Десантируемый комплекс инженерного обеспечения боя
Владельцы патента RU 2775507:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М. Карбышева" Министерства обороны Российской Федерации (RU)
Изобретение относится к десантируемому комплексу инженерного обеспечения боя. Десантируемый комплекс включает бронетранспортер десантный, бронеавтомобиль, колесный транспортный автомобиль и комплект контейнеров. Бронетранспортер десантный выполнен таким образом, что между механиком-водителем и силовым отделением образовано незаполненное пространство, куда посредством гидравлического подъемного устройства устанавливается контейнер. Бронеавтомобиль дополнительно оборудован гидравлическим подъемным и фиксирующим устройствами. Комплект контейнеров - различные по своему предназначению типы контейнеров, для выполнения задач инженерного обеспечения. Главной особенностью контейнеров является взаимозаменяемость при выполнении задач на бронеавтомобиле и бронетранспортере. Колесный транспортный автомобиль оборудован лебедкой в кузове, а также направляющими, которые устанавливаются вручную к кузову. Достигается увеличение возможности инженерных аэромобильных подразделений всех видов и родов войск и повышение автоматизации инженерных задач. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к средствам инженерного обеспечения боевых действий аэромобильных подразделений, а более конкретно - к транспортным средствам для транспортировки, перевозки и размещения специальных грузов и объектов, а также боевым или бронированным машинам.
Известна полезная модель ДЕСАНТИРУЕМЫЙ БРОНИРОВАННЫЙ ЗАПРАВЩИК (патент № RU 83239 U1) для транспортировки, кратковременного хранения и дозаправки топливом вооружения и военной техники в ходе выполнения ими боевых задач в различных природно-географических условиях, в том числе, и в условиях воздушного десантирования войск. Заправщик содержит шасси, блок транспортирования, временного хранения и раздачи топлива, а также сливное и наливное оборудование. Блок транспортирования, временного хранения и раздачи топлива выполнен бронированным с толщиной брони от 5 до 20 мм., представляет собой цельносборную металлическую емкость, на верхней поверхности емкости выполнены люк технического обслуживания, закрываемый герметизированной крышкой, и второй люк с крышкой, в котором установлены заливная горловина, ограничитель уровня налива, дыхательное устройство и измеритель уровня топлива, в нижней части емкости установлены отстойник и донный клапан, сообщающий емкость с напорной и всасывающей магистралью, предназначенный для закрытого нижнего налива/слива горючего.
Недостатком данной полезной модели является ее узконаправленность по предназначению и невозможностью установки на заправщик дополнительного оборудования, либо же изменения конструкции для смены цистерны на контейнеры.
Известна БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА (патент RU 2223460 С2), которая является легкой бронированной плавающей авиатранспортируемой вместе с членами боевого расчета гусеничной машиной массой до 13 т с высокими характеристиками по долговечности, надежности, подвижности. Боевая машина десанта содержит пневматическую подвеску и регулируемый с помощью гидравлического устройства клиренс, автоматическую пушку в двухместном боевом отделении с увеличенным боекомплектом и курсовой гранатомет. Система управления огнем с рабочих мест командира и наводчика обеспечивает комплексное командирское целеуказание и дублированную стрельбу из пушки и спаренного пулемета.
Основным недостатком данного изобретения является то, что в машину, ввиду ее конструктивных особенностей, невозможно установить устройство для быстросъемных контейнеров.
Известно изобретение: БРОНЕТРАНСПОРТЕР ДЕСАНТНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ (патент № RU 2237848 С1), сущность изобретения заключается в том, что бронетранспортер снабжен пневморессорами, постелью, установленной на курсовой пулеметной установке, гидравлическим краном-стрелой, установленным на крыше корпуса в правой средней части с возможностью укладки его в походном положении поперек корпуса, подъема груза массой до 500 кг и поворота на 360° в рабочем положении. Бронетранспортер имеет грузовой люк, установленный в верхней центральной части корпуса и закрепленный у носовой части корпуса, а также грузовое отделение, расположенное в средней части корпуса с установленными на полу роликами для перемещения груза и замками для крепления контейнеров различного назначения. Топливный бак системы питания установлен в левой части корпуса в отделении управления и подсоединен к электроцентробежному насосу.
Основным недостатком данного изобретения является то, что технологические особенности конструкции корпуса не позволяют установить дополнительное гидравлическое оборудование, предназначенное для установки контейнеров.
Наиболее близкого аналога для предложенного комплекса, известного из уровня техники и раскрытого в общедоступных источниках информации, не выявлено, при этом все средства, входящие в комплекс, хорошо известны сами по себе.
Технической задачей предлагаемого изобретения облегчение и упрощение выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий аэромобильных и десантируемых подразделений.
Решение технической задачи достигается тем, что десантируемый комплекс инженерного обеспечения боя, включает бронетранспортер десантный, бронеавтомобиль, колесный транспортный автомобиль и комплект контейнеров. Бронетранспортер десантный и бронеавтомобиль доработаны гидравлическими подъемными устройствами и предназначены непосредственно для погрузки, транспортировки и применения определенного типа контейнера.
Бронетранспортер десантный 1 (фиг. 5), с переоборудованным гидравлическим оборудованием выполнен таким образом, что между механиком-водителем и силовым отделением образовано незаполненное пространство, куда посредством гидравлического подъемного устройства 2 (фиг. 5) устанавливается контейнер 3 (фиг. 5).
Бронеавтомобиль 4 (фиг. 4) дополнительно оборудован гидравлическим подъемным и фиксирующим устройствами 5 (фиг. 4). Также имеется незаполненное пространство позади сиденья водителя для размещения туда контейнера 6 (фиг. 4).
Комплект контейнеров - различные по своему предназначению типы контейнеров, для выполнения задач инженерного обеспечения.
Контейнеры имеют одинаковые размеры, с каждой стороны расположены метки 7 (фиг. 1) для быстрого определения типа контейнера. На корпусах имеются проушины 8 (фиг. 1) для загрузки в кузов колесного транспортного автомобиля по «эскалатору», а также установки и фиксации на машины для выполнения задач. Также имеется розетка 9 (фиг. 1) для подачи питания на контейнер и управления им. Могут использоваться на транспортных машинах и на колесной и гусеничной базе без каких-либо дополнительных приспособлений. Главной особенностью контейнеров является взаимозаменяемость при выполнении задач на бронеавтомобиле и бронетранспортере, а именно при смене тактической обстановки не нужно дополнительных усилий и времени подготовки - достаточно просто заменить контейнер.
Крышки в контейнерах идут двух типов. На первом типе крышка состоит из 2 створок 10, 11 (фиг. 2), которые приводятся в действие электрическими подъемниками 12 (фиг. 2) и скреплены с самим контейнером с помощью шарниров 13 (фиг. 2). При втором типе контейнера крышка 14 (фиг. 3) цельная, скреплена с контейнером шарнирами 15 (фиг. 3) и поднимается элетроподъемником 16 (фиг. 3), который чуть большей мощности в отличие от того, что используется при первом типе крышки.
Примерный размер контейнера:
- длина - 180 см;
- ширина - 160 см;
- высота - 70 см.
Максимальная допустимая масса - до 600 кг.
Вышеуказанный размер и масса контейнера позволяет перевозить их в кузове колесного транспортного автомобиля в количестве 4-х штук 17 (фиг. 6).
В передней части контейнера расположена розетка 9 (фиг. 1), штекер в которую вставляется вручную, изнутри машины механиком-водителем после установки контейнера. После подачи питания с электрической сети машины программой от бортового компьютера идет идентификация типа контейнера, и проверка исправности его работы. Бортовой компьютер на все типы контейнеров един, имеется специальный набор клавиш, которые используются в зависимости от типа выполняемой задачи. Бортовые компьютеры на бронеавтомобиле и бронетранспортере выведены в систему АСУ для мгновенного обмена данными с командирами соседних подразделений во время ведения общевойскового боя. Так, например, формуляр заграждений на месте установки минного поля заполняется во время выполнения задачи, а когда бронеавтомобиль или бронетранспортер возвращаются на исходный рубеж, границы минного поля передаются командирам соседних подразделений для ведения грамотных тактических действий.
«Установка разминирования» - оборудование, размещаемое в контейнере, предназначено для проделывания прохода в минном поле противника.
«Минный заградитель» - оборудование и боеприпасы, размещенные внутри контейнера, предназначены для установки дистанционного минного поля.
«Пункт добычи и очистки воды» - внутреннее оборудование данного контейнера предназначено для очистки воды от естественных загрязнений, отравляющих и радиоактивных веществ, бактериальных средств при полевом водоснабжении войск.
«Дизель-генератор» - оборудование, размещаемое в контейнере, предназначено для освещения штабов, командных пунктов, полевого госпиталя, а также для заряда аккумуляторов.
«Комплект средств инженерной разведки» - внутреннее оборудование контейнера, предназначено для проведения инженерной разведки противника, местности и объектов.
Средство для транспортировки неиспользованных контейнеров на месте выполнения задач - колесный трансортный автомобиль 18 (фиг. 6) оборудован лебедкой в кузове 19 (фиг. 6), а также направляющими, которые устанавливаются вручную к кузову. Система «эскалатор» 20 (фиг. 6) позволяет снимать и поднимать контейнеры по направляющим в довольно быстрые сроки. Для того, чтобы поменять контейнер на бронеавтомобиле или бронетранспортере десантном снимается необходимый контейнер из числа всех имеющихся в кузове, путем выгрузки контейнеров, которые находятся до него. Затем, все контейнеры загружаются обратно в кузов колесного транспортного автомобиля в необходимой последовательности.
Комплект контейнеров, бронетранспортер десантный, бронеавтомобиль и колесный транспортный автомобиль десантируются вместе на площадку приземления вблизи места выполнения задач, затем бронетранспортер или бронеавтомобиль загружает на себя один из контейнеров, выполняет задачу, и меняет использованный (или ненужный) контейнер на другой, в зависимости от тактической обстановки.
Использование заявленного технического решения позволит:
1. Увеличить возможности инженерных аэромобильных подразделений всех видов и родов войск.
2. Сократить время подготовки к выполнению задач.
3. Повысить автоматизацию большинства инженерных задач, выполняемых аэромобильными подразделениями.
1. Десантируемый комплекс инженерного обеспечения боя, содержащий бронетранспортер десантный, доработанный гидравлическим подъемным устройством и выполненный таким образом, что между механиком-водителем и силовым отделением образовано незаполненное пространство для установки контейнера; бронеавтомобиль, дополнительно оборудованный гидравлическим подъемным и фиксирующим устройствами и имеющий незаполненное пространство позади сиденья водителя для размещения контейнера; комплект имеющих одинаковые размеры контейнеров с крышками, на каждой стороне контейнеров расположены метки для быстрого определения типа контейнера, на корпусах контейнеров расположены проушины для загрузки, установки и фиксации на транспортном средстве, а также розетки для подачи питания на контейнер и управления им; бортовой компьютер, имеющий набор клавиш, используемый в зависимости от типа выполняемой задачи; колесный транспортный автомобиль, оборудованный лебедкой в кузове, системой «эскалатор», а также направляющими, устанавливаемыми вручную к кузову.
2. Десантируемый комплекс инженерного обеспечения боя по п. 1, отличающийся тем, что крышки контейнеров состоят из двух створок, с возможностью приведения в действие электрическими подъемниками и скрепленные с самим контейнером с помощью шарниров.
3. Десантируемый комплекс инженерного обеспечения боя по п. 1, отличающийся тем, что крышки контейнеров цельные, скрепленные с контейнером шарнирами, с возможностью подъема электрическими подъемниками.
4. Десантируемый комплекс инженерного обеспечения боя по п. 1, отличающийся тем, что бортовые компьютеры на бронеавтомобиле и бронетранспортере десантном выведены в систему АСУ для мгновенного обмена данными.