Тренажерный комплекс для отработки навыков по применению огнетушителей

Изобретение относится к области технических средств обучения. Тренажерный комплекс для отработки действий по применению огнетушителей состоит из имитатора огнетушителя. К корпусу огнетушителя подсоединен парогенератор, включающий нагревательный элемент и емкость, заполненную веществом для генерации пара, подключенный к блоку питания и смесителю в виде струйного насоса, который, в свою очередь, соединен с запорно-пусковым механизмом корпуса огнетушителя, служащего для смешивания пара и воздуха, находящегося под давлением в корпусе имитатора огнетушителя и подачи их через трубку для выпуска струи паровоздушной смеси, имитирующей выпуск огнетушащего вещества. В корпусе из влагостойкого материала с отверстиями для забора воздуха вентиляторами и имеющем съемную переднюю панель, выполненную в виде мелкоячеистой сетки, установлен блок имитации и индикации пожара, включающий в себя датчики дыма оптико-электронные, выносные устройства оптической сигнализации и оповещатели светозвуковые; при этом элементы блока имитации и индикации пожара для управления по заранее выбранному алгоритму связаны с прибором управления; для электропитания блока питания, подающего заданное напряжение на парогенератор, и прибора управления, они соединены с автономным источником электроснабжения. Обеспечивается увеличение цикличности применения тренажерного комплекса, а также его мобильности. 1 ил.

 

Изобретение относится к области технических средств обучения, позволяет проводить эффективное обучение различных групп населения приемам работы с огнетушителями, способствует развитию психологической готовности к действиям по тушению пожара.

Ежедневно происходит большое количество пожаров, тушение которых подручными средствами на ранних этапах развития позволило бы предотвратить существенные материальные потери. Огнетушители являются первичными средствами пожаротушения и предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами. Однако персонал производственных объектов, общественных зданий, объектов социальной защиты после проведения инструктажа не всегда может правильно применить огнетушитель, либо допускает ошибки в работе, приводящие к различным травмам. Трудности применения огнетушителей обозначены, как незнание принципов тушения очага пожара, неумение применять знания на практике, страх перед поражающими факторами пожара. Таким образом, обучение населения безопасной работе с огнетушителями является важным элементом противопожарной профилактики.

Известен мобильный компьютерный тренажер по подготовке населения в области гражданской защиты [Пат. 2547944 Российская Федерация, МПК G09B 9/00, G09B 23/28, G09B 3/00. Мобильный компьютерный тренажер по подготовке населения в области гражданской защиты / Омельченко М.В., Кочетов О.С., Тараканов А.Ю., Скубак Н.Ю.; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) - №2013156107/11, заявл. 2013.12.18; опубл. 2015.04.10, Бюл. №10. - 11 с.], содержащий тренажерный комплекс с наборами различных видов огнетушителей, причем с помощью данного оборудования и видеоматериалов для проведения практических занятий осуществляется отработка практических навыков обращения со средствами пожаротушения и по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.

Однако возможность отработать действия по тушению условного пожара на практике при помощи вышеуказанного тренажера не может быть реализована в полной мере.

Известна мобильная система обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций [Пат. 2581095 Российская Федерация, МПК G09B 9/00, G09B 23/28. Мобильная система обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций / Кочетов О.С., Тараканов А.Ю., Омельченко М.В.; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) - №2013156102/11, заявл. 2013.12.18; опубл. 2015.04.10, Бюл. №10. - 11 с.] содержит воздушно-пенный огнетушитель ОВП-4, порошковый огнетушитель ОП-2, углекислотные огнетушители ОУ-2, причем с помощью данного оборудования и видеоматериалов для проведения практических занятий осуществляется отработка обращения со средствами пожаротушения.

Недостатком мобильной системы обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций является большое количество элементов, которое требует значительных усилий при их транспортировке. Получение практических навыков обучающимся требует перезарядки после каждого раза применения огнетушителя, что приводит к значительным временным затратам, а также к расходу огнетушащих веществ.

За прототип принят стенд для отработки навыков работы с огнетушителем [Стенд "Отработка навыков работы с огнетушителем", http://razum.by/project_extinguisher/(дата обращения 04.09.2021)], содержащий устройства: реалистичный очаг возгорания и огнетушитель многоразового использования, обеспечивающий при помощи спецэффектов (имитации пламени пожара и струи порошка) высокий реализм при имитации процесса пожаротушения.

Основным недостатком данного стенда является высокая стоимость, что, ограничивает возможность его применения и не обеспечивает эффективности процесса отработки навыков применения огнетушителей.

Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности процесса обучения правильному выполнению необходимого порядка действий при тушении пожара при помощи огнетушителя и отработки навыков применения огнетушителей, значительном увеличении цикличности применения предлагаемого тренажерного комплекса, увеличении его мобильности и снижении стоимости.

Указанный технический результат достигается тем, что в тренажерном комплексе для отработки действий по применению огнетушителей, состоящем из имитатора огнетушителя, включающего в себя корпус огнетушителя с запорно-пусковым устройством и манометром, согласно изобретению, к корпусу огнетушителя подсоединен парогенератор, включающий нагревательный элемент и емкость, заполненную веществом для генерации пара, подключенный к блоку питания и смесителю в виде струйного насоса, который, в свою очередь, соединен с запорно-пусковым механизмом корпуса огнетушителя, служащего для смешивания пара и воздуха, находящегося под давлением в корпусе имитатора огнетушителя и подачи их через трубку для выпуска струи паровоздушной смеси, имитирующей выпуск огнетушащего вещества; в корпусе из влагостойкого материала с отверстиями для забора воздуха вентиляторами и имеющем съемную переднюю панель, выполненную в виде мелкоячеистой сетки, для имитации пожара и фиксации правильного выполнения упражнения установлен блок имитации и индикации пожара, включающий в себя датчики дыма оптико-электронные, выносные устройства оптической сигнализации и оповещатели светозвуковые; при этом элементы блока имитации и индикации пожара для управления по заранее выбранному алгоритму связаны с прибором управления; для электропитания блока питания, подающего заданное напряжение на парогенератор, и прибора управления, они соединены с автономным источником электроснабжения.

Технический результат достигается благодаря блоку имитации и индикации пожара с применением системы светозвуковых эффектов, имитирующих пожар и срабатывания системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, и реалистичного имитатора огнетушителя, имитирующего выпуск огнетушащего вещества, что позволяет приблизить процесс обучения к реальной обстановке пожара и повысить эффективность подготовки обучаемых к активным действиям при тушении пожара. Снижение стоимости тренажерного комплекса и увеличение цикличности применения тренажерного комплекса достигается за счет исключения необходимости перезаправки огнетушителя и использования дешевого вещества для генерации пара в макете огнетушителя. Мобильность тренажерного комплекса увеличена за счет возможности осуществления электропитания от автономного источника электроснабжения. Электропитание от автономного источника электроснабжения увеличивает мобильность тренажерного комплекса и позволяет применять его для выездного обучения различных групп населения навыкам по применению огнетушителей.

Изобретение поясняется чертежом, на котором дана блок-схема устройства тренажерного комплекса.

Тренажерный комплекс для отработки навыков по применению огнетушителей содержит 1 - блок питания, 2 - мультиметр, 3 - парогенератор, 4 - смеситель в виде струйного насоса, 5 - корпус имитатора огнетушителя, 6 - манометр, 7 - блок имитации и индикации пожара, 8 - датчики дыма оптико-электронные, 9 - выносные устройства оптической сигнализации, 10 - оповещатели светозвуковые, 11 - прибор управления, 12 - табло «Упражнение выполнено», 13 - вентиляторы, 14 - струя паровоздушной смеси.

К выходу блока питания 1 посредством клеммного соединения подключен мультиметр 2, соединенный с парогенератором 3 при помощи пайки и служащий для контроля напряжения, подаваемого на парогенератор 3, выходное отверстие которого при помощи припаянной металлической трубки подсоединено со смесителем 4, функцию которого выполняет струйный насос, который, в свою очередь, соединен резьбовым соединением с запорно-пусковым механизмом корпуса имитатора огнетушителя 5 и служит для смешивания пара и воздуха, предварительно закачанного внутрь корпуса имитатора огнетушителя 5, для контроля давления воздуха которого связана с манометром 6.

Датчики дыма оптико-электронные 8 расположены внутри блока имитации и индикации пожара 7 и подключены к прибору управления 11 посредством клеммных соединений. Выносные устройства оптической сигнализации 9 также подключены через клеммные соединения к плате контроллера прибора управления 11.

Входы блока питания 1 и прибора управления 11 соединены между собой проводом электропитания через разветвительную коробку и подключены при помощи штепсельной вилки к розетке автономного источника электроснабжения.

Оповещатели светозвуковые 10, находящиеся внутри блока имитации и индикации пожара 7, подключены электрическими проводами к прибору управления 11 через клеммные соединения, расположенные на плате контроллера прибора управления 11, который далее связан с табло «Упражнение выполнено» 12. Вентиляторы 13 также связаны с прибором управления 11.

Особенности работы предложенного тренажерного комплекса базируются на нижеследующем.

Объединяющим фактором для углекислотных и порошковых огнетушителей является изменение оптической плотности окружающей среды при быстром выпуске огнетушащего вещества.

Таким образом, работа углекислотных и порошковых огнетушителей может быть смоделирована устройством, воздействие рабочего вещества которого также меняет оптические свойства окружающей среды. Таким устройством в предлагаемом тренажерном комплексе служит парогенератор, способный генерировать пар необходимой плотности (0,05-0,2 дБ/м).

В основе работы наиболее распространенных технических средств обнаружения пожара лежит измерение величины оптической плотности газовоздушной среды, содержащей продукты горения или потока оптического излучения, рассеянного этой средой.

Принцип работы разработанного тренажерного комплекса основан на том, что дым, образующийся при горении, являясь аэрозолем, может быть заменен другим аэрозолем со схожими оптическими свойствами, например, паром. Следовательно, пар может быть детектирован датчиком дыма оптико-электронным - техническим прибором, используемым для передачи тревожного извещения о пожаре на пожарный приемно-контрольный прибор и/или оповещения и отображения информации об обнаружении загорания.

Датчик дыма оптико-электронный обнаруживает пожар путем контроля изменений физических параметров окружающей среды, вызванных пожаром. Датчики дыма передают информацию о своем состоянии в шлейф пожарного приемно-контрольного прибора.

Струя пара, генерируемая парогенератором, входящим в состав имитатора огнетушителя, и направленная в течение 4-8 с на датчики дыма оптико-электронные, установленные на расстоянии, обеспечит их срабатывание. Однако интерпретацией сигнала срабатывания датчика дыма в контексте предложенного изобретения будет являться не обнаружение очага пожара, а прекращение горения и окончание выполнения упражнения. Изобретение используется следующим образом.

При запуске тренажерного комплекса оповещатели светозвуковые 10 блока имитации и индикации пожара 7 имитируют отблески пламени.

Посредством блока питания 1 на парогенератор 3 подается заданное напряжение, контролируемое мультиметром 2, происходит нагревание спиралей нагревательного элемента парогенератора 3 и испарение жидкости для генерации пара. В смесителе в виде струйного насоса 4 происходит смешивание пара и воздуха, выпускаемого из имитатора огнетушителя 5 после извлечения запорного элемента, фиксирующего рычаг, и непродолжительных (1-2 с) нажатий на рычаг имитатора огнетушителя 5. При этом манометр 6, подсоединенный к корпусу имитатора огнетушителя 5, будет фиксировать снижение количества закачанного в корпус огнетушителя 5 воздуха.

Выпускаемая паровоздушная смесь 14 направляется на блок имитации и индикации пожара 7 и вызывает срабатывание датчиков дыма оптико-электронных 8 через несколько секунд после начала выпуска струи паровоздушной смеси 14.

Прибор управления 11 фиксирует срабатывание датчиков дыма оптико-электронных 8 и запускает световую и звуковую сигнализацию при правильном выполнении упражнения. Состояние датчиков дыма оптико-электронных 8 дублируется выносными устройствами оптической сигнализации 9.

Срабатывание датчиков дыма оптико-электронных 8 интерпретируется как успешное тушение условного очага пожара. Об окончании упражнения сигнализирует подсветка табло «Упражнение выполнено» 12, установленного на верхней части корпуса блока имитации и индикации пожара 7 и прекращение работы оповещателей светозвуковых 10.

Если за отведенное время обучаемый с помощью имитатора огнетушителя 5 не инициировал срабатывание датчиков дыма оптико-электронных 8, упражнение считается невыполненным, оповещатели светозвуковые 10 блока имитации и индикации пожара 7 продолжают работать.

При правильном выполнении упражнения загорается табло «Упражнение выполнено» 12.

После окончания практического упражнения необходимо при помощи кнопки на приборе управления 11 запустить вентиляторы 13 для вентиляции корпуса блока имитации и индикации пожара 7.

Таким образом, применение предложенного тренажерного комплекса позволяет в полной мере отработать навыки применения огнетушителей, тем самым достигается результативность процесса обучения населения действиям в условиях угрозы пожара, повышается эффективность подготовки обучаемых к активным действиям при тушении пожара, одновременно происходит снижение стоимости тренажерного комплекса за счет исключения необходимости перезаправки огнетушителя и использования дешевого вещества для генерации пара в макете огнетушителя, а мобильность тренажерного комплекса позволяет применять его для выездного обучения различных групп населения навыкам по применению огнетушителей.

Тренажерный комплекс для отработки действий по применению огнетушителей, состоящий из имитатора огнетушителя, включающий в себя корпус огнетушителя с запорно-пусковым устройством и манометром, отличающийся тем, что к корпусу огнетушителя подсоединен парогенератор, включающий нагревательный элемент и емкость, заполненную веществом для генерации пара, подключенный к блоку питания и смесителю в виде струйного насоса, который, в свою очередь, соединен с запорно-пусковым механизмом корпуса огнетушителя, служащего для смешивания пара и воздуха, находящегося под давлением в корпусе имитатора огнетушителя и подачи их через трубку для выпуска струи паровоздушной смеси, имитирующей выпуск огнетушащего вещества; в корпусе из влагостойкого материала с отверстиями для забора воздуха вентиляторами и имеющем съемную переднюю панель, выполненную в виде мелкоячеистой сетки, для имитации пожара и фиксации правильного выполнения упражнения установлен блок имитации и индикации пожара, включающий в себя датчики дыма оптико-электронные, выносные устройства оптической сигнализации и оповещатели светозвуковые; при этом элементы блока имитации и индикации пожара для управления по заранее выбранному алгоритму связаны с прибором управления; для электропитания блока питания, подающего заданное напряжение на парогенератор, и прибора управления, они соединены с автономным источником электроснабжения.



 

Похожие патенты:

Система ограничения перемещений пользователя в водной среде относится к системам для плавания и использована для систем симуляции виртуальной реальности. Система ограничения перемещений пользователя в водной среде содержит упругий на изгиб элемент, один конец которого, удерживающий, предназначен для соединения с пользователем, а второй конец, удерживаемый, предназначен для закрепления с помощью системы опор, таким образом, что позволяет посредством движений пользователя перемещение упругого элемента целиком без его деформации, при котором изменяется высота расположения удерживающего конца в пределах естественного изменения глубины расположения пользователя при плавании вдоль поверхности воды.

Изобретение относится к области спорта применительно к устройствам для упражнений и приобретения навыков вейкбординга. Представлен тренажер для вейкборда, содержащий установленные на сборной раме посадочную подвижную площадку с приводом и со стопорами, дугообразную опору с криволинейной направляющей с имеющими подшипники и приводы стержнями вращения по краям для движения по дуге в направлении вверх-вниз в заданной плоскости при помощи привода и удержания всей конструкции на дугообразной опоре.

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для подготовки боевых расчетов бронетранспортеров в условиях синтезированной фоно-целевой обстановки и имитации динамического подобия движения бронетранспортера по пересеченной местности. Динамический тренажер для обучения и подготовки боевого расчета бронетранспортера содержит имитатор кабины боевого отделения, модуль командира, рабочее место инструктора, динамическую платформу и аппаратно-программный комплекс, соединенные определенным образом.

Аппаратно-программная платформа стенда полунатурного моделирования для отработки вычислителя беспилотного летательного аппарата (БЛА) содержит рабочее место оператора, кабельную сеть, системы электроснабжения, вычислительный комплекс. Вычислительный комплекс содержит вычислитель БЛА, соединенный посредством интерфейсов с вычислительным комплексом, и включает модель динамики, модель приводов, имитаторы: акселерометра, гироскопа, GPS-датчика, магнитометра, датчика высоты и датчика скорости, функционирующих в операционной системе реального времени.

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано, в частности, при подготовке экипажей бронетанкового вооружения и техники. Учебный компьютерный класс для технической подготовки экипажей бронетанкового вооружения и техники включает серверное устройство с модулями хранения баз данных и модулем хранения специального программного обеспечения, моноблоки мультимедийного интерактивного комплекса, моноблоки мультимедийного комплекса, устройство организации беспроводной локальной сети.
Изобретение относится к медицине, а именно к оториноларингологии, и может быть использовано при выполнении эндоскопических эндоназальных хирургических вмешательств с помощью тренажера SinusModelOtorhino-NeuroTrainer (S.I.M.O.N.T). Способ обучения заключается в неоднократном последовательном повторении тестового задания и основан на отработке движения хирургического инструмента под контролем торцевого эндоскопа вдоль разработанных пяти навигационных линий.

Группа изобретений относится к тренажеру и способу подготовки парашютистов для воздушно-десантной подготовки. Тренажер состоит из жестко закрепленной на Земле рамы тренажера с электроприводами и постаментом, устройства фиксации спины тренируемого с приводом его вращения и датчиками фиксации воздействий, ранца подвесной системы парашюта, шкафа управления с управляющим компьютером, рабочего места инструктора, строп управления, шлема виртуальной реальности, рамы с противовесами, рамы свободных концов и строп управления, видеокамеры, колонок акустической системы, шлема виртуальной реальности.

Изобретение относится к временным инженерно-строительным объектам и может быть использовано для проведения обучения или тестирования сварщиков непосредственно без отрыва от рабочего процесса или параллельно с ним. Мобильный учебный центр состоит из контейнера, внутреннее пространство которого разделено на помещения.

Изобретение относится к обучающим компьютерным системам, предназначено для индивидуального обучения различным видам и методам неразрушающего контроля на основе применения информационных технологий виртуальной реальности. Способ обучения неразрушающему контролю путем моделирования и визуализации последовательности действий обучаемого включает подготовительную стадию, стадию обучения с использованием полученных форм и стадию контроля усвоения изучаемой информации.
Изобретение относится к техническим средствам для тренировки, обучения и контроля точности пулевого попадания. Комплекс для тренировочной стрельбы содержит вычислительный блок, экран, устройство фиксации изображения, акустический элемент, проецирующее и осветительное устройство.

Изобретение относится к учебным тренажерам для комплексного и автономного обучения, тренировки боевых расчетов (БР) КП, самоходных огневых установок (СОУ), станции обнаружения целей (СОЦ) из состава ЗРК боевой работе в условиях, максимально приближенных к воздействию средств воздушного нападения. Тренажер содержит связанные между собой сетью Ethernet тренажер СОЦ, содержащий коммутатор, аппаратно-программный комплекс имитации входных сигналов и помех радиолокационных станций, АРМ инструктора СОЦ, АРМ оператора СОЦ, тренажер СОУ, содержащий АРМ инструктора, АРМ командира СОУ, АРМ оператора СОУ, центральную вычислительную систему с коммутатором, имитатор вращающейся платформы пусковой установки, имитатор оптико-электронной системы. АРМ инструктора КТ, командира ЗРК, операторов расположены в тренажере командного пункта. Тренажер оборудован каналом голосовой связи и выполнен с возможностью работы в режиме комплексной и автономной тренировки. Обеспечивается возможность совместной тренировки по единой воздушной обстановке БР СОУ, КП, СОЦ или индивидуальной тренировки БР, с обеспечением приближенности к условиям боевой работы. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх