Магистральный самолет

Изобретение относится к авиационной технике. Магистральный самолет содержит фюзеляж, центральная часть которого включена в единую конструкцию с консолями крыла, силовую установку, содержащую двигатели и воздухозаборники. Центральная часть фюзеляжа содержит кессон, развитый на всю строительную высоту фюзеляжа и выполненный с центральным отверстием под пассажирский салон и боковыми отверстиями под воздуховоды двигателей. Консоли крыла и фюзеляжа выполнены с передним и задним наплывом, с бортовой хордой длиной 50…80% длины фюзеляжа и относительной высотой бортового профиля 16…20%. Двигатели имеют диаметр не более 2/3 диаметра фюзеляжа и интегрированы в пространство за кессоном, ограниченное консолями крыла, воздухозаборники интегрированы в центральную часть фюзеляжа. Силовая установка дополнительно содержит воздуховоды, соединяющие воздухозаборники с двигателями, выполненные длиной 2…4 диаметра входа в двигатель. Внутренняя поверхность воздуховодов выполнена из звукопоглощающего материала. Изобретение направлено на снижение уровня шума на местности и аэродинамического сопротивления. 3 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к дальним магистральным самолетам (ДМС).

Ключевой задачей разработки и проектирования перспективных магистральных самолетов, выступающей на сегодняшний день, является улучшение летных характеристик самолета и снижение воздействия на окружающую среду, в части снижения уровня шума на местности.

Известно, что большинство современных магистральных самолетов выполнено по нормальной аэродинамической схеме, называемой также классической («Аэродинамическая схема» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 77). Для таких самолетов характерно использование крыла умеренной стреловидности типового удлинения. При этом, как правило, два двигателя с короткими кольцевыми воздухозаборниками размещены на пилонах под крылом на удалении от фюзеляжа, который имеет поперечное сечение близкое к круглому (патенты: RU №2529309 С2 «Дозвуковой пассажирский самолет», МПК B64D 27/18, дата публикации 10.07.2014 г.; патент RU №131696 U1 «Дозвуковой пассажирский самолет (варианты)», МПК В64С 3/10, В64С 1/00, В64С 9/00, дата публикации 27.08.2013 г., патент RU №143725 U1 «Дозвуковой пассажирский самолет», МПК В64С 1/26, дата публикации 27.07.2014 г.). Также для подобных самолетов характерно наличие центроплана, к которому крепятся консольные отъемные части крыла («Центроплан» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 646).

Однако классическая компоновка практически исчерпала резервы совершенствования. Для повышения эксплуатационных характеристик и решения задач в части проектирования перспективных магистральных самолетов необходимо применение новых схем.

Одним из наиболее распространенных решений в этом направления являются попытки интегрировать полностью или частично мотогондолу с двигателем в толщине крыла.

Известен самолет Handley Page Victor (Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. Т.2. - М.: Виктория, ACT, 1997. - С. 152), который выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом. Двухлонжеронное крыло имеет центроплан, который занимает часть строительной высоты фюзеляжа. При этом двигатели установлены без пилонов за задним лонжероном в корневой части крыла и частично интегрированы с ним. Воздуховоды (каналы), соединяющие воздухозаборные устройства с двигателями выполнены без использования звукопоглощающих материалов.

Известен также самолет Avro Vulcan (Е., Левин М.А. Бомбардировщики. Т.2. - М.: Виктория, ACT, 1997. - С. 164), который выполнен по схеме «бесхвостка» близкой к схеме «летающее крыло», для которой характерно объединение крыла и фюзеляжа. При этом лонжероны крыла замыкаются на силовые шпангоуты фюзеляжа, а функцию центроплана выполняет отсек вооружения, который размещается внутри фюзеляжа и занимает часть его строительной высоты. Силовая установка самолета включает двигатели, которые полностью размещены внутри корневой части крыла между передним и задним лонжероном. Воздуховоды, соединяющие воздухозаборные устройства с двигателями выполнены без использования звукопоглощающих материалов.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению, принятому за прототип, является «Магистральный самолет» (патент RU №2299154 С1, МПК В64С 1/00, дата публикации 20.05.2007 г.), в котором фюзеляж центральной части самолета включен в единую конструкцию с крылом и образован шпангоутами эллиптической или овальной формы, которые соединены между собой сверху и снизу продольными балками, при этом силовые рамные шпангоуты с панелями расположены вдоль салона и каждый второй шпангоут имеет ограничительные трубчатые стойки-стяжки, воспринимающие нагрузки от избыточного давления в салоне и нагрузки в верхней панели центроплана крыла. При этом силовая установка характеризуется наличием двух двигателей, размещенных под крылом в мотогондолах на пилонах.

Основными недостатками технического решения являются:

1) Дополнительный вес конструкции связанный с использованием овального фюзеляжа.

2) Размещение силовой установки на пилонах создает дополнительное аэродинамическое сопротивление и уровень шума.

Задачей и техническим результатом изобретения является улучшение летных характеристик самолета в части уменьшения омываемой поверхности самолета и снижения веса планера, а также снижение воздействия на окружающую среду, в части снижения уровня шума на местности.

Решение поставленной задачи и получение технического результата обеспечивается за счет того, что магистральный самолет, содержащий фюзеляж, центральная часть которого включена в единую конструкцию с крылом, силовую установку, содержащую не менее двух двигателей и воздухозаборники при этом конструкция центральной части фюзеляжа содержит кессон, развитый на всю строительную высоту фюзеляжа и выполненный с центральным отверстием под пассажирский салон и боковыми отверстиями под воздуховоды двигателей, единая конструкция крыла и фюзеляжа выполнена с передним и задним наплывом, с бортовой хордой длиной 50…80% длины фюзеляжа и относительной высотой бортового профиля 16…20%, двигатели имеют диаметр не более 2/3 диаметра фюзеляжа и интегрированы в пространство за кессоном, ограниченное консолями крыла, воздухозаборники интегрированы в конструкцию центральной части фюзеляжа, силовая установка дополнительно содержит воздуховоды, соединяющие воздухозаборники с двигателями, выполненные длиной 2…4 диаметра входа в двигатель, при этом внутренняя поверхность воздуховодов выполнена, по меньшей мере, из одного звукопоглощающего материала. Перечень фигур чертежей:

Изобретение поясняется конкретными примерами его выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых изображены:

Фиг. 1 - Магистральный самолет, содержащий фюзеляж, включенный в единую конструкцию с крылом.

Фиг. 2 - Расположение кессона в центральной части фюзеляжа магистрального самолета.

Фиг. 3 - Расположение кессона и силовой установки магистрального самолета (вид сверху).

Предлагаемый магистральный самолет (фиг. 1) содержит фюзеляж 1, центральная часть которого переходит в единую (интегральную) конструкцию с крылом «крыло-фюзеляж» 2 некруглого сечения с хвостовой частью фюзеляжа. Единая конструкция крыла и фюзеляжа выполнена с передним и задним наплывом, с бортовой хордой длиной 50…80% длины фюзеляжа и относительной высотой бортового профиля 16…20%, и имеет отъемные консоли 3 и 4.

На фиг. 2 изображен магистральный самолет, центральная часть фюзеляжа которого содержит кессон 5, развитый на всю строительную высоту фюзеляжа с центральным отверстием 6 (например, под пассажирский салон), и боковыми отверстиями 7 и 8 для воздуховодов двигателей. В зависимости от типа магистрального самолета: пассажирский, грузопассажирский или грузовой («Магистральный самолет» // Авиация - Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 323.) центральное отверстие 6 в кессоне 5 может быть выполнено под грузовую кабину, при этом конфигурация центрального отверстия 6 и боковых отверстий 7 и 8 может быть изменена в соответствии с заданными параметрами самолета.

На фиг. 3 изображен магистральный самолет с силовой установкой, дополнительно содержащей воздуховоды 9 и 10, которые проходят через боковые отверстия 7 и 8 кессона 5 и соединяют воздухозаборники 11 и 12 с двигателями 13 и 14. Воздуховоды 9 и 10 выполнены длиной 2…4 диаметра входа в двигатель, при этом внутренняя поверхность воздуховодов выполнена, по меньшей мере, из одного звукопоглощающего материала. Воздухозаборники 11 и 12 интегрированы в конструкцию центральной части фюзеляжа. Двигатели 13 и 14 имеют диаметр не более 2/3 диаметра фюзеляжа и интегрированы в пространство за кессоном, ограниченным консолями крыла. Конфигурация воздухозаборников, длина воздуховодов, количество двигателей (кратное двум) и их расположение в пространстве за кессоном между фюзеляжем и консолями крыла, может варьироваться в соответствии с заданными параметрами самолета. Двигатели могут располагаться частично или полностью в толщине крыла без использования пилонов.

За счет интеграции двигателей в пространство за кессоном, ограниченное консолями крыла и интеграции воздухозаборников в центральную часть фюзеляжа, происходит увеличение длины каналов воздуховодов, которые соединяют воздухозаборники с двигателями. Увеличение длины каналов воздуховодов позволяет эффективно использовать звукопоглощающие материалы в облицовке внутренней поверхности воздуховодов, и как следствие снизить уровень шума на местности до 12 EPNдБ относительно классической схемы самолета.

Размещение силовой установки в центральной части фюзеляжа, включенного в единую конструкцию с крылом, способствует снижению омываемой поверхности летательного аппарата приблизительно на 5% за счет исключения мотогондол и пилонов из потока, уменьшая при этом аэродинамическое сопротивление, и как следствие, снижая расход топлива.

Использование кессона, развитого на всю строительную высоту центральной части фюзеляжа, который включен в единую конструкцию с крылом транспортного самолета, позволяет снизить вес общий конструкции планера.

Магистральный самолет, содержащий фюзеляж, центральная часть которого включена в единую конструкцию с консолями крыла, силовую установку, содержащую не менее двух двигателей и воздухозаборники, отличающийся тем, что центральная часть фюзеляжа содержит кессон, развитый на всю строительную высоту фюзеляжа и выполненный с центральным отверстием под пассажирский салон и боковыми отверстиями под воздуховоды двигателей, единая конструкция крыла и фюзеляжа выполнена с передним и задним наплывом, с бортовой хордой длиной 50…80% длины фюзеляжа и относительной высотой бортового профиля 16…20%, двигатели имеют диаметр не более 2/3 диаметра фюзеляжа и интегрированы в пространство за кессоном, ограниченное консолями крыла, воздухозаборники интегрированы в конструкцию центральной части фюзеляжа, силовая установка дополнительно содержит воздуховоды, соединяющие воздухозаборники с двигателями, выполненные длиной 2…4 диаметра входа в двигатель, при этом внутренняя поверхность воздуховодов выполнена по меньшей мере из одного звукопоглощающего материала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкции воздухозаборника с изменяемой геометрией для сверхзвукового пассажирского летательного аппарата (ЛА). Воздухозаборник содержит поворотный элемент, установленный в воздушном канале и предназначенный для изменения площади поперечного сечения.

Изобретение относится к воздухозаборным устройствам вертолетных газотурбинных двигателей. Воздухозаборное устройство вертолета для газотурбинного двигателя, обеспечивающее очистку воздуха от посторонних предметов, в том числе мелкого гравия, песка и пыли, характеризуется тем, что передняя часть внешней оболочки обтекателя (6) имеет конусообразную форму, а образующая конусной оболочки направлена от передней кромки (21') входного отверстия канала обтекателя назад и к периферии и соединяется с последующей частью контурной линии обтекателя (6), формирующей канал сепаратора.

Изобретение относится к прямоточным воздушно-реактивным двигателям. Воздухозаборное устройство (1) сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с корпусом летательного аппарата, содержит канал (2) с входным окном (3) в виде кольцевого сегмента и критическим сечением (4) и многоскачковое тело торможения воздушного потока.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к конструкциям входных устройств, и может быть использовано в прямоточных воздушно-реактивных двигателях (ПВРД). Разработано входное устройство для подвода воздуха в камеру сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя, состоящее из прямоугольного корпуса, в головной части которого на верхней и нижней образующих его гранях шарнирно установлены две обечайки, внутри корпуса установлен пространственный клин, равный по ширине корпусу воздухозаборника и состоящий из граней, образующих две поверхности сжатия, две поверхности, регулирующие сечение горла, и две замыкающие поверхности, при этом каждая грань, образующая поверхность сжатия пространственного клина, состоит из (N-1) сегментов, соединенных между собой шарнирно, где N - число скачков уплотнения, при этом первые сегменты двух поверхностей сжатия пространственного клина соединены между собой шарнирно, каждый сегмент состоит из двух частей: ответной, выполненной в виде пластины с направляющим пазом, и основной, выполненной в виде пластины и телескопически входящей в ответную часть с возможностью перемещения относительно друг друга, при этом длинасегмента, основной и ответной частей выбираются из условия , где - длина основной и ответной частей, L - длина сегмента, грани поверхностей регулирования сечения горла входного устройства с одной стороны соединены шарнирно с (N-1)-м сегментом каждой поверхности сжатия, а с другой стороны соединены шарнирно с гранями замыкающих поверхностей, при этом грани замыкающих поверхностей соединены между собой шарнирно, каждый из (N-1) сегментов поверхности сжатия, а также грани замыкающих поверхностей соединены с центральной консольной балкой с помощью системы тяг управляемой длины: одна из частей первой и (N-1)-й сегментов поверхностей сжатия соединены с центральной балкой тягами управляемой длины, ответные части и основные части остальных 2…(N-2) сегментов поверхностей сжатия соединены с центральной консольной балкой тягами управляемой длины, грани замыкающих поверхностей пространственного клина соединены с центральной балкой посредством тяг управляемой длины.

Вертолет // 2737979
Изобретение относится к области авиационной техники, в частности, к конструкциям беспилотных, а также и пилотируемых вертолетов, преимущественно, с двигателями внутреннего сгорания, снабженными системой охлаждения. Вертолет содержит фюзеляж, НВ, хвостовую балку, двигатель, снабженный системой охлаждения.

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Защитное устройство двигателя от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель (1), установленную в двух направляющих (2) с фиксаторами корпуса воздухозаборника (3), которая шарнирно соединена со штоком привода (4), жестко закрепленного на корпусе воздухозаборника (2).

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель (1), установленную в двух направляющих (2) с фиксаторами корпуса воздухозаборника (3).

Изобретение относится к устройствам защиты от падания объектов внутрь авиадвигателя. Защитное устройство реактивного самолетного двигателя представляет собой полый воздухозаборник (1), герметично присоединенный своей хвостовой частью к впускному переднему соплу защищаемого двигателя.

Изобретение относится к авиационной технике. Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета содержит фюзеляж, крыло, оперение, два реактивных двигателя и шасси, основные стойки которого установлены на крыле и убираются назад по полету в гондолы на задней части крыла, в нижней части фюзеляжа в районе центра масс которого расположен грузовой отсек с люками для крупногабаритных сбрасываемых средств.

Изобретение относится к воздухозаборникам двигателей летательных аппаратов. Воздухозаборник самолета содержит криволинейный воздушный канал (1).

Изобретение относится к области авиации. Летательный аппарат балансирующий включает две части корпуса, которые зеркально отображают друг друга, то есть имеют одинаковую конструктивную форму и одинаковый вес.
Наверх