Петлевидный гребной винт

Изобретение относится к судостроению, а именно к водоходным движителям, и может быть использовано в качестве движителя судна. Гребной винт содержит ступицу с лопастями петлевидной формы. Профиль лопастей выполнен двусторонним сегментным исполнением, а относительная ширина лопасти и относительное разнесение передней и задней частей петлевидной лопасти – переменны. Достигается повышение тяговых характеристик и КПД движителя за счет профиля, формы и расположения лопастей. 6 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, а именно к водоходным движителям, и может быть использовано в качестве движителя судна.

Известен гребной винт конструкции Землякова (RU 2279992 C1, МПК B63H 1/26, опубликовано 20.07.2006). Гребной винт содержит установленные на ступице осесимметричной формы гребные плоскопрофильные лопасти, каждая из которых выполнена с торцевым гребнем. Каждый из этих торцевых гребней соединен с соответствующей лопастью с возможностью изменения фиксируемого угла между его рабочей поверхностью и рабочей поверхностью этой лопасти от 180° до 0°.

Недостатками винта являются сложность конструкции и наличие концевых вихрей, что снижает КПД.

Известен гребной винт Гермова (RU2684337C2 МПК B63H 1/00, опубликовано 08.04.2019), представляющий собой гребной винт, лопасти которого имеют вид фрагментов трубы, загнутых вокруг ступицы.

Недостатком такой конструкции является использование профиля трубы, который имеет постоянное сечение лопасти и не позволяет обеспечить достижение высоких значений КПД.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является лопастный винт Шэрроу Инджиниринг (RU 2742113 С2, МПК В63Н 1/26, опубликован 02.02.2021), лопасти которого образуют петлеобразную структуру.

Недостатком такой конструкции является форма петлевидных лопастей, относительная ширина которых не позволяет достичь высоких значений тяги.

Задачей, на решение которой направлено изобретение,является совершенствование геометрии петлевидной лопасти.

Техническим результатом является повышение тяговых характеристик и КПД движителя за счет геометрии профиля, формы и расположения лопастей.

Технический результат достигается гребным винтом, содержащим ступицу с лопастями петлевидной формы, в котором, в отличие от прототипа, профиль лопастей характеризуется двусторонним сегментным исполнением, причем относительная ширина лопасти – отношение хорды профиля лопасти к радиусу винта, изменяется в пределах , а относительное разнесение передней и задней части петлевидной лопасти в корневом сечении изменяется в пределах [0,75…0,8],где – расстояние между средними линиями профиля входной и выходной части лопасти, – расстояние между средними линиями профиля входной и выходной части лопасти по оси вращения винта.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен вид гребного винта спереди, на фиг. 2 - вид сзади, на фиг. 3 - его продольный разрез и сечение лопасти, на фиг. 4 - вид сбоку, на фиг. 5 - вид винта в изометрии b, на фиг. 6 - гребной винт по прототипу.

Гребной винт (фиг. 1-5) содержит ступицу 1 с лопастями 2 переменного профиля, которые имеют две засасывающие поверхности на передней внешней части 3 и передней внутренней части 6и две нагнетающие поверхности на задней внутренней части 4 и задней внешней части 5 петлевидной лопасти.

На виде спереди и на виде сзади (фиг. 1, 2) обозначена относительная ширина криволинейной огибающей профиля лопасти . Её изменение в диапазоне [0,28…0,55] позволяет повысить тяговые характеристики и достичь более высоких значений пропульсивного КПД движителя. Указанные значения относительной ширины лопасти получены расчетным путем с использованием пакета AnsysCFX. В указанном диапазоне значенияниже минимальногоприводят к снижению тяговых характеристик, а превышениеверхнего значения диапазона при набегании потока приводит к перекрытию передней и задней части петлевидной лопасти, что увеличивает сопротивление винта и снижает КПД.

Виды сбоку и в изометрии(фиг. 4, 5) показывают, что передняя и задняя части петлевидной лопасти расположены со смещением друг относительно друга в сторону вращения винта . Его изменение в корневом сечении в диапазоне [0,75…0,8] обеспечивает увеличение тяги и пропульсивного КПД. Указанные значения относительного разнесения передней и задней части лопасти получены расчетным путем с использованием пакета AnsysCFX и обусловлены тем, что параметры вне этого диапазона создают неблагоприятные условия работы гребного винта, нерасчетные углы атаки, вследствие чего снижаются тяговые характеристики и пропульсивный КПД движителя.

Лопасти имеют двусторонний сегментный профиль, который позволяет обеспечить неизменность геометрии формы профиля лопасти по всей длине криволинейной огибающей профиля лопасти для создания благоприятных условий обтекания профиля потоком и минимизации кавитации и потерь создаваемого давления.

Петлевидная форма позволяет снизить кавитационные явления при работе гребного винта, а форма и расположение криволинейной огибающей профиля лопасти гребного винта снижает потери и способствуют улучшению гидродинамических характеристик, и, как следствие, повышению тяги и пропульсивного КПД.

Описанная сложная винтовая поверхность с переменной относительной шириной и переменным разнесением передней и задней части лопасти по её высоте обеспечивает улучшение гидродинамических характеристик гребного винта. Две засасывающие и две нагнетающие поверхности одной лопасти гребного винта обеспечивают повышение тяговых характеристик винта.

Пример конкретного выполнения гребного винта.

Модель петлевидного гребного винта с указанными параметрами была рассчитана в CAE-системе ANSYS CFX, изготовлена его 3Д-модель. Результаты численного моделирования показывают, что гребной винт с предложенными параметрами позволяет достичь больших значений тяги и КПД гребного винта. Тяга гребного винта с предложенной геометрией лопастей по сравнению с классическим гребным винтом увеличилась на 15%, пропульсивный КПД увеличился до 60%.

Таким образом, изобретение позволяет повысить тягу и пропульсивный КПД петлевидного гребного винта, а также снизить кавитационные явления и облегчить вращение винта за счет предложенной геометрии лопастей и параметров петлевидного гребного винта.

Гребной винт, содержащий ступицу с лопастями петлевидной формы, отличающийся тем, что профиль лопастей характеризуется двусторонним сегментным исполнением, причем относительная ширина лопасти – отношение хорды профиля лопасти к радиусу винта, изменяется в пределах , а относительное разнесение передней и задней частей петлевидной лопасти в корневом сечении изменяется в пределах [0,75…0,8], где – расстояние между средними линиями профиля входной и выходной частей лопасти, – расстояние между средними линиями профиля входной и выходной частей лопасти по оси вращения винта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, а именно к движительно-двигательному устройству. Подвесной лодочный мотор включает в себя двигатель, взаимодействующий с механизмом изменения скорости, ведущий вал, расположенный во внутреннем пространстве дейдвуда, связывающий механизм изменения скорости с приводом гребного винта, кронштейн, с одной стороны связанный с дейдвудом, а с другой - с подвижной плитой, которая выполнена с возможностью приведения в движение посредством связанного с ней механизмом изменения высоты подвесного мотора.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к движительно-двигательному устройству, и может быть использовано в водном транспорте для оснащения маломерных плавучих средств легкого и среднего класса. Лодочный движитель с плавником содержит верхнюю и нижнюю опорные пластины, установленные на стойках.

Изобретение относится к индивидуальным плавучим средствам, а именно, к водным велосипедам, предназначенным для активного отдыха, туризма, спортивных соревнований и прогулок по поверхности водоемов. Водный степпер включает в себя педальную доску с эксцентриковым механизмом, парой подводных ласт и рулем.

Изобретение относится к судостроению и авиастроению, а именно к водным и воздушным судовым потоковым винтам. Винт потоковый представляет собой вал с закрепленными на нем не менее чем двумя лопастями, закрученными вокруг вала.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к частично погружным лодочным моторам. Привод Арнесона лодочного мотора включает в себя входной вал, переходящий в гребной вал, проходящий внутри дейдвудной трубы, на корпусе которой шарнирно закреплен цилиндр наклона.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям циклоидальных пропеллеров, предназначенных для формирования движущей силы и организации управления воздушным транспортным аппаратом. Циклический движитель летательного аппарата вертикального взлета и посадки состоит из ротора, набора лопастей, вращающихся по круговой орбите вокруг оси ротора и поворачивающихся вокруг собственной оси, и механической системы управления углом атаки лопастей и двигательной установки.

Изобретение относиться к конструкции устройства движительного и рулевого комплекса быстроходных судов. Частично погруженный в воду дисковый движитель в рулевой направляющей насадке представляет из себя конструкцию устройства движительного и рулевого комплекса быстроходных судов, который состоит из диска, ступица которого закреплена на гребном вале.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к подвесным лодочным моторам. Лодочный мотор включает в себя двигатель, дейдвуд, связывающий двигатель с корпусом трансмиссии, ведущий вал, расположенный во внутреннем пространстве дейдвуда, кронштейн для фиксации мотора, трансмиссию, размещенную на одной оси с гребным винтом.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водоходным движителям, обеспечивающим движение и маневрирование судна. Гребной винт размещен в кольцевой насадке и содержит ступицу и гребные лопасти с несимметричным контуром, которые имеют смещение от перпендикуляра к оси вращения винта для разнесения нагрузки.

Изобретение относится к агрегатам приведения в движение тела и может быть применено в воздушных и водных транспортных средствах. Движитель тела имеет корпус и содержит привод, жестко закрепленный с корпусом, и рабочий орган, выполненный с возможностью совершать возвратно-поступательное движение.
Наверх