Триботехнический состав

Изобретение относится к машиностроению. Описаны триботехнические составы в виде смеси природных материалов, дисперсность которых составляет 0,001-30 мкм, при следующем соотношении компонентов в мас.%: серпентин 15, каолинит 5, клинохлор 0,5, барит 0,3, фаялит 32, демантиод 15, ПАВ - остальное или серпентин 16, каолинит 5, клинохлор 0,5, барит 0,2, фаялит 30, демантиод 15, ПАВ - остальное. Технический результат - повышение твердости поверхности, износостойкости, обеспечение низкого коэффициента трения и восстановления оптимальной геометрии поверхностей узлов трения. 1 табл., 2 пр.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к триботехнике, а именно к триботехническим составам из смеси природных минералов, и может быть использовано при безразборном восстановительном ремонте, профилактике и предотвращении износа рабочих поверхностей деталей машин, подверженных износу, таких как поршневые узлы, подшипниковые пары трения, шестеренные передачи.

Одной из проблем при работе пар трения является нарушение геометрии поверхностей трения в результате износа, приводящее к повышенному потреблению расходных материалов, снижению энергоэффективности и КПД машины (агрегата), необходимости проведения ремонтов с заменой деталей и узлов трения, а также вероятности выхода изделий из строя.

Из уровня техники известен способ формирования покрытия на трущихся поверхностях (см. RU 2338776, опубл. 20.11.2008) (1), в ходе которого проводят механоактивацию измельченной смеси минералов, магнитную сепарацию с дисперсностью 0,001-0,1 мкм и в структурированном масле осуществляют ультразвуком диспергацию, при этом порядка 20% частиц доводят до наноразмера. Полученную твердосмазочную композицию добавляют в смазку и смазку подают на трущиеся поверхности с последующей приработкой до формирования защитно-ресурсного ремонтного булатируемого покрытия. Смесь минералов содержит в мас. %: серпентин 78,1-82,5, оливинит 3,5-4,5, амфибол 2,2-4,1, тремолит 2,4-2,5, нефрит 0,7-0,8, гетит 2,4-2,8, редкоземельные элементы 2,3-2,5, ПАВ 1,0-2,5, катализатор 1,5-2,5.

При достаточно высоких показателях износостойкости и обеспечения низкого коэффициента трения, указанный аналог (1) не обеспечивает универсальности модификации в различных парах трения.

Из уровня техники также известен смазочный состав (см. RU 2261267, опубл. 27.09.2005) (2) в виде смеси природных минералов включает, мас. %: каолинит 0,5-10, ревдинскит 1-10, флюорит 1-2, серпентин меланжевый - остальное. Состав может дополнительно содержать эпилам в количестве 1,0-20 мас. % состава.

Предложенный аналог (2) также не обеспечивает универсальности модификации в различных парах трения.

Из уровня техники известен также, выбранный в качестве наиболее близкого аналога триботехниский состав (см. RU 2188227, опубл. 27.08.2002) (3). Состав содержит, мас. %: хризотил 72-78, магнетит 14-16, тальк 0,5-1,5, кальцит 4-6, клинохлор 1-3, тремолит 1-3, кварц не более 1. Дисперсность смеси предпочтительно составляет 0,001-30 мкм.

Наиболее близкий аналог также не обеспечивает универсальности модификации в различных парах трения.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение твердости поверхности, износостойкости, обеспечение низкого коэффициента трения и восстановления оптимальной геометрии поверхностей узлов трения, при универсальности модификации в различных парах трения сталь-сталь, сталь-баббит, сталь-медь, сталь-серый чугун, сталь-металлокерамика, а также на цветных металлах.

Технический результат достигается посредством создания триботехнического состава в виде мелкодисперсной смеси природных материалов, включающий серпентин, каолинит, барит, клинохлор, фаялит, демантиод, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

серпентин 10-40
каолинит 5-10
клинохлор 0,5-1
барит 0,1-1
фаялит 15-35
демантиод 10-20
ПАВ 0,5-3

В частном варианте выполнения триботехнический состав дополнительно содержит альмандин в количестве 0,1-0,2 мас. %.

В частном варианте выполнения триботехнический состав имеет дисперсность смеси 0,001-30 мкм.

В частном варианте выполнения триботехнический состав имеет дисперсность для различных пар трения от 0,001-5 мкм, от 5 до 20 мкм и от 20 до 30 мкм.

Предложенный состав относится к триботехническим составам из смеси природных минералов и содержит серпентин, каолинит, барит, клинохлор, фаялит, демантиод, при следующем соотношении компонентов, мас. %: серпентин 10-40, каолинит 5-10, клинохлор 0,5-1 , барит 0,1-1 , фаялит 15-35, демантиод 10-20, ПАВ 0,5-3.

В качестве серпентина может быть использован антигорит -(Mg,Fe)3Si2O5(OH)4, лизардит -Mg3Si2O5(OH)4, клинохризотил -Mg3Si2O5(OH)4.

Применен также каолинит Al4[Si4O10](OH)8, который является водным силикатом алюминия.

Также применен клинохлор - листовой алюмосиликат железа и магния и барит - минерал бария из класса сульфатов, BaSO4, фаялит - минерал Fe2SiO4 и демантиод - минерал подгруппы уграндитов группы гранатов, химическая формула Ca3Fe2(SiO4)3.

Также в состав может быть добавлен альмандин в количестве 0,1-0,2 мас. %.

Триботехнический состав имеет в общем виде дисперсность смеси 0,001-30 мкм. Однако, для различных пар трения, может применятся различная дисперсность от 0,001-5 мкм, от 5 до 20 мкм и от 20 до 30 мкм.

Процесс формирования сервовидной пленки следующий. В систему смазки машин и механизмов вводят мелкодисперсные смеси ряда минералов и доставляют его в пары трения. Попадая в пару трения, являясь катализатором, запускают процесс новообразования. Температура в паре трения в микрообъемах достигает 800-1200°С. В процессе трения под воздействием появившейся энергии и активным поведением ионов активированного материала с потерей кристаллизационной воды происходит замещение лигантов (активных молекул) с поверхностным смещением кристаллической решетки и замещением атомов железа, заполнением свободных ковалентных связей и дефектов в кристаллической решетке. Этот процесс сопровождается интенсивной очистки поверхности рельефа в паре трения от загрязнений и образованием множества вакансий для активированного состава минералов. Ключом к данному физическому процессу является подобранный состав порошков, полученный из указанных природных минералов.

Новообразованная поверхность дает возможность избирательной компенсации износа мест трения в паре трения, зазоры которой приобретают оптимальное значение.

Триботехнический состав позволяет увеличить твердость поверхности, износостойкость, обеспечивает низкий коэффициент трения, оптимизировать процессы трения в кинематической схеме механизма.

Величина роста новообразованной поверхности не безгранична, она определяется наличием повышенной температуры и микроударов в паре трения. Новообразованная поверхность восполняется дополнительным вводом составов.

В процессе восстановления на поверхности пар трения деталей в зонах контакта образуется модифицированный слой, представляющий собой монокристалл, образованный на кристаллической решетке поверхностного слоя самого металла. Одновременно в результате диффузии материалов триботехнического состава с поверхности в глубину металла улучшается структура его кристаллической решетки и, тем самым, упрочняется приповерхностный слой самого металла. Термодинамические процессы, происходящие в зонах трения в присутствии трибоотехнического состава, способствуют образованию более толстого модифицированного слоя в местах наибольшей выработки металла. Таким образом, в процессе ремонта постепенно стабилизируются и приближаются к оптимальной величине зазоры между трущимися деталями по всей площади пятен контакта. Обработка узлов и механизмов противоизносными триботехническим составом дает возможность избирательной компенсации износа мест трения и контакта деталей за счет образования в этих местах нового модифицированного поверхностного слоя в отличие от обычных присадок к маслам. Необходимо отметить, что при трении деталей, покрытых модифицированным слоем, значительно снижаются требования к качеству применяемых масел. Масло не должно выполнять функцию эффективного третьего тела, а лишь функцию теплоотвода, аналогично тосолу. Таким образом, предлагается технология, позволяющая провести полный капитальный ремонт изношенного механизма, при износе механизма не более 50% с последующей обкаткой, со значительным увеличением его эксплуатационного ресурса, повышением мощности и КПД, причем дешевле и технологически проще обычного ремонта. При использовании триботехнического состава были получены уникальные результаты по снижению износа и полной компенсации износа трущихся поверхностей. При этом процесс протекал интенсивно и гарантированно при многочисленных повторах испытаний образцов. Результат был достигнут там, где другие препараты вовсе не работали. Износ был компенсирован на парах трения (чугун - бронза, чугун - чугун, дюраль - сталь, дюраль - чугун, бронза - алюминий).

Первые обработки подшипников качения и скольжения триботехническим составом через масляную ванну проводилось уменьшенными дозами, при оптимальных дозировках или при введении специальных дозаторов. Полученные предварительные результаты подтверждают предполагаемую эффективность применения триботехнического состава.

Пример 1

При обработке подшипника 1 использовался состав в мас. %: серпентин 15; каолинит 5; клинохлор 0,5; барит 0,3; фаялит 32; демантиод, 15; ПАВ - остальное.

Пример 2

При обработке подшипника 2 использовался состав в мас. %: серпентин 16; каолинит 5; клинохлор 0,5; барит 0,2; фаялит 30; демантиод 14; ПАВ - остальное.

Достигнуто снижение температуры подшипников на 6-4 °С в течение суток и снижение виброскорости по поперечной и осевой составляющим, и поздне температура при сходных нагрузках выровнялась на уровне на 2-3 °С ниже исходных значений. Таблица измерения температуры и вибрации представлена ниже.

Таким образом, заявленный способ обеспечивает повышение твердости поверхности, износостойкости, обеспечение низкого коэффициента трения и восстановления оптимальной геометрии поверхностей узлов трения, при универсальности модификации в различных парах трения сталь-сталь, сталь-баббит, сталь-медь, сталь-серый чугун, сталь-металлокерамика, а также на цветных металлах.

Триботехнический состав в виде смеси природных материалов, дисперсность которой составляет 0,001-30 мкм, включающий серпентин, клинохлор, отличающийся тем, что содержит каолинит, барит, фаялит, демантиод, соотношение компонентов в мас.% может быть выбрано из двух:

серпентин 15, каолинит 5, клинохлор 0,5, барит 0,3, фаялит 32, демантиод 15, ПАВ – остальное или

серпентин 16, каолинит 5, клинохлор 0,5, барит 0,2, фаялит 30, демантиод 15, ПАВ - остальное.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области разработки металлоплакирующих присадок к смазочным материалам. Предложена присадка к смазочным материалам, включающая смазочное масло и компонент меди, отличающаяся тем, что дополнительно содержит диэтаноламид олеиновой кислоты, а в качестве компонента меди используется медная пластина, при этом соотношение диэтаноламида олеиновой кислоты, компонента меди, смазочного масла в мас.% составляет: 15,0-19,3 : 0,4-2,4 : 78,3-84,6.

Изобретение относится к твердым смазкам, используемым при механической обработке отверстий осевым инструментом с помощью свёрл, фрез, метчиков. Твердая смазка содержит стеариновую кислоту, пчелиный воск, дисульфид молибдена и серу при следующем соотношении компонентов, мас.%: пчелиный воск 24-26, дисульфид молибдена 14-16, сера 4-6, стеариновая кислота - остальное.

Изобретение относится к жидким смазочным составам на кремнийорганической основе, в частности к низкотемпературным смесевым смазочным маслам на полиэтилсилоксановой основе, которые находят применение в различных отраслях транспорта, промышленности, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, трансмиссий и высоконагруженных узлов вертолетов для обеспечения работы узлов трения в экстремальных условиях.

Изобретение относится к производству смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) и их концентратам, используемых при механической обработке металлов, а именно для магнитно-абразивной обработки, и может быть использовано в различных отраслях промышленности. Концентрат смазочно-охлаждающих жидкостей содержит триэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты, гидроокись калия и полиметилсилоксановую жидкость, а в качестве отходов масложирового производства используют смесь жировых гудронов и соапстоки растительных, мас.%: отходы масложирового производства 30,0-40,0; триэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты 5,0-7,0; гидроокись калия 2,0-3,0; полиметилсилоксановая жидкость 0,1 -0,2; вода 49,8-62,9.
В настоящем изобретении предложена композиция смазочного масла для автомобильной коробки передач, содержащая: в качестве низковязких базовых масел: (i) от 45 до 95% мас. синтетического низковязкого базового масла Фишера-Тропша с кинематической вязкостью при 100°С от 1 мм2/с до 2 мм2/с и от 0 до 25% мас.

Изобретение относится к получению концентрата смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ), который применяется в виде водных растворов при механической обработке металлов, в частности на операциях лезвийной и абразивной обработки всех видов черных и цветных металлов, и их сплавов. Предложен способ получения концентрата смазочно-охлаждающей жидкости, включающий последовательное смешение и механическое перемешивание в реакторе при комнатной температуре компонентов: стеарата имидазолина меди, ацетата (олеата триэтаноламина), олеата (стеарат)триэтаноламина, триэтаноламина, с последующим вводом в полученную смесь при постоянном перемешивании с интервалом 5-10 минут компонентов: полиэтиленгликоля, пеногасителя, оксиэтилированного нонилфенола, трилона Б и воды; перемешивание полученного раствора в реакторе в течение 30 минут до получения однородной массы.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, подходящей для смазки двигателей внутреннего сгорания и обеспечивающей пониженный показатель износа, для уменьшения износа в присутствии диалкилдитиофосфатного соединения цинка и сажи, причем азотсодержащий беззольный диспергатор имеет функциональность (F) от 1,5 до 1,9, причем функциональность (F) определена в соответствии со следующей формулой:F = (SAP x Mn)/((1122 x A.I.) - (SAP x MW)) (1), где SAP представляет собой число омыления, причем число омыления представляет собой количество миллиграммов КОН, потребленных при полной нейтрализации кислотных групп в одном грамме содержащего янтарную группу продукта реакции, как определено в соответствии с ASTM D94; Mn обозначает среднечисленную молекулярную массу исходного олефинового полимера; A.I.

Изобретение относится к составам смазочных материалов, в частности смазкам для тяжелонагруженных узлов трения колесных и гусеничных транспортных средств и может быть использовано в бортовых редукторах и приводных механизмах техники, работающей в интервале температур от минус 60°С (кратковременно от минус 65°С) до 150°С.
Настоящее изобретение относится к смазочным композициям, содержащим базовое масло и присадку для уменьшения летучести, для конкретного применения в картере двигателя внутреннего сгорания, в частности двигателя внутреннего сгорания, используемого в пассажирских автомобилях или в фургонах малой грузоподъемности; указанное базовое масло содержит 80% или более одного или более базовых масел, полученных способом Фишера-Тропша, по массе базового масла; полученная в результате композиция, содержащая указанное базовое масло и указанную присадку для уменьшения летучести, имеет кинематическую вязкость при 100°C (в соответствии с ASTM D445) от 3,8 до 16,3 мм2/с, низкотемпературную вязкость при холодном запуске двигателя не более 6200 сП при -35°С (ASTM D5293) и летучесть по NOACK не более 15% в соответствии с ASTM D5800B; указанная присадка для уменьшения летучести выбрана из модификатора трения на основе молибдена, аминного антиоксиданта и их комбинаций; указанная присадка для уменьшения летучести добавляется в количестве в диапазоне от 0,5 мас.% до 5 мас.%, а количество присутствующего базового масла находится в диапазоне от 60 до 99 мас.% по отношению к общей массе указанной смазочной композиции.
Изобретение относится к пластичной смазке, применяемой для смазывания трущихся поверхностей «металл-металл» и «металл-резина», обеспечивающих надежную эксплуатацию автотормозных приборов в диапазоне температур узлов трения от минус 60°С до плюс 120°С (кратковременно до плюс 150°С) и при температуре атмосферного воздуха от минус 60°С до плюс 60°С.

Изобретение относится к стержню гребнесмазывателя локомотивов, состоящему из термопластичного полимера, дисульфида молибдена, графита этиленвинилацетата и сульфата бария, отличающемуся тем, что вышеуказанный стержень гребнесмазывателя выполнен в виде формованных составных блоков произвольного сечения, имеющих несквозные полости, заполненные пластичным смазочным материалом, при следующем соотношении компонентов, мас.
Наверх