Устройство для полуавтоматической подгонки в номинал сопротивления проволочных резисторов

 

3883О5

Союз Советских

Соци ели стииеских

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 29 1Х.1969 (№ 1368456/24-7) с присоединением заявки № 1616403/24-7

Приоритет

Опубликовано 22.Ч1.1973. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 10.Х.1973

М. Кл. Н Olc 17 00

Тосударственный комитет

Совета Миниотров СССР по делам изобретений и открытий

УДК 621.316.84-181.4 (088.8) Авторы изобретения

С. Н. Димитраки, С. И. Идричан и Г. Ф. Сорокин

Кишиневский политехнический институт имени Сергея Лазо

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОНКИ

В НОМИНАЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОЛОЧНЫХ РЕЗИСТОРОВ

Известно устройство для полуавтоматической подгонки в номинал сопротивления проволочных резисторов, например, из микропровода в стеклянной изоляции, содержащее источник питания, измерительный мост, усилитель и исполнительный электродвигатель,.подключенный к выходу усилителя, соединенного через электрод с указанным мостом, в смежные плечи которого введены вторичные обмотки трансформатора.

С целью повышения точности в предложенном устройстве применен дополнительный электродвигатель, механически связанный с электродом и подключенный к источнику питания через коммутационный элемент с управляющим блоком, соединенным с диагональю моста и дополнительной обмоткой трансформатора.

На фиг. 1 изображена блок-схема устройства для полуавтоматической подгонки резистора; на фиг, 2 — блок-схема узла управления коммутационного элемента; на фиг. 3— принципиальная электрическая схема устройства; на фиг. 4 — кинематическая схема перемоточной части устройства.

Устройство состоит из генератора низкой частоты 1, питающего измерительный мост переменного тока с индуктивно связанными плечами 2, перемоточной части 8, процентного моста постоянного тока 4, дополнительного электродвигателя 5, предварительного усилителя б, узла включения отрезного ножа 7, избирательного усилителя 8, фазочувствительного каскада 9, узла управления скоростью вращения основного электродвигателя 10, индикатора подгонки 11, нуль-органа 12, пробника И.

Дополнительный электродвигатель 5 механически связан с электродом 14 через редук1п тор 15. К источнику питания электродвигатель 5 подключен через коммутационный элемент, в качестве которого использованы нормально открытые контакты 1б реле. Обмотки 17 реле подключены на выходе усилите15 лей 18 и 19. Усилитель 18 соединен с диагональю измерительного моста через схему совпадения 20, а усилитель 19 через схему совпадения 21 и инвертор 22 с дополнительной корректирующей обмоткой, намотанной

20 согласно с обмоткой плечей отношения моста 28, которые механически связаны с декадами процентного моста 4.

Напряжение .разбаланса мостовой схемы

2S поступает на усилительную часть через емкость, образованную электродом 14 и участком жилы микропровода, лежащего на нем.

Величина этой емкости составляет не более

0,5 — 1 пф, что требует применения усилителя

30 с большим входным сопротивлением (10"—

388305

10 4 см) . Для отрезки микропровода предусмотрен отрезной нож 24.

Пер емоточная часть устройства содержит контактные ножи 25, один из которых имеет электрическую "вязь с измерительным мостом переменного тока 2 и процентным мостом 4; и каркас 2б, на который перематывается излишний провод с резистора 27, подлежащего подгонке. Каркас через щеточный контакт 28 имеет электрическую связь с мостом переменного тока 2 и процентным мостом 4 и приводится во вращение основным электродвигателем 29 с помощ,ью шкива.

Микроп ров од с токовы вода подгоняемого резистора 27, установленного в контактные ножи 25, обрывается,,пропускается через электрод 14 и контактируется с токовыводом каркаса 26. Образование контактного узла фиксируется пробником И. С помощью процентного моста постоянного тока 4 определяется процент перемотки, который автоматически выставляется па,плечах отношения моста 2. При включении источника питания сигнал рассогласования мостовой схемы через электрод 14 поступает на предварительный усилитель б, избирательный усилитель 8, фазочувствительный каскад 9 и фиксируется индикатором псдгонки П. Включение основного электродвигателя и его останов осуществляется с помощью угла 10.

В результате инерционности электродвигателя 29 может произойти перемотка провода на каркас 2б, что приведет к недопустимой погрешности подгонки (более 0,01 /О). В этом случае фаза сигнала, снимаемого с диагонали измерительного моста 2 через элекрод 14, изменяется на 180 . Синал с корректирующей обмотки поступает на вход инвертора 22 и также изменяет фазу на 180 . В этом случае на входы схемы 21 подаются сигналы, совпадающие между собой по фазе. На выходе схемы совпадения 21 появляется сигнал, который поступает на вход усилителя 19 и вызывает

25 зо

40 срабатывание реле на его выходе. Реле своими контактами включает дополнительный электродвигатель 5, который, вращаясь с помощью редуктора, перемещает электрод 14 до тех пор, пока сигнал рассогласования мостовой схемы,не станет равным нулю. При этом на входы схемы совпадения 21 поступает только один сигнал с корректирующей обмотки, на вход усилителя 19 ничего не поступает, реле отключается и выключает электродвигатель. Одновременно с этим подается сигнал на узел включения отрезного ножа, и происходит отрезка микропровода точно в точке баланса мостовой схемы. Конец микропровода заделывается на токовыводе резистора 27.

При установке следующего резистора, подлежащего подгонке, сигналы, совпадающие по фазе, поступают на входы схемы 20,,на выходе которой появляется сигнал, который, поступая на вход усилителя 18, вызывает срабатывание его реле. Реле своими контактами включает электродвигатель 5, и электрод возвращается в исходное положение, при этом конечный выключатель отключает электродвигатель.

Предмет изобретения

Устройство для полуавтоматической подгонки в номинал сопротивления проволочных резисторов, например, из микропровода в стеклянной изоляции, содержащее источник питания, измерительный мост, усилитель и исполнительный электродвигатель, подключенный к выходу усилителя, соединенного через электрод с указанным мостом, плечи отношения которого выполнены в виде вторичных обмоток трансформатора, отличающееся тем, что, с целью .повышения точности применен дополнительный электродвигатель, механически связанный с электродом и подключенный к источнику питания через коммутационный элемент с управляющим блоком, соединенным с диагональю моста и дополнительной обмоткой трансформатора.

388305! б

Составитель Л. Карцева

Техред А. Камышникова

Корректор Е. Миронова

Редактор В. Левятов

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2722/7 Изд. № 1683 Тираж 780 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для полуавтоматической подгонки в номинал сопротивления проволочных резисторов Устройство для полуавтоматической подгонки в номинал сопротивления проволочных резисторов Устройство для полуавтоматической подгонки в номинал сопротивления проволочных резисторов Устройство для полуавтоматической подгонки в номинал сопротивления проволочных резисторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике электрических измерений и предназначено для профилактических испытаний изоляции крупных электрических машин и аппаратов, имеющих большую постоянную времени
Наверх