Фрикционный узел для дисковой тормозной системы, выполненный с возможностью фильтрации газовой фазы, образующейся при трении накладки

Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств. Фрикционный узел для тормозной системы содержит накладку из фрикционного материала, содержащую фрикционную и крепежную стороны, сборную канавку, подошву, на которой расположена накладка, содержащую отверстие, пневматически сообщающееся со сборной канавкой, источник разрежения, создающий разрежение в сборной канавке и в отверстии. Фрикционный узел содержит устройство фильтрации газов, пневматически сообщающееся со сборной канавкой и с отверстием, улавливающее газы, выделяющиеся при трении накладки и поступающие из сборной канавки, и фильтр-улавливатель частиц, пневматически сообщающийся со сборной канавкой и с отверстием, для фильтрации воздуха, поступающего из сборной канавки. Фильтр-улавливатель частиц и устройство фильтрации газов выполнены в виде тонкого слоя материала, расположены друг на друге и на опорном слое. Устройство фильтрации расположено между опорным слоем и фильтром-улавливателем. Снижается загрязнение. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Данное изобретение относится к области транспортных средств, в частности, автотранспортных средств, а также рельсового подвижного состава. В частности, изобретение относится к торможению транспортных средств и рельсового подвижного состава. Кроме того, изобретение относится к тормозным колодкам для фрикционных узлов дисковых тормозных систем этих транспортных средств и этого рельсового подвижного состава.

Следует отметить, что изобретение можно применять как в барабанных тормозных системах, так и в тормозных системах с подошвами, например, в области рельсовых транспортных средств. Изобретение можно также применять в промышленных тормозах, например, для ветроустановки или лифта.

Следует отметить, что, согласно изобретению, транспортное средство может быть транспортным средством любого типа, в частности, легковым автомобилем, грузовиком, тягачом, автобусом дальнего следования или городским автобусом. Рельсовое транспортное средство может быть поездом, трамваем или поездом метро.

Более конкретно, изобретение относится к не загрязняющим окружающую среду фрикционным узлам для дисковой тормозной системы. Таким образом, изобретение находит свое применение в рамках борьбы с загрязняющими выбросами при трении в ходе торможения.

Уровень техники

Транспортное средство или единица рельсового подвижного состава почти всегда содержит тормозную систему. В частности, тормозная система может быть дисковой тормозной системой. При этом тормозная система содержит диск, неподвижно соединенный с колесом или с колесной осью транспортного средства или единицы рельсового подвижного состава. Таким образом, когда колесо или колесная ось начинает вращаться для обеспечения перемещения транспортного средства или единицы рельсового подвижного состава, диск тоже начинает вращаться.

Поэтому для торможения транспортного средства или единицы рельсового подвижного состава дисковая тормозная система содержит фрикционные средства для трения по диску. Фрикционные средства содержат, в частности, две подошвы, на каждой из которых закреплена накладка, содержащая фрикционный материал. Фрикционный материал выполнен с возможностью вхождения в контакт с диском. Обе подошвы с фрикционными накладками расположены с двух сторон от диска таким образом, чтобы сжимать его при приведении в действие тормозной системы.

Однако, когда фрикционная накладка входит в контакт с диском во время его вращения, возникает сила трения, при которой фрикционный материал, а также диск выделяют частицы, загрязняющие окружающую среду. Таким образом, тормозные системы являются загрязняющими.

По этой причине, как известно, в тормозной системе применяют устройство всасывания частиц. Всасывающее устройство предназначено для всасывания частиц при торможении практически сразу после их выделения. Как правило, эти устройства являются относительно эффективными. Вместе с тем, они не позволяют полностью устранить загрязнения от дисковых тормозных систем.

Задача изобретения

Задача изобретения состоит в создании фрикционного узла для дисковой тормозной системы с меньшей степенью загрязнения.

Раскрытие сущности изобретения

Для решения этой задачи изобретением предложен фрикционный узел для дисковой тормозной системы, содержащий:

- накладку из фрикционного материала, содержащую фрикционную сторону, крепежную сторону, противоположную к фрикционной стороне, и сборную канавку, открывающуюся на фрикционную сторону,

- подошву, на которой закреплена накладка, содержащую отверстие, пневматически сообщающееся со сборной канавкой,

- источник разрежения, выполненный с возможностью создания разрежения в сборной канавке и в отверстии,

согласно изобретению, фрикционный узел содержит устройство фильтрации газов, пневматически сообщающееся со сборной канавкой и с отверстием и выполненное с возможностью улавливать газы, выделяющиеся при трении накладки и поступающие из сборной канавки.

Таким образом, устройство фильтрации газов позволяет фильтровать газовую фазу, образующуюся при трении накладки по диску. Действительно, устройство фильтрации газов позволяет улавливать газы, содержащиеся в этой газовой фазе.

Авторы изобретения заметили, что во время торможения температура на границе раздела между фрикционной накладкой и диском часто равна по меньшей мере 300° и что атмосфера вблизи этой зоны является окисляющей. Таким образом, кроме выбрасываемых твердых частиц, во время торможения выделяется также газовая фаза. Часть этой газовой фазы остается в виде газов и может загрязнить окружающую среду транспортного средства. Другая часть этой газовой фазы конденсируется в окружающей среде транспортного средства, что может привести к загрязнению частей транспортного средства, или конденсируется за пределами транспортного средства, что создает твердое загрязнение в основном в виде наночастиц.

Таким образом, заявленный фрикционный узел позволяет собирать загрязняющие газы посредством фильтрации газовой фазы, образующейся во время торможения, и, следовательно, препятствовать попаданию этих газов в атмосферу. Действительно, эти газы попадают в сборную канавку, проходят через отверстие подошвы и улавливаются устройством фильтрации газов. Устройство фильтрации газов может представлять собой, в частности, фильтр, который пропускает воздух. Следовательно, изобретение позволяет уменьшить загрязняющий эффект при работе дисковой тормозной системы, содержащей описанный выше фрикционный узел. Следовательно, заявленный фрикционный узел характеризуется меньшим загрязнением.

Кроме того, в различных вариантах осуществления изобретение может иметь также один и/или другой из следующих отличительных признаков:

- устройство фильтрации газов содержит активированный уголь; таким образом, активированный уголь может задерживать газы, выделяющиеся при трении, пропуская при этом воздух;

- активированный уголь может быть активирован физически или химически; в идеале активированный уголь содержит часть угля, активированную физически, и часть угля, активированную химически;

- устройство фильтрации газов содержит цеолитную массу;

- устройство фильтрации газов содержит кремнеземную массу;

- устройство фильтрации газов содержит глиноземную массу;

- устройство фильтрации газов содержит фильтрующую коробку;

- устройство фильтрации газов выполнено с возможностью улавливать газообразный диоксид углерода;

- устройство фильтрации газов выполнено с возможностью улавливать газообразный метан;

- устройство фильтрации газов выполнено с возможностью улавливать газообразный оксид азота;

- устройство фильтрации газов выполнено с возможностью улавливать газообразный диоксид азота;

- устройство фильтрации газов выполнено с возможностью улавливать газообразный этан;

- устройство фильтрации газов выполнено с возможностью улавливать газообразный фенол;

- устройство фильтрации газов выполнено с возможностью улавливать газообразный гексанол;

- устройство фильтрации газов выполнено с возможностью улавливать газообразный гептан;

- устройство фильтрации газов выполнено с возможностью улавливать газообразный циклопентанон;

- устройство фильтрации газов выполнено с возможностью улавливать газообразный алкен; таким образом, фрикционный узел характеризуется меньшей степенью загрязнения;

- фрикционный узел содержит фильтр-улавливатель частиц, пневматически сообщающиеся со сборной канавкой и с отверстием, выполненный с возможностью фильтровать воздух, поступающий из сборной канавки; фильтр-улавливатель частиц позволяет улавливать твердые частицы, имеющие макроскопический и микроскопический размер;

- фильтр-улавливатель частиц пневматически расположен между сборной канавкой и устройством фильтрации; таким образом, в устройство фильтрации поступает воздух, очищенный от частиц, имеющих макроскопический и микроскопический размер, что позволяет предохранять целостность устройства фильтрации;

- фрикционный узел содержит средства конденсации газов, выделяющихся при трении накладки; таким образом, газы можно улавливать в жидком и даже в твердом виде;

- средства конденсации газов, выделяющихся при трении накладки, содержат пластинчатый теплообменник;

- пластинчатый теплообменник выполнен с возможностью питания хладагентом;

- хладагент является хладагентом, предназначенным для кондиционирования транспортного средства, содержащего фрикционный узел;

- фрикционный узел соединен с системой кондиционирования транспортного средства;

- средства конденсации газов, выделяющихся при трении накладки, пневматически расположены между сборной канавкой и фильтром-улавливателем частиц;

- накладка содержит задний край, находящийся со стороны, с которой диск может отходить от границы раздела с колодкой, когда диск вращается в направлении движения транспортного средства, и передний край, при этом сборная канавка выполнена вблизи заднего края; это позволяет повысить эффективность улавливания газов;

- сборная канавка расположена на расстоянии от заднего края, меньшем или равном 5 миллиметрам, 10 миллиметрам, 15 миллиметрам или 20 миллиметрам.

Объектом изобретения является также дисковая тормозная система, содержащая:

- описанный выше фрикционный узел, содержащий две накладки из фрикционного материала и две подошвы, на которых соответственно закреплена одна из двух накладок; и

- диск,

при этом обе накладки из фрикционного материала расположены с двух сторон от диска.

Наконец, объектом изобретения является также транспортное средство, содержащее описанную выше дисковую тормозную систему.

Краткое описание чертежей

Далее следует описание варианта осуществления изобретения, представленного в качестве неограничивающего примера, со ссылками на следующие фигуры:

на фиг. 1 показана дисковая тормозная система, содержащая фрикционный узел согласно варианту осуществления, изобретения вид в перспективе;

на фиг. 2 показана дисковая тормозная система, вид этой от оси, перпендикулярной к главной плоскости диска дисковой тормозной системы;

на фиг. 3 показана тормозная колодка дисковой тормозной системы, вид в перспективе;

на фиг. 4 схематично показана особая компоновка фильтра-улавливателя частиц и устройства фильтрации тормозной системы.

Осуществление изобретения

Для большей ясности на фигурах показаны и будут подробно описаны только элементы, необходимые для понимания представленных вариантов осуществления.

Кроме того, если только не указано иное, выражения «по существу», «примерно» и т.д. говорят о том, что возможно небольшое изменение относительно рассматриваемого номинального значения, в частности, на небольшой процент, в частности, с точностью до 10%.

На фиг. 1 и 2 показана заявленная дисковая тормозная система 19 для транспортного средства. В этом варианте осуществления транспортное средство является автотранспортным средством, в данном случае легковым автомобилем. Вместе с тем, необходимо отметить, что изобретение можно применять для любого типа транспортного средства, такого как тягач для полуприцепа, городской автобус, автобус дальнего следования или сельскохозяйственный трактор, или для любого типа единиц рельсового подвижного состава, таких как локомотив или вагон пассажирского поезда, товарного поезда, поезда метро или трамвая. Изобретение можно также применять для промышленных тормозов, например, предназначенных для ветроустановок или лифтов.

Заявленная дисковая тормозная система 19 содержит диск 9 с осью А, неподвижно соединенный с колесом транспортного средства. Таким образом, ось А расположена перпендикулярно к диску 9 и проходит через центр диска 9.

Диск 9 имеет боковую сторону 9А и противоположную боковую сторону 9В. Боковые стороны 9А, 9В являются перпендикулярными к оси А. Диск 9 соединен также с механизмом трансмиссии, например, через ступицу, которая, в свою очередь, соединена с двигателем транспортного средства. Таким образом, механизм трансмиссии позволяет передавать движение вращения вокруг оси А на колесо транспортного средства через диск 9 для перемещения транспортного средства.

Кроме того, дисковая тормозная система 19 содержит суппорт 5, который охватывает с двух сторон участок диска 9. Как показано, в частности, на фиг. 2, суппорт 5 выполнен в виде главного корпуса 50, который имеет общую U-образную форму, чтобы охватывать диск 9. Кроме того, главный корпус 50 содержит полость для размещения поршня 55. Суппорт 5 содержит также два пальца 51, 52. Поршень 55 выполнен с возможностью действовать силой PF в направлении, которое проходит параллельно оси А диска, когда водитель транспортного средства приводит в действие дисковую тормозную систему 19.

На фиг. 1 показано направление вращения FW диска 9, которое соответствует переднему ходу транспортного средства. Здесь же показано направление Т, тангенциальное к окружности диска 9.

Определяют также заднюю сторону и противоположную переднюю сторону. Задняя сторона соответствует стороне, где диск 9 отходит от границы раздела с суппортом 5, когда диск 9 вращается в направлении движения транспортного средства. Передняя сторона является противоположной стороной и соответствует стороне, где диск 9 входит в границу раздела с суппортом 5, когда диск 9 вращается в направлении движения транспортного средства. Кроме того, для радиального направления R, проходящего от оси А к окружности диска 9, определяют направление изнутри наружу.

Дисковая тормозная система 19 содержит держатель 6 суппорта, который закреплен на органе транспортного средства. Этим органом может быть, в частности, рычаг подвески транспортного средства. Кроме того, держатель 6 суппорта содержит два мостика 61, 61А, расположенные на двух продольных концах, соответственно заднем и переднем, суппорта 5, и соединительную арку 63, которая соединяет оба мостика 61, 61А. Мостик 61 является, таким образом, задним мостиком, а мостик 61А - передним мостиком.

Дисковая тормозная система 19 содержит также фрикционный узел 19А, который включает в себя, в частности, две тормозные колодки 10А, 10В, установленные в суппорте 5. Обе тормозные колодки 10А, 10В расположены с двух сторон от диска 9. Тормозная колодка 10А расположена напротив боковой стороны 9А диска 9. Тормозная колодка 10В расположена напротив боковой стороны 9В диска 9. Таким образом, обе тормозные колодки 10А, 10В расположены симметрично относительно плоскости, содержащей диск 9 и перпендикулярной к оси А диска 9.

Поршень 55 суппорта 5 выполнен с возможностью действовать силой PF на тормозную колодку 10А таким образом, чтобы обе колодки 10А, 10В входили в контакт с диском 9 для торможения транспортного средства, когда водитель транспортного средства приводит в действие дисковую тормозную систему 19. Следует отметить, что в представленном примере суппорт 5 установлен «плавающим» в держателе 6 суппорта вдоль оси А. Таким образом, суппорт 5 может перемещаться параллельно оси А, в частности, чтобы компенсировать постепенный износ колодок 10А, 10В. Вместе с тем, суппорт 5 остается жестко соединенным с держателем 6 суппорта при других возможных поступательных движениях и вращениях. Обычно плавающий монтаж осуществляют при помощи стоек, перемещающихся скольжением вдоль оси А.

Тормозные колодки 10А, 10В имеют одинаковую конструкцию. Каждая из них содержит соответствующую подошву 20А, 20В, на которой закреплена соответствующая фрикционная накладка 22А, 22В. На фиг. 3 показана только одна тормозная колодка 10А, поскольку колодка 10В является аналогичной.

Подошвы 20А, 20В, иногда называемые металлическими основами, выполнены в виде сплошной металлической пластинки по существу постоянной толщины. Эта толщина может, в частности, составлять 3-5 миллиметров. Общая лицевая форма подошв 20А, 20В является прямоугольной, хотя и с кривизной, которая следует кривизне боковой стороны 9А, 9В диска 9, на которую должны действовать усилием фрикционные накладки 22А, 22В.

Подошвы 20А, 20В содержат также средства крепления на главном корпусе 55 суппорта 5. В данном случае эти средства включают в себя заднюю лапку 24 и переднюю лапку 26, которые позволяют закрепить подошву 20А, 20В на главном корпусе 55 суппорта 5 при помощи крючков 28. Кроме того, подошвы 20А, 20В содержат крепежную сторону, на которой крепят соответствующую фрикционную накладку 22А, 22В.

Фрикционные накладки 22А, 22В выполнены в виде детали из фрикционного материала, который может входить в контакт с боковой стороной 9А диска 9 для торможения транспортного средства. Иногда фрикционный материал называют «ferodo».

Таким образом, фрикционные накладки 22А, 22В содержат соответствующую фрикционную сторону 30А, 30В, предназначенную для вхождения в прямой контакт с боковой стороной 9А, 9В диска 9. Фрикционные накладки 22А, 22В содержат также соответствующую крепежную сторону 32А, 32В, противоположную к фрикционной стороне 30А, 30В и закрепленную непосредственно на крепежной стороне подошвы 20.

Кроме того, с учетом ранее определенных сторон, фрикционные накладки 22А, 22В содержат задний край 34 и противоположный передний край 36. Фрикционные накладки 22А, 22В содержат также внутренний край 38 и наружный край 39 в радиальном направлении.

При приведении в действие дисковой тормозной системы 19 контакт между фрикционными сторонами 30А, 30В фрикционных накладок 22А, 22В тормозных колодок 10А, 10В и боковыми сторонами 9А, 9В диска 9 приводит к образованию загрязняющих частиц торможения. Эти частицы торможения соответствуют частицам фрикционного материала, которые отрываются от фрикционных накладок 22А, 22В по причине абразивного трения с боковыми сторонами 9А, 9В диска 9, а также твердым частицам, которые отрываются от диска 9. Кроме того, во время этого трения при торможении образует газовая фаза.

Эта газовая фаза содержит, в частности, по меньшей мере одно из следующих соединений в зависимости от состава фрикционной накладки, от температуры торможения и от атмосферных условий, в которых происходит торможение: диоксид углерода, метан, оксид азота, диоксид азота, этан, фенол, гексанол, гептан, циклопентанон и алкен. Эта газовая фаза содержит также другие соединения в гораздо меньших количествах, например, такие как стирол.

Кроме того, когда часть этой газовой фазы конденсируется внутри или за пределами транспортного средства, она приводит к высвобождению сверхлетучих нанометрических частиц. Эти твердые частицы и эта газовая фаза являются загрязняющими и вредными для здоровья человека и могут также способствовать разрушению частей транспортных средств или к их загрязнению. Часть этой газовой фазы, которая не конденсируется, приводит к атмосферному загрязнению, впрочем как и ее конденсирующаяся часть, и образует при этом облако из наночастиц.

С учетом этого обстоятельства фрикционный узел 19 дисковой тормозной системы 19 содержит описанные ниже средства очистки.

Фрикционные накладки 22А, 22В содержат соответствующую сборную канавку 3А, 3В. Сборные канавки 3А, 3В открываются на соответствующие боковые стороны 30А, 30В и выполнены вблизи соответствующего заднего края 34 фрикционных накладок 22А, 22В. Таким образом, при движении транспортного средства вперед твердые частицы торможения и выделяющаяся газовая фаза механически увлекаются в сторону сборных канавок 3А, 3В, что позволяет повысить эффективность сбора. Когда транспортное средство притормаживает, двигаясь на переднем ходу, твердые частицы торможения и газовая фаза выделяются в переднем направлении FW с учетом переднего хода транспортного средства. Таким образом, улавливание твердых частиц торможения и газов, выделяющихся при торможении, тем эффективнее, чем ближе сборные канавки 3А, 3В находятся от заднего края 34 фрикционных накладок 30А, 30В. Как правило, сборные канавки 3А, 3В расположены на расстоянии от заднего края, меньшем или равном 5 миллиметрам, 10 миллиметрам, 15 миллиметрам, 20 миллиметрам, 30 миллиметрам или 50 миллиметрам.

Кроме того, сборные канавки 3А, 3В являются едиными, по существу прямолинейными и сплошными. Они имеют постоянную ширину. Кроме того, сборные канавки 3 выполнены непосредственно в фрикционном материале, причем доходят до подошв 20А, 20В.

Кроме того, сборные канавки 3А, 3В выполнены между открытым концом 31 и глухим концом 33. Открытый конец 31 расположен на внутреннем крае 38 фрикционной накладки 22А, 22В. Глухой конец 33 расположен вблизи наружного края 39. Разумеется, открытый конец 31 можно также расположить на наружном крае 39. Глухой конец 33 можно также расположить вблизи внутреннего края 38.

Каждая из подошв 20А, 20В содержит соответствующее отверстие 17А, 17В, которое выходит в сборную канавку 3А, 3В. Отверстия 17А, 17В по существу находятся напротив соответствующего глухого конца 33. Отверстия 17 могут располагаться в целом вблизи глухого конца 33. Таким образом, отверстие 17А пневматически сообщается со сборной канавкой 3А. Точно так же, отверстие 17В пневматически сообщается со борной канавкой 3В.

Кроме того, как показано на фиг. 2, дисковая тормозная система 19 содержит два гибких шланга 40А, 40В.

Гибкий шланг 40А подсоединен к отверстию 17А подошвы 20А тормозной колодки 10А. Этот гибкий шланг 40А проходит через главный корпус 55 суппорта 5. Для этого главный корпус 55 суппорта 5 содержит сквозной канал 57.

Гибкий шланг 40В подсоединен к отверстию 17В подошвы 20В тормозной колодки 10В. Этот гибкий шланг 40В обходит главный корпус 55 суппорта 5. Разумеется, в варианте гибкий шланг 40В может тоже проходить через главный корпус 55 суппорта 5 через соответствующий канал.

Таким образом, гибкий шланг 40А пневматически сообщается с отверстием 17А и со сборной канавкой 3А. Гибкий шланг 40В пневматически сообщается с отверстием 17В и со сборной канавкой 3В.

Фрикционный узел 19А дополнительно содержит устройство 60 очистки, пневматически сообщающееся с гибкими шлангами 17А, 17В, как показано на фиг. 2. Устройство 60 очистки предназначено для ограничения выброса загрязнений во время торможения.

Так, устройство 60 очистки содержит фильтр-улавливатель 62 частиц, устройство 64 фильтрации и источник 66 всасывающего потока, который выполнен, например, в виде турбины. Фильтр-улавливатель 62 частиц пневматически сообщается с отверстиями 17А, 17В и, следовательно, со сборными канавками 3А, 3В через гибкие шланги 40А, 40В. Фильтр-улавливатель 62 частиц пневматически сообщается с устройством 64 фильтрации через гибкий шланг 68. Наконец, устройство 64 фильтрации пневматически сообщается с источником 66 всасывающего потока при помощи гибкого шланга 70. Таким образом, фильтр-улавливатель 62 частиц пневматически расположен между сборными канавками 3А, 3В и устройством 64 фильтрации.

Таким образом, все вышеупомянутые элементы сообщаются между собой пневматически. В частности, устройство 64 фильтрации пневматически сообщается с отверстиями 17А, 17В и со сборными канавками 3А, 3В. Кроме того, источник 66 всасывающего потока выполнен с возможностью создания разрежения в сборных канавках 3А, 3В и в отверстиях 17А, 17В.

Фильтр-улавливатель 62 частиц выполнен с возможностью отфильтровывать из воздуха, поступающего из сборных канавок 3А, 3В и проходящего через отверстия 17А, 17В и гибкие шланги 40А, 40В, твердые частицы, имеющие размеры микрометрового или миллиметрового и даже сантиметрового порядка.

Устройство 64 фильтрации предназначено для улавливания газов, содержащихся в газовой фазе, образующейся при трении тормозных накладок 22А, 22В по диску 9 и поступающей в сборные канавки 3А, 3В и проходящей через отверстия 17А, 17В, гибкие шланги 40А, 40В и фильтр-улавливатель 62 частиц. Для этого устройство 64 фильтрации предпочтительно содержит активированный уголь, который предпочтительно содержит часть угля, активированную физически, и часть угля, активированную химически. Устройство 64 фильтрации может также содержать фильтрующую коробку. Фильтрующая коробка и активированный уголь выполнены с возможностью улавливать по меньшей мере одно из следующих соединений в газообразном состоянии: диоксид углерода, метан, оксид азота, диоксид азота, этан, фенол, гексанол, гептан, циклопентанон и алкен.

Согласно версии представленного варианта осуществления, устройство 60 очистки содержит средства для конденсации газов, выделяющихся при трении накладок 22А, 22В. Эти средства предпочтительно включают в себя пластинчатый теплообменник, который может питаться охлаждающей текучей средой, являющейся хладагентом системы кондиционирования транспортного средства. Таким образом, устройство 60 очистки выполнено с возможностью конденсировать газы, выделяющиеся во время торможения, и собирать их в жидком и даже твердом состоянии. Средства конденсации газов, выделяющихся при трении накладок 22А, 22В, пневматически расположены между сборной канавкой 3А, 3В и фильтром-улавливателем 62 частиц. Таким образом, в устройство 64 фильтрации попадает только газовая фаза.

Во время торможения источник 66 разрежения приводится в действие, и твердые частицы, отрывающиеся от накладок 22А, 22В и диска 9, попадают в сборные канавки 3А, 3В, отверстия 17А, 17В, гибкие шланги 40А, 40В и фильтр-улавливатель 62 частиц, где твердые частицы задерживаются. Затем газовая фаза продолжает свой путь по шлангу 68 до устройства 64 фильтрации, где она фильтруется. Таким образом, происходит улавливание газов газовой фазы. Фильтрованную газовую фазу можно удалять в атмосферу.

Таким образом, фрикционный узел 19А и, следовательно, тормозная система 19 оказываются менее загрязняющими.

Разумеется, в изобретение можно вносить различные изменения, не выходя за его рамки.

В частности, фрикционный узел 19А может содержать только устройство 64 фильтрации и не содержать фильтра-улавливателя 62 частиц.

Кроме того, фильтр-улавливатель 62 частиц, устройство 64 фильтрации и источник 66 разрежения являются общими для тормозных колодок 10А, 10В. Можно также предусмотреть фильтр-улавливатель 62 частиц, устройство 64 фильтрации и источник 66 разрежения специально для тормозной колодки 10А и для тормозной колодки 10В.

Можно также поменять компоновку фильтра-улавливателя 62 частиц и устройства 64 фильтрации газовой фазы. В частности, на фиг. 4 показана более компактная компоновка, чем в предыдущем варианте. На этой фигуре стрелкой F показано направление газовой фазы, поступающей из сборной канавки 3А, 3В. Фильтр-улавливатель 62 частиц и устройство 64 фильтрации выполнено в виде тонкого слоя материала. Таким образом, фильтр-улавливатель 62 частиц и устройство 64 фильтрации расположены друг на друге и, кроме того, на опорном слое 100. Так, устройство 64 фильтрации расположено между опорным слоем 100 и фильтром-улавливателем 62 частиц.

1. Фрикционный узел (19А) для тормозной системы (19), содержащий:

- накладку (22А, 22В) из фрикционного материала, содержащую фрикционную сторону (30А, 30В), крепежную сторону (32А, 32В), противоположную к фрикционной стороне (30А, 30В), и сборную канавку (3А, 3В), открывающуюся на фрикционную сторону (30А, 30В),

- подошву (20А, 20В), на которой расположена накладка (22А, 22В), содержащую отверстие (17А, 17В), пневматически сообщающееся со сборной канавкой (3А, 3В),

- источник (66) разрежения, выполненный с возможностью создания разрежения в сборной канавке (3А, 3В) и в отверстии (17А, 17В),

отличающийся тем, что фрикционный узел (19А) содержит устройство (64) фильтрации газов, пневматически сообщающееся со сборной канавкой (3А, 3В) и с отверстием (17А, 17В) и выполненное с возможностью улавливать газы, выделяющиеся при трении накладки (22А, 22В) и поступающие из сборной канавки (3А, 3В), и фильтр-улавливатель (62) частиц, пневматически сообщающийся со сборной канавкой (3А, 3В) и с отверстием (17А, 17В), выполненный с возможностью фильтровать воздух, поступающий из сборной канавки (3А, 3В), причем фильтр-улавливатель (62) частиц и устройство (64) фильтрации газов выполнены в виде тонкого слоя материала, расположены друг на друге и на опорном слое (100), при этом указанное устройство (64) фильтрации расположено между опорным слоем (100) и фильтром-улавливателем (62) частиц.

2. Фрикционный узел (19А) по п. 1, в котором устройство (64) фильтрации газов содержит активированный уголь, и/или цеолитную массу, и/или кремнеземную массу, и/или глиноземную массу.

3. Фрикционный узел (19А) по п. 1 или 2, в котором устройство (64) фильтрации газов содержит фильтрующую коробку.

4. Фрикционный узел (19А) по любому из пп. 1-3, в котором устройство (64) фильтрации газов выполнено с возможностью улавливать газы диоксида углерода, и/или метана, и/или оксида азота, и/или диоксида азота, и/или этана, и/или фенола, и/или гексанола, и/или гептана, и/или циклопентанона, и/или алкена.

5. Фрикционный узел (19А) по любому из пп. 1-4, содержащий средства конденсации газов, выделяющихся при трении накладки (22А, 22В), при этом средства конденсации газов, выделяющихся при трении накладки (22А, 22В), предпочтительно содержат пластинчатый теплообменник.

6. Фрикционный узел (19А) по п. 5, в котором пластинчатый теплообменник выполнен с возможностью питания хладагентом.

7. Фрикционный узел (19А) по п. 5 или 6, в котором средства конденсации газов, выделяющихся при трении накладки (22А, 22В), пневматически расположены между сборной канавкой (3А, 3В) и фильтром-улавливателем (62) частиц.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к тормозным накладкам для дискового тормоза, который используется в рельсовых транспортных средствах, особенно при высокоскоростном движении. Тормозная накладка характеризуется тем, что фрикционный сегмент имеет металлическую основу, которая покрыта по всей своей поверхности фрикционными материалами и на нижней стороне которой расположен контровочный элемент, крепящий фрикционный сегмент.

Изобретение относится к фрикционному узлу (16) для рельсовой тормозной дисковой системы (12) железнодорожного подвижного состава (10), содержащему держатель (3) колодки, содержащий приемную кулису (4), фрикционную колодку (22), содержащую фрикционную накладку (7) и профиль (6), выполненный с возможностью введения скольжением в приемную кулису (4), при этом фрикционная колодка (22) содержит пневматический канал (9), соединяющий первое пространство (Е1), ограниченное первой стороной (71) фрикционной колодки (22), и второе пространство (Е2), ограниченное второй противоположной стороной (72) фрикционной колодки (22), по меньшей мере одно сквозное отверстие (38), выполненное в держателе (3) колодки так, чтобы располагаться напротив пневматического канала (9), и пневматическую соединительную втулку (8), расположенную в пневматическом канале (9) и образующую воздуховод между сквозным отверстием (38) держателя (3) колодки и пневматическим каналом (9) фрикционной колодки (22).

Изобретение относится к фрикционному узлу (16) для рельсовой тормозной дисковой системы (12) железнодорожного подвижного состава (10), содержащему держатель (3) колодки, содержащий приемную кулису (4), фрикционную колодку (22), содержащую фрикционную накладку (7) и профиль (6), выполненный с возможностью введения скольжением в приемную кулису (4), при этом фрикционная колодка (22) содержит пневматический канал (9), соединяющий первое пространство (Е1), ограниченное первой стороной (71) фрикционной колодки (22), и второе пространство (Е2), ограниченное второй, противоположной, стороной (72) фрикционной колодки (22), сквозное отверстие (38), выполненное в держателе (3) колодки таким образом, чтобы располагаться напротив пневматического канала (9), и пневматический патрубок (5), установленный на держателе (3) колодки, пневматически сообщающийся со сквозным отверстием (38), расположенный противоположно к фрикционной колодке (22) и выполненный подвижным с возможностью вращения относительно держателя (3) колодки вокруг оси (А8), нормальной к главной плоскости (XY) держателя (3) колодки.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным изделиям, содержащим металлический каркас, а именно к колодкам дисковых тормозов автомобилей. Тормозная колодка дискового тормоза состоит из плоского металлического каркаса, выполненного в виде пластины с закрепленной, посредством контактной точечной сварки, на его поверхности металлической просечно-вытяжной сеткой и приформованного к нему сверху композиционного фрикционного элемента, при этом на плоский металлический каркас поверх просечно-вытяжной сетки нанесен адгезионный слой, а направление длины ячеек сетки выполнено параллельно длине каркаса - продольно рабочей поверхности колодки, длина ячеек выполнена равной 0,8-1,5% толщины каркаса.
Изобретение относится к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств, образующих пару трения с поверхностью катания железнодорожного колеса. Тормозная колодка выполнена с глянцевыми поверхностями, включает металлический каркас, композиционный фрикционный элемент, две боковые бобышки и центральную бобышку с отверстием под чеку, причем поверхность отверстия под чеку выполнена шероховатой со средним арифметическим отклонением профиля, соответствующим среднему арифметическому отклонению профиля для равновесной шероховатости пары трения сталь - фрикционный композит тормозной колодки.

Предлагается дисковый тормоз, имеющий тормозную скобу (1), охватывающую тормозной диск (2), а также тормозные накладки (3) с обеих сторон дискового тормоза, предохраняющий тормозные накладки (3) от выпадения из дискового тормоза прижим (10) накладок, который, прилегая к задним пластинам (5) обеих тормозных накладок (3), распространяется поперек них, и имеющий плоскую пружину (12), которая, упруго пружиня, прилегает к обращенной от тормозных накладок (3) стороне прижима (10) накладок, распространяется в его продольном направлении и своими двумя концами (31, 32) оперта в опорах (21, 22) пружины.

Изобретение относится к тормозным колодкам для транспортных средств и предназначено для торможения при наличии водяной пленки или тонкого ледяного покрытия на тормозном диске или самих тормозных колодках. Тормозная колодка дискового тормоза с функцией исключения водо-ледяной пленки включает фрикционную накладку и основу фрикционной накладки.

Изобретение относится к тормозной колодке для дискового тормоза с уменьшенными характеристиками износа. В тормозной колодке фрикционный материал распределен так, что его большая масса сосредоточена в радиально наружной области тормозной колодки, при этом боковые стороны материала колодки, в целом, сходятся по радиальным линиям, начинающимся от оси вращения тормозного диска.

Тормозная колодка в осевом дисковом тормозе A, причем тормозная колодка содержит основание (1) и накладку, изготовленную из фрикционного материала, фрикционная накладка ограничена фрикционной поверхностью (26), стороной (20) установки, внутренним краем (23), наружным краем (24), передним краем (21), задним краем (22), фрикционная накладка содержит канавку (3) для сбора частиц, открытую на фрикционной поверхности (26) и расположенную рядом с передним краем (21), основание имеет отверстие (17), сообщающееся по текучей среде с канавкой для сбора частиц, причем это отверстие соединено с источником вакуума с помощью средств (4) сообщения по текучей среде, канавка для сбора частиц выходит к одному из краев, который выбирают из внутреннего и наружного краев.

Тормозная колодка содержит опорную пластину и прикрепленный к ней фрикционный материал, боковые стороны которого проходят вдоль радиусов, проведенных из общей точки, и имеют формы, соответствующие формам боковых сторон опорной пластины. Боковые стороны тормозной колодки содержат выступающие вбок удерживающие элементы.

Группа изобретений относится к транспортным средствам, в частности к дисковой тормозной системе, содержащей дисковый тормозной узел, состоящий из диска и двух тормозных колодок. Тормозная колодка (10A, 10B) для дискового тормозного узла (9) содержит накладку (22) из фрикционного материала и поддерживающую ее пластину (20), накладка (22) имеет фрикционную (30) и крепежную (32) поверхности; задний край (34), расположенный на стороне, с которой диск (9) способен выходить из зоны контакта с колодкой (10A, 10B), когда диск (9) вращается в направлении движения вперед транспортного средства, и передний край (36); внутренний (38) и наружный (39) края; и собирающую канавку (3), открытую на фрикционной поверхности (30) и расположенную рядом с задним краем (34), причем собирающая канавка (3) проходит во внутренний край (38) или наружный край (39); пластина (20) имеет отверстие (17), сообщающееся по текучей среде с собирающей канавкой (3) и соединенное с источником вакуума через соединительное средство (40), причем накладка (22) имеет заднюю область (60) с задним краем (34) и собирающей канавкой (3) и переднюю область (62) с передним краем (36), при этом передняя область (62) имеет скошенный участок (66), выполненный так, что площадь фрикционной поверхности передней области (62) увеличивается при уменьшении толщины передней области (62).
Наверх