Всесоюзная •'*----;i-^t.r; .. ..... •нп:;и«и-;;:;и-;'''"'^; :и

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

362339

Сом Соввтскик

Социалистические

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”

М. Кл. G 09Ь 11/00

Заявлено 29.Х.1970 (№ 1486154/18-24) с присоединением заявки ¹â€”

Приоритет

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК, 681.39:371;24:515.1 (088.8) Опубликовано 13.Х11.1972. Бюллетень № 2 за 1973

Дата опубликования описания 8.II.1973

Лвторы изобретения

Г. П. Вяткин, Е. И. Самохвалов и В. Н. Коцюбенко

Московский станкоинструментальный институт

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПРОЕКЦИОННЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

Изобретение относится к учебно-тренировочным устройствам для проведения самостоятельной практической подготовки, при изучении и закреплении правил выполнения проек ционных чертежей и может быть использова- 5 но, например, в системе образования.

Известны устройства, имеющие рабочее поле с дискретным положением точек, электрическую коммутирующую цепь, контактные штекеры и табло для набора координат конт- 10 ролируемой точки. Эти устройства имеют ограниченные возможности, так как электрическая схема предусматривает лишь определенное, конечное число коммутаций точек, что не позволяет проводить обучение и контролиро- 15 вать построение любых точек на поверхности фигуры и лишает обучаемого приобретения навыков в графических построениях, приближенных к реальному выполнению чертежей.

Целью изобретения является усовершенствование и повышение качества процесса обучения и контроля, которая обеспечивает возможность задания точки одной ее проекцией в пределах всей поверхности фигуры, позво- 25 ляет строить проекции точек на поверхности любых геометрических фигур или на любой плоскости пространства и дает возможность изменять размеры и положение фигуры в основной системе координат. 30

Указанная цель достигается конструктивно тем, что в устройство введены блок задания четвертей пространства и вычислительный блок. Первый вход вычислительного блока соединен с блоком задания точки, второй вход — с блоком коммутаций, входы которого соединены с блоками смены программ, задания номера проекций и задания четвертей пространства, третий вход — с блоками команд, выходы которых подключены к выходам вычислительного блока, соединенцым с блоком индикации.

Устройство может быть использовано в двух режимах работы: в режиме обучения и в режиме самоконтроля, что обеспечивает более полную и интенсивную проработку учебного материала по разряду «Проецирование точки» (черчение и начертательная геометрия).

На фиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — пример построения трех проекций точки, выполняемой с помощью предлагаемого устройства.

Предлагаемое устройство состоит из исполнительного органа, содержащего вычислительный блок 1, индикаторное устройство 2 с

«маской» проекций фигуры, командный блок 8 и блок задания точки 4; блока коммутаций 5; органа управления в составе блока задания четвертей пространства б, блока задания номера проекций 7, блока смены программ 8;

362339

35 0

50 органа памяти, включающего блок программ

9 и блок настройки 10.

Вычислительный блок 1, выполненный, например, в виде электронной аналоговой вычислительной машины, аналого-цифровой вычислительной машины или электронно-цифровой вычислительной машины, выдает решение системы уравнений на экран индикаторного устройства 2 типа электроннолучевой трубки.

Командный блок 8 управляет перемещением светового луча трубки по линиям связи трех проекций точек. Блок задания точки 4 вводит исходные данные в решаемую систему уравнений в виде текущих координат положения проекций точки.

С помощью соответствующего подключения блока коммутаций 5, блока задания четвертей пространства б и блока задания номера проекций 7 производится коммутация требуемой системы уравнений, в зависимости от положения точки на поверхности фигуры, В блоке программ 9 запрограммирован ряд программ различных геометрических фигур, Блоком смены программ 8 производится подключение к вычислительному блоку 1 программы, соответствующей изучаемой фигуре. Изменение исходных параметров системы уравнений производится блоком настройки 10, состоящим из набора регулируемых элементов.

На фиг. 2 дан пример «маски» трех проекций конуса, па поверхности которых высвечены линии связи, определяющие положение проекции точки в углах проекционного прямоугольника, образованного движением луча. В предлагаемом устройстве «маска» трех проекций фигуры несет всю необходимую информацию, определяющую вид фигуры, размеры и положение ее в основной системе координат, а также буквенно-цифровую индексацию.

Проекции конуса с центром фигуры 0> (a, в, с) расположены в основной системе координат ХУ. «Маска» конуса укрепляется на экране трубки так, чтобы центр основной системы координат 0 совпадал с центром трубки, а ось Х занимала горизонтальное положение, Точка на поверхности конуса задана на фронтальной проекции одной ее проекцией на видимой и на невидимой для наблюдателя стороне (точки d и 4) .

Работа устройства в режиме обучения происходит следующим образом.

В вычислительный блок 1 вводится программа, соответствующая выбранной геометрической фигуре. Обучаемый, находясь перед экраном индикаторного устройства 2, задает с помощью блока задания точки 4 положение координат световой точки на одной из проекций фигуры. При этом с помощью блока задания четвертей пространства б и блока задания номера проекций 7 он подключает определенную часть программы, соответствующую заданному положению точки на поверхности фигуры. Выполняя построение, учащийся наблюдает на «маске» трех проекций фигуры по движению световой точки по линиям связи.

При работе в режиме самоконтроля учащийся самостоятельно выполняет построение произвольно заданному положению точки на контрольном листке с «маской» проекций фигуры. После этого контрольный листок накладывается на экран индикаторного устройства

2 с учетом его ориентации относительно центра трубки. Совмещая световую точку на экране с заданной проекцией контролируемой точки, учащийся получает правильное положение ее на других проекциях фигуры. Самоконтроль решения производится путем сопоставления решений.

В зависимости от типа-размера вычислительного блока 1 устройство может обслуживать большее или меньшее количество рабочих мест.

Предмет изобретения

Устройство для обучения и контроля выполнения проекционных чертежей, содержащее блок настройки, выходы которого соединены с блоками программ, соединенными с блоком коммутаций, блоки смены программ, задания номера проекций и задания точки„ блоки команды и блок индикации, отличаюи ееся, тем, что, с целью усовершенствования и повышения качества процесса ооучения и контроля, в него введены блок задания четвертей пространства и вычислительный блок, причем первый вход вычислительного блока соединен с блоком задания точки, второй вход — с блоком коммутаций, входы которого соединены с блоками смены программ, задания номера проекций и задания четвертей пространства, третий вход — с блоками команд, выходы которых подключены к выходам вычислительного блока, соединенным с блоком и дикации.

362339

Фиг 2

Редактор В. Семанова

Заказ 233/5 Изд. № 1003 Тираж 404 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр Сапунова, 2

I I

Составитель В. Гончаров

Текред T. Миронова

Коррскторы: А. Степанова и И. Божко

Всесоюзная •*----;i-^t.r; .. ..... •нп:;и«и-;;:;и-;^; :и Всесоюзная •*----;i-^t.r; .. ..... •нп:;и«и-;;:;и-;^; :и Всесоюзная •*----;i-^t.r; .. ..... •нп:;и«и-;;:;и-;^; :и 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов по обучению языкам с использованием демонстрационных средств

Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов и средств обучения

Изобретение относится к способам обучения и может быть использовано при обучении детей чтению и письму

Изобретение относится к средствам и приспособлениям, применяемым при обучении детей письму

Изобретение относится к обучению, к используемым при этом приемам и средствам

Изобретение относится к способам обучения изобразительному искусству и обеспечивает повышение эффективности, качества обучения, сокращение сроков обучения

Указка // 2252876
Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано при создании новых средств обучения, в частности механических указок
Наверх