Способ изготовления якоря электрической машины с коллектором

 

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик.

1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.02.75 (21) 2108921/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.04.77. Бюллетень № 16

Дата опубликования описания 23.05.77 (51) М. Кл.з Н 01 43/06

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.3.047 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. А. Демин и В. И. Львов (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ С КОЛЛЕКТОРОМ

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин, в частности якоря, и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Известен способ изготовления коллектора электрической машины путем использования цилиндрической заготовки, форма продольного сечения которой соответствует форме пластин коллектора, с последующим выполнением прорезей вдоль образующей цилиндра, число которых соответствует числу пластин коллектора, изоляции пластин, удаления связывающей части цилиндрической заготовки и заливки компаундом.

Недостатком этого способа является снижение качества и надежности всей конструкции из-за недостаточно прочного крепления коллектора к якорю и повышенного радиального биения рабочей поверхности коллектора.

Известен и другой способ изготовления коллекторов электрических машин путем штамповки из листового металла высокой электропроводности специальных клиньев с одним плоским концом. Часть клина изолируют от обмотки, укладывают в пазы изолированной частью, при этом плоские концы клиньев, выступая из пакета, ложатся на лобовую часть обмотки, образуя коллектор.

После сборки якоря и заливки его компаундом выступающие из пазов плоские концы клиньев подвергают механической обработке.

Этот способ является наиболее близким решением к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату.

Недостаток способа — возможная коррозия рабочей поверхности коллектора при длительном хранении (в случае изготовления из меди). Защита гальваническим покрытием поверхности пластин резко снижает надежность

10 работы электрической машины вследствие проникновения электролита в пазы пакета с обмоткой.

Цель изобретения — повышение надежности электрической машины.

15 Это достигается тем, что по предлагаемому способу пластины выполняют из заготовки коллектора в виде двух концентрично расположенных цилиндров с единым дном, наружную поверхность большего пз цилиндров вы20 полняют двухступенчатой, затем по всей длине образующей поверхности наружного цилиндра выполняют сквозные прорези, поверхность внешнего цилиндра большего диаметра покрывают слоем благородного металла, на25 пример золота, изолируют пластины наружного цилиндра меньшего диаметра и на внутренний цилиндр насаживают обмотанный сердечник якоря так, чтобы изолированные части пласгин наружного цилиндра вошли в верх30 ние части пазов якоря, после пайки концов

556525 пластин к выводам обмотки рабочую поверхность коллектора закрывают защитным кольцом, а после заливки компаундом и его полпмеризацин снимают защитное кольцо, отрезают дно и удаляют внутренний цилиндр 5 заготовки, принимая за базу внутреннее отверстие, обрабатывают якорь по внешнему диаметру, не касаясь инструментом покрытой благородным металлом рабочей части коллектора. 10

На фиг. 1 изображена заготовка коллектора; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 показан якорь, насаженный на заготовку коллектора, закрытого защитным кольцом; на фиг. 4 — изготовленный якорь с коллектором., 15

Способ изготовления якоря осуществляется следующим образом.

Из металла высокой электропроводности, например меди Ml, изготавливают заготовку коллектора в виде двух соосных цилиндров с 20 единым дном 1. Наружный цилиндр выполняют двухступенчатым.

Первую ступень изготавливают с наружным диаметром, равным рабочему диаметру коллектора, и длиной, равной рабочей длине 25 коллектора плюс толщина дна. Вторую ступень 2 изготавливают с внешним диаметром, равным внешнему диаметру пакета якоря минус две высоты «усика» зубца и две толщины изоляции, и длиной, равной длине якоря, 30 включающей односторонний вылет лобовой части оомотки.

Внутренний диаметр наружного цилиндра определяется по наружной поверхности уложенной в пазы обмотки с учетом изоляции.

Внутренний цилиндр 3 выполняют с диаметром и длиной, равными соответственно внутреннему диаметру отверстия и длине якоря 4, затем по всей длине образующей поверхности наружного цилиндра выполняют 40 сквозные прорези. Их количество соответствует числу пазов якоря. Ширина прорезей на ступени большего диаметра соответствует расстоянию между коллекторными пластинами, а на ступени меньшего диаметра — ширине зубца плюс две толщины изоляции.

Поверхность А наружного цилиндра большего диаметра покрывают слоем благородного металла, изолируют пластинки ступени 2 наружного цилиндра меньшего диаметра. Да- 50 лее на внутренний цилиндр 3 насаживают обмотаннын якорь 4 так, чтобы изолированные части пластин ступени 2 наружного цилиндра вошли в верхние части пазов якоря и выполняли роль клиньев, запирающих обмотку в пазах. К концам пластин ступени 2 припаивают выводы обмотки, рабочую поверхность коллектора закрывают защитным кольцом 5 и собранный якорь заливают компаундом.

После полимеризации компаунда снимают защитное кольцо 5, отрезают дно 1 и удаляют внутренний цилиндр 3 заготовки коллектора. Внутренний диаметр якоря 4 принимается за базу и относительно него обрабатывают внешний диаметр пакета, не касаясь ин-. струментом покрытой благородным металлом раоочей поверхности А коллектора.

Покрытую слоем защитного металла рабочую поверхность пластин коллектора полируют для удаления возможных подтеков компаунда, Эффективность применения предлагаемого способа по сравнению с известными заключается в повышении качества и надежности изготавливаемого коллектора за счет значительного снижения радиального биения и прочного соединения с якорем электрической машины.

Формула изобретения

Способ изготовления якоря электрической машины с коллектором, включающий укладку обмотки в пазы пакета якоря, изготовление коллекторных пластин и их установку в пазы якоря, пайку концов пластин к выводам обмотки, заливку компаундом, о т л и ч à Ioщи и ся тем, что, с целью повышения надежности электрической машины, пластины выполняют пз заготовки коллектора в виде двух концентрично расположенных цилиндров с единым дном, наружную поверхность большего из цилиндров выполняют двухступенчатой, затем по всей длине образующей поверхности наружного цилиндра выполняют сквозные прорези, поверхность внешнего цилиндра большего диаметра покрывают слоем благородного металла, например золота, изолируют пластины наружного цилиндра меньшего диаметра и на внутренний цилиндр насаживают обмотанный сердечник якоря так, чтобы изолированные части пластин наружного цилиндра вошли в верхние части пазов якоря, после пайки концов пластин к выводам обмотки рабочую поверхность коллектора закрывают защитным кольцом, а после заливки компаундом и его полимеризации снимают защитное кольцо, отрезают дно и удаляют внутренний цилиндр заготовки, принимая за базу внутреннее отверстие, обрабатывают якорь по внешнему диаметру, не касаясь инструментом покрытой благородным металлом рабочей части коллектора.

556525 фиг.2

Фиг./

Фиг.Ф

Ф из.3

Составитель Е. Морозова

Техред 3. Тарасова Корректоры: Л. Денискина и 3. Тарасова

Редактор С, Заика

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 996/17 Изд. ¹ 389 Тираж 992 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Способ изготовления якоря электрической машины с коллектором Способ изготовления якоря электрической машины с коллектором Способ изготовления якоря электрической машины с коллектором 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при изготовлении коллекторов электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к технологии изготовления коллекторов электрических машин, а именно к продораживанию коллекторов и может быть использовано при их изготовлении

Изобретение относится к технологии производства коллекторов электрических машин, в частности кольцевых коллекторов, состоящих из ламелей, соединенных технологическими перемычками, применяемых под опрессовку пластмассой с последующим разделением ламелей

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно электротехнического, и может быть использовано при изготовлении торцевых коллекторов электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к технологии изготовления коллекторов и может быть использовано в электротехнической промышленности при изготовлении заготовки коллектора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении торцовых коллекторов на пластмассе электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники, а именно технологии изготовления коллекторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и измерительной техники и может быть использовано в устройствах для преобразования электрического сигнала в момент относительно оси устройства

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано при конструировании и производстве коллекторов электрических машин

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении и ремонте электрических машин
Наверх