Сплав на основе магния

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Р1 559986

Сева Севетскнк

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.12.75 (21) 2305559/02 с присоединением заявки № (51) М. Кл, С 22С 23/02

Государственный комитет

Севета Министоав СССР (23) Приоритет

Опубликовано 30.05.77. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 15.07,77 (53) УДК 669 721 884 71 74 872 26 (088.8) пе делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. А. Казаков, М. А. Тимонова, И. И. Гурьев, М. Б. Альтман, С. С. Любимова, А. И. Кутайцева, Л. Г. Борисова, Л. С. Родикова, В. С. Иванов, Л. Н. Мусатов, Ф. М. Елкин и H. А. Нарышкина (71) Заявитель (54) СПЛАВ НА ОСНОВЕ МАГНИЯ

Таблица 1

Предел текучести, кгс/ыР

Относительное удлинение, %

Предел прочности, кгс ми"

Толщина листа, мм

10,5

9,8

9,1

13,3

13,3

12,6

0,25 — 2,3

2,4 — 6,3

6,3 — 50

Изобретение относится к области металлургии легких металлов и сплавов, а именно сплавов на основе магния, содержащих литий и используемых в приборостроении и других отраслях. Такие сплавы применяются для конструкций, от которых требуется минимальный вес.

Наиболее близким к предложенному является сплав, нашедший применение в промышленности США под маркой 1 А 141, который содержит, вес. %: литий 13 — 15; алюминий

0,75 — 1,50; марганец до 0,2; магний основа (1).

Сплав имеет плотность 1360 кг/м .

Механические свойства такого сплава приведены в табл. 1.

Удельная прочность известного сплава составляет 9,3 — 10,8 гс км/г, что значительно ниже удельной прочности среднепрочных сплавов (около 14 гс. км/г) .

Целью изобретения является повышение механических свойств и коррозионной стойкости.

Для этого в предлагаемый сплав, содержа5 щий магний, литий и алюминий, дополнительно вводятся индий и хром при следующем соотношении компонентов, вес. %:

Литий 12 — 15

Алюминий 0,5 — 3,0

10 Марганец 0,05 — 0,2

Индий 1,5 — 5,0

Хром 0,005 — 0,5

Магний Остальное

15 Пример. Для получения сплава готовят смеси компонен1ов, содержащие каждая, вес. : литий 12 15; алюминий 0,5 — 3,0; марганец 0,05 — 0,2; хром 0,005 — 05; и отличающиеся друг от друга содержанием индия, рав20 ным в каждой смеси последовательно 1, 2 и

4, а также содержанием магния, сосгавляющим дополнительную (до 100) часть в каждой смеси. Каждая смесь (шихта) расплавляется в печи с атмосферой аргона и вылива25 ется в металлическую форму для получения слитка. Слитки после механической обработки поверхности нагревают до 230 — 240 С и прокатывают в листы толщиной 2 мм, пз которых вырезают образцы для механических и

30 коррозионных испытаний.

559986 приведены в табл. 2.

Таблица 2

Относительное удлииеиие, чь

Содержаиие иидия ма г/см о

Предел прочности кгс/ммв

Предел текучести, к ге/ммв

Сплав

14,7

1,38

1,40

1,42

1,36

Предлагаемый

19

22

23

12,6

18

ZA14I

Формула изобретения

Таблица 3

Скорость коррозии

В 39, -иом растворе NaCI, Ml/см сут.

Склонность к расслаивающей коррозии в искусственной тропической атмосфере

Сплав

2,33 — 4,98

После 360 сут. расслоение отсутствует

Предложенный

Извеетиый

Расслоение после

300 сут.

10,27

Составитель Е. Хохрякова

Техред И. Караидашова

Корректор Н. Аук

Редактор 3. Ходакова

Заказ 1607/12 Изд. № 485 Тираж 775 Подписиое

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Механические свойства предлагаемого сплава в сравнении с прототипом (сплавом 1.А 141) Из данных, приведенных в таблице, видно, что прочностные характеристики предлагаемого сплава на 5 — 10 кгс/мм или на 30 — 60% выше соответствующих характеристик американского сплава LA14L Удельная прочность предлагаемого сплава составляет 14 — 17,5 гс.

° км/г, что на 50% выше, чем у сплава 1А141, а разница удельных весов сравниваемых сплавов менее 5%, При одинаковом весе деталей их прочность при изготовлении их из предлагаемого сплава будет на 30% выше прочности деталей, изготовленных из сплава LA141, а при одинаковой прочности вес деталей из предлагаемого сплава будет на 30% меньше.

Коррозионные свойства известного и предложенного сплавов приведены в табл. 3.

Предлагаемый сплав не склонен к коррозии под напряжением независимо от состояния (более 130 сут. испытания). Сплав 1.А141 без отжига склонен к коррозии под напряжением

5 (растрескивание после 60 сут. испытания), в отожженном состоянии коррозии под напряжением мало подвержен (180 сут. испытания).

Более высокие механические свойства и коррозионная стойкость предлагаемого сплава

10 позволяют повысить надежность и ресурс при эксплуатации.

15 Сплав на основе магния, содержащий литий, алюминий и марганец, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения механических свойств и коррозионной стойкости, он дополнительно содержит индий и хром при следую20 щем соотношении компонентов, вес. %:

Литий 12,0 — 15,0

Алюминий 0,5 — 3,0

Марганец 0,05 — 0,2

Индий 1,5 — 5,0

Хром 0,005 —.0,5

Магний Остальное

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. «Modern Metals». 1962, Xl, ¹ 10, с. 38.

Сплав на основе магния Сплав на основе магния 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии, авиационной технике, а именно к получению высокочистых коррозионно-стойких сплавов на основе магния

Изобретение относится к сплавам на основе магния, в частности к составу магниевых сплавов и способам их получения, которые находят широкое применение в автомобильной промышленности

Изобретение относится к сплавам на основе магния, в частности к составу магниевых сплавов и способам их получения, которые находят широкое применение в автомобильной промышленности

Изобретение относится к сплавам на основе магния, в частности к составу магниевых сплавов и способам их получения, которые находят широкое применение в автомобильной промышленности

Изобретение относится к металлургии, получению сплавов для литья под давлением

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к способам приготовления магниевого сплава, пригодного для дальнейшего литья
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе магния, которые могут быть использованы для изготовления деталей двигателей, приборов
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сплавов на основе магния, которые могут быть использованы в автомобильной промышленности, авиастроении
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам литейных сплавов на основе магния, которые могут быть использованы для изготовления деталей летательных аппаратов, корпусов агрегатов, коробок передач и другого
Наверх