Способ разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом. При его реализации в процессе движения судна ширину попутного потока вначале уменьшают, а затем увеличивают периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в течение времени, равного половине их периода. Это приводит к возбуждению во льду дополнительных резонансных изгибно-гравитационных волн, что увеличивает ледоразрушающую способность судна. 1 ил.

 

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности, к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом (1. В.М. Козин. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М.: Академия Естествознания.2007. 355с. ISBN 978-5-91327-017-7, см. с. 5-9).

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова подводным судном, которое возбуждает в ледяном покрове изгибно-гравитационные волны (ИГВ) при движении с резонансной скоростью. В процессе его движения при помощи устройств, сдувающих пограничный слой, увеличивают ширину попутного потока, формирующегося в кормовой оконечности судна. Увеличение ширины попутного потока приводит к росту сопротивления формы корпуса судна и к соответствующему увеличению волнового сопротивления, т.е. высоты возбуждаемых волн, и эффективности разрушения льда (2. RU 2277494 C1).

Также известен способ разрушения ледяного покрова подводным судном резонансным методом, при реализации которого ширину попутного потока за счет отсоса пограничного слоя уменьшают периодически с частотой резонансных ИГВ в течение времени, равного половине их периода. Периодический отсос пограничного слоя будет периодически уменьшать его волновое сопротивление, что приведет к возбуждению дополнительных резонансных ИГВ. В результате толщина разрушаемого льда возрастет (3. RU 2775049 С1). Техническое решение по патенту RU 2775049 принято за прототип.

Недостатком решения является ограниченность его ледоразрушающей способности.

Задачей изобретения является увеличение высоты возбуждаемых судном ИГВ.

Технический результат заключается в увеличении толщины разрушаемого ледяного покрова.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова подводным судном резонансным методом, при реализации которого ширину попутного потока уменьшают периодически с частотой резонансных ИГВ в течение времени, равного половине их периода.

Отличительные: после окончания очередного процесса уменьшения ширины попутного потока его ширину увеличивают периодически с частотой резонансных ИГВ в течение времени, равного половине их периода.

Известно (4. Д.Е. Хейсин. Динамика ледяного покрова. - Л.: Гидрометеоиздат. 1967. - 218 с., см. с. 136), что периодическое приложение нагрузки к ледяному покрову с частотой резонансных ИГВ значительно увеличивает его деформации по сравнению с такой же по интенсивности нагрузкой, но приложенной стационарно. Объясняется это тем, что при таких воздействиях возникают резонансные ИГВ. Таким образом, если периодически с частотой резонансных ИГВ изменять волновое сопротивление судна (уменьшать, а затем увеличивать давление подо льдом), то это приведет к возбуждению в ледяном покрове дополнительных к основным (от поступательного движения судна) резонансных ИГВ. Очевидно, что для благоприятной интерференции этих волновых систем (периодического возрастания высоты суммарных ИГВ) необходимо, чтобы время воздействия сил, возбуждающих дополнительные ИГВ, равнялось половине периода Т основных резонансных ИГВ, величину которого можно определить по зависимости [4]:

где: D - цилиндрическая жесткость ледяной пластины; ρл - плотность льда; h - толщина ледяного покрова; g - ускорение силы тяжести.

В этом случае при перемещении льда вниз от возникших дополнительных ИГВ возбуждающие их силы (от области пониженного давления) также будут направлены вниз, а при перемещении льда вверх эти силы будут изменять свой знак на противоположный, что будет способствовать росту высоты ИГВ. В результате возникнет дополнительная к основным ИГВ раскачка ледяного покрова, что приведет к увеличению в нем изгибных напряжений.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом перемещают подводное судно с резонансной скоростью. Если высота возбуждаемых ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то в процессе движения судна ширину попутного потока  вначале увеличивают при помощи устройств, сдувающих пограничный слой 4 [2], в течение времени, равном половине их периода. Затем ширину попутного потока уменьшают за счет отсоса пограничного слоя 4 [3], т.е. уменьшения его толщины, в течение времени, равном половине периода ИГВ. Процесс увеличения и уменьшения ширины попутного потока осуществляют периодически с частотой резонансных ИГВ. Это приведет к возбуждению дополнительных резонансных ИГВ, что позволит достичь заявленный технический результат.

Изобретение поясняется графически.

Под ледяным покровом 1 начинают перемещать подводное судно 2 с резонансной скоростью. Если высота возбуждаемых ИГВ 3 окажется недостаточной для разрушения льда, то в процессе движения судна ширину попутного потока вначале увеличивают от В2 до В1 при помощи устройств 5, сдувающих пограничный слой 4, в течение времени, равном половине их периода. Затем ширину попутного потока уменьшают от В1 до В2 за счет отсоса пограничного слоя 4 при помощи устройств 5, т.е. уменьшения его толщины от δ1 до δ2, в течение времени, равном половине периода ИГВ. Для периодического увеличения и уменьшения ширины попутного потока используют устройства 5, выполненные, например, в виде насосов, которые формируют струи потоков 6. Это приведет к возбуждению дополнительных резонансных ИГВ 7. В результате высота ИГВ 3 будет периодически возрастать до высоты ИГВ 8.

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном резонансным методом, при реализации которого ширину попутного потока уменьшают периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в течение времени, равного половине их периода, отличающийся тем, что после окончания очередного процесса уменьшения ширины попутного потока его ширину увеличивают периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в течение времени, равного половине их периода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ледокольным работам. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, движущееся подо льдом с резонансной скоростью и возбуждающее резонансные изгибно-гравитационные волны.

Изобретение направлено на борьбу с торосистыми ледовыми образованиями. Предложен способ разрушения торосов ледяного покрова, основанный на расположении на ледоколе лазерных установок, нагружении ледоколом, фокусировке лазерного излучения на ледяном покрове, при этом фокусируют излучение на частях тороса: парусе и консолидированном слое тороса ледяного поля, фокусирующим излучением нагревают на спектральных линиях поглощения газы, заключенные внутри пузырьков и полостей кристаллической структуры льда тороса, в частотно-импульсном режиме излучения нагрев газов производят в локальных участках-парусах, а в непрерывном режиме - консолидированный слой до возникновения разрушения кристаллической структуры льда тороса на фракции, производят нагружением ледоколом фракций разрушенной кристаллической структуры льда полное разрушение торосов.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Под ледяным покровом дополнительно создают гидравлический удар по льду снизу посредством периодической и одновременной перекладки горизонтальных рулей на противоположные углы атаки.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно, способное перемещаться подо льдом с резонансной скоростью.
Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении подводным многокорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении подводным многокорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн.

Изобретение относится к средствам для разрушения ледяного покрова. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое монтируется на носовой части атомного ледокола и определяет способ разрушения участка ледового покрова океана перед ледоколом паром высокого давления и высокой температуры от парогенератора атомного ледокола, подаваемого через калиброванные зубцы, расположенные на ребрах поддона без дна, расположенного на шарнирно закрепленной раме.

Изобретение относится к устройствам, облегчающим движение судам при преодолении ледяных покрытий рек, морей, океанов. Устройство для повышения ледопроходимости судов содержит центробежные ударники, размещенные на концах гибких в плоскости их вращения тяг, установленных на горизонтально расположенном приводном валу, вдоль него.
Изобретение относится к области морской техники и добычи полезных ископаемых на морском шельфе в арктических условиях. Предложен способ предотвращения смещения или разрушения морского сооружения вследствие воздействия на него поля дрейфующих льдин, заключающийся в том, что перед морским сооружением устанавливают судно ледового класса, оснащенное расположенной в носу по меньшей мере одной винторулевой колонкой.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, движущееся подо льдом и возбуждающее резонансные изгибно-гравитационные волны.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом. При его реализации в процессе движения судна осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с помощью насоса, расположенного в его водопроточном канале, при этом водозаборную часть канала располагают на верхней поверхности носовой оконечности судна в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны, а выход канала - в кормовой оконечности. Включение и выключение насоса осуществляют периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн на время, равное половине их периода. Поток воды, выходящий из канала, направляют под максимальную вершину изгибно-гравитационных волн. Это приведет к возбуждению во льду дополнительных резонансных изгибно-гравитационных волн, что увеличит ледоразрушающую способность судна. 1 ил.
Наверх