Способ локализации и непрерывного тушения пожаров и мобильный пожарный агрегат для его осуществления

Изобретение относится к способам и средствам, предназначенным для предотвращения масштабных пожаров, в том числе лесных пожаров и пожаров на нефтяных и газовых промыслах, расположенных в труднодоступных местах (заболоченная местность, водные преграды, глубокий снег и т.п.). Задачей настоящего изобретения является создание технологии и мобильного пожарного агрегата для тушения крупномасштабных пожаров, обеспечивающих получение технического результата, заключающегося в обеспечении непрерывной подачи огнетушащего вещества в зону пожара до полного его подавления. Технический результат достигается тем, что по способу локализации и непрерывного тушения пожаров, заключающемуся в том, что к месту тушения пожара доставляют пожарную технику, посредством которой подают огнетушащее вещество в зону пожара, подачу огнетушащего вещества прекращают после полной ликвидации пожара, согласно изобретению, в качестве пожарной техники используют вертолет и мобильный пожарный агрегат с объемом огнетушащего вещества не менее 30 куб. метров, способный преодолевать труднопроходимые участки местности и водные преграды глубиной более 1,5 метра, причем мобильный пожарный агрегат размещают в зоне тушения пожара и перемещают его по мере подавления локальных участков пожара в места тушения пожара на участках, охваченных огнем, вертолет используют для регулярной подпитки мобильного пожарного агрегата огнетушащим веществом по мере его расходования, обеспечивая таким образом непрерывный процесс тушения пожара. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к способам и средствам, предназначенных для предотвращения масштабных пожаров, в том числе лесных пожаров и пожаров на нефтяных и газовых промыслах, расположенных в труднодоступных местах (заболоченная местность, водные преграды, глубокий снег и т.п.).

Известен способ локализации и/или тушения пожаров, заключающийся в воздействии воздушной ударной волной, создаваемой с помощью доставляемых в зону пожара пожароподавляющих устройств с наполнителем и диспергирующим зарядом взрывчатого вещества, срабатывающим от управляющего сигнала, в качестве наполнителя пожароподавляющих устройств используют огнетушащий состав, предварительно в зависимости от характеристик пожара выбирают средства доставки пожароподавляющих устройств, наполняющий их огнетушащий состав, на заранее определенном участке осуществляют подрыв диспергирующего заряда взрывчатого вещества непосредственно в зоне пожара с одновременным формированием воздушной ударной волны, скоростного напора воздуха, продуктов детонации и распылением на этом участке огнетушащего состава с образованием мелкодисперсного облака, при этом определяют участки, на которых требуется срабатывание пожароподавляющих устройств, в зависимости от выбранных средств доставки пожароподавляющих устройств определяют параметр, по достижении заданной величины которого обеспечивают управляющий сигнал срабатывания диспергирующего заряда взрывчатого вещества, используют пожароподавляющие устройства, снабженные датчиками выбранного параметра, настроенными на заданную величину параметра, по достижении которой при сближении пожароподавляющего устройства с зоной горения производят подрыв диспергирующего заряда взрывчатого вещества, причем размеры и месторасположение участков выбирают в зависимости от типа пожара и размеров образуемого мелкодисперсного облака огнетушащего состава (патент RU 2111032 С1, опубл. 20.05.1998).

Известен способ тушения лесных пожаров, заключающийся в подаче огнетушащего средства в зону пожара и/или на заградительную полосу, в качестве огнетушащего средства используют комбинированную струю пены низкой кратности с кратностью от 7 до 20 и средней кратности с кратностью от 20 до 70. Известный способ осуществляется вертолетным устройством, содержащим установку комбинированного тушения пожара с возможностью генерирования и подачи комбинированной струи пены низкой и средней кратности и установленные на раме вертолета емкости для воды (патент RU 2394724 С1, опубл. 20.07.2010).

Наиболее близким к заявленному является способ тушения лесных ландшафтных пожаров, заключающийся в том, что к очагу возгорания доставляют пожарную технику, осуществляют монтаж разветвленной быстросборной трубопроводной системы, после чего подают воду в очаг возгорания, при этом, в процессе тушения пожара, выполняют наращивание ветвей трубопроводной системы как во фронтальном, так и в радиальном направлениях, после тушения пожара на глубине 40 - 50 метров и шириной 300 - 400 метров продолжают подачу воды в очаг возгорания и одновременно осуществляют дополнительное наращивание ветвей трубопроводной системы в радиальном и фронтальном направлениях, выполняя при этом демонтаж труб на первоначально собранных ветвях трубопроводной системы, не используемых для тушения пожара, и передачу их на новые участки пожаротушения, прекращают подачу воды после полного тушения пожара (патент RU 2350370 С1, опубл. 27.03.2009).

Как показала практика, известные технические решения являются малоэффективными и затратными при тушении масштабных лесных пожаров и указанные способы неприменимы для тушения крупных пожаров на нефтяных и газовых промыслах, расположенных в труднодоступных местностях (заболоченная местность, водные преграды, глубокий снег и т.п.). Основным недостатком при тушении крупномасштабных пожаров указанных объектов является ограниченность технических возможностей пожарной техники в части объемов подачи воды в пожарные зоны.

В качестве пожарной техники используются автомобильный или авиационный транспорт, снабженные емкостями для воды, служащей для тушения пожаров.

Как правило, пожарная автоцистерна на колесном ходу снабжена емкостью для воды объемом от 4 до 10 куб. метров, такого количества воды хватает для тушения пожара в течение 5 - 15 минут. Самый крупный противопожарный самолет (вертолет) может доставить в зону пожара не более 43 куб. метров воды, используя ее в течение, примерно, 1 - 3 минут.

Трубопроводная система в совокупности с автомобильной пожарной техникой, предложенная в прототипе, малоэффективна в удаленных и труднодоступных (болотистых) местах, в которых отсутствует инфраструктура водоснабжения, а также при значительной удаленности (более 30 км) от источников воды.

Известна установка для пожаротушения повышенной проходимости, состоящая из лесопожарной машины, на которой установлена водяная помпа, емкость для воды с пенообразователем, гидроманипулятор на полноповоротной колонне, на конце которого расположен пожарный ствол, а ходовая часть машины представляет собой транспортное средство повышенной проходимости (патент RU 85824 U1, опубл. 20.08.2009).

Известна многоцелевая пожарная машина повышенной проходимости, выполненная на базе армейского гусеничного плавающего транспортера, содержащего двигатель, коробку отбора мощности и водометные движители, бронированный корпус, пожарное оборудование и навесное оборудование, машина содержит гусеничное шасси, кабину, снабженную с внешних сторон защитой от теплового воздействия и смотровыми окнами, систему управления навесным и пожарным оборудованием, систему самоорошения водой, систему запаса воздуха, причем пожарное оборудование машины включает пожарный насос, баки с огнегасящей смесью и отсеки с пожарно-техническим вооружением, при этом бронированный корпус содержит элементы крепления, обеспечивающие возможность крепления навесного оборудования, включающего лафетный ствол, манипулятор, бульдозерный отвал, плуг, гидравлический насос, рабочую и напорную гидромагистрали, делители потоков, кроме того, коробка отбора мощности установлена таким образом, что обеспечивает возможность увеличения мощности водометных движителей и подключения дополнительного оборудования, причем гусеницы выполнены с резинометаллическим шарниром и с эластичными уширителями (патент RU 189223 U1, опубл. 16.05.2019).

Известен также лесопожарный агрегат (прототип), содержащий шасси военно-гусеничной машины, баки с огнетушащим веществом, пожарное оборудование и рабочее оборудование шасси, съемную платформу, на которой установлены кабина для размещения экипажа, пожарного расчета и пожарного оборудования и баки с огнетушащим веществом, при этом съемная платформа выполнена с возможностью поворота на определенной угол в направлении к бортам корпуса шасси с помощью ручного или машинного приводов (патент RU 2217197 С2, опубл. 20.06.2003).

Общим недостатком известных технических решений является невозможность тушения крупномасштабных пожаров из-за ограниченности объемов огнетушащих веществ, которые способны доставить известные пожарные агрегаты в зону тушения пожара. В частности, прототип позволяет доставить в зону тушения пожара не более 10 куб. метров огнетушащего вещества. Кроме того, прототип и другие аналоги не имеют возможности преодолевать водные преграды глубиной более 1,5 метра и сильно заболоченные участки местности, а также глубокий рыхлый снег.

Задачей настоящего изобретения является создание технологии и мобильного пожарного агрегата для тушения крупномасштабных пожаров, обеспечивающих получение технического результата, заключающегося в обеспечении непрерывной подачи огнетушащего вещества в зону пожара до полного его подавления.

Технический результат достигается тем, что по способу локализации и непрерывного тушения пожаров, заключающегося в том, что к месту тушения пожара доставляют пожарную технику, посредством которой подают огнетушащее вещество в зону пожара, подачу огнетушащего вещества прекращают после полной ликвидации пожара, согласно изобретению, в качестве пожарной техники используют вертолет и мобильный пожарный агрегат с объемом огнетушащего вещества не менее 30 куб. метров, способный преодолевать труднопроходимые участки местности и водные преграды глубиной более 1,5 метра, причем мобильный пожарный агрегат размещают в зоне тушения пожара и перемещают его по мере подавления локальных участков пожара в места тушения пожара на участках, охваченных огнем, вертолет используют для регулярной подпитки мобильного пожарного агрегата огнетушащим веществом по мере его расходования, обеспечивая таким образом непрерывный процесс тушения пожара.

Кроме того, в мобильном пожарном агрегате, содержащем шасси с гусеничным движителем, емкости с огнетушащим веществом и пожарное оборудование, согласно изобретению, шасси выполнено в виде плавающего двухзвенного гусеничного транспортера, звенья которого продольно соединены поворотно-сцепным устройством, на первом звене установлены кабина экипажа и пожарного расчета, силовая установка с трансмиссией, а также технический отсек для элементов системы пожарного оборудования и емкости для компонентов огнетушащего вещества, пожарный ствол установлен на верхней части технического отсека первого звена с возможностью вращения и изменения угла наклона относительно горизонта, на втором звене установлена емкость для воды объемом не менее 30 куб. метров, при этом емкость в верхней части обечайки снабжена горловиной для приема воды, перекачиваемой по трубопроводу с зависшего в воздухе вертолета, транспортирующего воду, или от наземного транспортного средства, доставляющего воду для тушения пожара.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 схематично изображен вариант реализации способа локализации и тушения пожара; на фиг. 2 изображен общий вид мобильного пожарного агрегата.

Предложенный способ локализации и тушения пожаров осуществляется следующим образом.

При получении информации (вызова) о возникновении пожара в район, охваченный огнем, направляется пожарная техника в виде мобильного пожарного агрегата 1 и пожарного вертолета 2. Пожарный агрегат 1 использует емкость для огнетушащего вещества объемом не менее 30 куб. метров, при этом пожарный агрегат 1 способен преодолевать трудопроходимые участки местности и водные преграды (реки, озера) глубиной более 1,5 метров. Как вариант, в качестве пожарного агрегата 1 можно использовать двухзвенный гусеничный транспортер типа ДТ-30ПМ, способный нести емкости для воды объемом до 40 куб. метров. Посредством пожарного оборудования (условно не показано), например, типа СГТ 1-60-120, размещенного на пожарном агрегате 1, осуществляют тушение пожара, используя при этом запасы огнетушащего вещества (воды) из емкости. По мере расходования огнетушащего вещества (воды), для регулярной подпитки мобильного пожарного агрегата 1 используют вертолет 2, который посредством трубопровода 3 обеспечивает перекачку доставленного из близлежащего водоема огнетушащего вещества (воды) из баков вертолета в емкость пожарного агрегата 1. После подавления пожара на конкретном локальном участке, пожарный агрегат 1 перемещают в места тушения пожара на участок, охваченный пожаром. Вертолет 2 используют для подпитки пожарного агрегата 1 для обеспечения непрерывного тушения пожара до полного его подавления.

Мобильный пожарный агрегат для осуществления предложенного способа тушения пожаров выполнен на шасси плавающего двухзвенного гусеничного транспортера, состоящего из первого 4 и второго 5 звеньев, продольно соединенных поворотно-сцепным устройством 6 для принудительного складывания звеньев 4 и 5 относительно друг друга в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На первом звене 4 транспортера установлена кабина 7 для экипажа и пожарного расчета, отсек 8 силовой установки с трансмиссией, технический отсек 9 для элементов системы пожарного оборудования (условно не показано) и емкости (условно не показано) для дополнительных компонентов огнетушащего вещества. Пожарный ствол 10 установлен на верхней части технического отсека 9 с возможностью вращения и изменения угла наклона относительно горизонта посредством традиционно используемых для этого конструктивных элементов. На втором звене 5 установлена емкость 11 для огнетушащего вещества (воды) объемом не менее 30 куб. метров. В частности, при использовании в качестве шасси двухзвенного гусеничного транспортера типа ДТ-30ПМ емкость для воды может достигать 40 куб. метров. Для сравнения популярная пожарная автоцистерна снабжена баком для воды объемом 4 куб. метра, то есть предлагаемый пожарный агрегат может заменить 10 пожарных автоцистерн. Емкость 11 в верхней части обечайки снабжена горловиной 12 для приема огнетушащего вещества (воды), перекачиваемой по трубопроводу 3 с зависшего в воздухе вертолета 2, транспортирующего огнетушащее вещество (воду) из близлежащего водоема (реки, озера). Горловина 12 может использоваться также для перекачки огнетушащего вещества (воды) от наземного транспортного средства, например, от аналогичного транспортера, доставляющего ресурсы для тушения пожара. В качестве пожарного оборудования в техническом отсеке 9 первого звена 4 может быть размещена система пожаротушения большой мощности и дальности действия СГТ 1-60-120, работа которой базируется на газодинамической технологии формирования газокапельных струй, обеспечивающих большую дальность и высокую эффективность пожаротушения. Указанная система пожаротушения обеспечивает дальность струи от 100 до 150 метров, при этом в 2 раза снижается расход огнетушащего вещества на единицу горящей площади.

Таким образом, предлагаемый мобильный пожарный агрегат может заменить 20 пожарных автоцистерн.

Эксплуатация мобильного пожарного агрегата осуществляется в соответствии с руководством по эксплуатации двухзвенного гусеничного транспортера, а эксплуатация пожарного оборудования в соответствии с техническими регламентами по пожаротушению конкретных видов пожаров.

1. Способ локализации и непрерывного тушения пожаров, заключающийся в том, что к месту тушения пожара доставляют пожарную технику, посредством которой подают огнетушащее вещество в зону пожара, обеспечивают пожарную технику огнетушащим веществом посредством вертолета, подачу огнетушащего вещества прекращают после полной ликвидации пожара, отличающийся тем, что в качестве пожарной техники используют мобильный пожарный агрегат с объемом огнетушащего вещества не менее 30 куб. метров, способный преодолевать труднопроходимые участки местности и водные преграды глубиной более 1,5 метра, причем мобильный пожарный агрегат размещают в зоне тушения пожара и перемещают его по мере подавления локальных участков пожара в места тушения пожара на участках, охваченных огнем, вертолет используют для регулярной подпитки мобильного пожарного агрегата огнетушащим веществом по мере его расходования, обеспечивая таким образом непрерывный процесс тушения пожара.

2. Мобильный пожарный агрегат, содержащий шасси с гусеничным движителем, емкости с огнетушащим веществом и пожарное оборудование, отличающийся тем, что шасси выполнено в виде плавающего двухзвенного гусеничного транспортера, звенья которого продольно соединены поворотно-сцепным устройством, на первом звене установлены кабина экипажа и пожарного расчета, силовая установка с трансмиссией, а также технический отсек для элементов системы пожарного оборудования и емкости для компонентов огнетушащего вещества, пожарный ствол установлен на верхней части технического отсека первого звена с возможностью вращения и изменения угла наклона относительно горизонта, на втором звене установлена емкость для воды объемом не менее 30 куб. метров, при этом пожарное оборудование выполнено с возможностью использования запасов воды из емкости, при этом емкость в верхней части обечайки снабжена горловиной для приема воды, перекачиваемой по трубопроводу с вертолета, транспортирующего воду, или от наземного транспортного средства, доставляющего воду для тушения пожара.



 

Похожие патенты:

Предложено устройство для пожаротушения в туннеле, в котором на стене туннеля установлены направляющие рельсы, мобильные агрегаты с направляющими рельсами подъема и опускания, выполненными в форме дуги, соединены с возможностью скольжения с направляющими рельсами, и поднимаемый и опускаемый агрегат, который вмешает огнегасящие оболочки и соединен с возможностью скольжения с направляющими рельсами подъема и опускания, при этом устройство выполнено так, что мобильные агрегаты перемещаются в горизонтальном направлении по направляющим рельсам и перемещаются к месту, где возник пожар.

Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к лафетному стволу. Техническим результатом является обеспечение расширения применения устройства на целую группу стволов с дистанционным управлением при одновременном упрощении конструкции за счет использования одного привода как для горизонтального перемещения, так и для перевода ствола в один из диапазонов угла перемещения ствола в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к оборудованию для борьбы с пожарами. .

Опора // 2202388

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть применено на пожарных автомобилях, поездах и судах. .

Изобретение относится к спасательным средствам при пожарах. .

Изобретение относится к магистральной трубопроводной противопожарной системе, являющейся стационарной системой противопожарной защиты поселений, групповых жилых или производственных зданий, объектов, расположенных в непосредственной близости от лесных массивов, самих лесных массивов. Магистральная трубопроводная противопожарная система содержит по меньшей мере три трубопровода, соединенные друг с другом с помощью металлического профиля, на каждом из трубопроводов размещены пожарные пушки, насосы, пожарные разветвления и датчики автоматического включения, при этом два трубопровода закрепляются снизу параллельно друг другу на расстоянии, а третий трубопровод располагают над ними.

Изобретение относится к области пожарной безопасности, в частности к способам тушения лесных и других природных пожаров, в частности технологиям авиационного, дистанционного распыления огнетушащих составов на лесные пожары в отдаленных аварийных зонах. Современное состояние тушения леса содержит ряд ключевых, нерешенных вопросов.
Изобретение относится к технике пожаротушения с использованием огнетушащих порошков, способных к термическому разложению с выделением углекислого газа. Способ тушения пожара в замкнутых помещениях складов боеприпасов огнетушащим порошком, способным к термическому разложению с выделением углекислого газа, заключается в доставке в очаг пожара указанного порошка, причем огнетушащий порошок предварительно упакован в подвесные потолочные панели в виде коробов, выполненных из негорючего полимерного материала капролона и покрытых легкоплавкой защитной полимерной оболочкой этрола с заданной температурой плавления 70°С, со стороны, обращенной к полу, причем при плавлении материала защитной оболочки за счет силы тяжести огнетушащий порошок попадает на очаг возгорания и предотвращает переход горения штабелей боеприпасов во взрыв..
Наверх