Полномасштабный тренажер газораспределительной станции

Изобретение относится к средствам обучения персонала газотранспортных предприятий и может быть использовано для обучения и контроля знаний по эффективному и безопасному ведению технологических процессов транспорта газа как студентов, так и специалистов при повышении квалификации, работающих на типовых газораспределительных станциях (ГРС), применяемых на газотранспортных объектах. Полномасштабный тренажер газораспределительной станции содержит соединенные между собой трубопроводом компрессорную установку, охранный кран, узел переключения, узел измерения расхода газа, узел одоризации, шкафной газорегуляторный пункт. Также тренажер содержит операторную с автоматизированным рабочим местом, узел учета газа на собственные нужды, станцию катодной защиты, подключенную к трубопроводу кабелем катодной защиты перед входом в узел переключения и на выходе из узла одоризации, периметральную сигнализацию. При этом охранный кран расположен на входе в систему и соединен трубопроводом с компрессорной установкой и с узлом переключения, а через кабельные линии телемеханики с автоматизированным рабочим местом операторной. Автоматизированное рабочее место подключено кабельными линиями телемеханики к узлу переключения, узлу подогрева, узлу редуцирования, узлу измерения расхода газа и узлу одоризации. Повышается уровень подготовки обучаемых. 1 ил.

 

Изобретение относится к средствам обучения персонала газотранспортных предприятий и может быть использовано для обучения и контроля знаний по эффективному и безопасному ведению технологических процессов транспорта газа как студентов, так и специалистов при повышении квалификации, работающих на типовых газораспределительных станциях (ГРС), применяемых на газотранспортных объектах. Кроме того, предлагаемое изобретение может быть использовано для проверки профессиональных навыков и контроля установленных нормативов по выполнению профилактических (регламентных) работ.

Обучение персонала газотранспортной отрасли проводится в учебных центрах ПАО Газпром. Обучаясь по профессии, персонал приобретает первичные теоретические и практические навыки работы по выбранной профессии, а также подтверждает и повышает свою квалификацию. Очевидно, что наиболее важным как в первичной, так и во вторичной подготовке оперативного персонала, являются тренировки, предназначенные для поддержания практических навыков работы в нормальных и аномальных ситуациях, а также для отработки слаженности и сработанности смены.

Поэтому в учебном процессе широкое применение находят тренажеры-имитаторы, компьютерные обучающие системы, и полнофункциональные тренажеры манипуляторы. Однако, в силу отсутствия функционала у данных тренажеров для имитации реальных условий, они лишь частично решают задачу повышения компетентности персонала. Единственными источниками моторных навыков, объектом, воспроизводящим реальную обстановку, являются полномасштабные тренажеры.

Полномасштабный тренажер газораспределительной станции - это максимально возможное подобие газораспределительной станции как по воспроизведению процессов, так и по размещению основных и вспомогательных узлов с учетом климатических и территориальных условий, которые воспроизводят процессы в реальном масштабе времени. Кроме того, полномасштабный тренажер позволяет проводить обучение персонала правилам выполнения оперативных переключений и методам ликвидации аварий на ГРС.

Поэтому создание полномасштабного тренажера ГРС для подготовки персонала, эксплуатирующего персонала с максимальными функциональными возможностями, подобием деятельности и моделированием реальных процессов ГРС, возможных происшествий и их анализа, является актуальной задачей.

Известен тренажер операторов ГРС разработанный ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ". Данный тренажер является комплексом программно-технических средств операторов ГРС и предназначен для организации подготовки персонала ГРС с целью повышения его знаний, приобретения навыков при эксплуатации и обслуживании оборудования ГРС, организации действий при внештатных и аварийных ситуациях, для ликвидации психологического барьера при работе с новыми средствами автоматизации. Целью разработки тренажера является снижение вероятности ошибочных действий операторов в реальных ситуациях за счет выработки навыка анализа ситуации, выполнения необходимой последовательности действий по управлению оборудованием, повышения психологической устойчивости персонала в процессе тренировок на тренажере в условиях имитации критических ситуаций.

Недостатком данного тренажера является то, что обучение производится только с использованием виртуальной модели оборудования. Отсутствует возможность воспроизведения работы газораспределительной станции.

Известны тренажеры - действующие аналоги газораспределительных станций, функционирующие на сжатом воздухе, разработанные ООО Завод «Газпроммаш».

Данные тренажеры были изготовлены для Учебных центров ООО «Газпром трансгаз Уфа», ООО «Газпром трансгаз Саратов» и ООО «Газпром трансгаз Кубань». Уровень автоматизации тренажеров отражает состояние автоматизации рабочих мест обучающихся. Функциональность тренажеров ГРС ограничен мощностью используемой компрессорной установки.

Наиболее близким к предлагаемому нами изобретению, с более развитой структурой периферийного оборудования ГРС, является Учебный тренажер ГРС учебного центра ООО «Газпром трансгаз Саратов», взятый нами за прототип. Данный тренажер содержит охранный кран, узел переключения, кран сброса воздуха, узел очистки, узел подогрева, узел редуцирования, узел одоризации, шкафной газорегуляторный пункт, узел учета газа.

Недостатками данного тренажера являются: отсутствие возможности воспроизведения реальных условий работы ГРС, а именно не типичное для ГРС размещение узлов и компактность (скученность) расположенного оборудования, ограниченные функциональные возможности, отсутствие визуального представления о комплектации, расположении узлов и процессе работы, невозможность формирования различных условий работы системы безопасности в зависимости от состояния систем ГРС, ограниченное подобие реальной деятельности, отсутствие объективного контроля за правильностью выполнения технологических операций обучаемым эксплуатирующим персоналом ГРС.

Техническая проблема, решаемая предлагаемым изобретением, - создание полномасштабного тренажера для подготовки эксплуатирующего персонала с повышенной точностью воспроизведения процесса работы газораспределительной станции и автоматической системой контроля за правильностью выполнения технологических операций обучаемым эксплуатирующим персоналом ГРС.

Технический результат от использования изобретения заключается в повышении точности воспроизведения процесса работы газораспределительной станции тренажером с автоматическим контролем правильности выполнения технологических операций обучаемым эксплуатирующим персоналом ГРС.

Технический результат достигается тем, что полномасштабный тренажер газораспределительной станции, содержащий соединенные между собой трубопроводом компрессорную установку, охранный кран, узел переключения, первый выход которого соединен с краном сброса воздуха, второй выход соединен со входом узла очистки, выход которого соединен со входом узла подогрева, выход которого соединен со входом узла редуцирования, узел измерения расхода газа, узел одоризации, шкафной газорегуляторный пункт, выход которого идет на сброс воздуха, операторную с автоматизированным рабочим местом, подключенным кабельными линиями телемеханики к узлу переключения, узлу подогрева, узлу редуцирования, узлу измерения расхода газа и узлу одоризации, узел учета газа на собственные нужды, вход которого соединен трубопроводом с выходом узла одоризации, а выход со входом шкафного регуляторного пункта и кабельными линиями телемеханики с автоматизированным рабочим местом операторной, станцию катодной защиты, подключенную к трубопроводу кабелем катодной защиты перед входом в узел переключения и на выходе из узла одоризации, периметральную сигнализацию, ограждение территории, расположенное по периметру тренажера и имеющее вход и выход с двух противоположных сторон, пожарный щит, при этом охранный кран расположен на входе в систему и соединен трубопроводом с компрессорной установкой и с узлом переключения, а через кабельные линии телемеханики с автоматизированным рабочим местом операторной, вход узла измерения расхода газа соединен с выходом узла редуцирования, а выход со входом в узел переключения, который соединен со входом узла одоризации трубопроводом.

В качестве пояснения приводим следующее.

Эффективность профессиональной подготовки персонала, эксплуатирующего газораспределительной станции, может быть повышена за счет проведения обучения оперативным переключениям и методам ликвидации аварий в максимально возможном подобии размещения оборудования, имитации оперативных и аварийных процессов в реальном масштабе пространства и времени. Это позволит снизить вероятность ошибочных действий эксплуатирующего персонала в реальных условиях за счет выработки навыка анализа ситуации.

На Фиг. 1 представлена принципиальная схема полномасштабного тренажера ГРС для подготовки эксплуатирующего персонала. Расположение узлов тренажера соответствует стандартному расположению узлов реальной ГРС «Ташкент-2» АЭМЗ г. Ангрен Узбекистан. Технологические процессы, воспроизводимые на этом тренажере, идентичны во времени и указании параметров, полученных при реальной работе ГРС в аналогичных условиях. Заменяющей природный газ средой является сжатый воздух.

Тренажер для подготовки персонала, эксплуатирующего газораспределительные станции, содержит компрессорную установку (1), которая обеспечивает подачу воздуха под соответствующим давлению на входе в тренажер из магистрального газопровода, от 0 до 2,5 МПа. В качестве компрессорной установки (1) может быть использована, например, блочно-модульная компрессорная станция ENERGA БКР 25/15. Компрессорная установка (1) подает воздух в трубопровод (2) тренажера через подсоединенный к (1) охранный кран (3), который должен иметь вспомогательный трубопровод для возможности стравливания и перепуска воздуха из примыкающих к нему участков основных коммуникаций, средства КИПиА, а также рассчитан на давление и температуру транспортируемой среды. Например, может быть использован кран Dy300 мм з-да «Химмаш». Выход охранного крана (3) соединен со входом узла переключения (4), выполненного в соответствии с п. 8.1.2-8.1.3 СТО Газпром 2-2.3-1081-2016 «Газораспределительные станции. Общие технические требования». Узел (4) кран (5) на входе, кран (6) на выходе, обводную линию (7) с входным (8), выходным (9) и свечным (10) кранами. Узел переключения (4) соединен первым по ходу движения транспортируемой среды выходом с краном сброса воздуха (11), вторым выходом со входом узла очистки (12). В качестве узла очистки (12) может быть использован любой фильтр, рассчитанный на производительность компрессора, например, кассетный фильтр марки ФХ-02. Узел (12) содержит входной (13) и выходной (14) и свечной (15) краны. Выход узла очистки (12) соединен со входом узла подогрева (16). В качестве узла подогрева (16) может быть использован любой подогреватель газа, рассчитанный на производительность тренажера, например, подогреватель газа марки ТГВ-285. Выход узла подогрева (16) соединен со входом узла редуцирования (17), который содержит две линии (18, 19) или более, оснащенные однотипной запорно-регулирующей арматурой, каждая из которых (18, 19) содержит два последовательно установленных регулятора давления газа (20-23), например, регулятор давления РДУ-80-01. Узел (17) содержит входной (24), выходной (25) и свечной (26) краны. Выход узла редуцирования (17) соединен со входом узла измерения расхода газа (27). Узел измерения расхода газа (27) может содержать от одной до двух линий с устройством измерения расхода газа. Совместная их работа обеспечивает требуемую точность во всем диапазоне работы тренажера, например, на первой линии счетчик газа СГ-75МТ-400, на второй сужающее устройство УСБ-80. Выход узла измерения расхода газа (27) соединен со вторым входом узла переключения (4), который соединен со входом узла одоризации (28). Узел одоризации (28) состоит из двух автономных одоризаторов газа (29, 30), выполненных в соответствии п 8.6.7 СТО Газпром 2-2.3-1081-2016 «Газораспределительные станции. Общие технические требования», например, первый одоризатор «АСОГ», второй одоризатор «БРХО». Узел измерения расхода газа на собственные нужды (31) представляет собой линию с прибором измерения расхода газа с выходным давлением в диапазоне от 0,03 МПа до 1,2 МПа и с диапазоном расхода от 0 до 400 м3/ч, например RVG-16, вход которого соединен с узлом одоризации (28), а выход с любым шкафным газорегуляторным пунктом (32) заводского исполнения, например, Актион-газпроект г. Энгельс с диапазоном входного давления от 0,6 МПА до 1,2 МПа и выходным давлением до 3,0 кПа с производительностью до 600 м3/ч, выход шкафного газорегуляторного пункта (32) идет на сброс воздуха. Операторная (33), в которой находится автоматизированное рабочее место (АРМ) «Оператор ГРС» (34). АРМ (34 выполнен в виде двух(много)канальной многопроцессорной ЭВМ (АРМ), работающей в реальном масштабе времени и выполняющей функции управления тренажером по заданным программам в заданных условиях.

АРМ «Оператор ГРС» подключено кабельными линиями телемеханики (35) к узлам (3-4, 16-17, 27-28, 31) тренажера и позволяет в автоматическом режиме управлять ими. Станцию катодной защиты (36), предназначенную для подачи защитного потенциала на трубопровод (2), с которым соединена кабелем катодной защиты (36) перед входом в узел переключения (4) и на выходе из узла одоризации (28).

Станция катодной защиты (36) подключена к трубопроводу (2) кабелем катодной защиты (37) перед входом в узел переключения (4) и на выходе из узла одоризации (28).

Тренажер расположен на территории, имеющей ограждение (38) с калиткой и воротами для заезда техники с двух противоположных сторон. По периметру ограждения (38) тренажера расположена сигнализация (39), стандартный пожарный щит (40), установленный и укомплектованный в соответствии Правилам противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" пункт 410 приложение №7 (аналогично действующему объекту)).

Тренажер работает следующим образом.

Инструктор на АРМ (34) заносит в базу данных сведения об обучаемых, запускает учебную задачу для выполнения. Задача может быть выбрана из имеющейся базы данных: «Продувка коммуникаций новой ГРС», «Настройка узла редуцирования», «Пуск в работу ГРС после выполнения ремонтных работ», «Перевод ГРС на работу по обводной линии», «Перевод ГРС с обводной линии в автоматический режим работы», «Отключение редуцирующей нитки с выводом ее в ремонт по причине неисправности регулятора на основной нитке редуцирования», «Заправка расходной емкости одоризатора», «Разрыв газопровода-отвода высокого давления или его повреждение без возгорания», «Аварийный разлив одоранта из расходной емкости», «Разрыва газопровода на выходе с ГРС», или создана любая другая задача инструктором заново. Задают условия выполнения задачи: технологические параметры производственного процесса в соответствии с выбранной задачей.

Подготовку тренажера к работе обучаемый начинает с контроля технического состояния каждого из узлов тренажера. На узле переключения (4) контролируют входное давление, перепад давления узла очистки (12), температурный режим работы подогревателя газа (16). Настраивает узел редуцирования (17) в соответствии с параметрами выходного давления. Проверяет работу узла учета газа (27), заправляет расходные бочки (29, 30), настраивает узел одоризации (28). Настраивает шкафной регуляторный пункт (32). Контролирует напряжения станции катодной защиты (36).

Для запуска в работу тренажера приводят арматуру узлов (3-4, 12, 16, 27-28, 31-32) в исходное состояние, включают в работу компрессорную установку (1), контролируют достижение давления перед охранным краном (3) до номинального значения 2,5 МПа, открывают кран (5) для поступления среды через узлы (12, 16) на вход узла редуцирования (17), настраивают узел редуцирования (17) согласно режимной карте, настраивают узел одоризации (28) согласно фактической производительности тренажера ГРС, настраивают расход воздуха в узле (32).

В операторной (33) обучаемые докладывают диспетчеру по телефону, заполняют рабочие журналы, контролируют параметры работы тренажера.

Обучаемый выполняет поставленную перед ним задачу, правильность выполнения технологических операций обучаемым контролирует инструктор с АРМ (34) операторной (33). Информация о количестве допущенных несоответствий передается в операторную на АРМ инструктору.

1. Задача «Продувка коммуникаций новой ГРС». Обучаемый контролирует начальное положение арматуры в узлах (3-4, 12, 16-17, 27-28, 31-32), которое должно соответствовать режимной карте. Докладывает диспетчеру и потребителю о начале выполнения работ из блока операторной (33), отмечает в оперативном журнале причину и время начала переключений, открывает свечные краны (15, 26), открывает обводную линию (7), контролирует рост давления с выхода узла (17) до входа в узел (32), открывает на 10% кран (5), через обводную линию (7) заполняет коммуникации узлов, открывает на 10% кран (6), продувает коммуникации, не превышая давление воздуха для продувки более 0,1 МПа, в течение 1 минуты, закрывает свечные краны (15, 26) в узлах (12, 17), заполняет коммуникации на рабочее давление, узлы (3-4, 12, 16) заполняет не более, чем на 2,5 МПа, узлы (12, 16, 17) заполняет до давления 0,3 МПа. Открывает полностью выходной кран (5). Докладывает диспетчеру из операторной (33) о выполнении продувки коммуникаций ГРС.

2. Задача «Настройка узла редуцирования».

Обучаемый переводит краны (13, 14) узла (12) в положение «открыто», краны (24, 25) узла (17) в положение «закрыто», остальная арматура тренажера установлена в соответствии с режимной картой. Докладывает диспетчеру и потребителю о начале выполнения работ из блока операторной (33), отмечает в оперативном журнале причину и время настройки узла (17).

3. Задача «Пуск в работу ГРС после выполнения ремонтных работ».

Обучаемый производит осмотр узлов (4, 12, 16-17, 27-28, 31-32), контролирует начальное положение арматуры в узлах (3-4, 12, 16-17, 27-28, 31-32), которое должно соответствовать режимной карте, докладывает диспетчеру и потребителю по телефону о начале выполнения работ из блока операторной (33). Отмечает в оперативном журнале причину и время начала переключений, открывает свечные краны (15, 26) в узлах (12, 17), открывает на 10% входной кран (5), открывает на 10% выходной кран (6), выполняет продувку коммуникаций, не превышая давление воздуха для продувки более 0,1 МПа, в течение 1 минуты. Закрывает обводную линию (7), закрывает свечные краны (15, 26) в узлах (12, 17), заполняет коммуникации на рабочее давление, узлы (16-17, 27) заполняет не более, чем до 2,5 МПа, узлы (28, 31-32) до давления 0,3 МПа. Открывает полностью выходной кран (6), докладывает диспетчеру из операторной (33) о выполнении продувки коммуникаций ГРС.

4. Задача «Перевод ГРС на работу по обводной линии».

Обучаемый контролирует начальное положение арматуры в узлах (3-4, 12, 16-17, 27-28, 31-32), которое должно соответствовать режимной карте, докладывает диспетчеру и потребителю по телефону о начале выполнения работ из блока операторной (33), отмечает в оперативном журнале причину и время начала переключений. Отключает в операторной (33) сигнализацию (39), автоматику узла подогрева (16), узел одоризации (28) переводит в ручной режим работы. Открывает входной кран (8) на обводной линии (7), плавно открывает обводную линию (7), повышает давление на выходе на 5% выше предусмотренного режимной картой с целью автоматического закрытия регулятора в узле (17). Закрывает входной кран (5), контролирует и поддерживает давление на выходе в пределах ±10% с помощью обводной линии (7).

5. Задача «Перевод ГРС с обводной линии в автоматический режим работы».

Обучаемый контролирует начальное положение арматуры в узлах (4, 12, 16-17, 27-28, 31-32), входной (5) и выходной (6) краны закрыты, краны (8, 9) на обводной линии (7) открыты, свечные краны (10, 26) открыты. Докладывает из блока операторной (33) диспетчеру и потребителю по телефону о начале выполнения работ, отмечает в оперативном журнале причину и время начала переключений. Открывает на 10% входной кран (5), продувает коммуникации, не превышая давление воздуха для продувки более чем на 0,1 МПа, в течение 1 минуты. Закрывает обводную линию (7), закрывает свечные краны (10, 26). Заполняет коммуникации на рабочее давление, узлы (4, 12, 16) заполняет не более, чем до 2,5 МПа. Узлы (12, 17, 27) до давления 0,3 МПа. Открывает полностью кран (5), закрывает краны (8, 9), контролирует автоматическое открытие в узле (17). Проводит опломбирование арматуры на обводной линии (7), включает в операторной (33) сигнализацию (39), автоматику узла подогрева (16), переводит узел одоризации (28) в автоматический режим работы. Докладывает из операторной (33) диспетчеру по телефону о переводе ГРС в автоматический режим.

6. Задача «Отключение редуцирующей нитки с выводом ее в ремонт по причине неисправности регулятора на основной нитке редуцирования».

Обучаемый докладывает из блока операторной (33) диспетчеру и потребителю по телефону о начале выполнения работ, отмечает в оперативном журнале причину и время начала переключений. Контролирует начальное положение кранов (24, 25) открыты. Из-за выхода из строя основной нитки узла редуцирования (17) давление на выходе узла (17) снижено на 10% от номинала по режимной карте, в работе находится резервная нитка редуцирования узла (17). Закрывает краны (24, 25), открывает свечной кран (26) основной нитки редуцирования узла (17). Повышает выходное давления до номинального значения по режимной карте. Вывешивает на оборудовании соответствующие плакаты «в ремонте», «в работе». Докладывает из блока операторной (33) диспетчеру по телефону о начале выполнения работ, отмечает в оперативном журнале причину и время выполнения переключений.

7. Задача «Заправка расходной емкости одоризатора».

Обучаемый докладывает из блока операторной (33) диспетчеру и потребителю по телефону о начале выполнения работ, отмечает в оперативном журнале начальное положение одоранта в расходной емкости и время начала заправки. Переводит в ручной режим работы, контролирует начальное положение арматуры в узле (28). Заправляет расходные бачки (29, 30) одоранта узла одоризации (28). После заполнения узел одоризации (28) переводит в автоматический режим работы, отмечает в оперативном журнале уровень одоранта в расходных бачках (29, 30) после завершения заправки.

8. Задача «Разрыв газопровода-отвода высокого давления или его повреждение без возгорания».

Обучаемый сообщает по телефону из операторной (33) в противопожарную службу и диспетчеру. Контролирует работу узла редуцирования (17) и его выходное давления. При изменении работы узла редуцирования (17) из-за снижения входного давления, переводит работу на обводную линию (7) до уравнивания давления на входе и выходе ГРС. Переставляет краны на обводной линии (7) узла (4) в ручном режиме, при получении команды диспетчера по телефону, идет на охранный кран (3) и закрывает его в ручном режиме. Перекрывает подачу одоранта в узле одоризации (28), открывает свечные краны (10, 26).

9. Задача «Аварийный разлив одоранта из расходной емкости»

Обучаемый сообщает по телефону из операторной (33) диспетчеру и в противопожарную службу об аварии и ее последствиях. Надевает в операторной (33) средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожного покрова, закрывает подачу одоранта из узла (28). Покидает территорию тренажера ГРС через калитку ограждения (38).

10. Задача «Разрыв газопровода на выходе с ГРС»

Обучаемый сообщает по телефону из операторной (33) в противопожарную службу. Докладывает уточненную обстановку диспетчеру ЛПУМГ по телефону. Контролирует автоматическое закрытие кранов (5, 6) по кабельным линиям телемеханики (35). Производит перестановку кранов (5, 6) в ручном режиме по команде диспетчера, соблюдая меры безопасности, покидает опасную зону. Производит тушении остаточного пламени первичными средствами пожаротушения, расположенными на щите (40).

Промышленная применимость.

Тренажер для подготовки персонала, эксплуатирующего газораспределительные станции, является точной копией реальной (действующей) газораспределительной станции и содержит дубликаты всех реальных органов управления, приборов, панелей и индикаторов. Технологические процессы, смоделированные на этом тренажере идентичны во времени и указании параметров, полученных при реальной работе ГРС в аналогичных условиях. Заменяющей природный газ средой является сжатый воздух.

Электропитание тренажера на учебном полигоне осуществляется от силового распределительного щита ШР-17/1 системы электропитания территории учебного полигона.

Узлы тренажера для подготовки персонала, эксплуатирующего газораспределительные станции, (1, 3-4, 12, 16-17, 27-28, 31-32) соединены сварными соединениями в соответствии со схемой Фиг. 1 трубопроводом (2), выполненным из металла, например, стали диаметром от 50 до 200 мм. Давление узлов тренажера (3, 4, 12, 16-17, 27-28, 31-32) соответствует давлению используемой компрессорной установки (1) и составляет от 0 до 2,5 МПа.

Правильность технического решения подтверждается вводом в эксплуатацию полномасштабного тренажера газораспределительной станции для обучения эксплуатирующего персонала на учебном полигоне (г. Арзамас) Учебно-производственного центра - филиала ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет повысить точность воспроизведения процесса работы газораспределительной станции тренажером, за счет полного технологического и пространственного соответствия тренажера реальной газораспределительной станции. Осуществлять контроль правильности выполнения технологических операций обучаемым эксплуатирующим персоналом ГРС за счет автоматизированного рабочего места.

Кроме того, предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность и безопасность работы газораспределительной станции за счет снижения вероятности ошибочных действий эксплуатирующего персонала в реальных ситуациях при работе газораспределительной станции.

Полномасштабный тренажер газораспределительной станции, содержащий соединенные между собой трубопроводом компрессорную установку, охранный кран, узел переключения, первый выход которого соединен с краном сброса воздуха, второй выход соединен со входом узла очистки, выход которого соединен со входом узла подогрева, выход которого соединен со входом узла редуцирования, узел измерения расхода газа, узел одоризации, шкафной газорегуляторный пункт, выход которого идет на сброс воздуха, и отличающийся тем, что дополнительно содержит операторную с автоматизированным рабочим местом, подключенным кабельными линиями телемеханики к узлу переключения, узлу подогрева, узлу редуцирования, узлу измерения расхода газа и узлу одоризации, узел учета газа на собственные нужды, вход которого соединен трубопроводом с выходом узла одоризации, а выход со входом шкафного регуляторного пункта и кабельными линиями телемеханики с автоматизированным рабочим местом операторной, станцию катодной защиты, подключенную к трубопроводу кабелем катодной защиты перед входом в узел переключения и на выходе из узла одоризации, периметральную сигнализацию, ограждение территории, расположенное по периметру тренажера и имеющее вход и выход с двух противоположных сторон, пожарный щит, при этом охранный кран расположен на входе в систему и соединен трубопроводом с компрессорной установкой и с узлом переключения, а через кабельные линии телемеханики с автоматизированным рабочим местом операторной, вход узла измерения расхода газа соединен с выходом узла редуцирования, а выход со входом в узел переключения, который соединен со входом узла одоризации трубопроводом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к разделу неврологии и нейропсихологии, и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических и нейрохирургических клиник при проведении занятий по восстановлению цветового восприятия и цветовой памяти у неврологических больных с органическими поражениями головного мозга различной этиологии.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской коррекционной психологии и может быть использовано для оценки сформированности образа Я у дошкольников. Комплект дидактических пособий состоит из 4 схематичных фигур людей светло-серого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 16 схематичных фигур людей белого цвета и магнитной вставкой на лицевой стороне; 24 карточек со схематичным изображением подарка и магнитной вставкой на оборотной стороне; 1 карточки со схематичным изображением ящика с ячейками, разделенных на 6 квадратных отсеков, каждый отсек имеет магнитную вставку в центре и номер внизу.

Изобретение относится к медицине и педагогике, а именно к коррекционной педагогике (логопедии) и быть использовано для оценки фонетической оформления речи у лиц, имеющих врожденную расщелину губы и неба, вне зависимости от возраста в дооперационный и послеоперационный период. Техническим результатом изобретения является сокращение времени проведения оценки фонетического оформления речи, который достигается за счет того, что оценку фонетического оформления речи проводят в соответствии с возрастом и функциональными возможностями тестируемого, при этом тестируемому предоставляют минимально необходимый для оценки набор шаблонов, после чего в ручном или автоматическом режиме производят сравнение шаблонов и результатов аудио-визуального контроля тестируемого, при этом оценка носит качественный характер, что в своей совокупности сокращает время на оценку фонетического оформления речи.
Заявленное изобретение относится к области физической культуры и спорта, а точнее к способу обучения в школе физической подготовке. На первом занятии проводят тестирование и определяют уровень физической подготовки: слабоподготовленный - easy, умеренно подготовленный - medium, подготовленный - hard.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для обучения навыкам самостоятельной коррекции состояний психофизического дискомфорта. Процесс обучения ведут в три этапа.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в повышении эффективности обучения для гигиенического оборудования.

Изобретение относится к области медицины, а именно к реабилитации, и может использоваться для формирования фантомной карты кисти. Определяют чувствительность на кожном покрове культи с помощью установленных электроэнцефалографических электродов путем стимуляции биполярными импульсами тока 100-300 мс с частотой 3-5 Гц.

Группа изобретений относится к тому, чтобы способствовать пользователю эффективно выполнять действия в отношении персонального ухода. Раскрыта система (100) для использования при содействии пользователю в сосредоточении на выполнении действий в отношении персонального ухода, причем система содержит: по меньшей мере один датчик; блок (110) памяти и блок обработки, выполненный с возможностью: сбора данных, связанных с пользователем во время действий в отношении персонального ухода; обработки собранных данных путем сравнения собранных данных с сохраненными характерными особенностями, указывающими на отвлекающие события, для обнаружения по меньшей мере одной характерной особенности, указывающей на отвлекающее пользователя событие при выполнении действий в отношении персонального ухода, при этом обработка содержит по меньшей мере одно из следующего: обнаружение нарушения непрерывного движения устройства персонального ухода; обнаружение того, что устройство персонального ухода удалено с обрабатываемой поверхности; обнаружение того, что пользователь стоит лицом к экрану пользовательского интерфейса, на котором отображается потенциально отвлекающее событие; и инициирование одного или нескольких действий, связанных по меньшей мере с одной обнаруженной характерной особенностью, указывающей на отвлекающее событие, чтобы помочь пользователю сосредоточиться на действиях в отношении персонального ухода.

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии и нейропсихологии, в частности к реабилитационным играм. Создан набор игровых элементов нейропсихологической игры-тренажера для занятий по восстановлению пространственного восприятия и пространственной памяти у неврологических больных, содержащий игровые элементы в виде базовых и игровых карточек и игровые поля, причем базовые и игровые карточки выполнены из плотной бумаги или картона и имеют форму квадратов одинакового размера.

Система (200), устройства (101) и способы созданы с возможностью генерирования и предоставления пользователям показателей, характеризующих переход от потребления генерирующего аэрозоль изделия первого типа на потребление генерирующего аэрозоль изделия второго типа. Системы (200), устройства (101) и способы могут быть созданы с возможностью обеспечения по меньшей мере одного первого значения, характеризующего потребление генерирующего аэрозоль изделия (2) первого типа, например таких, как генерирующие аэрозоль изделия горючего типа (например, горючие сигареты), и по меньшей мере одного второго значения, характеризующего потребление генерирующего аэрозоль изделия (4) второго типа, например таких как генерирующие аэрозоль изделия нагреваемого типа (например, нагреваемые палочки), за период времени.
Наверх