Упругая муфта с переменной жесткостью

 

п 55337!

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.02.75 (21) 2108613!08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет

Опубликовано 05.04.77. Бюллетень J¹ 13

Дата опубликования описания 03,06.77 (51) М. Кл.- еГ 16D 3/52

Государственный комитет

Совета Мкннстров СССР (5-3) УД1;, 621.825.7 (088.8) ао делам изобретений и отерытий (72) Авторы изобретения

И. С. Цитович, Б. Е. Митин, Е. С. Стайченко, П. И. Артамонов, Л. А. Кутай, В. Б. Альгин и В. Н. Шаколин

Институт проблем надежности и долговечности машин

АН Белорусской ССР (71) Заявитель (54) УПРУГАЯ МУФТА

С ПЕРЕМЕННОЙ )КЕСТКОСТЬЮ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов.

Известна соединительная упругая муфта с переменной жесткостью, содержащая ведомую и ведущую полумуфты и упругий соединительный элемент, напр имер спиральную цилиндрическую пружину, и предназначенная для обеспечения работоспособности узлов и агрегатов машин в условиях резких изменений уровня крутящего момента, сильных толчков и монтажных неточностей (1).

Недостатками известной муфты являются отсутствие сцепления между ведущим и ведомым элементами при малых по величине крутящих моментах и малый угол закручивания муф ты в сцепленном сос.тоянии, малая величина и неравномерность передаваемого крутящего момента, потеря передаваемой мощности.

Цель изобретения — увеличение величины и стабильности передаваемого крутящего момента.

Это достигается тем, что внутр и пружины с зазором установлен калиброванный стержень, посредством которого она одним концом закреплена на полумуфте, а соосно .с последней установлена вторая полумуфта с закрепленным в ней дополнительным упругим элементом, например набором пластинчатых пру>кин, с которым связан другой конец цилиндрической пру>к ины.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта

5 в разрезе; на фиг. 2 — сечение А — А фиг. 1.

На корпусе 1 посредством подшипников 2 и 3 установлена полумуфта 4, на которой одним концом закреплена спиральная цилиндрическая пружина 5, расположенная в полости полумуфты 4 с зазором а. Сквозь пружину 5 с радиальным зазором в пропущен калиброванный стержень 6, закрепленный также на полумуфте 4.

Второй конец пружины 5 опирается на подшипник 7, закрепленный на полумуфте 4, и связан с установленной соосно с полумуфтой

4 второй полумуфтой 8 посредством дополнительного упругого элемента 9, выполненного в виде набора пластинчатых пружин. Дополнительный упругий элемент 9 закреплен на полумуфте 8 при помощи фланца 10. Полумуфта 8 закреплена на корпусе посредством подшипника 11. На внутренней поверхности полумуфты 4, а также на поверхности стер>к25 ня 6, контактирующих с рабочими поверхностями пружины 5» 13 материала, обладающего демпфирующими, прочностнымп, фрпкционными и >каростойкими свойствами, (например стеклянный напол30 нптель), Зазоры в и а между рабочими по553371 верхностями спиральной пружины 5 и калиброванными поверхностями полумуфты 4 и стержня 6 заполнены вязкой жидкостью.

В состоянии покоя системы и при небольших по величине крутящих моментах отсутствуют контакты между рабочими и калиброванными поверхностями стержня 6 (зазор в) и полумуфты 4 (зазор а). Под воздействием крутящего момента возникает момент, стремящийся увеличить или уменьшить диаметр пружины 5, что приводит к изменению вел ичины зазоров в и а, установленным на основании расчета деформационной способности упругих элементов пружины 5 и дополнительного упругого элемента 9. Действующий на полумуфте 4 активный крутящий момент передается полумуфте 8 посредством пружины 5 и дополнительного упругого элемента 9, который служит для компенсации упругих осевых деформаций пружины 5, возникающих одновременно с изменением ее диаметральных размеров.

При превышении величины действующего в системе крутящего момента уровня, определяемого заданной деформационной способностью пружины 5, последняя, изменяясь в диаметре, защемляется, соприкасаясь с калиброванными поверхностями полумуфты 4 или стержня 6 в зависимости от направления крутящего момента, При устранении зазора в ил и а соединительная муфта переходит в режим упруго-фрикционного сцепления, существенно изменяя свою жесткость.

Заполнение зазоров между рабочими поверхностями спиральной пружины 5 и калиброванными поверхностями полумуфты 4 и стержня 6 вязкой жидкостью способствует выравниванию удельного давления в зонах их контакта при защемлении, а также снижение ударных нагрузок в муфте и во всей передающей системе, — повышению срока

10 службы муфты.

Формула изобретения

Упругая муфта с переменной жесткостью, содержащая ведомую и ведущую полумуфты и упругий соединительный элемент, например спиральную цялиндрическую пружину, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения величины и стабильности передаваемого крутящего момента, внутри пружины с зазором установлен калиброванный стержень, посредством которого она одним концом закренлена на полумуфте, а соосно с последней установлена вторая полумуфта с закрепленным в ней дополнительным упругим элементом, например набором пластинчатых пружин, с которым связан другой конец цилиндрической пружины.

30 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. В. С, Поляков и И. Д. Барбаш «Муфты», М., 1964 г, стр, 252 — 253.

А -А

Фиг г

Составитель Л. Ярхо

Техред А. Камышникова

Корректор Н. Аук

Редактор И, Бродская

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1399/1 Изд. № 497 Тираж 1178 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раугиская наб., д. 4/5

Упругая муфта с переменной жесткостью Упругая муфта с переменной жесткостью Упругая муфта с переменной жесткостью 

 

Похожие патенты:

I фон // 408072

Вптб // 408068

Изобретение относится к машиностроению, в частности к упругим муфтам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях перекосов и смещений осей соединяемых валов

Изобретение относится к муфтам, компенсирующим перекос и осевое смещение ведущего и ведомого валов при передаче крутящего момента между ними, и может быть использовано в общем машиностроении, приборостроении, автомобиле- и станкостроении и точной механике

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи вращательного движения между валами и компенсации смещений и перекосов осей вала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов и передачи крутящего момента в условиях наличия перекосов и смещения осей валов соединяемых агрегатов
Наверх