Силовой замок для крепления люков летательных аппаратов

 

(19)SU(11)590900(13)A1(51)  МПК 6    B64C1/14(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯк авторскому свидетельствуСтатус: по данным на 07.12.2012 - прекратил действиеПошлина:

(54) СИЛОВОЙ ЗАМОК ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛЮКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к силовым замкам для крепления быстросъемных силовых люков. Известен силовой замок, содержащий разъемный по горизонтальной оси замка корпус, состоящий из нижнего и верхнего полукорпусов, соединенных между собой подпружиненным запорным органом с хвостовиком. Недостатком такого замка является наличие большого зазора между скрепляемыми деталями. Наиболее близким техническим решением из известных является силовой замок, содержащий подпружиненный запорный орган штыревого типа с хвостовиком, установленный в полости разъемного по горизонтальной оси замка, в основании которого установлена подпружиненная запорная шайба. Однако в этом замке сопряжение втулки и корпуса осуществляется по конусной поверхности, которая для обеспечения требуемой прочности по смятию имеет большую образующую, и при открытом положении замка они перекрывают друг друга, не позволяя устанавливать замки на криволинейных поверхностях с углов открытия более 50о; заклепки крепления создают дополнительное ослабление конструкции; конструкция шлица штыря и наличие зазора по диаметру головки штыря создают условия для скапливания в этих полостях влаги, которая, проникая внутрь замка, замерзает при низких температурах. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик замка. Это достигается тем, что в замке на верхней поверхности корпуса выполнен кольцевой конусный выступ, входящий в ответную кольцевую конусную проточку, выполненную на нижней поверхности втулки, причем средняя часть штыря имеет форму многогранника, взаимодействующего своими гранями с боковыми стенками прямоугольного отверстия корпуса. На фиг. 1 изображен предложенный замок в запертом положении, общий вид в разрезе; на фиг. 2 - то же, в другой плоскости; на фиг. 3 - то же, открытое положение; на фиг. 4 - сечение по А-А на фиг. 1; на фиг. 5 - сечение по Б-Б на фиг. 3. Малогабаритный силовой замок содержит втулку 1 со штырем 2, которая развальцована в крышке 3 люка. В окантовку 4 со стороны крышки 3 вставлен корпус 5, а с другой стороны завернута гайка 6, которые контрятся относительно друг друга шайбой 7. Штырь 2 фиксируется в запертом положении стопорной шайбой 8 и пружиной 9, опертой на упор 10. Втулка 1 имеет внутреннюю резьбу, а на нижнем конце штыря 2, на его ровной части, выполнена наружная резьба для того, чтобы вставить его во втулку 1 и затем, раскернив ее вверху, предохранить штырь 2 от выпадания из втулки 1. На нижней поверхности втулки 1 выполнена кольцевая проточка, в которую входит соответствующий ей кольцевой выступ корпуса 5. Благодаря контакту по двум поверхностям при одном и том же диаметре площадь смятия увеличивается вдвое, и для получения требуемой площади смятия длину образующей конуса можно уменьшить вдвое; благодаря этому уменьшается взаимное перекрытие втулки 1 и корпуса 5, что позволяет увеличить угол охвата крышек люков на криволинейных поверхностях до 120о. Корпус 5 вставляется в окантовку 4 сверху. На нижней части корпуса 5 выполнена резьба, на которую наворачивается гайка 6, и они контрятся друг относительно друга шайбой 7, которая своими внутренними усиками заходит в вертикальные пазы корпуса 5, а наружные усики загибаются на верхнюю часть гайки 6, выполненной в виде шестигранника. Внутри корпуса 5 расположена стопорная шайба 8, которая снаружи имеет выступы, входящие в пазы корпуса 50, а внутри - овальное отверстие, в которое входит фиксирующий выступ штыря 2. При открытии замка пружина 9 выталкивает штырь 2 из гнезда, устанавливает его почти заподлицо с окантовкой 4 и удерживает в этом положении. Для фиксации открытого и закрытого положений замка средняя часть штыря 2 выполнена в виде многогранника (см. фиг. 4, 5), который может поворачиваться в закрытое положение только в одну сторону по часовой стрелке на 75о. При открытом положении замка одна из граней штыря 2 упираются в боковые стенки прямоугольного отверстия корпуса 5, нижняя часть штыря 2 устанавливается против прямоугольного отверстия корпуcа 5, и пружина 9 подает штырь 2 через стопорную шайбу 8 вверх. При закрытии замка другие грани штыря 2 упираются в боковые стенки прямоугольного отверстия корпуса 5, фиксирующий выступ на нижней части штыря 2 устанавливается против прямоугольного отверстия стопорной шайбы 8, и пружина 9 подает ее вверх, - замок заперт. Таким образом, этот замок не требует большого зазора между крышкой 3 и окантовкой 4 (зазор в 1 мм для герметики и развальцовки). Замок применяется на различных толщинах окантовок (2-10 мм) за счет запаса длины резьбы на корпусе 5 и гайке 6; обеспечивает короткий путь для передачи открывающих усилий, выполнение головки штыря 2 конусной и шлица-радиусом предотвращает попадание влаги внутрь замка и ее замерзание там, замок не крепится заклепками, что уменьшает трудоемкость постановки замков и не ослабляет конструкцию; замок позволяет увеличить размеры люков, устанавливаемых на криволинейных поверхностях с углом охвата до 120о.


Формула изобретения

СИЛОВОЙ ЗАМОК ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛЮКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, содержащий втулку и корпус, в прямоугольном отверстии которого расположен подпружиненный штырь, несущий стопорную шайбу, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик замка, в нем на верхней поверхности корпуса выполнен кольцевой конусный выступ, входящий в ответную кольцевую конусную проточку, выполненную на нижней поверхности втулки, причем средняя часть штыря имеет форму многогранника, взаимодействующего своими гранями с боковыми стенками прямоугольного отверстия.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике в частности к съемному оборудованию для крепления и фиксации в определенных положениях поддонов, контейнеров и платформ с грузами, размещаемых в грузовых отсеках летательных аппаратов

Замок // 2104216
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности, к устройствам для одностороннего разъемного соединения двух и более элементов конструкций, и может быть использовано, в частности, в летательных аппаратах, автомашинах для крепления быстро- и легкосъемных элементов

Изобретение относится к машиностроени., а именно к конструкции люков летательных аппаратов и может применяться для открытия крышек люков и других транспортных средств

Изобретение относится к космическим летательным аппаратам и воздушно-космическим транспортным системам многоразового использования, орбитальным станциям и межпланетным короблям

Изобретение относится к средствам управления фонарем кабины самолета

Изобретение относится к авиационно-космической технике и может быть использовано для сброса давления из полости летательного аппарата, для обеспечения ее пыле- и влагозащищенности

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к устройствам термостатирования летательных, в частности космических, аппаратов, размещаемых под обтекателем ракеты-носителя при ее транспортировке к месту старта, при подготовке и проведении запуска
Наверх