Силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к агрегатам для гидроразрыва нефтяных и газовых пластов. Технический результат достигается за счет того, что силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов содержит двигатель внутреннего сгорания с эффективной мощностью от 2000 до 3000 л.с., гидронасос и двухвальную двухпоточную многоскоростную высокооборотную коробку переключения передач, промежуточный вал которой связан с двигателем внутреннего сгорания через повышающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней с передаточным числом i1=0,25, а грузовой вал через понижающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней с передаточным числом i2=4 связан с цилиндро-планетарным понижающим редуктором гидронасоса. Технический результат - повышение производительности и надежности работы силового агрегата насосной установки, обеспечивающих его эффективное использование для глубокопроникающего гидроразрыва нефтяных и газовых пластов. 1 ил.

 

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к агрегатам для гидроразрыва нефтяных и газовых пластов и может использоваться для наиболее полной разработки изолированных полостей при буровых разработках нефтяных и газовых месторождений.

Известны силовые агрегаты насосной установки мобильного комплекса на транспортной колесной базе для глубокопроникающего гидравлического разрыва нефтяных и газовых пластов, содержащие двигатель внутреннего сгорания (ДВС), коробку переключения передач (КПП) и гидронасос, производства Канада и США (КП Cat CX 48-P2300), Германия (КП Cat ZF8TX), в которых используются гидромеханические планетарные КПП типа “Allison”.

Наиболее близким является силовой агрегат установки для гидроразрыва пластов СИН 31.75 (Каталог продукции. Завод нефтегазового машиностроения Синергия стр. 26. URL: https://www.sinergia.ru/upload/files/catalog.pdf - Режим доступа: свободный / дата обращения: 23.06.2022), содержащий дизельный двигатель внутреннего сгорания с номинальной мощностью 2000 л.с., автоматической трансмиссией «Caterpillar», «Allison», «ZF», пятиплунжерный гидронасос установленный на транспортной базе – полуприцепе.

Недостатками известных силовых агрегатов являются недостаточная производительность и надежность в связи с использованием ДВС ограниченной мощности и гидронасосов с низким давлением рабочей жидкости, большие потери мощности двигателя при использовании гидротрансформатора в КПП, низкий коэффициент полезного действия и сложность конструкции.

Задачей изобретения является разработка конструкции силового агрегата насосной установки для глубоко проникающего гидроразрыва нефтяных и газовых пластов, позволяющей максимально использовать рабочий потенциал гидронасоса (давление рабочей жидкости до 105 МПа) и использование двигателей внутреннего сгорания с эффективной мощностью до 3000 л.с.

Техническим результатом изобретения является повышение производительности и надежности работы силового агрегата насосной установки, обеспечивающих его эффективное использование для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов.

Технический результат достигается за счет того, что силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов, содержащий двигатель внутреннего сгорания, коробку переключения передач и гидронасос, при этом содержит двигатель внутреннего сгорания с эффективной мощностью от 2000 до 3000 л.с., двухвальную двухпоточную многоскоростную высокооборотную коробку переключения передач, промежуточный вал которой связан с двигателем внутреннего сгорания через повышающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней, с передаточным числом i1=0,25, а грузовой вал через понижающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней, с передаточным числом i2=4 связан с цилиндро-планетарным понижающим редуктором гидронасоса.

Сущность изобретения заключается в конструкции силового агрегата с высокооборотной многоскоростной двухпоточной механической коробкой переключения передач (КПП), обеспечивающей регулирование оборотов и переключение передач с приблизительно равными ступенями переключения без разрыва потока мощности в процессе работы установки под нагрузкой с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) с эффективной мощностью от 2000 до 3000 л.с. и гидронасосом с максимальным давлением рабочей жидкости до 105 МПа.

Дизельный ДВС с эффективной мощностью до 3000 л.с. через повышающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней и с передаточным числом i1 = 0,25 (выбранным исходя из условия ограничения максимальных оборотов подшипников качения) связан с промежуточным (входным) валом двухвальной двухпоточной многоскоростной высокооборотной с переключением без разрыва потока мощности КПП с суммирующим планетарным рядом. В суммирующем планетарном ряду к эпициклической шестерне, связанной с грузовым валом КПП, подводится основной поток мощности, к солнечной шестерне суммирующего планетарного ряда подводится дополнительный поток мощности от входного вала КПП.

На фиг.1 представлена кинематическая схема силового агрегата насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов.

Силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов содержит дизельный ДВС 1 с эффективной мощностью от 2000 до 3000 л.с., n=1800 мин-1, двухвальную двухпоточную многоскоростную высокооборотную коробку переключения передач 2, промежуточный вал 3 которой связан с двигателем внутреннего сгорания 1 через повышающий обороты планетарный редуктор 4 с неподвижной эпициклической шестерней 5, с передаточным числом i1=0,25, а грузовой вал 6 через понижающий обороты планетарный редуктор 7 с неподвижной эпициклической шестерней 8, с передаточным числом i2=4 связан с цилиндро-планетарным понижающим редуктором (не показан) гидронасоса 9. В двухвальной двухпоточной многоскоростной высокооборотной КПП 2 с суммирующим планетарным рядом 10 к эпициклической шестерне 11 подходит основной поток мощности от промежуточного вала 3 КПП 2. Зубчатые пары с цилиндрическими шестернями 12-15 и фрикционные элементы управления 16-19 – фрикционные муфты, дисковый тормоз 20 КПП 2 низшей передачи для остановки грузового вала 6 КПП 2 связаны с эпициклической шестерней 11 суммирующего планетарного ряда 10. Через пару цилиндрических шестерен 21, 22 и фрикционные муфты 23 к солнечной шестерне планетарного ряда 10 подходит дополнительный поток мощности от промежуточного вала 3 КПП 2. Солнечная шестерня суммирующего планетарного ряда 10 связывается с соединенным с картером дисковым тормозом 20 КПП. Водило 24 суммирующего планетарного ряда 10 связано с остановочным тормозом (ОТ) 25 силового агрегата и с понижающим обороты планетарным редуктором 7 с неподвижной эпициклической шестерней 8, выходное звено которого через шарнирную связь соединено через цилиндро-планетарный понижающий редуктор, с гидронасосом 9 с максимальным давлением рабочей жидкости до 105 МПа. Цилиндро-планетарный редуктор встроен в гидронасос 9, а валы КПП по компоновке узла расположены горизонтально.

В качестве фрикционных элементов управления могут применяться фрикционные элементы с металлокерамическими дисками, например, со спеченным порошковым фрикционным материалом на медной основе типа МК-5 или на железной основе типа «Шадеф».

Силовой агрегат работает следующим образом.

Для включения передачи в КПП включается один фрикционный элемент в основном потоке мощности к эпициклу суммирующего планетарного ряда и один фрикционный элемент в дополнительном потоке мощности к солнечной шестерне суммирующего планетарного ряда – две фрикционные муфты или одна фрикционная муфта в основном потоке мощности и дисковый тормоз 20 КПП в дополнительном потоке мощности при включении замедленной передачи. Переключение всех передач (основных и замедленных) производится без разрыва потока мощности с помощью системы автоматического переключения передач с использованием фрикционных устройств, работающих в масле. Суммарный поток мощности снимается с водила суммирующего планетарного ряда. В силовом приводе при включенной передаче в КПП эпициклическая шестерня, солнечная шестерня и водило суммирующего планетарного ряда вращаются в одном направлении, что исключает паразитную циркулирующую мощность в замкнутом кинематическом контуре. Для выключения и остановки силового привода применяется ОТ (с металлокерамическими накладками сухого трения на железной основе с материалом типа СМК-137).

Передаточное число на первой передаче (I) при остановленном грузовом вале КПП определяется по формуле , для первой замедленной передачи .

Передаточные числа на второй (II) – пятой (V) передачах в КПП определяются по формуле

.

Передаточные числа на второй (II) замедленной – пятой (V) замедленной передачах в КПП определяются по формуле

.

Коэффициент распределения момента между эпициклом и солнечной шестерней суммирующего планетарного ряда КПП на i – ой передаче (доля мощности от ДВС, передаваемая соответственно основным потоком) определяется по формулам

В приведенных формулах используются следующие обозначения:

K – параметр суммирующего планетарного ряда КПП (внутреннее передаточное число); iд, iд зам – передаточные числа привода к солнечной шестерне суммирующего планетарного ряда; – передаточное число цилиндрической пары шестерен основного потока мощности к эпициклической шестерне суммирующего планетарного ряда на i – ой передаче КПП. Здесь передаточное число i – отношение частоты вращения ведущих элементов к частоте вращения ведомых элементов.

При всех выключенных гидроприводом системы управления фрикционных элементах управления силовой поток от ДВС не передается гидронасосу. В этом состоянии можно пользоваться ОТ силового агрегата для его выключения и остановки.

Так как коробка перемены передач высокооборотная (до 8000 мин-1 на ее элементах по условию работы подшипников качения), то она компактна и имеет фрикционные элементы управления с пониженными нагрузочными показателями, что обеспечивает ее надежную работу при использовании ДВС большой мощности. Компактный механический силовой привод конструктивно прост, имеет высокий к.п.д., надежен в работе, обеспечивает работоспособное и эффективное сочетание дизельного ДВС до 3000 л.с. и установку гидронасоса с максимальным давлением до 105 МПа рабочей жидкости, позволяющее осуществлять глубокопроникающие гидравлические разрывы перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов для наиболее полной разработки изолированных полостей при разработке нефтяных и газовых месторождений.

Предлагаемый силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов позволяет повысить объемы добычи нефти и газа и перспективен при дальнейшем повышении мощности ДВС, например, до 5000 л.с.

Силовой агрегат насосной установки для глубокопроникающего гидравлического разрыва перемычек изолированных полостей нефтяных и газовых пластов, содержащий двигатель внутреннего сгорания, коробку переключения передач и гидронасос, отличающийся тем, что содержит двигатель внутреннего сгорания с эффективной мощностью от 2000 до 3000 л.с., двухвальную двухпоточную многоскоростную высокооборотную коробку переключения передач, промежуточный вал которой связан с двигателем внутреннего сгорания через повышающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней с передаточным числом i1=0,25, а грузовой вал через понижающий обороты планетарный редуктор с неподвижной эпициклической шестерней с передаточным числом i2=4 связан с цилиндро-планетарным понижающим редуктором гидронасоса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области насосного оборудования и может быть использовано для добычи нефти из скважин, в том числе высоковязких. Клапанный узел штангового насоса содержит корпус 1, седло 2, запорный элемент 9 с шариком 10, направляющую клетку 5.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к вертикальным плунжерным насосам с самодействующими клапанами, особенно для перекачивания высоковязких жидкостей с содержанием механических примесей и газа, в частности к скважинным штанговым насосам, и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к исследованию и испытанию скважинных штанговых насосов. Установка для испытания скважинных штанговых насосов содержит раму с замком-фиксатором, выполненную с возможностью установки оси штангового насоса с требуемым углом наклона к горизонту, бак с рабочей жидкостью, механизм возвратно-поступательного движения штангового насоса, выполненный в виде гидропривода с гидроцилиндром, шток которого соединен с плунжером с возможностью ограниченного осевого перемещения относительно него.

Изобретение относится нефтегазодобывающей промышленности, а именно, к скважинным насосам объемного вытеснения, предназначенным для подъема жидкости с больших глубин в сложных условиях работы. Скважинный плунжерный насос включает спускаемый в скважину 1 цилиндр 2, всасывающий клапан 3, плунжер 4, нагнетательный клапан 5.

Телескопический штанговый глубинный насос относится к области эксплуатации нефтяной скважины механизированным способом и может использоваться для добычи нефти с большим содержанием механических примесей, песка, эмульсии и вязкой нефти из скважины. Телескопический штанговый глубинный поршневой насос включает спускаемый на колонне насосно-компрессорных труб (НКТ) цилиндр с установленным внутри полым плунжером, приемный и нагнетательный клапаны.

Изобретение относится к нефтяной отрасли промышленности и может быть использовано при парогравитационном способе добычи битуминозных нефтей. Технический результат - повышение эффективности выработки запасов битуминозной нефти при парогравитационном способе ее добычи.

Изобретение относится к насосным установкам, снабженным измерительными средствами. Технической задачей изобретения, совпадающей с положительным результатом от его использования, является повышение эксплуатационных качеств и уровня автоматизации управления буровым насосом с одновременным повышением безопасности его эксплуатации.

Изобретение относится к погружным скважинным насосным установкам и может быть использовано для добычи нефти, воды и других жидкостей из скважин. Скважинная насосная установка содержит радиально-плунжерный насос, включающий вал со сквозным осевым каналом и радиальными отверстиями, впускной и выпускной клапаны, и электродвигатель с гидрозащитой.

Группа изобретений относится к способу восстановления работоспособности скважины, эксплуатирующейся штанговым глубинным насосом, и к вращающемуся устройству для его осуществления. Способ включает остановку привода насоса, доспуск полого плунжера при помощи штанг в крайнее нижнее положение до взаимодействия запорного элемента и нагнетательного клапана со штоком, выполненным подвижно в осевом направлении.

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к устройству соединения колонны штанг с наземным приводом. Устройство включает нижнюю траверсу 2, соединенную соосно с верхом полированного штока 1 колонны штанг с возможностью продольного перемещения вверх, верхнюю траверсу 3, соединенную соосно с тягой 4 привода с возможностью продольного перемещения вниз, и боковыми продольными штоками 5, соединенными соответствующими концами с траверсами 3 и 2.
Наверх