Всесоюзная паштко-т?хг;н«еекдя

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

302798

Союз Советских

Ьоциалистическ Ix

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 08.XI I.1969 (¹ 1382600124-7) .ЧПК Н 02р,7/58 лл т = л, . р

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР с присоединением заявки Х

Приоритет

Опубликовано 28.1V.1971. Бюллетень ¹ 15

Дата опубликования описания 21Л 1.1971

УДК 621.316.718.5 — 83 (088.8) Авторы изобретения

Л. Б. Масандилов и И. Л. Локтева

ВСКСОЮЗ,АЦ юг ила---.,...ðE.Z, БИБЛИОТЕЦд

Заявитель

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТРЕХФАЗНОГО

АСИНХРОННОГО ДВИ ГАТЕЛЯ

Известен способ регулирования скорости трехфазного асинхронного электродвигателя, в цепь ротора которого включен двухполупериодный мостовой выпрямитель, управляемый блоками принудительного гашения.

Предложенный способ более совершенен, так как позволяет повысить к.п.д. и коэффициент мощности. Это обеспечивается тем, что к выходу двухполупериодного мостового выпрямителя прикладывают противо э.д.с. и на катоды рабочих тиристоров при помощи блоков принудительного гашения попеременно подают потенциалы, более положительные, чем на их анодах.

На фиг. 1 показана схема устройства для реализации предложенного способа; на фиг. 2— кривые процесса синхронизации двигателя при изменении момента нагрузки: а) значения линейных напряжений ротора, б) график возможных открытых состояний рабочего тиристора, в) эпюр напряжения, приложенного к фазе А ротора.

Устройство состоит из трехфазного асинхронного двигателя 1, рабочих тиристоров 2—

4, диодов 5 — 7, конденсаторов 8 — 10, коммутирующих тиристоров 11 — 18, диодов 14 — 16, образующих блоки принудительного гашения рабочих тиристоров и формирователь импульсов 17 для рабочих и коммутирующих тиристоров.

Рабочие тиристоры 2 — 4 и диоды 5 — 6 образуют двухполупериодный мостовой выпрямитель, к выходу которого встречно подсоединен источник 18 э.д.с. В качестве источника

5 э.д.с. может быть использована машина поcT0BHHoI тока или инвертор, ведомый сетью.

Для выхода на заданную скорость устанавливают определенное значение э.д.с. источникI 18 и задают частоту тока ротора с помо10 щью формирователя 17. Тиристоры 2 — 4 отпирают сигналами, ширина которых равна половине периода задающей частоты. Сигналы на запирание рабочих тиристоров формируются в формирователе 17 от заднего фронта

15 отпирающего импульса соответствующего вентиля и подаются на тнристоры 11 — 18.

При установившейся скорости вращения фаза запирания и отпирания тирпсторов 2, 8 и

4 устанавливается автоматически в зависимо20 сти от момента нагрузки и не требует специальной регулировки.

Предположим, что в начальный момент времени (см. фиг. 2) угол а, в течение которого открыт рабочий тнристор, соответствует углу

25 ао и нагрузка двигателя возросла. Под действием отрицательного динамического момента в переходном процессе скорость уменьшается, а частота э.д.с. ротора увеличивается, что приводит к изменению сдвига фаз между э.д.с.

30 ротора 1Ав, 1вс, 1сл (см. фиг. 2, а) и задним

302798 фронтом управляющего сигнала (см. фиг. 2, б).

В результате угол сс возрастает до значений а>, а, аз и вместе с ним — напряжение, приложенное к фазе ротора (см. фиг. 2, в). Одновременно возрастают ток и момент двигателя

1. Этот процесс происходит до тех пор, пока моменты двигателя и нагрузки не сравняются.

По окончании переходного процесса частота тока ротора и скорость двигателя остаются равными заданному значению.

Процесс принудительного гашения рабочих тиристоров рассмотрим на примере тиристора 2.

На фиг. 1 показана полярность конденсатора 8 к моменту гашения. В момент гашения на тиристор 11 подают отпирающий импульс.

Конденсатор 8 разряжается по цепи: фаза А ротора, конденсатор 8, тиристор 11, источник

18 э.д.с., диод 6 (или 7, в зависимости от величины угла проводимости), фаза В (или С).

Емкость конденсатора выбирают такой, чтобы время спадания напряжения конденсатора 8 до нуля было больше времени запирания тиристора. Тиристор 2 закрывается. После перезарядки конденсатора гаснет тиристор 11.

До исходного состояния конденсатор 8 перезаряжается в течение отрицательной полуволны напряжения ротора Удв через диод 14.

Благодаря включению встречной э.д.с., электрические потери в роторе уменьшаются.

Часть энергии возвращается в сеть. Величина рекуперированной энергии в первом прибли5 11 о 1 о жении пропорциональна, где Wo—

1 о синхронная угловая скорость двигателя и

Wq> — скорость холостого хода при заданной величине добавочной э.д.с.

Принудительное гашение вентилей улучшает коэффициент мощности, так как отсечение конечного участка полуволны тока т — а компенсирует фазовый сдвиг между током и напряжением ротора.

Предмет изобретения

Способ регулирования скорости трехфазного асинхронного двигателя, в цепь ротора которО рого включен двухполупериодный мостовой выпрямитель, управляемый блоками принудительного гашения, отличающийся тем, что, с целью увеличения к.п.д. и коэффициента мощности, к выходу указанного выпрямителя npuQ5 кладывают противо-э.д.с. и HB катоды рабочих тиристоров при помощи блоков принудительного гашения попеременно подают потенциалы, более положительные, чем на их анодах.

Составитель Б. Минц

Редактор Е. Г. Кравцова Тскред А. A. Камышникова Корректор Н. Рождественская

Заказ 1534/4 Изд, ¹ б10 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по .делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Всесоюзная паштко-т?хг;н«еекдя Всесоюзная паштко-т?хг;н«еекдя Всесоюзная паштко-т?хг;н«еекдя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе переменного тока

 // 330519
Наверх