Подшинниковый узел скольжения

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ вЂ” (111 584l20

Воюз Советакин

С@диалнотиноонин республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.08.75 (21) 2161774/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.12.77. Бюллетень № 46 (45) Дата опубликования описания 01.12.77 (51) М. Кл. F 16С 17/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР ро делам изобретений и открытий (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

Э.-С. А. Аркин, С. А. Лукин, Л. Ф. Медведев, В. М. Пассинский, М. А. Ремизов и О. В. Тепленчук (71) Заявитель (54) ПОДШ И П Н И КО ВЫ Й УЗ ЕЛ СКОЛ Ь)КЕН ИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к высокотемператур ным подшипниковым узлам, и может быть использовано в насосах, перекачивающих горячую текучую среду под высоким давлением.

Известен подшипниковый узел скольжения, содержащий вал, корпус, расположенную в яем обойму с набранными в бочку стержневыми вкладышами, имеющими цилиндрические посадочные поверхности и закрепленными в обойме упорными кольцами, фиксирующими стержни в осевом направлении (17.

Однако в таком подшипниковом узле при значительном повышении температуры и различных коэффициентах линейного расширения материала вкладышей и обоймы происходит ослабление посадки стержневых вкладышей, что приводит к их повышенному износу и нарушению центровки подшипника.

Для повышения надежности и долговечности предлагаемого устройства, по крайней мере, на одном из торцов вкладышей выполнена цилиндрическая проточка с радиусом, равным радиусу внутренней поверхности 5 порного кольца, а в обойме выполнены продольные пазы с цилиндрической посадочной поверхностью, в которые установлены стержневые вкладыши, контактирующие с внутренней поверхностью, по крайней мере, одного упорного кольца.

Обойма может быть установлена в корпусе.

Кроме того, подшипниковый узел может быть снабжен дополнительной обоймой со стержневыми вкладышами, установленной на

5 валу, при этом ширина перемычек между пазами обойм должна быть меньше диаметра стержней.

В перемычках, кроме того, могут быть выполнены продольные пазы.

На фиг. 1 изображено описываемое устройство, продольный разрез; на фиг, 2 — разрез

А — А фиг. 1.

Подшипниковый узел скольжения содержит

)5 корпус 1 и установленную в нем обойму 2 со стержневыми вкладышами 3, установленны vill в продольные пазы обоймы 2 с цилиндрической посадочной поверхностью так, что оси вкладышей 3 не совпадают с поверхностью

20 обоймы 2 на величины а и б, благодаря чему стержни удерживаются от выпадания. Фиксация вкладышей 3 от проворота и в продольном направлении в обойме 2 осуществляется упорным кольцом 4 и разрезным кольцом 5.

25 Упорное кольцо 4 закреплено винтами на обойме 2 и контактирует своей внутренней цилиндрической поверхностью с цилиндрической проточкой 6 на торце стержневых вкладышей

3, имеющей радиус, равный радиусу внутрен30 ней поверхности упорного кольца 4.

584.120

10

На валу 7 также может быть установлена аналогичная обойма 8 со стержневыми вкладышами 9. При этом для обеспечения лучшего перекрытия стержневых вкладышей 3 и 9 ширина перемычек 10 между пазами обоймы выполняется меньше диаметра стержневых вкладышей 3 и 9. В перемычках 10 могут быть выполнены продольные пазы 11 и 12, снижающие напряжение сжатия в стержнях 3 и 9 от запрессовки и служащие для прохождения рабочей среды в подшипнике.

Подшипник работает следующим образом.

При вращении вала 7 с установленной обоймой 8 радиальные усилия на подшипнике воспринимаются стержнями 3 и 9, запрессованными .в обоймах. Предварительный, натяг стержней 3 и 9 в цилиндрических расточках обойм 2 и 8 обеспечивает центровку последних при температурных расширениях материалов стержней 3 и 9 и обойм 2 и 8, имеющих разные коэффициенты линейного расширения.

Фиксация стержней 3 и 9 в обоймах 2 и 8 от проворота под действием сил трения осуществляется кольцами 4 и 13, установленными и зафиксированными в обоймах 2 и 8.

Для замены подшипника необходимо снять гайку 14 с шайбой 15 и винт 16, после чего может быть снята обойма 8 в сборе, установленная на валу 7 по плотной посадке. Для обеспечения центровки обоймы 8 на валу 7 материалы последних, как правило, выбираются одной марки (имеющие одинаковые коэффициенты линейного расширения). Наружная обойма 2 в сборе может быть извлечена из корпуса после снятия удерживающих ее креп еж и ы х дет а лей.

Использование предлагаемой конструкции высокотемпературного подшипника скольжения позволяет исключить из конструкций систему охлаждения такого подшипника со всем вспомогательным оборудованием, включающим обычно, вспомогательный насос, холодильник, трубопроводы, арматуру. Подбор материалов пар трения, фиксация и закрепление стержней в обоймах позволяют создать под15

Зо

40 шипник скольжения, работающий при высокой (до 300 С) температуре среды, снизить внутренние напряжения в материалах трущихся пар, имеющих отличный от материала обойм коэффициент линейного расширения, улучшить центровку вкладышей подшипников. Наличие пазов в перемычках между стержнями создает условия для турбулизации потока в рабочем зазоре, за счет чего улучшаются условия охлаждения и смазки подшипника.

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус, вал и обойму со стержневыми вкладышами, имеющими цилиндрические посадочные поверхности и закрепленными в обойме упорными кольцами, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, по крайней мере, на одном из торцов вкладышей выполнена цилиндрическая проточка с радиусом, равным радиусу внутренней поверхности упорного кольца, а в обойме выполнены продольные пазы с цилиндрической посадочной поверхностью, в которые установлены стержневые .вкладыши, контактирующие с внутренней поверхностью, по крайней мере, одного упорного кольца.

2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что обойма установлена в корпусе.

3. Узел по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен дополнительной обоймой со стержневыми вкладышами, установленной на валу, при этом ширина перемычек, между пазами обойм меньше диаметра стержневых вкладышей.

4. Узел по пп. 1 — 3, отличающийся тем, что в перемычках выполнены продольные пазы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Рудык М. А. Древесные пластики в качестве подшипникового материала. М.— Л., Госэнергоиздат, 1947, с. 30, фиг. 23.

584120

A д Pug 1

Фиг. 2

Составитель И. Крылова

Техред Н. Рыбкина

Редактор И. Марголис

Корректор Л. Денискина

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2609/12 Изд. № 968 Тираж 1154

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Подшинниковый узел скольжения Подшинниковый узел скольжения Подшинниковый узел скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх