Способ передачи информации об аварийной подводной лодке из-подо льда

Изобретение относится к области поисково-спасательных работ и может быть использовано для определения координат аварийных подводных лодок. Предложен способ передачи информации об аварийной подводной лодке из-подо льда, который заключается в использовании автономного необитаемого подводного аппарата, выходящего самостоятельно или по команде с аварийного объекта, из торпедного отсека, способного принимать координаты аварийного объекта, осуществлять поиск полыней для всплытия, а при их отсутствии осуществлять поиск наименее плотного ледяного покрова и производить его бурение для дальнейшей передачи информации о местонахождении аварийного объекта. Предложенный способ содействует поиску аварийных объектов в арктических условиях, что способствует увеличению шансов спасения человеческих жизней при возникновении аварийных ситуаций. 4 ил.

 

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для определения координат аварийных подводных лодок (далее - аварийных объектов (АО)).

Известен способ передачи информации о координатах аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, с помощью аварийно-спасательного буя. Способ заключается в механическом отделении аварийно-спасательного буя от корпуса аварийного объекта и всплытии на поверхность с последующей передачей сигналов от аварийного объекта [1]. Данный способ принят за прототип.

Недостатки способа, взятого в качестве прототипа, заключаются в ограниченной длине троса с помощью которого аварийно-спасательный буй крепится к аварийному объекту, а также невозможности работы аварийного маяка в арктических условиях при большой толщине льда в связи с плохой проводимостью сигнала при толщине льда свыше 1,5 метров. Недостаток длины троса, особенно проявляется, когда аварийный объект лежит на большой глубине.

Задачей изобретения является обеспечение передачи информации о местоположении аварийного объекта из-подо льда.

Задача решается тем, что в известном способе передачи информации о местонахождении аварийного объекта вместо аварийно-спасательного буя используется автономный необитаемый подводный аппарат (далее - АНПА), способный принимать координаты аварийного объекта, самостоятельно осуществлять поиск полыней для всплытия, а при их отсутствии осуществлять поиск наименее плотного ледяного покрова и производить его бурение для дальнейшей передачи информации о местонахождении аварийного объекта.

Новыми отличительными признаками способа являются:

- маневренность передатчика информации об аварийном объекте;

- возможность передавать информацию о состоянии и местоположении аварийного объекта в сложных ледовых условиях.

Указанные отличительные признаки содействуют поиску аварийных объектов в арктических условиях, что способствует увеличению шансов спасения человеческих жизней при возникновении аварийных ситуаций.

Способ передачи информации об аварийном объекте из-подо льда реализуется в следующей последовательности.

При возникновении на подводном объекте аварийной ситуации и принятии решения командира на выпуск АНПА, в бортовую аппаратуру аппарата дополнительно поступают данные о характере аварии и задается глубина хода АНПА (изначально введена глубина хода 75 метров).

После выхода АНПА из торпедного аппарата (контейнера, пусковой установки), он проводит контрольное взаимное гидроакустическое опознавание с АО, производит контрольный запуск маяка-ответчика (установленного на АО) и определяет относительный пеленг и дистанцию на маяк-ответчик. Занимает установленную глубину. Определяет толщину льда в данной точке и начинает маневрирование с задачей поиска полыньи или разводья средствами ледовой разведки, для самостоятельного всплытия с целью передачи донесения об аварии (Фиг. 1).

Обнаружение полыней, разводий, ровного тонкого льда или участка, пригодного для всплытия АНПА осуществляется многолучевым эхоледомером, позволяющим определить абсолютную толщину льда. При этом толщина льда заносится в память АНПА с координатами. При обнаружении полыньи (разводья) АНПА программно запоминает точку всплытия (пеленг и дистанцию до маяка-ответчика), производит маневрирование и, в случае отсутствия в районе всплытия, в радиусе 150-200 метров, торосов или других, влияющих на безопасность всплытия факторов, занимает вертикальное положение, всплывает в полынью, передает донесение об аварии АО и включает аварийный приводной маяк (Фиг. 2).

В случае если АНПА не находит места для всплытия на «чистой воде» в течение 1 часа после выхода из АО, дополнительный допоиск и маневр не осуществляется. Анализируется накопленный в памяти массив замеров толщин льда. Выбирается район площадью 5×5 замеров, в котором толщина льда наименьшая и изменяется не более, чем на 0,5 метра. АНПА следует в центр данного района (Фиг. 3).

АНПА дифферентуется, занимая строго вертикальное положение, выдвигает из носовой части четыре опоры длинной до 0,5 метра, способные закрепить АНПА неподвижно и вертикально подо льдом. Длина опор координируется следящей системой, сопряженной с гироскопическим прибором для удержания строго вертикального положения аппарата. После занятия АНПА вертикального фиксированного положения подо льдом, из его носовой части выдвигается шнековый бур, который завинчивается в лед на расстояние не менее 0,7 метра. При этом производится надежная фиксация АНПА на нижней поверхности льда (Фиг. 3).

После этого из шнекового бура выдвигается антенна-бур, которая просверливает лед на расстояние не менее 1,5 метров (среднее значение «насыщенного» слоя льда при среднем значении толщины льда в период его наибольшего значения - 3,6 метра). Двигатель АНПА увеличивает обороты, прилагая усилия для более прочного удержания аппарата подо льдом. АНПА передает сообщение об аварии, включает аварийный маяк-привод. В пространство вокруг антенны-бура подается сжатый воздух (Фиг. 3). При этом способе между АНПА и аварийным объектом постоянно поддерживается звукоподводная связь (Фиг. 4).

Технико-экономическое преимущество заявляемого способа передачи информации об аварийном объекте по сравнению с известным аналогом, принятым за прототип, заключается в возможности получения информации о местонахождении аварийного объекта в арктических условиях.

Литература:

1. Патент Российской Федерации №2299446 от 20.05.2007 «Способ поиска и подъема на поверхность моря затонувшего объекта, а также спасения людей, оказавшихся в нем».

Способ передачи информации об аварийной подводной лодке из-подо льда, заключающийся в использовании автономного необитаемого подводного аппарата, выходящего самостоятельно или по команде с аварийного объекта, из торпедного отсека, способного принимать координаты аварийного объекта, осуществлять поиск полыней для всплытия, а при их отсутствии осуществлять поиск наименее плотного ледяного покрова и производить его бурение для дальнейшей передачи информации о местонахождении аварийного объекта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области средств освоения мирового океана и проведения подводно-технических работ, в частности к автономным необитаемым подводным аппаратам (АНПА), используемым для передачи информации о состоянии подводной лодки в случае ее аварии. В состав АНПА включены работающие по командам модули аппаратуры, приборов и программно-аппаратного комплекса поиска «чистой воды» и анализа массива льда, быстросъемный модуль гидрофона и аппаратуры звукоподводной связи, соединенный с корпусом АНПА разъемами поворотного типа, телескопическая выдвижная полая антенна-бур, выполненная по аналогии шлямбурных буров со «стружкосбрасывателем» и регулируемой скоростью вращения режущей части, выдвижные опоры стабилизации АНПА в вертикальном положении и позиционирования на месте при работе антенны-бура, дифферентовочная система, устройство противозакручивания.

Изобретение относится к средствам обеспечения спасания экипажей аварийных подводных объектов, преимущественно подводных лодок, находящихся в подводном положении, с использованием спасательного подводного аппарата (СПА). Предложено съемно-закрепляющее устройство для транспортирования, подводного выпуска и приема СПА подводной лодкой (ПЛ), а также для обеспечения перехода спасаемых подводников из СПА в ПЛ в подводном положении.

Изобретение относится к водолазной технике, а именно, к индивидуальным средствам подъема подводников на поверхность. Спасательное средство подводника выполнено в виде прочного и герметичного контейнера, оснащенное люком, иллюминатором и/или видеосистемой с видеокамерой, водолазным баллоном со сжатым воздухом, воздухораспределительным водолазным щитом с запорно-регулирующей газовой арматурой и водолазными манометрами, электрическим и ручным приводами, датчиками внутреннего и наружного давления, травящепредохранительным клапаном, управляющим устройством, информационным дисплеем, звуковой сигнализацией, обогревателем, источником тока, катушкой с кабель-тросом и стопором, радиопередающим устройством, антенной, устройством для подъема контейнера на поверхность, включающим газогенератор, пусковое устройство, газовую арматуру, надувной мешок и парашют.

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к спасательным средствам. Всплывающая спасательная камера содержит корпус с оборудованием для размещения спасаемого экипажа и блок плавучести.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводных объектов. Камера спасательная всплывающая подводного объекта содержит прочный корпус, который выполнен в форме усеченного конуса или цилиндра, закрытый с торцов днищами в виде сферических сегментов с входными люками.

Изобретение относится к судостроению, а именно к подводным суднам с аварийно-спасательными средствами для всего экипажа. Подводное судно включает в себя по крайней мере два оснащенных движителями автономных модуля - нижний транспортный с энергетической установкой, средствами для изменения степени плавучести, функциональными устройствами, герметичными емкостями с веществами различного агрегатного состояния и контейнерами с изделиями разного назначения, включая вооружение; и верхний аварийно-спасательный в виде постоянного запаса плавучести плавсредства, который расположен в верхней части корпуса нижнего модуля, имеет помещения для работы и отдыха экипажа и снабжен системами для обеспечения жизнедеятельности, контроля и управления.

Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов, содержит прочный корпус, легкий корпус с цистернами главного балласта, шлюзовые и декомпрессионные камеры и комингс-площадки с приемно-выходными люками. Лодка также снабжена расположенными побортно прочными цилиндрическими корпусами, разделенными поперечными переборками на отсеки - шлюзовые и декомпрессионные камеры, расположенные поочередно.

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам, предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок. Спасательный подводный аппарат, имеющий отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников, оборудован цистернами, одна из которых выдерживает полное забортное давление.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания средства, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, в том числе подо льдом. Самоходный телеуправляемый спасательный колокол (СТСК) имеет спасательный отсек для размещения двух операторов и спасаемых, камеру присоса со стыковочным фланцем для осуществления присоса, заместительную цистерну для замещения веса спасаемых, цистерну плавучести и станцию звукоподводной связи.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки в обеспечение спасения экипажа в случае аварии. Камера спасательная всплывающая (КСВ) для подводной лодки представляет собой прочный корпус с верхним и нижним входными люками и устройством для крепления КСВ к комингс-площадке подводной лодки с бортовым клапаном и трубопроводами внутри и снаружи КСВ и с автоматичеким регулятором расхода воздуха системы снижения давления.

Изобретение относится к области устройств выполнения подводно-технических работ, в частности к системам поиска затонувших объектов. Быстроразвертываемый комплекс поиска затонувших объектов содержит фиксируемые в заданной точке начала поиска тросами к якорной плите поплавок и погружной блок с подсоединенным к нему посредством кабеля мобильным поисковым подводным аппаратом, электроприводной барабан, систему проводной связи с внешне расположенным центром управления подводно-техническими работами.
Наверх