Ограничитель вращения

 

i.

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДБТИДЬСТВУ

Союз Советских

Социалистимеских

Республик (») 485435 (61) Дополнительное к авт. свид-ву-(22) Заявлено 27.05.74(21) 2O28544/18-2 4 с присоединением заявки №: (23) Приоритет-(43) Опубликовано25.О9.75 Бюллетень № 35 (Sl) М. Кл.

С- О5 g 5/02

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изооретеннй и открытий (53) УДК

62-521 (O88.8) (45) Дата опубликования описания26.01.76

В. Н. Бунзя и Н. iH. Якушкин (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

{ S4) ОГРАНИЧИТЕЛЬ ВРАЩЕНИЯ

Изобретение относится к механическим " узлам, предназначенным для ограничения вращения частей приборов, в частности в секстанте для ограничения угла поворота визирного устройства при достижении им заранее установленного углового значения.

Известен ограничитель с кулачковыми шайбами, который применяется для механического ограничения целого или дробного числа оборотов. В этом ограничителе валик, 1п вращение которого необходимо ограничить, установлен с двух сторон на подшипниках в корпусе устройства. На валике свободно сидят кулачковые шайбы, которые могут упираться с одной стороны в поводок с ку-1к лачком, установленный на валике, а с другой стороны — в упорную втулку, жестко установленную в корпусе. В промежуточном положении валика кулачковые шайбы находятся в произвольном незацепленном состо- <> янин. При вращении валика поводок своим кулачком упрется в кулачок ближайшей шайбы, увлекая ее в сторону своего вращения.

Шайба своим кулачком захватит следующую шайбу и т. д. 11икл будет повторяться до З5 тех пор, пока последняя шайба своим кулач ком не упрется в кулачок упорной втулки, неподвижно закрепленной на корпусе. Нри врашении валика в обратную сторону весь цикл повторяется в обратном порядке. Такой ограничитель, однако, имеет однозначность ограничиваемого числа оборотов. 11ри решении некоторых новигационных задач с помошью секстанга возникает необходимость остановки визирного устройства при достижении им зараннее установленного произвольного значения, чего нельзя достигнуть известным кулачковым устройством.

Цель изобретения — расширить область применения ограничителя вращения, Это достигается тем, что на внутренней поверхности неподвижной втулки закреплена спиральная пружина, жестко соединенная с подвижной втулкой, установленной на оси неподвижной втулки и зафиксированной фри кционн ы м торм озом.

Такая конструкция ограничителя вращения позволяет заранее установить необходимое угловое положение подвижной втулки по отсчетному устройству механизма, пос485435

Предмет изобретения

Ограничитель вращения, содержащий за, крепленную на основании неподвижную втулку, свободно сидящую на валике с выступом, на оси которой установлены кулачкоЗ выешайбы, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения, на внутренней поверхности неподвижной втулки закреплена спиральная пружина, же-! стко соединенная с подвижной втулкой, 4й установленно.й на оси неподвижной втулки и зафиксированной фрикционным тормозом. ле чего зафиксировать положение подвижной втулки фрикционным тормозом и осуществить вращение приводной рукоятки в пределах установленного диапазона.

На фиг. 1 изображен предлагаемый ограничитель в разрезе; йа фиг. 2 — разрез по А-А на фиг. 1.

Ограничитель состоит из основания 1, на котором жестко установлена неподвижная втулка 2. На цилиндрической поверхности неподвижной втулки 2 свободно сидит подвижная втулка 3. В неподвижной втулке

2 свободно вращается валик 4. На цилиндрической поверхности неподвижной втулки

1 2 торцами подвижной втулки 3 и валика

4 свободно установлены кулачковые шайбы 5. Крайние шайбы 5 упираются кулачками в выступы в виде штифтов 6 и 7, установленные соответственно в подвижной втулке 3 и валике 4. В неподвижной втулке 2 установлена спиральная пружина 8, которая одним концом закреплена на подвижной втулке 3, а другим в неподвижной втулке 2.

С цилиндрической поверхностью подвижной втулки 3 могут контактировать колодки 9, закрепленные жестко в колодках 10 штифтами 11. На поверхностях колодок

10 имеются скосы, с которыми могут контактировать упоры 12, крепящиеся при помощи винтов 13 в рукоятке 14. Колодка

10 закреплена в неподвижной втулке 2 штифтом 15, вокруг которого она может свободно поворачиваться, Элементы 9, 10, 12, 13, 14 составляют фрикционный тормоз 16, фиксирующий положение подвижной втулки 3. В;..вободном состоянии втулки 3 пружина 8 все время поджимает кулачковые шайбы 5 так, что кулачки всех шайб находятся в постоянном зацеплении без зазора. Фиксация подвижной втулки, З,производится колодками 9. При повороте рукоятки 14 упор 12 давит на основание колодки 10, и колодки 9 зажимают подвижную втулку 3 в любом угловом

5 положении.

При необходимости осуществить ограничение угла поворота визирного устройства при его определенном значении рукоятку привода визирного устройства поворачива1Q ют до нужного углового значения по отсчетному устройству, после чего подвижная втулка фиксируется фрикционным тормозом 16, После этого визирное устройство может находиться в любом положении

15 от нулевого до установленного, причем усилие спиральной пружины, осуществлявшей ранее зацепление всех кулачков, преодолевается наблюдателем, а кулачки шайб находятся в произвольном незацепленном

gp положении. При обратном подходе визирно.— го устройства к ограничиваемому угловому положению кулачки шайб упираются друг в друга и останавливают привод визирного устройства. Нулевое положение при25 вода ограничивается дополнительным упором.

485435

А-А

Составитель Т.Кирюхина

Редактор д цпцчук 1 "кре" Г.Курллко т орректор д.Орлова

ifHHHHH Государственного комитета Сонета Мпппс.ров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 1l3035, Раугпскаи наб., 4

Предириитие <Патент», Москва, Г-59, Бережковскан наб., 24

Заказ Pg g

Изд. М фЦ гнраж 86 ) (одпнсное

Ограничитель вращения Ограничитель вращения Ограничитель вращения Ограничитель вращения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обеспечения безопасности воздушного движения воздушных судов

Изобретение относится к технике обеспечения безопасности воздушного движения судов гражданской авиации и других летательных аппаратов

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к приводным устройствам для ориентирования антенн

Изобретение относится к устройству управления переключением передач транспортного средства. Устройство управления содержит подпружиненный элемент (5) для переключения передач, перемещающийся в направляющих канавках (3), которые выполнены в нижней пластине (2) и образуют схему переключения передач и сопротивление переключению передач элемента (5) при перемещении водителем рычага переключения передач. Штырь (6) интегрирован в штыревую пластину (11) и выполнен с возможностью перемещения в канале (8). При этом штыревая пластина (11) может удерживаться в двух разных положениях, причем штыревая пластина (11), находящаяся в состоянии фиксации, выполнена с возможностью предотвращения выхода из положения (9) определенной передачи, а при расфиксации обеспечивает выход из положения (9) определенной передачи. Достигается упрощение конструкции устройства. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 15 ил.
Наверх