Клапанный узел штангового насоса

Изобретение относится к области насосного оборудования и может быть использовано для добычи нефти из скважин, в том числе высоковязких. Клапанный узел штангового насоса содержит корпус 1, седло 2, запорный элемент 9 с шариком 10, направляющую клетку 5. Элемент 9 выполнен в виде удлиненной капли со смещенным вниз центром тяжести и увеличенным весом с верхней частью конической, средней цилиндрической и нижней сферической формы, которая сформирована жестко установленным шариком 9, взаимодействующим с седлом 2. Клетка 5 снабжена вертикальными центрирующими ребрами, заостренными внутрь, и ограничителем хода 7, который установлен на верхних концах центрирующих ребер и соединен с ними перемычками. Ограничитель хода 7 выполнен с размерами, обеспечивающими радиальные и осевые проходные каналы клетки 5 с максимально возможными проходными сечениями и гарантированный упор в него элемента 9, в соответствии с зазором между элементом 9 и центрирующими ребрами. Цилиндрическая часть элемента 9 выполнена высотой больше диаметра в поперечном сечении окружности, описанной по внутренней поверхности центрирующих ребер. Изобретение направлено на повышение эксплуатационной надежности клапанного узла, расширение области применения. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области насосного оборудования и может быть использовано для добычи нефти из скважин, в том числе высоковязких нефтей.

Известны стандартные клапанные узлы глубинных штанговых насосов, содержащие корпус клапана, седло клапана, держатель седла клапана и запорный элемент в виде шара (каталог ОАО «Ижнефтемаш» - Глубинные штанговые насосы, ред. 5-2009, 151 стр.).

Недостатком указанных клапанных узлов является вероятность несвоевременной посадки шара на седло, возможность зависания или залипания шара, особенно при перекачивании вязкой и высоковязкой жидкости, и, как следствие, могут происходить значительные утечки жидкости через клапан.

Известна насосная установка для добычи нефти, содержащая штанговый насос с цилиндром, плунжером, управляемым нагнетательным тарельчатым клапаном и всасывающим шаровым клапаном с утяжеленным шариком (патент на полезную модель RU 85574, F04B 47/00, 2009).

Недостатком всасывающего клапана является запаздывание или «залипание» даже утяжеленного шарика при закрытии клапана при работе в вязкой среде, в виду незначительного утяжеления шарика за счет использования материалов с более высоким удельным весом по отношению к стали.

Известен клапанный узел глубинного штангового насоса, содержащий седло клапана, держатель седла клапана, корпус клапана с жестко установленной в нем направляющей клеткой, запорного элемента в виде двух шариков и дополнительно оснащенных грузом в виде третьего шарика (патент на полезную модель RU 33620 U1, кл. F04B 47/00, 10.07.2003).

Указанный клапанный узел по технической сущности и достигаемому результату наиболее близок к предлагаемому клапанному узлу штангового насоса и его можно взять за прототип.

Недостатком данного клапанного узла является значительное гидравлическое сопротивление в направляющей клетке и запорном элементе (пара "седло - шарик") в виде двух шариков, которые оснащены грузом в виде третьего шарика, как дополнительно утяжеляющим элементом, что существенно ограничивает проходные сечения и создает дополнительные гидравлические сопротивления в клапанном узле. Недостатком данного клапанного узла также является большая вероятность несвоевременной посадки запорного элемента из трех шариков на седло из-за возможного зависания или залипания шариков о стенки направляющей клетки, особенно при перекачивании вязкой и высоковязкой жидкости.

Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение эксплуатационной надежности клапанного узла штангового насоса, расширение области применения.

Поставленный технический результат решается описываемым клапанным узлом штангового насоса, содержащим корпус, седло, запорный элемент с шариком, направляющую клетку.

Новым является то, что запорный элемент выполнен в виде удлиненной капли со смещенным вниз центром тяжести и увеличенным весом, с верхней частью конической, средней цилиндрической и нижней сферической формы, которая сформирована жестко установленным шариком, взаимодействующим с седлом, направляющая клетка снабжена вертикальными центрирующими ребрами, заостренными внутрь, и ограничителем хода, который установлен на верхних концах центрирующих ребер и соединен с ними перемычками, при этом ограничитель хода выполнен с размерами, обеспечивающими радиальные и осевые проходные каналы направляющей клетки с максимально возможными проходными сечениями и гарантированный упор в него запорного элемента, в соответствии с зазором между запорным элементом и центрирующими ребрами, цилиндрическая часть запорного элемента выполнена высотой больше диаметра в поперечном сечении окружности, описанной по внутренней поверхности центрирующих ребер, запорный элемент и направляющая клетка изготовлены из нержавеющей стали, запорный элемент изготовлен цельным, запорный элемент изготовлен цельномонолитным из спекаемого твердосплавного материала вольфрамовой группы типа ВК8.

Совокупность отличительных признаков предлагаемого клапанного узла штангового насоса позволяет получить поставленный технический результат. На фиг. 1 изображен общий вид клапанного узла. На фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1. На фиг. 3 - разрез по Б-Б на фиг. 1. На фиг. 4 - вид В фиг. 2. На фиг. 5 - общий вид клапанной клетки.

Клапанный узел (см. фиг.1) глубинного штангового насоса содержит корпус 1, седло клапана 2, держатель седла 3, ниппель 4, направляющую клетку 5 (см. фиг. 1 и 5) с вертикальными центрирующими ребрами 6 (см. фиг. 2, 3 и 5), заостренными внутрь, ограничитель хода 7 (см. фиг. 1, 3 и 5), установленный на верхних концах центрирующих ребер 6 и соединенный с ними перемычками 8 (см. фиг. 3 и 5), запорный элемент 9 с жестко установленным шариком 10 (см. фиг. 1, 2 и 4), размещенный в направляющей клетке 5, с образованием радиальных 11 и осевых 12 проходных каналов (см. фиг. 2 и 3) и зазора 13 (см. фиг. 4).

Клапанный узел работает следующим образом:

Во время работы глубинного штангового насоса при ходе плунжера вверх (на рисунке не показаны) над каплевидным запорным элементом 9 (см. фиг.1) в полости 14 создается разрежение, за счет перепада давления каплевидный запорный элемент 9 поднимается при максимальном ходе до упора в ограничитель хода 7 и открывает кольцевой зазор между жестко установленным шариком 10 запорного элемента 9 и седлом 2, при этом каплевидный запорный элемент 9 поднимается при максимальном ходе до упора в ограничитель хода 7 и открывает кольцевой зазор между жестко установленным шариком 10 запорного элемента 9 и седлом 2, при этом жидкость из подклапанной полости 15 через держатель седла 3 и седло 2 поступает в направляющую клетку 5 корпуса 1, где проходит по радиальным проходным каналам 11 и зазору 13 между центрирующими ребрами 6 и запорным элементом 9 (фиг. 2 и 4), а также по осевому проходному каналу 12 между перемычками 8 и ограничителем хода 7 (фиг. 3 и 5), далее поступает в надклапанную полость 14 ниппеля 4 (фиг. 1), а затем в цилиндр под плунжер глубинного штангового насоса (на фигурах не показаны).

При ходе плунжера вниз под действием своего увеличенного веса каплевидный запорный элемент 9 садится на седло 2, изолируя полость 15 под держателем седла от полости 14.

Проведенные исследования и промысловые испытания показали, что выполнение всасывающего клапанного узла штангового насоса с запорным элементом 9 (фиг. 1) в форме удлиненной капли со смещенным вниз центром тяжести и увеличенным весом позволяет обеспечить более «четкое» срабатывание при посадке запорного элемента 9 на седло 2, уменьшить вероятность его зависания, залипания и запаздывания закрытия.

Выполнение верхней части запорного элемента 9 конической, средней цилиндрической и нижней сферической формы, сформированной жестко установленным шариком 10, обеспечивают стабилизацию потока жидкости, снижают возможность образования при обтекании завихрений, эффективную герметичную посадку на седло 2, предотвращают вероятность хаотичного перемещения запорного элемента 9 в потоке жидкости. Коническая часть запорного элемента 9 при обтекании жидкостью способствует возникновению эффекта «стягивания» струй потока к центру, что обеспечивает дополнительную центровку каплевидного запорного элемента 9 в потоке и соответственно относительно седла 2. Кроме того, коническая часть запорного элемента 9 обеспечивает минимальную точечную площадь контакта с ограничителем хода 7 направляющей клетки 5 в верхней точке подъема запорного элемента 9, что значительно снижает вероятность возможного «залипания» каплевидного запорного элемента 9 с ограничителем хода 7 клетки 5.

Выполнение направляющей клетки 5 с вертикальными центрирующими ребрами 6 (см. фиг. 2, 3, 4 и 5) и ограничителем хода 7, соединенным перемычками 8 (см. фиг. 3, 5) с верхними концами центрирующих ребер 6, и выполнение при этом ограничителя хода 7 с размерами, обеспечивающими радиальные 11 и осевые проходные каналы 12 с максимально возможными проходными сечениями и гарантированным упором в него запорного элемента 9 в соответствии с зазором 13 между запорным элементом 9 и центрирующими ребрами 6, обеспечивает увеличение проходного сечения направляющей клетки 5 (см. фиг. 2, 3, 4, 5) и, соответственно, снижение гидравлического сопротивления в ней и надежную работу клапанного узла.

Выполнение центрирующих ребер 6 заостренными внутрь снижает площадь контакта и величину трения запорного элемента 9 с центрирующими ребрами 6 при контакте и, соответственно, сопротивление движению запорного элемента 9. Зазор 13 (см. фиг. 2, 4) между запорным элементом 9 и центрирующими ребрами 6 обеспечивает обтекание потоком жидкости по всему периметру запорного элемента 9 и предотвращает образование застойных зон с отложением в них асфальто-смоло-парафинистых отложений (АСПО).

Выполнение цилиндрической части запорного элемента 9 высотой больше диаметра в поперечном сечении окружности, описанной по внутренней поверхности центрирующих ребер 6, обеспечивает более четкую без перекосов центровку запорного элемента 9 в направляющей клетке 5.

Изготовление запорного элемента 9 и направляющей клетки 5 из нержавеющей стали снижает вероятность его коррозии и отложения на нем АСПО. Изготовление каплевидного запорного элемента 9 цельным повышает технологичность его изготовления. Изготовление запорного элемента 9 цельномонолитным из спекаемого твердосплавного материала вольфрамовой группы типа ВК8 повышает технологичность его изготовления и срок службы.

Использование предлагаемого клапанного узла штангового насоса позволяет повысить эксплуатационную надежность клапанного узла, эффективность эксплуатации штангового насоса, расширить области применения за счет вовлечения в разработку месторождений с высоковязкой нефтью.

1. Клапанный узел штангового насоса, содержащий корпус, седло, запорный элемент с шариком, направляющую клетку, отличающийся тем, что запорный элемент выполнен в виде удлиненной капли со смещенным вниз центром тяжести и увеличенным весом с верхней частью конической, средней цилиндрической и нижней сферической формы, которая сформирована жестко установленным шариком, взаимодействующим с седлом, направляющая клетка снабжена вертикальными центрирующими ребрами, заостренными внутрь, и ограничителем хода, который установлен на верхних концах центрирующих ребер и соединен с ними перемычками, при этом ограничитель хода выполнен с размерами, обеспечивающими радиальные и осевые проходные каналы направляющей клетки с максимально возможными проходными сечениями и гарантированный упор в него запорного элемента в соответствии с зазором между запорным элементом и центрирующими ребрами, цилиндрическая часть запорного элемента выполнена высотой больше диаметра в поперечном сечении окружности, описанной по внутренней поверхности центрирующих ребер.

2. Клапанный узел по п. 1, отличающийся тем, что запорный элемент и направляющая клетка изготовлены из нержавеющей стали.

3. Клапанный узел по п. 1 или 2, отличающийся тем, что запорный элемент изготовлен цельным.

4. Клапанный узел по п. 1, отличающийся тем, что запорный элемент изготовлен цельномонолитным из спекаемого твердосплавного материала вольфрамовой группы типа ВК8.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к лабораторному плунжерному насосу. Лабораторный плунжерный насос выполнен на возвратно-поступательном перемещении плунжера внутри цилиндра, перемещение плунжера происходит за счет сервопривода, передающего крутящий момент на редуктор, соединённый с шарико-винтовой передачей, преобразующей крутящий момент в возвратно-поступательное перемещение плунжера, оборудован двумя клапанами с пневматическим управлением, управление клапанами осуществляется с помощью пневмораспределителя с электромагнитным управлением, датчик давления установлен после цилиндра насоса.

Изобретение может быть использовано в поршневых компрессорах. Клапанно-поршневой компрессор содержит, по меньшей мере, один поршень (1), связанный через шатун с коленчатым валом с возможностью его возвратно-поступательного перемещения в цилиндре, а также впускной и выпускной клапаны.

Группа изобретений относится к шланговому насосу и способу втягивания шланга в его ложе. Насос для транспортировки направляемой по шлангу жидкости содержит ложе для шланга с вспомогательной опорой, предназначенное для укладки шланга, несущий диск (1), установленный с возможностью вращения относительно вспомогательной опоры, несколько отжимных роликов (3), расположенных в окружном направлении на диске (1), и несколько направляющих роликов (5), расположенных в окружном направлении на диске (1).

Изобретение относится к области эксплуатации скважин штанговыми насосами в горизонтальных и наклонных скважинах. Клапан штангового насоса для работы в горизонтальном стволе скважины содержит корпус, основной шар, перемещающийся по направляющим, параллельным оси корпуса, седло, дополнительный шар, прижимающий к седлу основной с помощью гравитационной системы.

Изобретение относится к объемному насосу. Объемный насос (10) содержит корпус (11), имеющий впускной конец (16) и выпускной конец (18), насосную камеру (30), расположенную между концами (16) и (18), по меньшей мере, одну мембрану (20), активную в камере (30) и подвижную между растянутой конфигурацией, в которой объем камеры (30) является максимальным, и втянутой конфигурацией, в которой объем камеры (30) является минимальным, нагнетательный клапан (46), расположенный вблизи конца (18), впускной клапан (26), содержащий впускное отверстие (27), выпускное отверстие (28) и стенку (29), которая соединяет отверстие (27) с отверстием (28).

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к предохранительным устройствам устьевых приводов глубинных штанговых насосов. Устройство включает П-образный симметричный корпус, выполненный с возможностью плотной симметричной установки снизу на траверсу привода с натяжением и фиксацией в средней части стяжками.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к топливным насосам высокого давления. Секция топливного насоса высокого давления (ТНВД), содержит размещенный в корпусе 1 ТНВД корпус 17 секции ТНВД с ее приводом, установленные в корпусе 17 секции ТНВД и кинематически связанные с ним плунжерную пару и комплекты впускного и нагнетательного клапанов.

Изобретение относится к системам гидравлической трансмиссии для автотранспортного средства. Основание для удержания устройства питания гидравлического насоса, такого как трубка питания, содержит средства крепления и центровки основания на картере гидравлического насоса и средства направления устройства питания гидравлического насоса.

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложены системы и способы для эксплуатации топливного насоса непосредственного впрыска.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к топливной аппаратуре дизельных двигателей, и может использоваться для уменьшения износа плунжерной пары топливного насоса. Техническим результатом заявленного объекта является повышение надежности работы плунжерной пары топливного насоса высокого давления дизельного двигателя, недопущение протечки горючего через уплотнения в результате снижения интенсивности изнашивания плунжерной пары.

Изобретение может быть использовано в поршневых компрессорах. Клапанно-поршневой компрессор содержит, по меньшей мере, один поршень (1), связанный через шатун с коленчатым валом с возможностью его возвратно-поступательного перемещения в цилиндре, а также впускной и выпускной клапаны.
Наверх