Способ разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом. При его реализации в процессе движения судна осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с помощью насоса, расположенного в его водопроточном канале, при этом водозаборную часть канала располагают на верхней поверхности носовой оконечности судна в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны, а выход канала - в кормовой оконечности. Включение и выключение насоса осуществляют периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн на время, равное половине их периода. Поток воды, выходящий из канала, направляют под максимальную вершину изгибно-гравитационных волн. Это приведет к возбуждению во льду дополнительных резонансных изгибно-гравитационных волн, что увеличит ледоразрушающую способность судна. 1 ил.

 

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом (1. В.М. Козин. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М.: Академия Естествознания, 2007, 355 с. ISBN 978-5-91327-017-7, см. с. 5-9).

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающегося в возбуждении изгибно-гравитационных волн (ИГВ) во льду при его движении подо льдом с резонансной скоростью (2. RU 2775904 - принят за прототип). Во время его движения осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с помощью насоса, расположенного в его водопроточном канале, при этом водозаборную часть канала располагают на верхней поверхности носовой оконечности судна в месте расположения подошвы ИГВ, а выход канала - в кормовой оконечности. Включение и выключение насоса осуществляют периодически с частотой резонансных ИГВ на время, равное половине их периода.

Недостатком решения является ограниченность его ледоразрушающей способности.

Задачей изобретения является увеличение высоты возбуждаемых судном ИГВ.

Технический результат заключается в увеличении толщины разрушаемого ледяного покрова.

Существенные признаки, характеризующие изобретение

Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающийся в возбуждении ИГВ при движении судна подо льдом с резонансной скоростью, во время его движения осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с помощью насоса, расположенного в его водопроточном канале, при этом водозаборную часть канала располагают на верхней поверхности носовой оконечности судна в месте расположения подошвы ИГВ, а выход канала - в кормовой оконечности, включение и выключение насоса осуществляют периодически с частотой резонансных ИГВ на время, равное половине их периода.

Отличительные: поток воды, выходящий из канала, направляют под максимальную вершину ИГВ.

Известно (3. Г. Шлихтинг. Теория пограничного слоя. М.: Наука, 1969, 744 с., см. с. 54), что отсос забортной воды увеличивает скорость обтекания корпуса в месте расположения водозаборной части канала. Для достижения заявленного технического результата ее следует расположить под подошвой ИГВ. В соответствии с известным законом Бернулли это приведет к уменьшению давления в этой области. Понижение давления под ледяным покровом в месте расположения подошвы ИГВ увеличит их высоту и, соответственно, уровень изгибных напряжений в ледяном покрове, т.е. ледоразрушающую способность судна.

Очевидно, что если поток воды направить под нижнюю поверхность ледяного покрова, то его скорость уменьшится. При этом его кинетическая энергия частично превратится в потенциальную энергию повышенного давления. Увеличение давления под вершиной ИГВ вызовет рост их высоты.

Также известно (4. Д.Е. Хейсин. Динамика ледяного покрова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967. - 218 с., см. с. 136), что периодическое приложение нагрузки к ледяному покрову с частотой резонансных ИГВ значительно увеличивает его деформации по сравнению с такой же по интенсивности нагрузкой, но приложенной стационарно. Объясняется это тем, что при таких воздействиях возникают резонансные ИГВ. Таким образом, если периодически с частотой резонансных ИГВ уменьшать или увеличивать давление подо льдом, то это приведет к возбуждению в ледяном покрове дополнительных к основным (от поступательного движения судна) резонансных ИГВ. Очевидно, что для благоприятной интерференции этих волновых систем (периодического возрастания высоты суммарных ИГВ) необходимо, чтобы время воздействия сил, возбуждающих дополнительные ИГВ, равнялось половине периода Т основных резонансных ИГВ, величину которого можно определить по зависимости [4]:

где: D - цилиндрическая жесткость ледяной пластины; ρπ - плотность льда; h - толщина ледяного покрова; g - ускорение силы тяжести.

В результате возникнет наиболее эффективная своеобразная дополнительная к основным ИГВ раскачка ледяного покрова, что приведет к периодическому увеличению высоты возбуждаемых ИГВ и соответствующему росту изгибных напряжений в ледяном покрове.

Изобретение осуществляют следующим образом.

Под ледяным покровом начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью [1]. Если высота возбуждаемых ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то включают насос, расположенный внутри судна в водопроточном канале. Водозаборную часть канала выполняют в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы возникающих ИГВ. Выход канала располагают в кормовой оконечности судна, обеспечивая направление выходящего из него потока воды под максимальную вершину ИГВ. Включение насоса обеспечит отсос воды в водозаборной части, что вызовет уменьшение давления в месте расположения подошвы ИГВ и увеличение давления в месте расположения ее вершины, что увеличит высоту ИГВ. Если этого окажется не достаточно для разрушения льда, то включение и выключение насоса осуществляют периодически с частотой резонансных ИГВ на время, равное половине их периода. В результате возникнут дополнительные резонансные ИГВ. Их наложение на основные приведет к дополнительному периодическому возрастанию высоты суммарных ИГВ, что позволит достичь заявленный технический результат.

Изобретение поясняется графически.

Под ледяным покровом 1 начинает движение подводное судно 2 с резонансной скоростью Vр. Если высота возбуждаемых ИГВ h1 окажется недостаточной для разрушения льда, то насос 3, расположенный внутри судна в водопроточном канале 4, включают и выключают периодически с частотой резонансных ИГВ на время, равное половине их периода. Отсос забортной воды внутрь судна увеличит скорость обтекания верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы ИГВ, т.е. понизит давление в области 5, а направление потока под вершину ИГВ повысит давление в области 6. Это приведет к возбуждению дополнительных резонансных ИГВ амплитудой h3, что вызовет периодическое увеличение суммарной высоты ИГВ до значения h2, т.е. повысит ледоразрушающую способность судна.

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающийся в возбуждении изгибно-гравитационных волн при движении судна подо льдом с резонансной скоростью, во время его движения осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с помощью насоса, расположенного в его водопроточном канале, при этом водозаборную часть канала располагают на верхней поверхности носовой оконечности судна в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны, а выход канала - в кормовой оконечности, включение и выключение насоса осуществляют периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн на время, равное половине их периода, отличающийся тем, что поток воды, выходящий из канала, направляют под максимальную вершину изгибно-гравитационных волн.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова и разрушающим его резонансным методом. При его реализации в процессе движения судна ширину попутного потока вначале уменьшают, а затем увеличивают периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в течение времени, равного половине их периода.

Изобретение относится к ледокольным работам. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, движущееся подо льдом с резонансной скоростью и возбуждающее резонансные изгибно-гравитационные волны.

Изобретение направлено на борьбу с торосистыми ледовыми образованиями. Предложен способ разрушения торосов ледяного покрова, основанный на расположении на ледоколе лазерных установок, нагружении ледоколом, фокусировке лазерного излучения на ледяном покрове, при этом фокусируют излучение на частях тороса: парусе и консолидированном слое тороса ледяного поля, фокусирующим излучением нагревают на спектральных линиях поглощения газы, заключенные внутри пузырьков и полостей кристаллической структуры льда тороса, в частотно-импульсном режиме излучения нагрев газов производят в локальных участках-парусах, а в непрерывном режиме - консолидированный слой до возникновения разрушения кристаллической структуры льда тороса на фракции, производят нагружением ледоколом фракций разрушенной кристаллической структуры льда полное разрушение торосов.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Под ледяным покровом дополнительно создают гидравлический удар по льду снизу посредством периодической и одновременной перекладки горизонтальных рулей на противоположные углы атаки.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно, способное перемещаться подо льдом с резонансной скоростью.
Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении подводным многокорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении подводным многокорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн.

Изобретение относится к средствам для разрушения ледяного покрова. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое монтируется на носовой части атомного ледокола и определяет способ разрушения участка ледового покрова океана перед ледоколом паром высокого давления и высокой температуры от парогенератора атомного ледокола, подаваемого через калиброванные зубцы, расположенные на ребрах поддона без дна, расположенного на шарнирно закрепленной раме.

Изобретение относится к устройствам, облегчающим движение судам при преодолении ледяных покрытий рек, морей, океанов. Устройство для повышения ледопроходимости судов содержит центробежные ударники, размещенные на концах гибких в плоскости их вращения тяг, установленных на горизонтально расположенном приводном валу, вдоль него.
Изобретение относится к области морской техники и добычи полезных ископаемых на морском шельфе в арктических условиях. Предложен способ предотвращения смещения или разрушения морского сооружения вследствие воздействия на него поля дрейфующих льдин, заключающийся в том, что перед морским сооружением устанавливают судно ледового класса, оснащенное расположенной в носу по меньшей мере одной винторулевой колонкой.
Наверх