого с шаблоном и передает результат сравнения в блок накопления результатов сравнения, который при выполнении программы тестирования производит накопление результатов тестирования, а по результатам тестирования выдает интегральный показатель фонетического оформления речи тестируемого в пользовательский интерфейс.

Краткое описание чертежей.

На фиг.1 показана блок-схема устройства оценки фонетического оформления речи.

На фигуре обозначено: 1 - блок ввода, 2 - блок хранения шаблонов, 3 - блок сравнения, 4 - микрофон, 5 - видеокамера, 6 - блок накопления результатов тестирования, 7 - пользовательский дисплей, 8 - аудио устройство.

Осуществление изобретения.

Способ оценки фонетического оформления речи реализуется посредством работы устройства оценки фонетического оформления речи, которое содержит блок ввода 1, который последовательно соединен с блоком хранения шаблонов 2 и блоком сравнения 3, к которому подключен микрофон 4 и видео камера 5, при этом блок сравнения последовательно соединен с блоком накопления результатов тестирования 6 и пользовательским дисплеем 7, к которому также подключен блок хранения шаблонов 2, при этом блок хранения шаблонов 2 подключен к аудио устройству 8. Блок ввода 1 подключен к блоку накопления результатов тестирования.

В качестве аудио устройства 8 можно использовать наушники или колонки.

Способ оценки фонетического оформления речи, характеризующийся заданием в блоке ввода 1 характеристик тестируемого и параметров программы тестирования, после чего блок хранения шаблонов передает шаблоны звуков в аудиоустройство и/или пользовательский дисплей, после чего тестируемый в соответствии с представленными ему шаблонами произносит различные звуки, при этом видеокамера записывает мимику тестируемого, а микрофон записывает произносимые тестируемым звуки и передают аудиовизуальное изображение тестируемого в блок сравнения, в который одновременно блок хранения шаблонов передает эталонный шаблон, при этом блок сравнения производит качественное сравнение аудиовизуального изображения тестируемого с шаблоном и передает результат сравнения в блок накопления результатов сравнения, который при выполнении программы тестирования производит накопление результатов тестирования, а по результатам тестирования выдает интегральный показатель фонетического оформления речи тестируемого в пользовательский интерфейс.

Специалист оценивает фонетическое оформление речи на предмет разборчивости звучащей речи для незатруднительного понимания собеседником в дооперационный и послеоперационный период.

В отличие от прототипов предлагаемый способ оценки фонетического оформления речи позволяет наблюдать за речью ребенка или взрослого человека вне зависимости от возраста, проводить аудиологический анализ, сопоставлять результаты анализа с заданной шкалой и трактовать их.

Способ включает оценку фонетической стороны речи по 3 модулям:

1) голосообразование;

2) нарушения звукопроизношения, обусловленные резонаторным дисбалансом (небно-глоточной недостаточностью);

3) нарушения звукопроизношения, обусловленные иными причинами.

Модуль голосообразования включает в себя оценку голосового резонанса: гиперназальность или гипоназальность; носовую эмиссию; назальную турбулентность; звучность голоса; гримасу, как показатель ощущаемого дискомфорта в момент речи.

Модуль нарушение звукопроизношения, обусловленные резонаторным дисбалансом (небно-глоточной недостаточностью) включает в себя оценку групп звуков: противопоставления гласных звуков (А,Э,О,У, И, Ы) по акустико-артикуляционным признакам, произношения губных согласных звуков (П,ПЬ,Б,БЬ), губно-зубных согласных звуков (В,ВЬ,Ф,ФЬ), переднеязычных согласных звуков (Т,ТЬ,Д,ДЬ), заднеязычных согласных звуков (К,КЬ,Г,ГЬ, Х, ХЬ), свистящих согласных звуков (С,СЬ,З,ЗЬ), шипящих согласных звуков (Ш,Ж,Щ,Ч), аффрикатных согласных звуков (Ц,Ч), ротовых сонорных согласных звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ), носовых сонорных согласных звуков (М,МЬ,Н,НЬ), а также гортанно-глоточная артикуляцию взрывных звуков, ларинго-фарингеальную артикуляцию фрикативных звуков и сниженную звуконаполняемость слова.

Модуль нарушение звукопроизношения, обусловленные иными причинами включает в себя оценку групп звуков: противопоставления гласных звуков (А,Э,О,У, И, Ы) по акустико-артикуляционным признакам, произношения губных согласных звуков (П,ПЬ,Б,БЬ), губно-зубных согласных звуков (В,ВЬ,Ф,ФЬ), переднеязычных согласных звуков (Т,ТЬ,Д,ДЬ), заднеязычных согласных звуков (К,КЬ,Г,ГЬ, Х, ХЬ), свистящих согласных звуков (С,СЬ,З,ЗЬ), шипящих согласных звуков (Ш,Ж,Щ,Ч), аффрикатных согласных звуков (Ц,Ч), ротовых сонорных согласных звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ), носовых сонорных согласных звуков (М,МЬ,Н,НЬ), а также наличие дефектов озвончения, смягчения согласных звуков и произношение стечения согласных звуков.

Таким образом, в одном из возможных вариантов реализации заявленного изобретения программа тестирования включает 3 модуля и 7 параметров. В первом модуле учитываются интонационные компоненты; во втором модуле учитываются нарушения звукопроизношения, обусловленные резонаторным дисбалансом (небно-глоточной недостаточностью); в третьем модуле учитываются нарушения звукопроизношения, обусловленные иными причинами (чаще всего дислалией или дизартрией).

Для оценки интонационных компонентов речи у лиц с врожденной расщелиной губы и неба отобраны следующие показатели:

1. Резонаторный дисбаланс в виде гиперназальности или гипоназальности;

2. Носовая эмиссия, как показатель утечки воздуха через носовые ходы в момент фонации;

3. Назальная турбулентность или шумы в носовой полости, свидетельствующие о затрудненном носовом дыхании в момент речи;

4. Звучность голоса, как способность звуковой волны отразиться от свода твердого неба и резонировать;

5. Гримаса, как показатель ощущаемого дискомфорта в момент речи и стремление его уменьшить или устранить.

Нормативный компонент интонации оценивался в 0 баллов. В зависимости от степени выраженности нарушения баллы за компонент увеличивают до 3, за исключением «звучности» (при отсутствии звонкости любая степень глухости голоса указывается 1 балл).

Отличительной особенностью способа является оценка нарушений звукопроизношения в соответствии с нормативными сроками их появления.

Таблица 1
Нормативные сроки появления звуков
Возрастной период Звуки Примечания
0-6 мес Протяжное произнесение гласных звуков. Гласные звуки различаются по резонансу.
6 - 9 мес А, М
9 - 12 мес У (О), П, Б
1 год - 1 год 3 мес Э, К, Г
1 год 3 мес. - 1 год 6 мес О (У), Н, Т, Д Допускается мягкое произношение согласных
1 год 6 мес. - 1 год 9 мес И, В, Х
1 год 9 мес. - 2 года Ы, Й
2 года - 2 года 6 мес ЛЬ Четкое различие в произношении мягких и твердых согласных
2 года 6 мес. - 3 года С, СЬ,З, ЗЬ
3 - 4 года Щ, Ш, Ж Произносит стечения согласных
4 года - 5 лет Ц, Ч
5 - 6 лет Л, Р, РЬ

В случае несформированности звука в группе возрастной популяции нарушение не фиксировалось, 0 баллов.

Для удобства звуки сгруппированы по артикуляционно-акустическим признакам: гласные, согласные губные, губно-зубные, переднеязычные, заднеязычные, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры (ротовые и носовые). Любой вид нарушения звукопроизношения (отсутствие, искажение, замена, смешение) оценивается в 1 балл.

Оценка звукопроизношения учитывала причины нарушения:

- нарушения звукопроизношения обусловленные резонаторным дисбалансом (небно-глоточной недостаточностью);

- нарушения звукопроизношения обусловленные иными причинами (чаще всего дислалией или дизартрией).

В соответствии с причинами нарушения отдельно выделены специфические проявления звукопроизношения при резонаторном дисбалансе (гортанно-глоточная артикуляцию взрывных звуков, ларинго-фарингиальная артикуляция фрикативных звуков или сниженная звуконаполняемость слова) и иных нарушениях (дефекты озвончения, смягчения, произношения стечения согласных), которые оцениваются в 3 балла.

Таким образом, 0 баллов - это норма, а чем серьезнее нарушение фонетического оформления речи, тем больше баллов. Максимальное количество баллов в каждом модуле - 13, максимальное количество баллов с учетом всех заданий - 39 баллов.

Схематично оценка фонетического оформления речи выглядит следующим образом.

Модуль 1.

1) резонаторный дисбаланс: гиперназальность или гипоназальность:

- сбалансированный резонанс - 0 баллов;

- проявляется в легкой степени - 1 балл;

- проявляется в средней степени - 2 балла;

- проявляется в выраженной степени - 3 балла;

2) носовая эмиссия:

- отсутствует - 0 баллов;

- легкая - 1 балл;

- умеренная - 2 балла;

- выраженная -3 балла;

3) назальная турбулентность:

- отсутствует - 0 баллов;

- легкая - 1 балл;

- умеренная - 2 балла;

- выраженная - 3 балла;

4) звучность голоса:

- норма - 0 баллов;

- глухость - 1 балл;

5) гримаса:

- отсутствует - 0 баллов;

- ноздревая -1 балл;

- носовая или лобная - 2 балла;

- лицевая - 3 балла.

Модуль 2.

6) Нарушения звукопроизношения, обусловленные резонаторным дисбалансом (небно-глоточной недостаточностью):

- недостаточное противопоставление гласных звуков (А, Э, О, У, И, Ы) по акустико-артикуляционным признакам - 1 балл;

- нарушение произношения губных согласных звуков (П, ПЬ, Б, БЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения губно-зубных согласных звуков (В, ВЬ, Ф, ФЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения переднеязычных согласных звуков (Т, ТЬ, Д, ДЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения заднеязычных согласных звуков (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения свистящих согласных звуков (С, СЬ, З, ЗЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения шипящих согласных звуков (Ш, Ж, Щ) - 1 балл;

- нарушение произношения аффрикатных согласных звуков (Ц, Ч) - 1 балл;

- нарушение произношения ротовых сонорных согласных звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ) -1 балл;

- нарушение произношения носовых сонорных согласных звуков (М, МЬ, Н, НЬ) - 1 балл;

- гортанно-глоточная артикуляцию взрывных звуков, ларинго-фарингиальная артикуляция фрикативных звуков или сниженная звуконаполняемость слова - 3 балла.

Модуль 3.

7) нарушения звукопроизношения обусловленные иными причинами:

- недостаточное противопоставление гласных звуков (А, Э, О, У, И, Ы) по акустико-артикуляционным признакам - 1 балл;

- нарушение произношения губных согласных (П, ПЬ, Б, БЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения переднеязычных согласных (Т, ТЬ, Д, ДЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения губно-зубных согласных (В, ВЬ, Ф, ФЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения заднеязычных согласных (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения свистящих согласных (С, СЬ, З, ЗЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения шипящих согласных (Ш, Ж, Щ, Ч) - 1 балл;

- нарушение произношения аффрикатных согласных звуков (Ц, Ч) - 1 балл;

- нарушение произношения ротовых сонорных согласных звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ) -1 балл;

- нарушение произношения носовых сонорных согласных звуков (М, МЬ, Н, НЬ) - 1 балл;

- дефекты оглушения и озвончения - 1 балл;

- дефекты смягчения - 1 балл;

- дефекты произношения стечения согласных - 1 балл.

Результаты фонетического оформления речи оценивались по следующей шкале:

- 0 - 2 балла - отлично или близко к отлично, речь воспринимается окружающими без малейшего напряжения внимания, соответствует произношению большинства людей общей популяции;

- 3 - 4 балла - хорошо, речь воспринимается окружающими без затруднений, но имеются незначительные отличия произношения заметные только специалистам;

- 5 - 9 баллов - близко к хорошо, речь воспринимается с некоторым напряжением, понятна, но произношение отличается от большинства людей общей популяции; данные отклонения от нормы заметны окружающим;

- 10 - 14 баллов - удовлетворительно, речь не понятна окружающим, требуются переспросы, повторения, дополнительная коммуникация (жесты, предметы, картинки, письмо и др.);

- 15 и более баллов - плохо, речь требует большого напряжения внимания от окружающих и всё же остается не понятна, основным средством общения является альтернативная коммуникация.

Оценка восприятия речи может проводится специалистом и вводиться им посредством блока вода 1 в блок накопления результатов тестирования 6 или блоком сравнения посредством сравнения аудиовизуального изображения с шаблонами произношения звуков и шаблонами мимики, которые поступают в блок сравнения 3 из блока хранения шаблонов.

Сравнение шаблонов с результатами записи в блоке 6 может производится посредством корреляционного анализа или же посредством работы нейросетей, обученных аудио и визуальными шаблонами.

Указанный технический результат изобретения достигается за счет то, что оценку фонетического оформления речи проводят в соответствии с возрастом и функциональными возможностями тестируемого, при этом тестируемому предоставляют минимально необходимый для оценки набор шаблонов, после чего в ручном или автоматическом режиме производят сравнение шаблонов и результатов аудио-визуального контроля тестируемого, при этом оценка носит качественный характер, что в своей совокупности сокращает время на оценку фонетического оформления речи.

Кроме того, в отличие от прототипов предлагаемый способ оценки фонетического оформления речи позволяет наблюдать за речью ребенка или взрослого человека вне зависимости от возраста, проводить аудиологический анализ, сопоставлять результаты анализа с заданной шкалой и трактовать их.

Рассмотрим примеры оценки тестируемых:

Илья, 1 год 3 мес. (после уранопластики)

Модуль 1.

1) резонанс:

- сбалансированный - 0 баллов;

2) носовая эмиссия:

- отсутствует - 0 баллов;

3) назальная турбулентность:

- отсутствует - 0 баллов;

4) звучность голоса:

- норма - 0 баллов;

5) гримаса:

- отсутствует - 0 баллов.

Модуль 2.

6) Нарушения звукопроизношения, обусловленные резонаторным дисбалансом (небно-глоточной недостаточностью):

- недостаточное противопоставление гласных звуков (А, Э, О, У, И, Ы) по акустико-артикуляционным признакам - 1 балл.

Модуль 3.

7) нарушения звукопроизношения обусловленные иными причинами:

- нарушение произношения губно-зубных согласных (В, ВЬ, Ф, ФЬ) - 1 балл.

Результаты фонетической оформления речи: 2 балла - отлично или близко к отлично, речь воспринимается окружающими без малейшего напряжения внимания, соответствует произношению большинства людей общей популяции.

Валерия Ч., 3 года (после уранопластики)

Модуль 1.

1) резонанс (гиперназальность):

- проявляется в легкой степени - 1 балл,

2) носовая эмиссия:

- легкая - 1 балл,

Модуль 2.

3) Нарушения звукопроизношения, обусловленные резонаторным дисбалансом (небно-глоточной недостаточностью):

- нет

Модуль 3.

4) нарушения звукопроизношения обусловленные иными причинами:

- недостаточное противопоставление гласных звуков (А, Э, О, У, И, Ы) по акустико-артикуляционным признакам - 1 балл,

- нарушение произношения губных согласных (П, ПЬ, Б, БЬ) - 1 балл,

- нарушение произношения переднеязычных согласных (Т, ТЬ, Д, ДЬ) - 1 балл,

- нарушение произношения губно-зубных согласных (В, ВЬ, Ф, ФЬ) - 1 балл,

- нарушение произношения заднеязычных согласных (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ) - 1 балл,

- нарушение произношения свистящих согласных (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц) - 1 балл,

- дефекты оглушения и озвончения - 1 балл,

- дефекты смягчения - 1 балл,

Результаты фонетической оформления речи: 10 - удовлетворительно, речь не понятна окружающим, требуются переспросы, повторения, дополнительная коммуникация (жесты, предметы, картинки, письмо и др.)

Агния П., 8 лет (после уранопластики дефекта неба)

Модуль 1.

1. резонанс (гиперназальность):

- проявляется в выраженной степени - 3 балла;

2. носовая эмиссия:

- выраженная -3 балла;

3. назальная турбулентность:

- отсутствует - 0 баллов;

4. звучность голоса:

- глухость - 1 балл;

5. гримаса:

- носовая или лобная - 2 балла.

Модуль 2.

6. Нарушения звукопроизношения, обусловленные резонаторным дисбалансом (небно-глоточной недостаточностью):

- недостаточное противопоставление гласных звуков (А, Э, О, У, И, Ы) по акустико-артикуляционным признакам - 1 балл;

- нарушение произношения губных согласных (П, ПЬ, Б, БЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения переднеязычных согласных (Т, ТЬ, Д, ДЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения губно-зубных согласных (В, ВЬ, Ф, ФЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения заднеязычных согласных (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения свистящих согласных (С ,СЬ, З, ЗЬ) - 1 балл;

- нарушение произношения щипящих согласных (Ш, Ж, Щ) - 1 балл;

- ларинго-фарингиальная артикуляция фрикативных звуков или сниженная звуконаполняемость слова - 3 балла.

Модуль 3.

7. Нарушения звукопроизношения обусловленные иными причинами:

- нарушение произношения аффрикатных согласных звуков (Ц,Ч) - 1 балл;

- нарушение произношения ротовых сонорных согласных звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ) -1 балл;

- дефекты произношения стечения согласных - 1 балл.

Результаты фонетической оформления речи: 22 балла - плохо, речь требует большого напряжения внимания от окружающих и всё же остается не понятна, основным средством общения является альтернативная коммуникация.

Способ оценки фонетического оформления речи, характеризующийся заданием в блоке ввода характеристик тестируемого и параметров программы тестирования, после чего блок хранения шаблонов передает шаблоны звуков в аудиоустройство и/или пользовательский дисплей, после чего тестируемый в соответствии с представленными ему шаблонами произносит различные звуки, при этом видеокамера записывает мимику тестируемого, а микрофон записывает произносимые тестируемым звуки и передают аудиовизуальное изображение тестируемого в блок сравнения, в который одновременно блок хранения шаблонов передает эталонный шаблон, при этом блок сравнения производит качественное сравнение аудиовизуального изображения тестируемого с шаблоном и передает результат сравнения в блок накопления результатов сравнения, который при выполнении программы тестирования производит накопление результатов тестирования, а по результатам тестирования выдает интегральный показатель фонетического оформления речи тестируемого в пользовательский интерфейс.



 

Похожие патенты:
Заявленное изобретение относится к области физической культуры и спорта, а точнее к способу обучения в школе физической подготовке. На первом занятии проводят тестирование и определяют уровень физической подготовки: слабоподготовленный - easy, умеренно подготовленный - medium, подготовленный - hard.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для обучения навыкам самостоятельной коррекции состояний психофизического дискомфорта. Процесс обучения ведут в три этапа.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в повышении эффективности обучения для гигиенического оборудования.

Изобретение относится к области медицины, а именно к реабилитации, и может использоваться для формирования фантомной карты кисти. Определяют чувствительность на кожном покрове культи с помощью установленных электроэнцефалографических электродов путем стимуляции биполярными импульсами тока 100-300 мс с частотой 3-5 Гц.

Группа изобретений относится к тому, чтобы способствовать пользователю эффективно выполнять действия в отношении персонального ухода. Раскрыта система (100) для использования при содействии пользователю в сосредоточении на выполнении действий в отношении персонального ухода, причем система содержит: по меньшей мере один датчик; блок (110) памяти и блок обработки, выполненный с возможностью: сбора данных, связанных с пользователем во время действий в отношении персонального ухода; обработки собранных данных путем сравнения собранных данных с сохраненными характерными особенностями, указывающими на отвлекающие события, для обнаружения по меньшей мере одной характерной особенности, указывающей на отвлекающее пользователя событие при выполнении действий в отношении персонального ухода, при этом обработка содержит по меньшей мере одно из следующего: обнаружение нарушения непрерывного движения устройства персонального ухода; обнаружение того, что устройство персонального ухода удалено с обрабатываемой поверхности; обнаружение того, что пользователь стоит лицом к экрану пользовательского интерфейса, на котором отображается потенциально отвлекающее событие; и инициирование одного или нескольких действий, связанных по меньшей мере с одной обнаруженной характерной особенностью, указывающей на отвлекающее событие, чтобы помочь пользователю сосредоточиться на действиях в отношении персонального ухода.

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационным играм. Создан набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде базовых и игровых карточек и игровые поля, причем базовые и игровые карточки выполнены из плотной бумаги или картона и имеют форму квадратов одинакового размера.

Система (200), устройства (101) и способы созданы с возможностью генерирования и предоставления пользователям показателей, характеризующих переход от потребления генерирующего аэрозоль изделия первого типа на потребление генерирующего аэрозоль изделия второго типа. Системы (200), устройства (101) и способы могут быть созданы с возможностью обеспечения по меньшей мере одного первого значения, характеризующего потребление генерирующего аэрозоль изделия (2) первого типа, например таких, как генерирующие аэрозоль изделия горючего типа (например, горючие сигареты), и по меньшей мере одного второго значения, характеризующего потребление генерирующего аэрозоль изделия (4) второго типа, например таких как генерирующие аэрозоль изделия нагреваемого типа (например, нагреваемые палочки), за период времени.

Данное устройство для соревнования предназначено для массового использования среди различных групп населения. Простое и удобное в применении, оно будет интересно как детям, так и взрослым, как в качестве развлечения на больших праздниках, в парках отдыха, санаториях, на школьных физкульт-переменах, так и в соревнованиях различного масштаба.

Изобретение относится к способам иллюстративного обучения. Технический результат заключается в повышении эффективности и расширении средств обучения учащихся при изучении основополагающих понятий геометрии и механики.

Изобретение относится к способам обучения и воспитания детей с задержанным психическим, психоречевым и речевым развитием, а также для детей с расстройствами аутистического спектра. Обучение речи проводится путем поэтапного формирования навыков.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской коррекционной психологии и может быть использовано для оценки сформированности образа Я у дошкольников. Комплект дидактических пособий состоит из 4 схематичных фигур людей светло-серого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 16 схематичных фигур людей белого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 24 карточек со схематичным изображением подарка и магнитной вставкой на оборотной стороне; 1 карточки со схематичным изображением ящика с ячейками, разделенных на 6 квадратных отсеков, каждый отсек имеет магнитную вставку в центре и номер внизу. Данный комплект дидактических пособий позволяет проводить оценку сформированности образа Я: его когнитивного и эмоционально-оценочного компонента, а так же определить направление психолого-педагогической помощи для дальнейшего развития образа Я у детей дошкольного возраста. 1 табл., 5 пр., 5 ил.
Наверх